В Алеппо снова плотные бои. Настолько заметные, что даже Владимир Путин уделил этому внимание на прямой линии:
«Там и так называемая вооруженная оппозиция присутствует, рядом с ней «Джебхат ан-Нусра», это международно признанная террористическая организация. Разделить их очень сложно. Ведут они себя по-разному и в настоящее время предпринимают попытки улучшить свое положение.
Кстати говоря, воюет там в основном не сирийская армия, а курдские формирования и некоторые другие вооруженные группировки — и между собой, и против курдов. Но мы внимательно за этим смотрим и, конечно, сделаем все, чтобы ситуация не ухудшилась».
Кому интересно, могу рассказать обо всем этом подробнее. Алеппо разделен между правительством и исламистами по очень сложной траектории. Если глянете на карту, это похоже на знак единства и борьбы противоположностей — Инь-Ян.
Боевики вклинились в город по спирали, так же по спирали, соответственно, происходит и снабжение мирного города. Когда я ехал в Алеппо с севера, то город пришлось объезжать по проселочным дорогам с восточной стороны, а въезжать с юга, потом к западным кварталам, откуда сворачивать в центр. В направлении Хамы основная трасса тоже перекрыта, и ехать приходится по второстепенной дороге в пустыне. Ехать очень быстро, потому что регулярно ее пытаются перерезать, а с высот вокруг постреливают. С одной стороны Нусра, с другой — ДАИШ.
Очень запутанно все. Северо-западные предместья и села рядом занимают «Мухаджирин ва-ль-Ансар», это группировка, в которой заправляют выходцы из СНГ, особенно чечены. Восточные и частично западные окраины удерживают протурецкие группы. Это не только туркоманы (их там несколько групп, самая известная — бригада им. Султана Мурада), но и арабы, связанные со Стамбулом, — «Ахрар аш-Шам».
На юге густонаселенный район Салах-ад-Дин, занятый повстанцами в глубине, а по окраинным кварталам армией. Шейх Максуд на севере и часть соседнего района Ашрафия заняты курдами. Еще несколько кварталов, заселенных палестинцами, удерживает их проправительственное ополчение.
Многочисленные группировки то ли исламистов, то ли просто криминалов, а иногда военных туристов держат разные кварталы в предместьях Алеппо. Называют их обобщенно «Фронт ан-Нусра» (отделение «Аль-Каиды»). Другие по привычке называются «Свободная сирийская армия», которая вроде суннитская политическая оппозиция, но они постоянно меняют союзы и бренды. Административный центр под правительственной военной администрацией, а старый город — под боевиками. Притом Цитадель в старом городе удерживают армейцы, но сообщение с ними преимущественно ночью — стреляют по машинам.
Короче говоря, чересполосица и внутри города, и в окрестностях. Такая ситуация надолго законсервировалась, но, что интересно, несмотря на перебои с электричеством, водой, близкие обстрелы, в центре Алеппо спокойствие и привычная суета. Рестораны работали, магазины. Но перемирие было зыбким и в некоторых местах бои не прекращались. Это живо напомнило мне Донецк и Луганск.
Так, в Шейх Максуде обстрелы каждый день. Этот район был населен в значительной степени курдами, и после начала боев в Алеппо его заняли отряды курдской самообороны YPG, которые проникли в город. Их снабжение осуществляется из курдского района Африн на севере страны и по такой сложной траектории, что я вам описал выше. Осуществлять его курдам приходится через многочисленные блокпосты: сирийские, ливанские, иранские. А отношения у курдов с правительством непростые. Но раньше и этого не было. Потому сил там немного.
Район Шейх Максуд находится на таком невысоком плато и контролирует подходы к городу с севера. Вот если представить исламскую группировку на карте как такую кишку, то он ее пережимает на севере. И обстрелы района говорили о том, что прорываться будут здесь. И в общем обе группировки — условные повстанцы и условные правительственные войска (а почему условные, это потому, что там «все не так однозначно») — готовили позиции для отсечения «витка спирали» противника.
Насколько я понимаю ситуацию, сирийские «тигры» (это спецподразделение под командованием полковника и поэта Сухейля аль-Хасана) несколько дней назад начали отсекать спираль исламистов с севера в районе Хандарат и приближаться к Шейх Максуду. Если им удастся замкнуть, то все группировки внутри города будут окружены. Тем временем афринские курды синхронно атаковали спираль возле аль-Захраа и расширяют коридор, который пробили пару месяцев назад, и движутся к чеченам.
Но с другой стороны тоже готовились. Все это время через границу шли партии оружия и подкрепления. Готовились и к отражению авиаударов, теперь, говорят, даже «Стингеры» получили. Боевики стараются прощупать правительственные позиции и найти брешь, ведь армия также по сложной траектории заходит в город по крупным транспортным артериям и из каждого квартала можно нанести контратакующий удар.
Это я еще кратко рассказал. В реальности все сложнее. Война нового поколения, как принято говорить — гибридная.
На примере Алеппо вы видите, как сошлись этнические и конфессиональные группировки, криминальные сообщества и ополченцы, террористические организации и иностранные контингенты. Все создают и ликвидируют союзы, перемещаются, атакуют с сопредельных территорий, формируют профессиональный спецназ и квартальную самооборону.
Параллельно выборы проходят, но одни участвуют, а другие нет. Населенные пункты делегируют своих представителей и возвращаются в конституционное поле, а некоторые, как «мухаджирин», объявляют о переносе войны на территории РФ.
В общем, нужно во всем очень хорошо ориентироваться и стараться разобраться, потому что закончится Сирия, если закончится, и начнется где-то еще. Вон «Талибан» пару дней назад объявил о начале общего наступления. А могут и в менее экзотическом месте начаться похожие события.
И особенно интересно, как все это разгорается и как тактически проходят бои, как вот цивильный город Алеппо оказался в такой ситуации. Как он превратился в Сталинград.