Вы здесь

«Уважать меру в слове», или Заключение как часть проповеди (Владимир Бурега)

Существует известная поговорка, что о мастерстве театрального актера можно судить по тому, как он выходит на сцену и как уходит с нее. Это справедливо и по отношению к любому другому публичному выступлению. Начало и конец являются для оратора самыми трудными и в то же время самыми важными частями его речи. Ведь даже в простой беседе с малознакомым человеком самое трудное — это расположить его к себе в начале и добиться успеха в конце.

Церковная проповедь, хотя она и имеет свою специфику, не исключена из этого общего правила. И потому наличие или отсутствие опыта у проповедника проявляется, прежде всего, в том, как он начинает и заканчивает свои проповеди.

Мы уже говорили о принципах построения вступления в проповеди. Настоящий небольшой очерк будет посвящен заключению как части проповеди.

«Вот и все, что я хотел сказать»

Как и вступление, заключение является одной из наиболее важных составных частей проповеди. Последние слова, сказанные проповедником с амвона, продолжают звучать в ушах слушателей, когда он уже закончил свою речь. И именно эти слова, как показывает опыт, слушатели помнят дольше всего. Опытные проповедники всегда этим пользуются. Начинающие же, к сожалению, нередко этим пренебрегают.

Составлению заключения (как и вступления) следует уделять особое внимание. Его обязательно нужно заранее тщательно продумывать, а последние предложения проповеди (даже импровизированной) лучше (а для начинающего проповедника — обязательно) заучивать наизусть.

При этом нужно помнить, что правильное окончание речи не может быть результатом механического использования жестких правил. Это творческий процесс. И лишь постепенно, с опытом проповедник сможет ясно чувствовать насколько удачным и гармоничным является сделанное им завершение слова. Однако для того, чтобы развить в себе это чувство, необходимо поначалу обратить внимание на те методы, которые позволяют сделать удачным заключение проповеди.

Самая грубая ошибка, которую нередко допускают начинающие проповедники, это игнорирование необходимости специально и тщательно готовить заключительную часть своей речи. Пожалуй, многим прихожанам (а еще больше преподавателям гомилетики, слушающим студенческие проповеднические опыты) знакома ситуация, когда начинающий проповедник, произносящий в целом неплохую, продуманную проповедь, терпит полное фиаско, переходя к заключительной части. Если заключение заранее не продумано, то проповедник просто не может закончить свою речь. Он начинает, что называется, «заходить на посадку», но вновь и вновь не может «приземлится». Начинаются повторы сказанного, слушатели стремительно теряют интерес к проповеди и в результате, кое-как завершив свою речь, проповедник уходит в алтарь с чувством полного провала. А самое досадное, что после такой проповеди слушатель будет помнить, лишь смятение и путаницу проповедника в заключительной части. Все достоинства, которыми обладала основная часть проповеди, скорее всего, будут забыты.

Еще одна распространенная ошибка — это банальное завершение своей речи примерно следующим образом: «Вот и все, что я вам хотел сказать». Такое заключение прямо противопоказано для церковного амвона. Строго говоря, это вовсе и не заключение, а простая констатация проповедником факта его (заключения) отсутствия.

Цели и свойства заключения

Для того, чтобы понять, как правильно построить заключительную часть проповеди, необходимо уяснить, зачем вообще нужно заключение и какими свойствами оно должно обладать.

Главные цели, которых должно достичь заключение, можно сформулировать следующим образом:

  1. Подвести итог проповеди.
  2. Запечатлеть в сознании слушателей ее главную мысль.
  3. Создать в слушателях стремление воплотить в своей жизни те нормы, о которых говорил проповедник.

Здесь можно вновь вспомнить известное выражение, которое любят цитировать теоретики ораторского искусства. В публичной речи сначала нужно сообщить слушателям, о чем Вы собираетесь говорить, затем рассказать то, что Вы пообещали, а затем напомнить им, о чем вы говорили.

Каковы же свойства хорошего заключения?

  1. Единство (смысловое, стилистическое и эмоциональное) с общим строем проповеди.
  2. Краткость.
  3. Акцент на положительных аспектах проповеди.

Вполне понятно, какие ошибки допускают проповедники, игнорируя эти три важнейших свойства заключения. Первая из них — это несоответствие заключения содержанию или общему строю проповеди. Вполне очевидно, что если Вы говорите с амвона о добродетели смирения, а в заключении вдруг призываете слушателей воздерживаться от чрезмерного употребления спиртных напитков, то внутреннее единство Вашей проповеди просто отсутствует.

Не менее заметным для слушателей является отступление от необходимой краткости заключения. По объему заключительная часть проповеди должна состоять из 3-4 предложений. И если проповедник выходит за эти рамки, восприятие заключения для слушателей заметно усложняется. Здесь следует отметить, что в древности объем церковных проповедей заметно превышал принятые ныне нормы. Многие слова и беседы святого Иоанна Златоуста или Григория Богослова занимают по несколько десятков страниц в современных изданиях. Оттого и заключения в таких проповедях могут быть заметно пространнее, нежели 3-4 предложения. Однако сегодня нормативной считается продолжительность проповеди в 15-20 минут. Поэтому и удельный вес заключения в такой проповеди не должен превышать 2-3, максимум 4 предложения.

Важно помнить и о третьем отмеченном свойстве заключения. Проповедь обязательно должна заканчиваться на положительной ноте. Если в течение проповеди священник жестко обличает своих слушателей, то в заключении он обязательно должен дать им надежду. Проповедь не должна повергать человека в отчаяние. Наоборот, она призвана ободрять и побуждать слушателя к работе над собой. Точно также в проповеди, посвященной, например, крестным страданиям Христа Спасителя, священник не должен забывать и о последовавшим за ними Светлом Христовом Воскресении. Переживание страданий Христа в отрыве от чуда Воскресения, в отрыве от Пасхи Христовой, не свойственно православной духовности. И об этом проповеднику также следует помнить.

Как завершить проповедь?

В проповеднической литературе наиболее распространёнными являются следующие варианты построения заключения:

1. Заключение как резюме. Несмотря на то, что в проповеди не рекомендуется затрагивать более одного-двух вопросов, тем не менее нередко проповедники отступают от этого правила и в течении 10-15-минутной речи затрагивают столько проблем, что слушатели по окончании проповеди не вполне ясно представляют себе ее основную мысль. Проповедник, который заранее тщательно готовит проповедь, конечно же, много думает над ее основными положениями, и потому они ему кажутся вполне прозрачными и самоочевидными. При этом для рядовых прихожан рассуждения проповедника могут оказаться сложными для восприятия на слух. И порой у слушателей даже при вполне положительном отношении к услышанному остается весьма смутное впечатление о проповеди. Чтобы понять, сколь удачным было заключение, достаточно спросить у вышедшего из храма человека, о чем говорил сегодня проповедник? Если он сможет дать простой и ясный ответ, значит священник в заключении сумел четко и ясно резюмировать свои мысли. Если же рядовой прихожанин не может четко указать смысл услышанной проповеди, значит идеи, высказанные проповедником, были представлены в тяжелой для восприятия форме и не резюмированы в заключении. Поэтому краткое и ненавязчивое резюме в заключении проповеди может исправить многие недостатки, имевшиеся в ее основной части.

2. Призыв к действию. Это, без преувеличения, самый распространенный вариант заключения церковной проповеди. По самой своей сути проповедь является нравственным наставлением паствы, которое должно побудить слушателей изменить свою жизнь к лучшему. Слово проповедника должно воздействовать не только на умы, но и на сердца и, что особенно важно, на волю слушателей. Призыв к действию как раз и является непосредственным воздействием на волю слушателей. Однако здесь проповедника подстерегает серьезная опасность. Если все свои проповеди он будет заканчивать однотипными призывами: «Давайте же, дорогие братья и сестры, будем стремиться к тому-то и тому-то», его слова довольно скоро превратятся в банальность. Один московский священник как-то назвал подобные заключения «первомайскими призывами», которые громогласно провозглашаются, но над смыслом которых никто не задумывается. Поэтому священник, если он желает, чтобы его слова достигли ума, сердца и воли слушателей, должен стремиться максимально разнообразить заключения своих проповедей.

3. Личное обращение к слушателям. Если для проповеди общепринятым является употребление местоимения первого числа множественного числа («мы»), то в заключении проповедники порой допускают употребление второго лица множественного числа («вы»). Тем самым заключение становится прямым личным обращением к слушателям, что производит особое впечатление. Такое обращение будет уместным в тех случаях, когда проповедник по своему статусу принципиально отделен от слушающей его аудитории, когда он обращается к какой-нибудь особенной пастве: заключенным в местах лишения свободу, студентам, школьникам, военным. Например, совершая молебен перед началом учебного года, вполне допустимо в конце речи перейти к употреблению местоимения «вы».

4. Цитата из Библии. Как и вступление, заключение может представлять собой цитату из Священного Писания. Однако следует помнить, что подобрать цитату их Библии для заключения несколько труднее, чем для начала проповеди. Дело в том, что когда проповедник завершает проповедь, он уже связан произнесенным текстом. И заключение, чтобы не нарушить общего строя проповеди, должно в точности соответствовать главной мысли проповедника. Во вступлении же проповедник обладает большей «степенью свободы». Даже если цитата, произнесенная во вступлении, будет не совсем точно соответствовать последующему содержанию проповеди, или если она будет отсылать к более обширному смысловому контексту, это не очень повредит проповеди. В то время как заключение должно четко и ясно резюмировать именно те мысли, которые были высказаны в проповеди. Если же заключение будет содержать более широкий смысл, чем уже произнесенная проповедь, то это может нарушить единство проповеднического слова. Например, проповедь на любое Евангельское зачало можно начать словами апостола Павла: Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно ... судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4, 12). Действительно, эти слова могут служить хорошим вступлением для размышлений о любом месте Священного Писания. Однако если они прозвучат в конце проповеди, содержащей важные мысли о каком-либо конкретном Евангельском зачале, то это будет не самым удачным вариантом заключения. Такая цитата — это слишком отвлеченное резюме произнесенной проповеди.

5. Похвала святому. Нередко в святоотеческой письменности проповеди завершаются похвалой тем святым, которым была посвящена проповедь. Такие заключения по своей стилистике обычно приближаются к богослужебным текстам. Для того, чтобы завершить проповедь подобным образом, следует обладать особым литературным дарованием. В противном случае можно лишь испортить свое слово. Поэтому вряд ли стоит подражать проповедникам «золотого века», которые оставили немало замечательных образцом подобных заключений.

Вот как, например, святой Василий Великий завершает свою беседу в день памяти святых сорока мучеников: «Святый лик! Священная дружина! Непоколебимый полк! Общие хранители человеческого рода! Добрые сообщники в заботах, споспешники в молитве, самые сильные ходатаи, светила вселенной, цвет церквей! Вас не земля сокрыла, но прияло небо, вам отверзлись врата рая. Зрелище, достойное ангельского воинства, достойное патриархов, пророков, праведников; мужи в самом цвете юности презревшие жизнь, паче родителей, паче детей возлюбившие Господа! Находясь в возрасте наиболее полном жизни, вменили они ни во что временную жизнь, чтоб прославить Бога в членах своих: став позором миру, ангелом и человеком (1 Кор 11, 9), восставили падших, утвердили колеблющихся, усугубили ревность в благочестивых. Все, воздвигнув один победный памятник за благочестие, украсились одним венцом правды, о Христе Иисусе, Госпоже нашем, Которому слава и держава во веки веков! Аминь»1.

8. Молитва. Нередко выдающиеся церковные проповедники заканчивают свои проповеди молитвой. Например, знаменитое «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона заканчивается молитвой за Русскую землю. А святитель Григорий Богослов свое похвальное слово в честь святого Афанасия Александрийского закончил следующим молитвенным обращением к почившему иерарху: «О любезная и священная глава! Ты, который сверх прочих своих совершенств, особенно уважал меру в слове и в молчании, положи здесь конец и моему слову; хотя оно скудно перед истиной дел Твоих, однако же не имеет недостатка в сравнении с моими силами. А сам милостиво призри свыше на нас, на этот народ, и его управь так, чтобы он был совершенным поклонником совершенной Троицы, умосозерцаемой и почитаемой во Отце и Сыне и Святом Духе, а нас, если времена будут мирны, сохрани, сопастырствуя с нами; а если настанут брани, — изведи отсюда или возьми и поставь с собой и с подобными тебе (хотя и слишком велико просимое мною) в самом Христе Господе нашем, Которому всякая слава, честь, держава вовеки, аминь»2.

Опять же, подражать в этом святым отцам сможет далеко не каждый современный проповедник. Молитва должна быть искренней и идти от сердца. Также вряд ли ее слова могут быть подготовлены заранее и заучены наизусть. Завершить проповедь молитвой — это особый дар, который дан, увы, не каждому...

Итоги

Для любого публичного выступления очень важно умение оратора, по меткому выражению святого Григория Богослова, «уважать меру в слове», то есть не злоупотреблять вниманием слушателей и во время закончить свое слово. Наиболее целесообразно заканчивать речь в тот момент, когда слушатели еще готовы вас слушать, когда запас их внимания еще не полностью исчерпан. Если же завершить проповедь, когда слушатели уже устали и с нетерпением ожидают окончания речи, то у них в душе останутся негативные эмоции. Слово проповедника должно прерваться, когда интерес слушателей к нему еще не исчерпан. Тем самым создается благоприятная эмоциональная и психологическая основа для следующей проповеди, которой в этом случае паства будет ожидать с искренним интересом.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Святой Василий Великий. Творения. Часть IV. М., 1846. С. 307-308.

2. Святитель Григорий Богослов. Собрание творений в двух томах. Т. 1. ТСЛ, 1994. С. 327.

www.bogoslov.ru