Но вы — род избранный, царственное священство,
народ святой, люди, взятые в удел,
дабы возвещать совершенства
Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет.
(1 Пет. 2:9)
Ныне мы празднуем 1025-летие Крещения Киевской Руси — событие, когда святой равноапостольный князь Владимир Великий крестил землю русскую. Христианство появилось на Руси еще задолго до Владимирова крещения. Христианские общины появляются здесь довольно рано, и это подтверждает тот факт, что «христианство до Владимира» — гораздо бóльшая и более определенная величина, чем то, что об этом обычно думают. Впервые евангельская проповедь была принесена к нам святым апостолом Андреем Первозванным. В 60-х годах IX века князья Аскольд и Дир, после похода на Константинополь, принимают крещение и приносят христианство в Киев, где получило довольно широкое распространение. Важнейшую роль в проникновении христианства в Киевское государство сыграла моравская миссия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 863—885 гг. Следующей важной вехой на пути Руси к христианству было крещение святой равноапостольной княгини Ольги, которая посеяла семена Евангелия в сердце своего внука, будущего князя Владимира, что оказало впоследствии свое влияние на выбор веры князем Владимиром, просветившим светом Христовой истины всё наше Отечество.
Крещение Руси — эпохальное событие в нашей истории. Оно стало для нашего народа точкой отсчета нового цивилизационного развития. Принятие христианства приобщило молодую Киевскую державу к высшим культурным и научным достижениям своего времени, нравственно сформировало характер общества и, главное, дало смысл человеческому существованию.
Русь не только приобщилась к культурным достижениям других народов, но и, усвоив их, внесла свой богатый вклад в общечеловеческую сокровищницу культуры, что без принятия христианства было бы невозможно.
Это культурное взаимообогащение христианских народов отразилось во всех областях культуры Киевского государства: в области права, литературе, музыке, изобразительном искусстве и архитектуре.
В Киевской державе создается свод законов, названный «Русской правдой», послуживший основой для последующих законодательных актов и показавший зрелость русского правового сознания; в древнем Киеве родилось золотое «Слово о законе и благодати» святого митрополита Илариона, которое стало не только образцом высокого красноречия, но и богословским осмыслением и в определенной мере даже программой становления нового государства; в киевских княжеских палатах написано «Поучение» святого благоверного князя Владимира Мономаха, свидетельствующее о высоте государственной мудрости её автора, в Киево-Печерской Лавре подвизался составитель «Повести временных лет» — древнейшего из дошедших до нас древнерусских летописных сводов, основоположник русской исторической науки преп. Нестор Летописец, донесший нас память о славных деяниях наших предков; здесь трудился и преп. Алипий, выдающийся иконописец, основатель отечественной иконописной школы.
В Киеве были созданы такие шедевры русского зодчества, как Софийский собор — древняя кафедра Киевских митрополитов, архитектурный ансамбль Златоверхого Михайловского монастыря, Кирилловская церковь, украшенные великолепными мозаиками и фресками.
Благая весть о спасении стала тем фундаментом, на котором выросла целая плеяда государственных, религиозных и культурных деятелей, внесших весомый вклад в формирование и становление нашей Церкви и Отечества.
Православие и ныне остаётся определяющим фактором в нашей государственной и общественной жизни. Православное самосознание должно быть руководящим началом в принятии нами повседневных решений, в общении друг с другом, в трудовой и культурной деятельности, оно должно стать для нас стержнем нравственных и духовных усилий, основой программы изменения нашего украинского общества к лучшему.
Мы нуждаемся в возрождении и развитии всех отраслей нашей экономики и культуры, но прежде всего мы нуждаемся в возрождении и развитии духовной и религиозной жизни как основы человеческого бытия. Нам необходимо вдохновение, которое давало бы силы и желание трудиться для блага и процветания нашего общества. Нам необходимы воля к жизни и созидательная сила, которые бы давали нам стимул к действию и уверенность в завтрашнем дне. Организующим и объединяющим началом, доминантой всей нашей жизни должно стать Святое Православие, содержащее в себе животворящие истоки всякой человеческой деятельности, способные освящать ее и давать ей новое качество и содержание.
Только христианство способно спасти современную цивилизацию от разложения и гибели. Все попытки человечества предложить альтернативу Христову учению не увенчались успехом. И мы воочию видим упадок тех стран и наций, которые пошли путем уклонения от Христа. Противление Богу — это духовный и цивилизационный тупик. Решение проблем современного человечества заключается в возвращении к Евангелию, к его первоосновам.
Украинская Православная Церковь в эти дни, как и всегда, пребывает вместе со своим народом, разделяя его радости и его скорби, совершая в духе самоотвержения и жертвенности свою спасительную миссию Христова благовестия, направляя народ Божий к исполнению его упования — к Царствию Божию.
Пусть Господь, по слову Писания, будет Вождем нашим (Ис. 58:11) и снова станет царствовать в наших сердцах, укрепляя нас Своей благодатью, дабы мы с новой силой осознали, что мы — Его возлюбленный народ, который Он благословляет с высоты Своего небесного Отечества.