«Преступление и наказание» - произведение великого русского классика Федора Достоевского вызвало резонанс во всем мире, мистическим, непостижимым образом предвосхитив многие трагические события русской и мировой истории человечества.
Его главный герой - Родион Раскольников – бедный, нищий студент, у которого есть любимые и близкие люди: мать и сестра. Но, и это самое главное в нем – у него е с т ь идея, навязчивая идея, овладевшая всем его существом: болезненная мысль об изначальном делении людей на «тварей дрожащих», и тех, «кто право имеет».
Первые страницы романа выдают в Раскольникове – обостренное самолюбие, повышенную тревожность и подозрительность. В тот момент, когда кто-то из прохожих обращает внимание на головной убор студента, Раскольников сразу же принимает решение о его замене.
Навязчивая идея Раскольникова находит свое первое воплощение в газетной статье «Преступление». В этой статье он проводит резкое, разграничительное деление людей на два противоположных типа. Первые, одержимые высшей целью, имеют право нарушать все Божественные и человеческие законы, невзирая ни на какие последствия и человеческие жертвы. Вторые – слабые, твари дрожащие, служат только сырьем, материалом для размножения. Примером человека высшего типа для Раскольникова был Наполеон Бонапарт.
Крайняя нищета, в которой живет бедный студент, практически не тяготит его, а наоборот, она ему даже чем-то приятна в том, болезненном состоянии духа, находящегося в плену диавольского соблазна человекоубийственной гордыни.
Его студенческий товарищ, искренний и открытый человек, пытается встряхнуть Родиона, дружески предлагая заняться переводами с французского, и честным трудом зарабатывать себе на хлеб. Но ничто уже не может остановить ум, разделенный с сердцем. Раскольников одержим своей навязчивой идеей: стать сверхчеловеком, «высшим типом», которому все дозволено. В «Преступлении и наказании» лейтмотивом, красной нитью, пронизывающей всю книгу и судьбы героев проходит заветное убеждение Достоевского,окончательно созревшее в итоговом произведении писателя «Братья Карамазовы»: «Если Бога нет, то все дозволено».
Убийство старухи-процентщицы, которую он и человеком-то не считал, а просто зловредной «вошью», строго и научно рассчитанное в минуты бессонных бдений, и последовавшее за ним, неожиданное убийство ее беременной сестры Лизаветы, и совершенно непредсказуемое, третье убийство: ее ребенка, носимого во чреве – все это, вместе взятое, м а с с о в о е ч е л о в е к о у б и й с т в о, совершенно оторвало его от рода человеческого, и сделало врагом всем, и в первую очередь, себе и своей собственной, больной душе.
Муки истерзанной совести, отдалившие его от всех, и от любимых и родных – матери и сестры, полностью разрушили в его сознании последние следы «навязчивой теории». Но, путь к истинному покаянию невозможен без любви и сострадания. И она приходит к нему в образе падшей женщины – Сонечки Мармеладовой, которая пошла на "панель" для того, чтобы спасти свою семью от голодной и холодной гибели.
Глава из Евангелия о воскрешении Лазаря, прочитанная Сонечкой отчаявшемуся Родиону, стала последней каплей, растопившей застывшее и гордое сердце несчастного грешника. И именно с этого, ключевого момента романа, началось воскрешение героя, его путь к Покаянию.
Опыт «головной» справедливости, пережитый нашей страной, когда миллионы людей разных сословий умерщвлялись ради навязчивой идеи безликого равенства в ничтожестве безбожия, не опыт, а пытка страны садистами-вивисекторами, какими бы красивыми лозунгами они не прикрывались.
Громада государства, построенного на «крови замученного ребенка», есть - Вавилонская башня богоборческого противостояния гордого рассудка, отрекшегося от смиренного послушания любящего и терпеливого сердца.
Возврат к отеческой Православной Вере, непрерывное покаянное чувство, отречение от беспутия прежних поколений, искупительные страдания за грехи отцов и свои собственные, как это ни горько сознавать и признавать, в гордом одиночестве нецерковной самостийности, - единственное, что еще способно возвратить нас к истинной жизни, освободив из ветхого склепа смердящего прошлого...