Вы здесь

На дне ласкового моря

Сказка

На дне ласкового моря жила жемчужная раковина. Совершенно такая же, как другие. Ещё в те времена, когда она была совсем-совсем юной, с розовыми створками, внутри неё уже росла маленькая жемчужина. Время шло. И раковина, и жемчужина, становились всё старше и старше, всё больше и больше.

У раковины было сразу две особенности. Во-первых, она жила на выступе скалы, так что взирала на все остальные раковины сверху. А во-вторых, ужасно не любила людей.

— Не говорите мне об этих эгоистах и грубиянах, приплывающих сюда и забирающих лучших из нас! Не желаю и слышать о них! Пусть никто не смеет при мне о них упоминать!

Что тут возразишь? Остальные раковины лишь покорно кивали. А рыбы тем и хороши, что умеют вовремя промолчать.

И всё же раковины иногда шептались о людях потихоньку:

— Мы созданы для их утешения. Сам Господь даровал способность растить жемчужину. Она не нужна нам, так пусть же люди забирают её!

Но тут в разговор встревала старая раковина. Она сердито кричала сверху:

— Никто не обязан их слушаться! Они так грубы и мерзки! И кажется, я уже просила не упоминать о них в моём присутствии!

Оставалось только шептаться о людях, когда старая раковина закрывала створки и погружалась в сон. Рыбы, конечно, всё понимали, но благоразумно молчали. Ведь дело
было в том, что ловцам трудно заметить старую раковину на высоком выступе скалы. Господь для кого-то растил и берёг эту жемчужину.

Шумливые мальчишки бегали вдоль берега, плескались и смеялись. А потом ныряли. Некоторым из них попадались раковины с жемчужинами.

***

Все дети совершенно разные. У некоторых есть замечательные веснушки. Разве с такими веснушками их с кем-нибудь перепутаешь? У некоторых на затылке хохолок, который топорщится в любую погоду. А некоторые — совершенно рыжие. (Правда, это редкая удача!) Конечно, встречаются и обыкновенные дети. Им немного обидно, что они самые обыкновенные, и они начинают дразниться. Не стоит на них за это обижаться.

Среди мальчишек, прибегавших на берег, был один со смешным хохолком на затылке. Его дразнили. У него, как у всех мальчишек, была мечта. Вы ведь знаете, что мальчишек без мечты не бывает? Он хотел найти самую большую и самую красивую жемчужину. Об этой мечте он никому не рассказал бы. Впрочем, и о ней он иногда забывал — когда его дразнили особенно жестоко.

***

Пришло время, когда раковина совсем состарилась. Она стала меньше ругать людей — не потому, что полюбила их, а потому, что ей уже трудно было много говорить. Жемчужина в ней была огромных размеров и редкостной красоты. Но раковина по-прежнему на всех сердилась. А почему — догадайтесь сами. Она жила на выступе скалы и её трудно было заметить.

***

Мальчик со смешным хохолком на затылке, мечтавший о самой большой жемчужине в мире, пришёл сегодня один, сильно чем-то обиженный. Нырять в обычном месте не хотелось, и он отошёл левее, к скалам.

А потом сел на шершавую скалу и принялся кулаком размазывать слёзы, которые предательски текли по щекам, так и норовя попасть в море. Он размазал их все, но одна ухитрилась пробраться на щёку и упала в море, прямо под той скалой, на которой сидел мальчик.

Горячая слеза пробила толщу холодной воды и упала прямо на старую раковину. И она ничего не сказала, не заворчала, не обиделась и не захлопнула створки. Даже немного приоткрыла их от удивления.

Потом огляделась: не смотрит ли кто? Но кругом все дремали, а рыбы уже в который раз весьма благоразумно промолчали.

Мальчик посидел ещё немного. Горечь обиды стала стихать, и мечта снова овладела им. Он никогда не дерзал молиться Богу о такой несерьёзной вещи, но теперь немного рассказал Ему о своей мечте. Что же, что мечта его проста и наивна? Ведь она владела сердцем.

Постепенно он успокоился. Никто не видел, как он плакал, и лишь одна слеза убежала и могла бы его выдать.

Он решил нырнуть сегодня с этой скалы. Вода была немного холодной, и это развеселило. Мальчик раньше не нырял с этого места, и скалы под водой были совсем незнакомыми. На вертикальной стене он увидел выступ, а на нём — огромную раковину. Она была покрыта наростами, некрасивыми и жёсткими. Но в открытых створках виднелась жемчужина огромной величины, очень красивая. Раковина не закрыла створки, а когда мальчик приблизился, даже чуть больше отворила их. Она сама отдавала ему жемчужину, о которой он мечтал, о которой только что рассказывал Богу и которую Бог уже давно растил для него.
 

Из книжки "Смиренный подорожник"

Рисунок художника Натальи Грачёвой

Комментарии

Мария Коробова

 Ваша милая сказка написана явно и для взрослых. и для детей. В любом случае Вы показали их с большой любовью и правдоподобием, включающим и (увы!) детскую жестокость. Образ обиженного  мальчика, честно говоря, в какой-то момент полностью заслонил сложный мир брюзги-раковины. Мораль сказки нехитра, но поучительна и для старого, и для малого. Такие раковины я встречала на жизненном пути. Правда, ни одна не хотела отдавать свою жемчужину...

Спасибо за интересное литературное впечатление, успехов!

Марина Алёшина

Мария, благодарю, Вы снова не прошли мимо!
А мне раковина даже почему-то симпатична. Иногда человек попадает в замкнутый круг, из которого не может выйти...
А тут главная мысль была: Господь не просто слышит, а готовит утешение задолго даже до нашего рождения. Может быть, она недостаточно рельефна. Ведь это была моя самая первая сказка.

Мария Коробова

 Наверное, поэтому "детские" линии и смыслы высвечиваются для меня прежде и ярче других. Действительно, Ваша притча глубже и интереснее моего локального восприятия. Буду учиться смотреть в глубины автоского замысла (в контексте "морской" истории  "глубины" получились  вроде каламбура - но я не нарочно.

Елена Гаазе

 Дай Бог и нам, чтобы то, за что мы могли быть осуждены,  благодаря бесконечной Любви к нам Господа,вдруг стало нашим оправданием. Как же Он милостив - всем дает шанс ко спасению, даже эгоистам, бесплодным маловерам. Мальчику раковина послана в утешение, но Раковине мальчик гораздо нужнее, чем она ему...

Ага, уважаемая Марина - мы с Вами, похоже, спели одну тему, хотя и с разных сторон. Моя Мара не покаялась и осталась умирать среди своих богатств. А у Вас гордая раковина (потому-то и не нашел ее (не взыскал) никто, что гордая была - хороший образ!) все-таки на старости лет решилась подарить человеку то, что в ней бережно росло и скрывалось - жемчужину. Исполнить чужую мечту, ради которой (судя по Вашей сказке) живут раковины. И тем самым оправдала свое существование. Спасибо! Хорошая сказка. И картинка - самое то - радостная.  С уважением - Е.

Марина Алёшина

Благодарю, матушка.
Умеете Вы читать.
А раковину я не сочла такой уж гордой. Она просто обиделась, не смогла понять Промысла Божия, а потом не преодолела себя. Это бывает часто.
Всегда радостно, что есть разные прочтения одного и того же текста!
Марина

Странно, что ж она не поняла Промысла, когда все раковины твердили: мы отдаем свои жемчуга... Вот и показалось, что она была гордой - лежала на скале, пялилась на всех свысока.... А читать - дело нехитрое, если вещь дельная. Я, как-никак, с середины 80-х детской лит. критикой занималась - набила руку. Зато - эх, позор на мой седины - "проглядела" обиженного рыжего мальчишку. Прошу за то смиренно прощенья. "Малютка Ганс, хотя и мал, катается верхом, но как-то раз он нос задрал и - в лужу кувырком"! Е.