Мы рождены - ко многому успеть…
И выбор ждет у зрелости истока:
Нести свой свет… стремиться и гореть, –
Иль духом умереть еще до срока.
Но как гореть? Точнее – как сгорать?
Без жертв напрасных, фарса и комедий,–
Чтоб в книге бытия не разыграть
Еще одну из тягостных трагедий.
Гореть по жизни можно как свеча, –
Дарить тепло спокойно и радушно,
Светить в пути, и, кротости уча,
Не навредить огнем своим послушным.
А можно вспыхнуть, дерзко, как пожар,
Огнем свободным, ярким, восторгая.
В бою, как вызов, бросить Божий дар,
Вокруг себя враждебный мир сжигая.
2009
Комментарии
Дорогой Алекс!
Протоиерей Алексий Зайцев, 11/11/2009 - 18:45
Дорогой Алекс!
У меня в негоативном смысле употреблен не образ "огня", а образ "пожара" - если можно так выразиться "беспорядчного огня".
Следует заметить, что в этом стихотворении не рассталены окончательные акценты. Нет и строго осуждения образа "пожара" и абсолютного возвеличивания ораза "горящей свечи". Здесь, возможно, больше повода к размышлению, нежели конкретных ответов.
Дорогая Ирина! Спаси
Протоиерей Алексий Зайцев, 01/11/2009 - 23:37
Дорогая Ирина!
Спаси Господи за Ваш отклик.
Я думаю оставлю все как получилось, буду думать о новых стихах.
Храни Господь Вас и Ваших близких.
Еще вариант
Протоиерей Алексий Зайцев, 01/11/2009 - 23:28
Насчет "комедий" - "трагедий" я особо не комплексую. Так формально ведь можно придраться к чему угодно. Я пробовал разные варианты, но лучше, чем было не получилось.
Можно конечно и такой вариант второго четверостишия:
"Но как гореть? Точнее – как сгорать?
Без жертв напрасных, вызванных тобою,–
Чтоб в книге бытия потом не стать
Еще одной трагической главою".
Как Вам?
Дорогой отец Алексий, лично
Ирина Богданова, 01/11/2009 - 23:33
Дорогой отец Алексий, лично мне первый вариант кажется более понятным, а во втором как-то не очень яснА мысль, кем вызваны напрасные жертвы.
Дорогая Мария! Образ огня,
Протоиерей Алексий Зайцев, 31/10/2009 - 22:06
Дорогая Мария!
Образ огня, пожара – задумывался в целом как негативный образ. Такое горение часто впечатляет окружающих, но оно несет в себе существенную примесь человеческой страстности. Такой огонь может сжечь на своем пути и много полезного. Вся жизнь страстного человека превращается в непрестанную вражду против других; и, что самое важное, такой человек из за своей гордости и страстности часто сам наживает себе врагов на пустом месте, а потом вступает с ними в отчаянную борьбу.
«бросить Божий дар». Божий дар дается нам для созидательной деятельности, а люди, которые «горят как огонь» часто используют его для деятельности разрушительной, для борьбы с другими.
Безусловно, в данном стихотворении далеко не все разложено по полочкам (как в ряде других моих стихотворений), далеко не на все дан ясный ответ. Многое в понимание этого стихотворения зависит от личного восприятия читателя.
Рад Вашим посещениям и комментариям, Мария.
Храни Вас Господь.
Евангелист Иоанн Богослов был
Алекс, 01/11/2009 - 23:35
Евангелист Иоанн Богослов был огненным по духу. Страстность натуры это свойство темперамента. Можно гореть и сгорать, воспламеняя всех вокруг, а можно тлеть без пользы для других. Это я к тому, что образ огня не может быть негативным в принципе. Важно чем гореть и для чего, каким огнем гореть: ненависти или любви.
Полемичные стихи, батюшка
Мария Коробова, 31/10/2009 - 21:37
Доброго вечера! Чуть не пропустила еще одно Ваше стихотворение, а мне они всегда очень интересны. Показательно, что в содержании "веер предложений" (как сказала бы моя начальница)
А как горит Ваш огонь? Мне кажется, как "радушная свеча", спокойный и ясный светоч, звездочка путеводная... "Сжигать" или "восторгать" кого-то - странно представить Вас в этой ипостаси. - Одно - жестоко, другое - суетно. Вот "Божий дар - как вызов..." - я не очень поняла. Дар своей "самости", способности воевать с "враждебным миром"? Или образ шире, и речь идет о мятежной душе? Корень "мятеж" - жутковатое слово. Это равноправное "предложение" или осуждаемое Вами?
Очень, очень интересный текст. Многое от меня явно ускользает. Но остается общее впечатление чего-то яркого, сильного...
В постскриптуме хотела только еще реплику вставить(только не сердитесь, Христа ради - ладно?) - "Комедию" и "Трагедию" как-то "не смотрится" рифмовать. чуточку комично.
С огромным уважением Ваша Нижегородская собеседница
Дорогая Светлана, очень рад
Протоиерей Алексий Зайцев, 29/10/2009 - 14:22
Дорогая Светлана, очень рад Вашему посещению и отзыву.
Трудовое конечно получилось стихотворение.
Я заметил такую вещь: когда увидишь уже опубликованное стихотворение, как-то более критичеки к нему относишься, чем раньше, острее чувствуешь его недостатки.
Творческих успехов Вам, и всего самого наилучшего.
Прекрасно!
Светлана Коппел-Ковтун, 29/10/2009 - 13:37
Замечательное плучилось стихотворение!
Думал успею внести новые правки
Протоиерей Алексий Зайцев, 29/10/2009 - 09:06
Дорогая Ирина!
Спаси Господи, Ирина за Ваше посещение о оценку...
А Вы все-таки опередили меня. Я думал незаметно внесу новые правки:
1) Первую строку сделал: Мы рождены – ко многому успеть… (вместо старого: Нам жизнь дана ко многому успеть…) – по фонике так лучше.
2) последние две строки стихотворения стали звучать:
«В бою, как вызов, бросить Божий дар,
Вокруг себя враждебный мир сжигая».
Для меня ярким примером в процессе написания стихотворения является А.С.Пушкин. Он являясь, безусловно, гениальным литератором очень тщательно работал с текстами своих произведений. Так что это удел не только графоманов.
Получилось замечательно! И
Ирина Богданова, 29/10/2009 - 13:30
Получилось замечательно!
И сразу запоминается, что говорит о слаженности стихотворного строя.
Отностительно графоманов, то мой опыт показывает, что они как раз не работают со своими текстами, а пишут и пишут, пишут и пишут...
Учитывая пожелания и
Протоиерей Алексий Зайцев, 29/10/2009 - 02:50
Учитывая пожелания и замечания, внес в текст следующим правки:
1) Первая строка стала звучать: Нам жизнь дана ко многому успеть… (было: Прожить достойно надобно суметь…).
2) Изменено заключительное четверостишие:
Было:
«А можно вспыхнуть, дерзко, как пожар,
Огнем надрывным, ярким восторгая.
Бросать врагам, как вызов, Божий дар,
Вокруг себя жестокий мир сжигая».
Стало:
«А можно вспыхнуть, дерзко, как пожар,
Огнем мятежным, ярким восторгая.
Врагам, как вызов, бросить Божий дар,
В пылу сражений ветхий мир сжигая.»
Немного поясню, на что я хотел указать в последних двух строках. Дело в том, что в горение человека в жизни «как пожар» вносит трагическую ноту. Весь мир вокруг этого человека превращается в поле битвы «за добро». Но в такой борьбе, нередко, гибнет не только грех, но и сам окружающий мир. Но, с другой стороны, когда "ветхий" мир сгорает - на его месте должен появиться что-то "новое".
Я, безусловно, не совсем удовлетворен как была раскрыта суть стихотворения (и фоника не на высоте).
Есть над чем работать, и над чем думать в последующем.
Приношу благодарность всем за участие в обсуждении.
Всегда рад новым пожеланиям и предложениям.
Мне и так и так нравится, но
Ирина Богданова, 29/10/2009 - 07:23
Мне и так и так нравится, но второй варант, пожалуй, образнее.
Спаси Господи, Сергей, за
Протоиерей Алексий Зайцев, 28/10/2009 - 21:19
Спаси Господи, Сергей, за Ваше участие. Я подумаю... Не стесняйтесь говорить, если что заметите.
Отец Алексий, добрый вечер.
Сергей Магалецкий, 28/10/2009 - 20:55
Отец Алексий, добрый вечер. Очень красивое стихотворение! Пламенное и яркое, как огонь. Спасибо огромное!
Последняя строчка не очень ложится на сердце - "...Вокруг себя жестокий мир сжигая." Может быть попробовать немного изменить - Вокруг себя ГРЕХИ сжигая... И еще словосочетание - "надрывным, ярким," не кажется очень удачным. Простите, ориентируюсь только на слух, как слышу. Может и не прав. Хотелось просто, чтобы стихотворение заиграло еще лучше и чище. Храни Вас Бог!
Очень рад Вашему посещению,
Протоиерей Алексий Зайцев, 28/10/2009 - 20:18
Очень рад Вашему посещению, Елена.
Храни Вас Господь.
Спасибо, отец Алексий
Елена Гаазе, 28/10/2009 - 20:06
за пронзительное стихотворение, у меня на последнем четверостишье даже слезы навернулись. Чувствуется, что это все выстраданное у Вас.
Еще раз спасибо Вам за Ваш добрый свет.
Спаси Господи, Ольга, надо
Протоиерей Алексий Зайцев, 28/10/2009 - 18:32
Спаси Господи, Ольга, надо хорошо подумать...
У меня вообще первоначально первая строка было: "Шагать по жизни надобно уметь" или можно "Идти по жизни..."
Отец Алексий, прекрасно...
Ольга Клюкина, 28/10/2009 - 18:10
Прекрасное стихотворение, отец Алексий! Особенно - три последних четверостишья, на одном дыхании. А первое - почему-то не очень...
Мне вдруг немного дерзкая мысль пришла в голову (не обижайтесь, если что, она у меня сегодня с утра болит!). А что если это стихотворение немного перевернуть и "встряхнуть"?
Гореть по жизни можно как свеча,–
Дарить тепло спокойно и радушно,
Светить в пути, и, кротости уча,
Не навредить огнем своим послушным.
А можно вспыхнуть, дерзко, как пожар,
Огнем надрывным, ярким восторгая.
Бросать врагам, как вызов, Божий дар,
Вокруг себя жестокий мир сжигая.
Так как гореть? Точнее – как сгорать?
Без жертв напрасных, фарса и комедий,–
Чтоб в книге бытия не разыграть
Еще одну из тягостных трагедий.
Разумеется, это всего лишь эксперимент, даже не совет, так что вовсе не обязательно поддерживать. Просто у меня сегодня в голове что-то вращается, вот и с Вашим стихотворением вдруг повернулось. В нем есть классический, тютчевский звук...