Вы здесь

Опасная находка

Жила-была девочка Катя. Самая обыкновенная девочка. Пожалуй, необыкновенным в ней было только одно — она очень любила читать книги. Причем любые, какие только под руку попадутся, лишь бы интересными оказались. Из-за этой Катиной привычки читать что попало, все и случилось.

Как-то раз шла Катя из школы домой. Смотрит, а на скамейке возле их дома лежит несколько книг. Видно, их кто-то вынес на улицу за ненадобностью. А выбрасывать в мусорный бак пожалел и оставил на скамейке — авось, кто-нибудь да подберет. Тут-то и попались они на глаза Кате.

Книги те были уже не новыми, а изданными где-то годах в семидесятых. По большей части это были сборники материалов каких-то съездов. Их Катя даже раскрывать не стала — неинтересно. Была еще какая-то «Забавная Библия» некоего Лео Таксиля. Это Катю тоже не заинтересовало, поскольку у нее была Библия. Причем не одна, а даже две. Одна настоящая, большая, «взрослая». А другая — детская, с цветными картинками, уже не раз читанная и перечитанная Катей. Короче говоря, среди найденных книг Кате явно не попадалось ни одной интересной…

Неожиданно внимание Кати привлекла небольшая книжка в зеленом переплете. Автором ее, судя по надписи на обложке, был некто А. А. Осипов, профессор Ленинградской духовной Академии, умерший в 1967 году. А называлась книжка: «Откровенный разговор с верующими и неверующими». Катя сразу положила на нее глаз, поскольку была девочкой верующей, православной, хотя, как многие из нас, весьма редко бывавшей в церкви. Тем более, что такой книжки, адресованной сразу и верующим, и неверующим, она прежде никогда не встречала. Надо сказать, что для Кати (как и для большинства из нас с вами) слово «откровенный» значило то же самое, что и «честный». А поэтому выражение «откровенный разговор» она понимала, как «доверительный разговор по душам». Судя по этому, найденная книга обещала быть не только интересной, но даже полезной для Кати. Вдобавок, когда любопытная Катя пролистала книгу, ей сразу попалась на глаза фраза о том, что ее написал бывший православный священник. Почему именно «бывший», Катя не поняла. Но все-таки решила, что раз автор книги был священником, он не мог написать ничего плохого. Это окончательно уверило Катю, что найденную книжку можно читать без всякой опаски. Тем более, что она уже читала когда-то одну книгу с похожим названием: «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу». Правда, Катя по своей привычке искать в книгах только интересное, прочла ее очень бегло, пропуская те страницы, где не шла речь о приключениях героя. Разумеется, что результатом такого чтения стало то, что из прочитанного Катя запомнила очень мало. А поняла — и того меньше. Но все-таки книга «Откровенные рассказы странника» ей очень понравилась. И вот теперь в руки Кати попалась книга с похожим заглавием. А значит, возможно, и с похожим содержанием....
После всего этого неудивительно, что найденную книжку Катя положила в свой пакет с учебниками и принесла домой. И как только выдалась свободная минутка, сразу же взялась за ее чтение. Действительно, книга вроде бы вызывала на откровенность. Сперва ее автор рассказывал о себе, о том, как он стал священником, а потом даже профессором, преподававшим в Ленинградской Духовной Академии Ветхий Завет. Но дальше он почему-то принимался зло бранить Православную Церковь. Может быть, в книгу вкралась какая-то ошибка?.. Катя пролистала несколько страниц и пришла в полнейшее недоумение. Дальше все было еще хуже. Бывший священник и профессор писал о том, что… Православная вера является сплошной выдумкой, что нет ни рая, ни святых, ни даже…Бога. При этом он ссылался на достижения науки, а также на свои собственные духовные искания, которые якобы привели его к «прозрению», то есть, к безбожию.

Чем дальше Катя просматривала найденную книжку, тем в большее смятение она приходила. Ведь она была православной, и веровала во все то, над чем так зло глумился этот неизвестный ей А.А. Осипов. Катя не хотела верить ему. Но увы, она слишком мало знала о Православии, чтобы попытаться опровергнуть те аргументы, которые автор книги приводил в защиту безбожия. Могла ли школьница Катя со своими небольшими и неглубокими знаниями тягаться с высокообразованным бывшим профессором? Так чему же ей верить? Тому, о чем пишет он? Или тому, о чем она читала в «Детской Библии» и некоторых других церковных книгах? Весь вечер и весь следующий день Катя пребывала в раздумьях и сомнениях. Они не оставляли ее даже ночами. Две ночи подряд Кате снился один и тот же страшный сон. Будто она бродит одна — одинешенька по полутемному, заброшенному дому, населенному какими-то пугающими тенями, пытаясь выбраться из него. Но никак не может этого сделать.

За два дня Катя побледнела, осунулась. Это заметили ее родители. Но получить от них ответы на мучившие ее вопросы Катя тоже не смогла. Дело в том, что родители Кати, оба врачи-хирурги, хотя и были крещены, появлялись в храме только раз или два в год — обычно на Крещение и на Пасху, для того, чтобы взять святой воды или освятить кулич и крашеные яйца. И смотрели они на Православие исключительно как на «русские народные обычаи», периодически выполняя которые, можно «получить заряд положительной энергии». Поэтому их ответы на Катины вопросы, были, пожалуй, ближе к тем страшным словам из найденной книжки, которым так не хотела верить окончательно сбитая с толку Катя… Когда же Катя пожаловалась родителям, что ей снятся страшные сны, они заявили, что ей просто надо полечить нервы, и тогда она не будет «зацикливаться на разных пустяках». Поэтому посоветовали ей сходить к соседу, Александру Ивановичу, врачу-невропатологу, чтобы тот назначил ей что-нибудь успокоительное. Катя подумала и решила действительно сходить к Александру Ивановичу. Но не исключительно как к врачу.

Дело в том, что Александр Иванович, врач-невропатолог со стажем лет в 14, был не только врачом, и даже не только Александром Ивановичем. Одновременно он имел другое имя — отец Димитрий, поскольку был монахом в рясофорном постриге. Была у него и другая профессия, вернее, другое служение — он был диаконом. Отец Димитрий служил в одном из городских храмов. Однако с медициной тоже не порывал, и вел прием, как врач, в местной поликлинике. Вдобавок о. Димитрий был еще и студентом-заочником Православного Свято — Тихоновского Богословского института, в котором он учился уже пятый год и собирался вскоре сдавать выпускные экзамены. Именно поэтому Катя и надеялась, что он поможет ей не только как врач, но еще и как человек, сведущий в богословских науках. Отцу Димитрию Катя доверяла вполне. Ведь он был соседом, врачом, давним другом их семьи. А самое главное — православным. Значит — почти своим человеком.

К счастью, о. Димитрий оказался дома. Поскольку Катю послали к нему за лечением, сначала она пожаловалась на беспокоившие ее тревогу и плохой сон. А рассказ свой заключила словами:
-Мама с папой говорят, что мне надо нервы лечить. Выпишите мне, пожалуйста, каких-нибудь таблеток «от нервов».
Отец Димитрий улыбнулся.
-Давай-ка я сначала тебя посмотрю. — С этими словами он взял в руки блестящий молоточек с резиновой головкой. — Но прежде займемся анамнезом твоей болезни. — Заметив недоумение Кати, о. Димитрий пояснил. — То есть «историей» твоей болезни. Давай-ка, рассказывай, что с тобой случилось? Я ж тебя позавчера видел, когда ты с подружкой в школу шла и смеялась. Значит, еще два дня назад со здоровьем у тебя проблем не было. Так что же такое произошло за эти два дня?

И пришлось Кате рассказать все начистоту. И про найденную книгу, и про то, что она в ней вычитала. И как стала сомневаться, есть Бог или нет. Когда же Катя закончила, она достала злополучную книгу и положила ее на стол перед о. Димитрием. Увидев ее, тот печально улыбнулся:
— Старая знакомая. Когда-то мне тоже приходилось читать такие. И в школе, и в мединституте. Таких книг тогда много печатали. И Таксиля, и Емельяна Ярославского, и Дулумана, и других безбожников. А в них такого было понаписано, что, действительно, заболеть недолго. Поэтому издревле таких людей, отрицавших Бога, безумными считали. Даже в одном из псалмов есть о них такие слова: «сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»» (Пс. 13. 1) А ты сама как думаешь — правду этот Осипов написал или нет? Веришь ты ему?
Катя подумала. А потом твердо сказала:
-Не верю. Бог есть. И я не могу без Него.

Вот так сама Катя и дала ответ на один из беспокоивших ее вопросов. И дала она его с помощью веры в Бога, что жила в ее душе. Ведь еще более семнадцати веков назад, один из первых христианских писателей заметил, что душа человека по природе своей — христианка. Поэтому жить без Бога, без веры в Него она не может — «без Христа в душе пустота». Без Бога душа умирает.
Впрочем, у Кати оставались еще вопросы, требовавшие именно таких знаний, которых она не имела — как же мог священник сделаться «воинствующим безбожником»? И правду ли он писал, утверждая, будто к отрицанию Бога его привели «духовные искания»? Ответить на эти неразрешимые для Кати вопросы мог только о. Димитрий. И она задала их ему.
Отец Димитрий призадумался. Потом встал, снял с полки большую толстую книгу в темно-зеленом переплете, и, найдя нужную страницу, попросил Катю прочесть написанное там.

Книга эта называлась «История Русской Церкви 1917-1997 гг.». Автором ее был православный священник и церковный историк, протоиерей В. Цыпин. А на открытой о. Димитрием странице был напечатан отрывок из доноса, сделанного А.А. Осиповым в 1951 году. То есть за восемь лет до его публичного отречения от Бога. На других страницах Катя нашла еще несколько выдержек из того же самого доноса… Теперь ей стало понятно, кем в действительности был автор смутившей ее книжки. Выходит, когда он писал, что пришел к отрицанию Бога путем долгих и мучительных духовных исканий, он просто-напросто лгал. Какие духовные искания могли быть у предателя, который, еще внешне находясь в Церкви, тайно предавал ее, тем самым отрекаясь не только от нее, но и от Бога? Ведь, по словам Священномученика Киприана Карфагенского, «никому не дано назвать Бога Отцом, не назвав Церковь матерью». Когда же Катя дошла до той характеристики, которую Осипов давал Священноисповеднику Луке (Войно-Ясенецкому), она не выдержала и закрыла книгу. Дело в том, что в ее семье глубоко чтили память Святителя Луки. Конечно, Катины родители почитали его в большей степени как гениального хирурга и автора классического руководства по гнойной хирургии, нежели как архиерея и мужественного исповедника Православия. Но все же они благоговели перед его памятью. И Катя — тоже. Поэтому ей было больно читать то, что написал о Святителе Луке в своем доносе ренегат-безбожник.

Таким образом, и на последний свой вопрос Катя тоже получила убедительный для нее ответ. Вряд ли у доносчика, а позднее — и у богоотступника-богоборца, в действительности могли быть какие-то духовные искания. Как видно, это была всего-навсего ложь, выдуманная им, чтобы оправдать свою измену Богу и Его Святой Церкви. Только теперь Катя до конца поняла, какой опасности подвергалась, читая его книгу. Неожиданно ее раздумья прервал отец Димитрий.

-А знаешь, чем кончил автор этой книги? За свое глумление над Богом он был отлучен от общения с Церковью. Несколько лет он активно занимался пропагандой безбожия, написал несколько книг. В том числе и вот эту. Но Бог поругаем не бывает. И Осипов заболел тяжелой и неизлечимой болезнью. Умирал он очень долго и мучительно. Интервью, которое он дал, лежа в больнице, и в котором уверял, будто «атеизм внес свет в его жизнь», и он не собирается каяться в своем богоотступничестве, стало его последней ложью. Ею потом долго пользовались его собратья-безбожники, ссылаясь в своих атеистических книжках на то, что Осипов якобы умер убежденным атеистом, едва ли не радующимся о своем отступничестве от Бога. Но это тоже была ложь. Я читал, что когда умирающий Осипов наконец осознал, какой страшный ответ ему вскоре придется держать перед Богом, то написал Патриарху Алексию 1 письмо с просьбой простить его и принять в церковное общение. Он получил ответ, что это возможно. Но при одном условии. Если он публично, через газеты, опровергнет свое отречение от Бога. Этого не произошло. Видимо, за многочисленные предательства и богохульства, которые совершил А.А. Осипов, Господь окончательно отвернулся от него. В церковной истории о нем осталась недобрая память, как о богоотступнике. О посмертной же участи его можно лишь с ужасом догадываться...

— Видишь, какую опасную книгу ты нашла, — сказал Кате о. Димитрий. — Это почти как в том стишке: «мальчик в овраге нашел пулемет…» Хотя ничего смешного тут нет. И слава Богу, что ты сразу поняла, что в этой книге «что-то не то» написано и не поверила ей. А если бы поверила, могло быть и хуже. Поэтому впредь будь осторожнее. Не всякой книге можно верить. Даже таким, которые с виду вроде бы безобидными кажутся. Например, тем книжкам, которые разные люди на улице прохожим предлагают. Некоторые их читают и им верят — вроде бы книги «о божественном» и тоже на откровенность вызывают. Да вдобавок — их раздают бесплатно. А на самом деле это сектанты-проповедники за людскими душами охотятся. Их книги не менее опасны, чем та, которая попала тебе в руки. Если им поверить — можно в такой темный лес забрести, что потом и не выйти оттуда. Помнишь басню С. Михалкова о неопытном щенке, который на свою голову поверил гадюке и захотел подружиться с нею, а она его укусила? Поэтому прежде чем верить книжке «о божественном», которая не православным издательством напечатана, подумай хорошенько, стоит ли тебе за нее браться? Потому что, как говорится в этой басне: «приходит с возрастом и опыт, и наука, уменье различать, где — уж, а где — гадюка».

После разговора с о. Димитрием Катя успокоилась. Она поблагодарила его и отправилась домой. Симптомы ее болезни как рукой сняло. А Катина опасная находка — атеистическая книжка — так и осталась где-то у о. Димитрия. Да, впрочем, стоит ли вспоминать о ней?..
Что было дальше? А вот что. Наученная своим горьким опытом Катя перестала читать все, что попало. Вместо этого она решила побольше узнать о Православной вере, чтобы больше не попадаться на удочку обманщиков — безбожников или сектантов. Поэтому она стала чаще посещать соседний храм. А заодно — пошла учиться в воскресную школу при этом храме. Потому что поняла — знания, которые там дают, необходимы и полезны для самого главного, что есть у нее — для ее души.

Комментарии

История не очень. А вот история покойного о. Александра Осипова (назову так) - моя давняя боль. Я ведь как раз знакомилась с миром Церкви по его книгам. В 1985 г. у нас в провинции не достать было церковных книг. А вот книги оного Осипова - были. Как и те книги, что помянул здесь священник. Мог ли знать этот несчастный человек, что кого-то его книги ПРИВЕДУТ к вере! Впрочем, я читала еще одно свидетельство (в приложении к "Фоме" - о таком же эффекте от этих книг)... Иногда я молюсь за него. Потому что жаль, что такой человек так сгинул... "его пример - другим наука"... А причина его отступничества...кажется, в 2005 г. году "Сатис" издал о нем книгу Фирсова "Апостасия". Я больше верю легенде, рассказанной им самим в своих книгах. Хотя истина, наверное, где-то "между". В любом случае - рассказ написан, Вы прочли... Спасибо Вам! Е.