Беседа с кандидатом богословия протоиереем Димитрием Моисеевым
— Когда у одного иеромонаха спросили, что такое Пасха, — он ответил: «Это очень трудно объяснить. У меня есть друг, ему за семьдесят. Так вот он недавно сказал, что год за годом понемногу стал приближаться к пониманию того, что такое Пасха. Но даётся это трудно».
Что же такое Пасха в историческом и в духовном аспектах?
— В историческом смысле Пасха — это праздник Воскресения Христова. В этот день вспоминается конкретное событие, когда Господь после распятия в пятницу и пребывании во Гробе в субботу в третий день воскрес.
Духовный же смысл Пасхи заключается, в первую очередь, в том, что благодаря воскресению Христову, нам дана возможность соединиться с Богом. Многие святые отцы повторяли одну и ту же замечательную фразу: Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом. То есть воскресение Христово дает возможность каждому человеку стать богом. Конечно, богом с маленькой буквы, богом по благодати, тем не менее, вновь вернуться в состояние нетления и Богообщения, стать причастными самому Богу и той радости, того блаженства, для которого и был создан человек. Без Воскресения Христова такое возвращение человека к Отцу Небесному было бы невозможно. Именно поэтому Церковь всегда боролась с различными ересями, которые отвергали либо человеческое естество Христа, либо Божественное Его достоинство. Поскольку если Христос — не Бог или не Человек, то получается, что мы не можем стать богами по благодати. Только при соблюдении всех условий, которые мы называем православной догматикой, вероучением, возможно возвращение человека в недро Отчее, то есть обожение. Если же что-то в этом вероучении изменить, то такая возможность для человека исчезает. Именно поэтому Православие всегда четко и верно держалось своего вероучения, поскольку оно и только оно открывает перед человеком правильные перспективы духовной жизни и ставит перед верующим правильную цель.
Соответственно, для каждого христианина Пасха — Праздник великой церковной радости: мы вспоминаем то событие, которое продолжается в веках. Христос воскрес единожды две тысячи лет тому назад, но Он дает возможность совоскреснуть с Ним каждому христианину и поныне. Как говорил преп. Симеон Новый Богослов, накануне каждого воскресного дня мы поем «Воскресение Христово видевше».
И казалось бы, как мы можем петь «видевше», если не видели того события, которое произошло достаточно давно. Воскресение Христово мы должны увидеть в своей собственной душе. Потому что если не увидим в себе это воскресение Спасителя, не увидим того, что меняется в нашей жизни, благодаря Христу, то соответственно, мы не будем настоящими христианами.
— Какие ветхозаветные события являются прообразами Воскресения Христова?
— Прообразом воскресения Христова, в первую очередь, является ветхозаветная пасха, то есть освобождение народа израильского из состояния рабства (исход из Египта).
Само слово «Пасха» в переводе на русский язык и означает «переход». Как ветхозаветная пасха была переходом от состояния рабства к состоянию свободы, так же и теперь новозаветная Пасха — это переход от состояния рабства греху к состоянию свободы сынов Божиих. И если мы станем настоящими христианами, то сможем перейти из тления в нетление. Надо сказать, что у святых Отцов очень много проводится различных параллелей между конкретными историческими событиями земного порядка, происходившими во времена Ветхого завета, и какими-то духовными реалиями, которые дал нам Завет Новый, благодаря Воскресению Христа. Прообразом тридневного пребывания Христа во Гробе и дальнейшего Воскресения является пребывание пророка Ионы во чреве кита. Собственно говоря, есть масса других ветхозаветных событий, так или иначе символически отображающих то, что совершилось в новозаветной реальности с пришествием Христа — Мессии. Думаю, если кому-то интересен весь ряд прообразов, связанных с этим праздником, то я предложу такому человеку почитать Ветхий Завет, желательно, со святоотеческими толкованиями или хотя бы какую-то литературу, посвященную этим событиям. Потому что говорить об этом можно очень много и долго.
— Как мирянин должен веселиться, отмечая праздник Пасхи вне храма, чтобы при этом не согрешать?
— Пасха — это самый радостный для христианина праздник, который хочется отметить не только духовно, но и душевно, и телесно, поскольку человек все-таки не только духовное, но и телесное существо. Поэтому ничего криминального в том, что на Пасху дается утешение плоти, нет. Но здесь важно не перейти определенную границу. Так как одно дело — дать утешение своей плоти, и другое — дать возможность телу почувствовать себя «королем» на этом празднике жизни. Такого допускать ни в коем случае нельзя. И здесь все определяется духовностью человека. Если для него Пасха что-то значит в духовном смысле, то он, конечно, найдет границу, до которой можно и нужно разговляться и веселиться на Пасху. Если же человек смысла этого Праздника не понимает, то есть Пасха для него стоит в ряду других праздников и воспринимается, как повод лишний раз выпить и повеселиться, то, наверное, тут трудно что-либо говорить. Нас просто не поймут. Поэтому, думаю, в меру разговеться и выпить вина на Пасху грехом не будет, но всему должен быть предел. И если человек держит в своем уме понимание того, что Пасха — в первую очередь, праздник Воскресения Христова, а значит, и воскресения нас с вами, понимает важность этого события, то такой христианин сможет удержаться от греховных крайностей во время праздника.
— В общем, как сказал один священник, этот праздник надо отмечать ради Христа и заповеди нужно соблюдать — ради Христа. Если так станешь жить, то и падать не будешь. Необходимо, чтобы в мыслях постоянно было: «Все делаю ради Христа».
— Конечно. Людей, готовых веселиться до упаду, потому что это просто разрешено, было много во все века. И у святителя Василия Великого, это IV век, есть замечательная проповедь в Светлую Субботу, сказанная против упивающихся, против тех православных, которые настолько неумеренно праздновали Светлую седмицу, что «погубили плоды Великого Поста». Зачем они постились и пытались во время поста стяжать какие-то духовные плоды, если все это погубили на Светлой седмице?.. То есть если мы постимся, то делаем это не просто, чтобы дождаться Пасхи и расслабиться. Мы постимся для того, чтобы научиться господствовать над своими страстями или хотя бы для того, чтобы познать их в себе. Если эта цель присутствует, то, наверное, Пасха будет не просто поводом сесть за хороший стол, а именно венцом наших духовных подвигов.
— Воздержание — это образ жизни. Если эту мысль держать в голове, то она тоже, наверное, помогает сохранять умеренность.
— Конечно.
— Не секрет, что многие в пасхальные дни устраивают себе «праздник живота», были даже случаи смерти от переедания. Верно заметил один священник: «Мы любой подвиг, любую борьбу воспринимаем как что-то временное, после чего можно расслабиться и утешиться, и Пасху ожидаем как утешения, утешения именно плоти, не души». Как научиться воздерживаться за праздничным столом, ведь плоть просто криком кричит: «Пост закончился!»? И вообще, как с пользой для души и тела нужно выходить из строгих постов? Дайте, пожалуйста, практические рекомендации.
— Если христианин воспринимает пост, как нечто такое, что ему соблюдать совершенно не хочется, но он вынужден это делать, то, разумеется, тогда человек будет горячо желать, чтобы пост быстрее закончился, и началась Пасха. Ну, а если человек, хотя бы минимальный, подвиг несет, понимая необходимость и полезность воздержания для самого себя, то для него Пасха будет уже не праздником «живота», а днем духовной радости. Необходимо ожидать Пасху как христианский праздник, а не как торжество вседозволенности.
Вообще, выходить из строгих постов нужно с разумением, трезво оценивая состояние своего здоровья и предвидя последствия возможного переедания. Тем более, что вся Светлая седмица является сплошной и никто не заставляет нас все то скоромное, что мы освятили, съесть в первый же день Пасхи. Отказываться от мяса на Пасху (как советуют некоторые диетологи) я не вижу смысла: все-таки на легкой пище и на соках мы «сидели» весь пост. Объедаться, конечно, не стоит, но небольшое количество мяса на Пасху не повредит.
— Считается, что на Светлой седмице можно причащаться каждый день без предварительного поста. Нужно ли причащаться ежедневно в эти Светлые дни? Надо ли воздерживаться от супружеских отношений в течение Светлой седмицы, ведь в это время не совершается браковенчание?
— Понимаете, нельзя к Причастию подходить потребительски: можно или нельзя воспользоваться, грубо говоря, «халявой» — тем, что в эти дни поста нет. Причастие — это соединение со Христом, — величайшее Таинство, которое Господь дал Своей Церкви. И если во время Светлой седмицы ходить причащаться каждый день без подготовки и поста, то такое причастие очень мало кому сможет принести духовную пользу. Только тем людям, которые круглый год живут сознательной церковной жизнью.
— А теоретически это возможно?
— Теоретически мы должны делать то, что нам духовно полезно. Сомневаюсь, что 99% наших прихожан могут без духовного вреда для себя причащаться на Светлой седмице без подготовки. Апостол Павел предупреждает: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:27–29). Хотите получить осуждение себе?..
— А в современном православии не принято причащаться на Светлой неделе?
— В современном православии это, действительно, не принято. Дело в том, что среди нынешних православных, как я уже говорил, очень мало людей, ведущих круглогодично подлинную духовную жизнь. То есть тех, кому такое частое причастие пойдет на пользу.
— Если не ошибаюсь, то, в основном, рекомендуют причащаться в Великий Четверг.
— Можно причащаться в Великий Четверг, а можно — в Великую Субботу или на Пасху. Но после Пасхи, когда мы уже ослабили подвиг воздержания: начали разговляться и предаваться все-таки утешению плоти, то, наверное, сохранить трезвость духа, как в Великий Пост, могут очень и очень немногие. Поэтому не думаю, что есть необходимость причащаться на Светлой седмице без подготовки. Хотя готовиться и поститься на Светлой седмице тоже неуместно… Поэтому на этой неделе традиционно причащают либо маленьких детей, либо тех, кому по тем или иным жизненным обстоятельствам крайне необходимо причаститься именно на Светлую седмицу: кто-то ложится на ответственную операцию, у кого-то предстоит какое-то еще, не менее ответственное, дело. В таком случае — да, посоветовавшись с духовником, думаю, можно найти оптимальный способ, как порадоваться Светлому Христову Воскресенью, так и достойно подготовиться к Причастию.
— А как насчет супружеских отношений на Светлой седмице, ведь в церковном календаре указано, что браковенчание в этот период не совершается?
— Действительно, венчание на Светлой седмице не совершается. А что касается супружеских отношений, то каноны Церкви ничего об этом не говорят. Поэтому, думаю, каждый человек сам для себя решает подобный вопрос. Если относительно дней поста можно сказать однозначно, что пост есть время упражнения в воздержании не только в пище, но и в супружеских отношениях, то относительно Светлой седмицы известно, что такого запрета нет.
— От некоторых благочестивых женщин слышал, что надо воздерживаться от интимных отношений не только во время беременности, но и в период кормления грудью. Это действительно так?
— Здесь можно говорить так, что вообще идеал для христианина — это безбрачие, как учит апостол Павел. Сам Господь говорит: «ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит». То есть не все могут понести такой подвиг, а лишь те, кому дано. Аналогично этому идеал семейной жизни — когда супруги живут как брат и сестра, об этом мы читали у святых Отцов. В ранние времена были христиане, которые формально вступали в брак, но реально не жили супружеской жизнью, а проводили жизнь духовную, будучи друг другу как брат с сестрой. Если это было не по силам, то некоторые брали на себя подвиг вступать в супружеские отношения только чадородия ради. К тем, кто и такого подвига понести не мог, обращены слова апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве только по взаимному согласию для упражнения в посте и молитве». Поэтому если муж и жена, зная свои силы, примут решение воздерживаться от интимных отношений в период кормления грудью, то это будет подвиг воздержания.
— Вспоминаются слова протоиерея Глеба Каледы: «Иногда приходится встречаться с мнением, что всякие отношения полов — это либо грех, либо извинительная и допустимая слабость», а также правило поместного Гангрского Собора: «Аще девственник буде превозносится над бракосочетавшимися, да будет под клятвою» (то есть отлучен от Церкви).
Мы, христиане, говоря словами отцов поместного Гангрского Собора, «и девство, со смирением соединенное, чтим… и брачное честное сожительство почитаем» (правило 21).
А что, супружеские отношения в период кормления грудью оскверняют молоко или это считается грехом?
— Нет, это никого и ничто не оскверняет, и молоко тоже никак не оскверняется. И вообще, подобного рода отношения в период грудного вскармливания грехом не являются. Если кто-то себя в этом ограничит, то просто возьмет на себя подвиг воздержания. Апостол Павел пишет: «во избежание блуда, каждый имей свою жену» (1 Кор. 7:2). Он не говорит, что в брак нужно вступать только ради чадородия. Это уже христианский подвиг, на который способны не многие. Поэтому требовать, чтобы все жили так, как некоторые подвижники, невозможно.
Есть заповеди, нарушение которых является грехом, и есть некие более высокие идеалы, соответствие которым приветствуется, а несоответствие — не грешно. Это своего рода духовная немощь, не закрывающая перед человеком путь ко спасению. Хотя если человек настроен в браке только на интим, то конечно, это грех, смещение жизненных идеалов и целей с горнего на дольнее. Просто в брачных отношениях существуют разные степени воздержания. Кто-то может воздерживаться не только в Великий пост, но, например, до Пятидесятницы. А там Петров Пост сразу. Так полгода можно воздерживаться. Каждому — свое…
— Но на это необходимо согласие обеих сторон….
— Конечно, это должно быть трезвое и осознанное решение супругов, и оно должно быть им по силам. Потому что если я буду воздерживаться от жены, но при этом стану с трепетом проходить мимо каждой женщины, заглядываясь на нее, или жадно бросать взгляды на красавиц с обложек глянцевых журналов, то я больше нагрешу, нежели приобрету добрых плодов от такого подвига. Поэтому здесь все должно быть разумно и в меру.
Есть многочисленные советы святых о том, что если из двух супругов один духовно более сильный, чем другой, то поступать нужно так, чтобы не искушать немощного. Ибо то, что сильный может понести, для немощного может оказаться погибельным.
— Что делать человеку, если по каким-то причинам, в Светлое Христово Воскресение он не имеет пасхальной радости?
— Здесь все зависит от того, что это за причины. Если они зависят от человека, то он сам виноват, что допустил какие-то события в своей жизни, которые не позволяют ему возрадоваться в Светлое Христово Воскресение. Как правило, это связано с человеческими грехами, и грехами достаточно серьезными. И тут только одно средство — искреннее и глубокое покаяние. А если человек, действительно, очистил себя во время Великого поста покаянием, если он живет церковной жизнью, то хотя бы минимальная радость у него все-таки будет, несмотря ни на какие внешние житейские обстоятельства. Потому что, подавая скорби, Господь подает и утешение. Не бывает человеку искушений, которые бы превышали его силы. Бог дает человеку только то, что полезно для его духовного роста и развития. Мы, наверное, не можем однозначно сказать, почему кто-то в Светлое Христово Воскресение не имеет пасхальной радости и что нужно сделать, чтобы ему выйти из этого состояния. Здесь все индивидуально и нужно смотреть на духовное состояние верующего.
— Прочитал у отца Родиона Путятина, что если у человека нет на Пасху радости, то ему можно перед Христом просто поплакать, поговорить с Ним своими словами, объяснить, о чем болит душа, и что Сам Бог ради этого светлого Праздника найдет способ, как человеку помочь. То есть можно и поплакать даже, тогда будет и радость.
— Я здесь с ним полностью согласен.
— Почему Церковь освящает пасхи и куличи?
— На самом деле, Церковь освящает любую пищу. Накануне Пасхи освящаются не только куличи, но и мясо, яйца, сыр. Только мясо освящают возле храма, а все остальное можно вносить внутрь дома Божия. Строго говоря, по Уставу, освящается пасхальная трапеза. То есть после пасхальной литургии совершается благословение яств с особой молитвой и, по сути, дается благословение на разговление. Но поскольку в современной ситуации это не всегда удобно и не все могут освятить свои пасхальные снеди именно после Пасхальной божественной литургии, то освящение проводится днем в Великую Субботу. Смысл этого обряда в том, что Церковь призывает вкусить эту пасхальную трапезу с благодарением Богу и пониманием: все что нам дается, — это дары Свыше, которые приходят от Бога. И если мы эту трапезу будем вкушать с благоговением и благодарением, то от этого тоже получим духовную пользу. О чем, собственно говоря, мы и молимся, освящая и пасхи, куличи и другие скоромные вещи.
— Артос (освященный хлеб) в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим как духовное врачевство от душевных и телесных болезней. Расскажите об этом подробнее, как правильно хранить и принимать артос, например, во время болезни?
— Артос — это освященный хлеб. Он освящается в вспоминание тех событий, когда Христос после Своего воскресения являлся апостолам и преломлял с ними хлеб. Опять же, артос освящается Церковью на Пасху и в течение всей Светлой седмицы он находится перед иконостасом. А в Светлую субботу раздробляется и раздается верующим. Церковная традиция предписывает употреблять артос благоговейно; его можно принимать и во время болезни с молитвою.
— А молитва должна быть специальной (особой) или просто можно помолиться своими словами?
— Думаю, здесь не надо регламентировать обращение к Богу какими-то особыми словами. Если у человека есть болезнь или какая-то житейская потребность в особой Божественной помощи, то он прибегает к святыням….
— То есть, особой молитвы нет перед приемом артоса?
— Не знаю, наверняка, кто-то когда-то написал такую молитву, но общецерковного применения она не имеет. Хранить артос нужно благоговейно, то есть в таком месте, где не допускается осквернение и смешение с житейскими вещами. Ну, и соответственно, чтобы он не испортился, желательно употребить артос в течение года. Скапливать многолетние запасы артоса дома, конечно, не хорошо. Он принимается натощак со святой водой, как и просфоры.
— Первыми воскресшего Христа увидели жены-мироносицы. Их не испугала ни темнота, ни пустынность места, ни стражники, приставленные ко гробу. Хотя Апостолы, напуганные произошедшими событиями, в это время закрылись в горнице. Значит, чтобы встретить Воскресшего Христа, помимо любви, необходимо стяжать ещё и мужество?
— Наверное, не только, чтобы встретить воскресшего Христа, но и чтобы принять Его, быть с Ним, помимо любви, действительно, необходимо мужество. Потому что, становясь христианами, мы делаем осознанный выбор, обретаем смысл жизни и ее цель. Мы понимаем, что избрали узкий путь и что, возможно, нам неоднократно придется отстаивать свой выбор. И поэтому при любых обстоятельствах, когда нас поставят перед необходимостью выбирать между Христом и чем-то еще, то, конечно, мы должны делать выбор в пользу Спасителя, чем бы это нам ни грозило, вплоть до смерти. Жены-мироносицы имели такую решимость, такую любовь и мужество, что готовы были идти к гробнице Христа, прекрасно понимая, что с ними могли сделать, попадись они в руки тем, кто Христа ненавидел. Но Господь утешил их явлением Своим собственным, показав им Свое Воскресение первым.
— Празднование Пасхи продолжается 40 дней, именно столько пребывал Христос с учениками после Своего Воскресения. В третий воскресный день после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц. Как следует отмечать этот православный Женский день? Можно ли считать, что для православных этот праздник альтернативен 8 Марта?
— Думаю, что не стоит называть праздник жен-мироносиц православным женским днем. Все-таки в день жен-мироносиц мы отмечаем не праздник женщин как таковых. Мы почитаем их не за то, что они — женщины, а за их духовный подвиг. Кстати, в этот день празднуется не только память жен-мироносиц, но и святых праведных Иосифа и Никодима, которые женщинами не были.
— Я от многих православных мирян слышал, что 8 Марта православными не принято отмечать. Такие люди обычно говорят: мы будем чествовать своих женщин в день жен-мироносиц.
— Наверное, тех православных женщин, которые хотят иметь свой женский день, ждут поздравлений просто за то, что они — женщины, и не желают отмечать 8 Марта как праздник революционный, приходящийся на пост, думаю, вполне можно поздравлять и в День жен-мироносиц. Но христианство выше само по себе, и смысл этого праздника гораздо более глубокий, нежели просто чествование прекрасной половины человечества. Поэтому, думаю, наши дорогие женщины когда-нибудь перерастут этот уровень в своей духовной жизни и станут отмечать этот день не как альтернативу 8 Марта, а как день памяти тех, кто был верен Христу во всех обстоятельствах. Действительно, апостолы разбежались после ареста Христа, а жены-мироносицы пребывали с Ним до конца, вплоть до его смерти на Кресте. И затем пришли к Нему первыми. То есть здесь отмечается не просто женский день, но превозносятся именно такие любовь и мужество, которые сделали этих жен-мироносиц способными и готовыми быть со Христом везде и во всех обстоятельствах. То есть чествуется именно духовный подвиг, а не женское естество как таковое.
— В России издревле пасхальными яйцами «христосовались» — разбивая по очерёдности разные концы — некоторые при этом ещё приговаривали: «Пусть ваша жизнь будет кругла, как яичко» (то есть без сучка и задоринки). Крестьяне пасхальные яйца катали по земле, чтобы она была плодородной, кто то, в силу суеверий, крашенные яйца берег в течение года, чтобы использовать как защиту дома от пожара. А детишки раньше устраивали «покатушки» — у кого яйцо дальше укатится…
Почему принято дарить друг другу пасхальные яйца? Как правильно, благоговейно, нужно относиться к этому освященному продукту, тем более, что сейчас на яйцо стало модно ещё наклеивать изображение святых? Куда потом девать разбитую скорлупу?
— Что касается традиции дарения пасхальных яиц, то, думаю, все наши читатели знают предание, которое гласит, что святая равноапостольная Мария Магдалина, проповедуя императору Тиверию, натолкнулась на неверие с его стороны. Он ей сказал: «Человек не может воскреснуть, так же, как и белое яйцо не может само стать красным». И тогда Господь дал такое знамение, что белое яйцо покраснело, тем самым подтвердив проповедь Марии Магдалины. Поэтому на праздник Пасхи люди традиционно красят, освящают яйца и дарят их друг другу. Но относиться к этому нужно трезво: нельзя воспринимать пасхальное яйцо как некий оберег, который сохранит человека от каких-то бед земного характера. Потому что хранит нас Сам Господь, без амулетов и талисманов. Более того, церковные каноны повелевают отлучать от Церкви тех, кто в качестве оберега носит либо крест Господень, либо образ кого-то из святых. То есть отношение к нательному кресту, к образам должно быть благоговейным, но не языческим. Если нам дарят макет яйца (изготовленный из дерева или из камня, или из металла, или из фарфора), то относиться к нему нужно как к пасхальному сувениру, который не несет сам по себе каких-то магических свойств и по своей сути святыней не является.
Если же нам подарили пасхальное яйцо, натуральное, то нужно его с благоговением съесть. Однако поскольку пасхальное яйцо все же освящено, то, думаю, скорлупу надо не выбрасывать в мусор, а утилизировать ее более благоговейно. В древности в крестьянских хозяйствах проблем с этим не возникало: она либо сжигалась, либо закапывалась. Сейчас в городских условиях это вызывает бОльшую трудность. Призываю не набирать себе освященных яиц десятками, чтобы потом не было проблем с их утилизацией. А вообще, дело совести, как к этому относиться. Апостол Павел говорил, что все, что не по совести — грех. То есть, если совесть человека говорит о том, что скорлупа — освященная и не надо ее просто так выкидывать, то не переступай через свою совесть. А изображения святых наклеивать на яйца, полагаю, не совсем уместно.
— А «христосоваться» освященными яйцами можно?
— Яйцо освящается не как святыня. То есть нет чинопоследования превращения яйца в какой-то предмет, служащий источником благодати Божией. По сути, христианин должен благословлять каждый свой прием пищи. Да, греховного в «христосовании» пасхальными яйцами ничего нет. Но и видеть в этом какое-то благочестие тоже не стоит. Это народная традиция, которая ни хороша, ни плоха сама по себе, а носит духовно нейтральный характер.