Вы здесь

«Мандарины» — смотреть всем воюющим в соцсетях

На «Оскар-2015» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» вместе с российским «Левиафаном» и польской «Идой» номинировалась и грузинско-эстонская кинокартина «Мандарины». По словам ряда критиков, это лучший антивоенный фильм прошлого года.

На Фейсбуке кипят страсти. Братья-славяне виртуально воюют друг с другом. Лента пестрит постами один хлеще другого. Любая новостная лента об украинских событиях обычно состоит из комментов, полных ненависти к своим противникам.

Мне все это напоминает события в Грузии двадцатилетней давности. Только масштаб катастрофы больше и конфликт более затяжной.

Есть мнение, что если фильм «Мандарины» Зазы Урушадзе показать участникам конфликта с двух сторон одновременно, то война прекратится.

Эта совместная грузино-эстонская лента получила более 15 наград на международных фестивалях в 2013–2014 годах и множество положительных откликов простых зрителей. Ее выдвинули на Оскар, но, увы, награду присудили другому фильму.

Действие фильма происходят в небольшой деревушке в Абхазии, в которой жили эстонские переселенцы, в 1992 году.

Главным героем по воле случая становится старик-крестьянин, делающий деревянные ящики для собранных мандаринов, плотник Иво. В заброшенной деревне остался он и его сосед Маргус.

Эти люди-переселенцы еще с советских времен живут здесь и работают. Семьи давно уехали в свободную Эстонию, Маргус должен уехать тоже, но Иво — нет, что-то держит его на этой земле.

У зрителей может возникнуть вопрос: почему действие разворачивается в эстонской деревне в Абхазии? В этом замысел режиссера — показать войну со стороны.

Здесь нет вымысла. Эстонцы начали появляться в Абхазии в 1850-х годах. Их туда переселил российский царь с целью освоения земель. Жили они в тех краях около 150 лет.

А в начале 1990-х там началась война, и эстонское правительство предложило этим людям вернуться на историческую родину. Практически все тогда и воспользовались этой возможностью.

Постепенно война докатилась и до села Иво. После боя здесь осталось несколько трупов, среди которых Маркус и Иво обнаружили выжившего чеченского наемника Ахмеда, воюющего на стороне абхазцев. Они оказали ему первую помощь и отвели домой к Иво, а сами решили похоронить оставшихся погибших солдат.

Через некоторое время им удается найти еще одного выжившего — молодого грузина по имени Ника. Эстонцы и его отвели в дом к Иво.

Собрав двух врагов у себя дома, хозяин пытается их вылечить. Но смогут ли сами солдаты вылечиться от ненависти, которой они заболели во время войны?

Мудрого и красивого старика в фильме сыграл эстонский актёр Лембит Ульфсак (мы помним его по роли Тиля Уленшпигеля в «Легенде о Тиле» и ряду других советских фильмов).

Он не ведет долгих разговоров, никого ничему не учит, он просто берет клятвы с обоих, что они в его доме не убьют друг друга...

Очень интересно наблюдать диалоги двух врагов, которые становятся всё ближе и ближе друг другу.

— А где грузинская земля?

— Здесь грузинская земля. Вот где ты сидишь — это и есть грузинская земля. Ты сидишь на грузинской земле. Понял?!

— Нет. Я сижу на эстонском стуле, который стоит в эстонском доме, а он стоит на абхазской земле.

Режиссер (он же сценарист) не погружает нас в подробности и причины этой войны. Чувствуется, что он старается занять нейтральную позицию.

Сама война присутствует в фильме где-то далеко, в разговорах главных героев. Где-то стреляют, что-то взрывается. Но сама жизнь происходит не там — героев «выбрасывает» с войны в личное пространство старика, в его дом, как в своеобразное чистилище, где они могут посмотреть на себя и друг на друга со стороны. И самое главное — остаться людьми.

Многие убеждены, что мораль во время войны не действует. Но всё же иногда остаётся совсем незначительный шанс на её существование. Именно от него, случается, и зависит человеческая жизнь.

«Моя картина не должна восприниматься как политический манифест, произведение, утонувшее в повседневных распрях между государствами. Это, прежде всего, история о людях, которые оказались в ситуации, превышающей их возможности, что приводит к тому, что они теряют свою человечность, — рассказывает сам Урушадзе. — Фильм о том, что мы очень легко способны забывать, отрекаться от самих себя, даем собой манипулировать».

Когда этот фильм показывали в Эстонии, у зрителей возник вопрос: что это напридумывал сценарист о том, как эстонцы воевали против грузин. Когда, мол, такое было? Но в этой войне с двух сторон принимали участие люди разных национальностей, а смерть не заглядывала в паспорт.

Мандарины в этом фильме являются символом мирной жизни и счастливых дней, когда люди трудились и были счастливы этому, а не воевали...

В военное время мандарины никому не нужны, и люди вместо них начинают продавать оружие, а ящики из-под мандаринов использовать для хранения этого самого оружия.

Ещё печальнее видеть в фильме то, как вместо ящиков в своей мастерской главный герой вынужден изготавливать гробы для погибших.

В конце фильма звучит песня с кассеты, которую грузинский солдат перематывал в течение всего фильма. Это известный хит «Бумажный кораблик» Ираклия Чарквиани. Все слушали её в 1992 году, когда и разворачивается сюжет фильма. Когда грузины слышат эту песню, то вспоминают те годы и войну в Абхазии.

Концовка неожиданна. Грустно, хотя цели своей старик добился, значит не все в мире потеряно, и поэтому грусть светлая.

Горят мандариновые плантации, как погибающий символ надежды на то, что война не затронет жизни людей, остающихся в стороне. Так, как и сейчас война на Украине затрагивает жизни каждого из нас.

Общее число погибших и беженцев на Украине растет с каждым днем. Может, чтобы понять, что эта война никому не нужна, стоит посмотреть фильм?

Комментарии

Приветствую всех. Согласна с автором. Надо всеми средствами примерять людей, а не озлоблять. Я россиянка. То, что происходит вокруг событий на Украине, можно назвать информационной войной. Со всех сторон от моих сограждан звучит просто ненависть по отношению не только к действующей власти в Украине, но что самое страшное к украинскому народу. Градус озлобления просто зашкаливает. Причем большинство из этих людей, в Украине даже не бывали. Они делают вывод на основании информации СМИ!!! Это страшно! Я призываю людей опомниться! Нас просто используют и стравливают.

Красиво, но наивно донельзя. Разве сами люди войну развязали? Каждый ведом своим правительством, элитами. А сейчас даже элиты зачастую всё делают не в интересах своих народов и государств, а против них. Обычный человек - заложник ситуации. Наивный взгляд не помогает решить проблему, а затуманивает мозги - в этом его неправда.
Ужас жизни в том, что люди оказываются в таких обстоятельствах, которых не надо бы допускать. Та же Украина пример этому. Величайшпая трагедия и величайший позор народу, доустившему такое, согласившемуся на такое. Этот позор, это ничтожество людей, за европеченьку убивающих своих братьев - вот в чем ужас.
Нельзя профанировать тему. Профанация грозит увеличением числа погибших и одурманенных.

Если бы люди слушали и думали, жить на свете было бы легче. Но вот - ненависть делает их слепыми и глухими ко всему, кроме: "сделай зло", "отомсти", "убей". И иные люди есть, которым войны выгодны. Которые получают гешефт и от мандарнов, и от гробов (разве что от гробов им больше выгоды). И есть некто, очень древний, поднаторевший в искусстве стравливать и лишать разума людей.

Как тут быть? Одна надежда - есть Некто, сильней, чем все они, вместе взятые.

Доколе, Господи?...

По случаю поздравляю с выходом Вашей книги великолепных рассказов. м. Е.