Вы здесь

Что значит быть Христовыми

Трудно здоровому среди больных. Тяжело умному в обществе глупых. Непросто праведнику среди грешников. Какой мукой для Христа, безгрешного и чистого, было пребывание в мире людей, знает только Он. А ведь Его взору открывалось закрытое для нас — тайные помышления и движения сердца. Все грехи мира были перед Его глазами, и на Его плечах.

Страстная Седмица есть время максимальных испытаний Богочеловека, как духовно-нравственных, так и физических. Крест непонимания и ненависти, несомый Спасителем в дни Его проповеди, в Великую Пятницу соединился с Крестом Распятия. Из кошмара страданий Господних, из пролившихся на Голгофе Крови и воды родилась новая (и последняя) эпоха духовной истории человечества — христианство.

Сегодня мы вступили в отсчет последних пяти дней земного пути Иисуса. Церковь, Тело Христово, в мистическом смысле являет служение Спасителя на земле, и ей дается благодать духовного сопереживания главных событий Его жизни. Церковь разделяет со своим Господом тяжесть Его Креста, и вместе с Ним стремится к воскресению из мертвых, умирая для мира, греха, страстей.

В эти дни уместно вспомнить слова Христа и Его апостолов о глубоком смысле страданий Церкви со Христом и за Христа. Если мы обратимся к Новому Завету, то увидим, что проповедь Спасителя и Его учеников буквально пронизана учением о неминуемых скорбях для всякого человека, исповедующего христианство.

* * *

Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин. 15,18-20). В мире будете иметь скорбь (Ин. 16,33); терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21,19) — говорил Христос.

А вот свидетельство апостолов: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14,22). Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3,12).

Взглянув на церковную историю, мы увидим, насколько точно исполнились слова Христа и Его учеников. Начиная с первого века, на христиан обрушились гонения. Эпоха мученичества сменилась расцветом монашества — бескровного мученичества за Христа. Период средневековья подарил человечеству разнообразные типы святости, явленные святыми отцами. Каждый из этих типов имеет в себе подвижничество, самоотречение, добровольное страдание, разрыв с миром. Мало кто из святых не терпел тех или иных гонений, — либо от врагов христианства, либо от своих же братьев. В какой период жизни Церкви мы не посмотрим, убедимся, что христианская жизнь и страдание всегда идут вместе, рука об руку.

Напрашивается вопрос — зачем это? Разве нельзя спасаться приятно? Ведь сказано же: всегда радуйтесь (1Фес. 5,16) (правда, в этом же месте сказано: непрестанно молитесь — но это нам как-то меньше запоминается). Почему непременно нужны страдания, скорби, неприятности? Для чего обязательно мучиться?

Размышление о данной закономерности, которая уму мирскому может показаться странной, приводит к одной из глубочайших тайн Церкви — необходимости соучастия христианина в страданиях Христовых.

* * *

Вспомним один эпизод из Евангелия. Перед входом Христа в Иерусалим двое учеников и их мама подходят к Учителю с просьбой поставить их (Иакова и Иоанна) по правую руку, т.е. сделать соправителями в грядущем Царстве Мессии. Само Царство они представляют себе как могущественное земное государство. Христос отвечает им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься (Мф. 20,22-23). Мы видим, как Христос, предрекая апостолам их будущие страдания за евангельскую проповедь, утверждает, что чаша их скорбей — Его чаша, и крещение страданием — Христово крещение.

Апостол Павел говорит в своих посланиях, что нам всем нужно познать участие в страданиях Христа (см. Флп. 3,10), и прямо называет свои страдания Христовыми(2 Кор. 1,5). В послании к Римлянам он даже пишет, что мы можем считаться сонаследниками Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим.8,17). И апостол Петр сообщает нам: как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете (1 Пет. 4,12).

 Писание утверждает странную, на первый взгляд, вещь — страдания христианина, связанные с исповеданием веры, есть участие в страданиях Христовых. Святитель Феофан Затворник объясняет это так: «страдания за Христа суть Христовы, потому что Он Себе их присвояет, считает их Своими. Он однажды пострадал всеобъемлющим страданием; страждущие за Него вступают в спострадание Ему, в чем, как нередко уверяет Апостол, и состоит таинство нашего спасения. Причащение страданиям Христовым вводит в причастие и жизни Его, а в этом все» (толк. на 2 Кор. 1,5).

Об этом же пишет в своих письмах игумен Никон (Воробьев): «Всякая скорбь, которую мы принимаем без ропота, с мыслью благоразумного разбойника: „достойное по делам нашим приемлем“, — вменяется в скорбь ради Господа. Крест наш личный преобразуется в Крест Христов, и мы через него спасаемся».

В этих словах мы соприкасаемся с величайшей тайной Церкви. Когда мы по-христиански терпим скорби, мы входим в сопричастие страданиям Самого Господа Иисуса Христа. Всякая скорбь, воспринятая и пережитая таким образом, соединяет нас с Ним, с Его Крестом и Его страданиями. Помните? — Церковь есть Тело Христово (Еф. 1,23). И таинство нашего спасения напрямую связано со скорбями, через которые прошел Сын Божий, воплотившийся в человеческом теле. Происшедшее в мире со Спасителем в духовном смысле должно произойти и с нами. Мы призваны жить свято, свидетельствовать об истине, страдать от мира, и даже, если Господу будет угодно, умереть за Него. Последнее — удел избранников.

Уста всякого христианина неминуемо должны будут прикоснуться к чаше скорбей и испытаний, определенных каждому в своей мере. И в эти тяжелые минуты, часы, дни, годы мы должны помнить: мы только тогда станем Христовыми, когда у нас мысли будут — Христовы, радости — во Христе, и страдания — по образу Христовых. Тогда и спасение наше будет — во Христе. Если сумеем при этом остаться настоящими христианами и не потерять веру, то этими скорбями мы и спасемся. Спасемся, если крест наш будет крестом разбойника благоразумного: «достойное по делам нашим приемлем». Спасемся, если станем причастниками не только Тела и Крови Господа, но и скорбей Его. Спасемся, если примем скорби без ропота.

* * *

Когда страдания Христовы станут нашими, то нашей окажется и Его победа. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16,33) — говорил Христос. Но Он  также дарит нам Свою победу: Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Ин. 5,4). Потерпим немного в веке сем, чтоб воспринять эту победу, и войти в торжество вечное. Потерпим и до Пасхи — осталось совсем немного. Обязательно настанет та спасительная ночь, когда все малые кресты наши вдруг обретут невесомую легкость, и неудержимая сила Воскресения поднимет нас в небеса.

radonezh.ru

Комментарии