Вы здесь

Ночь вдали от снежных пиков

В Грузию я отправлялся не только ради встречи с архимандритом. Хотелось тамошние церкви увидать, изнутри почувствовать сердце Кавказа. Хотелось среди лета набрать пригоршню снега; уж так я горы люблю, а любовь, она необъяснима, люблю, и точка.

Архимандрита я узнал по его книгам. Но одно дело общие книжные советы, совсем иное – получить ответ на личный вопрос. Как жить, кем быть? Не картографом, не редактором, – а в то время я редактировал карты и атласы, – сомнений нет, а если... Об этом даже себе самому боялся признаваться… Дома спросить о духовном пути не у кого, а тут живет человек опытный, искушенный.

Подробности путешествия опускаю, к делу они не относятся, хоть и подмывает описать Дарьяльское ущелье. От Казбеги решил идти пешком, хотелось подольше видеть настоящие, не игрушечные горы. Внезапно, лишь скрылось солнце, их затянуло дымкой, с вершин потянуло холодом, а там и тьмой обволокло, по жилам пробежал страх. Суровые горы, вековечные.

Утром съехал через перевал в долину, а там, через Тбилиси добрался до монастыря. Оказалось, архимандрита перевели, таков удел священнослужителей – ходить в послушании у старших. О новом месте служения не стал дознаваться, пора домой ехать. Так слишком часто случается в жизни: хочешь многого, довольствуешься малым, лучше синица в руках, чем журавель в небе. Не вышло с архимандритом поговорить, зато своими глазами увидал древнюю православную страну. Еще б доставить себе радость снежок в руках подержать на высотах Кавказского хребта, да хинкали заказать с вином у подножия Казбека. А радости, как известно, предшествует скорбь.

На окраине грузинской столицы я голосовал попутку, собираясь автостопом подняться в Казбеги. И она остановилась, водитель видавшей виды иномарки поставил на крышу канистру – знак проезжающим, что с ним срочно надобно бензином поделиться.

- Что, не хотят выручить бензином? - решился заговорить с водителем, надеясь, что он-то и возьмет в сторону границы.

Услыхав, откуда я приехал, водитель немедленно задействовал непреложные законы грузинского гостеприимства, тут и «гэнацвали», «будешь помнить о нашей встрече всю жизнь», и: «у каждого грузина есть две вещи – женщина и вино». А поскольку женщины в машине не оказалось, пришлось отдуваться вином, с традиционными тостами и заверениями в дружбе. Пока подоспела канистра с бензином, мы сдружились ровно на две пластиковые двухлитровые бутылки вина, а третья перекочевала в мой рюкзак. Новый друг бывшего обладателя трех бутылок вина, то бишь я, погрузился на переднее сидение и мы наконец-то поехали.

Куда – неизвестно, он доставит именно в то место, откуда я быстро уеду к границе. Не то слово – поехали. Мой кавказский друг выжал из иномарки все сто восемьдесят, и вскоре мы зачем-то припарковались у полицейского поста. Друг-водитель ушел, приказав мне ждать. Потянулись минуты, часы, некто вежливо-боязливо подошел ко мне, сказал «гамарджобат», я рассеянно ответил тем же, услышал непонятную скороговорку, сказал: «не понимаю». Тогда незнакомец по-русски спросил, чья машина. А что ему ответить, пожал плечами, сам раздумывал, то ли мент он, то ли бандит.

Водитель вернулся злой-презлой, плюхнулся в кресло и мы дернулись с места так, будто на самолете взлетели. Ага, бандит, подумал я.

Помчались зачем-то в Тбилиси, прижали к бровке КАМаЗ, остановились. Друг выскочил из машины, стал орать на водителя грузовика, страшно размахивая руками, а под конец перешел на плевки. Заплевал дверцу кабины, а работяга все отнекивается по-своему. Ага, полицейский, значит.

На такой же бешеной скорости мы снова из Тбилиси рванули в сторону Мцхеты.

- Здесь идут машины на границу. Вам помогут остановить, - полицейский, бандит и друг в одном лице показал на невзрачную фигуру стража порядка.

Как завороженный, не отрываясь, я наблюдал за действиями тщедушного полицейского. На проезжающие автомобили тот реагировал по-разному. Едет авто, полицейский свистит, авто притормаживает, страж порядка хватает протянутую купюру в один лари, и машина удаляется. Или не свистит, авто останавливается добровольно, денежка перекочевывает в карман полицейского. Иногда автомобиль проносится мимо, никакого свистка, значит, не груженый. А раз случилось, авто пронеслось мимо под свист моего знакомца, и тотчас за дерзким нарушителем отправилась погоня. Возвращение полицейской машины через полчаса напоминало триумфальное шествие: из кабины вывалились сияющие чины в погонах и проследовали в будку автоинспекции. Будто молодожены, полицейские чины до самого утра безвылазно праздновали удачную поимку нарушителя.

А мы с младшим чином до утра собирали лари. Вдохновенный делатель ночного мздоимства исправно клал деньги в карман, я сочувственно наблюдал, с каждым часом все яснее понимая, что нахожусь не там, где надо бы стоять. Хотелось выть: в окрестностях Мцхеты жил монах Шио, к нему за едой и лаской приходил волк. Наверное, древнему хищнику не хотелось так выть, как мне.

Скорее в горы, и я, только рассвело, бросил рюкзак на плечи. Там не увидишь откровенного разбоя на дороге, там ближе небо, там шумит Терек, там снег. Господи, хочу снега…
Далеко идти не пришлось, меня подобрала одна попутка, другая, на очередном блокпосту остановили маршрутку. И окончилось путешествие, как мечталось, у подножия горы Казбек: на столе хинкали, лаваш и вино от друга, грозного гонителя ночных КАМАЗов.

Ни один вопрос не остается без ответа, надо только услышать его. Так и у меня вышло. Годы спустя узнал: ту ночь на посту грузинской автоинспекции я провел в получасе ходьбы от места слияния Куры и Арагви, в Мцхете, куда перевели архимандрита. И о мне молился он, ведь монахи молятся о всем мире, особенно об одиноких путниках, стоящих на развилке жизненного пути. Как же не помолиться о нем монаху, насельнику святынь, помнящих проповедь святой Нино?!

Значит, получен таки ответ. Через два месяца после ночи на посту автоинспекции и обеда под снежным пиком Казбека я успешно сдал вступительный экзамен в богословский институт.
 

Комментарии

Спасибо Вам, дорогой Дмитрий, за этот чудесный рассказ. Мне самому захотелось побывать на Кавказе. У Вас хороший, образный слог. Желаю Вам дальнейших творческих успехов.
Ваш прот.Н.Агафонов