Вы здесь

Что такое кротость?

Батюшка, благословите! Ответьте пожалуйста на вопрос: «Что такое кротость?» Я всегда себя считала искренним и правдивым человеком, но окунувшись в среду церковной жизни — я являюсь певчей в хоре уже 8 лет — я вдруг стала замечать за собой, что не в силах высказать слова правды, так как боюсь прослыть не кроткой, не смиренной и выделиться из общей массы покорных и смирных. Меня это беспокоит и я чувствую некую надломленность в себе, неискренность. Разве Господу нашему нужны такие молчальницы?

Ответ

В ответ на вопрос «Что такое кротость?» приведу слова блж. Августина: «Кроткие — это те, кто уступают нечестивым и не противятся злу, но побеждают зло добром. Поэтому далекие от кротости спорят и сражаются за земные и преходящие вещи. Блаженные же кроткие, ибо они наследуют землю, с которой не могут быть изгнаны». Кротким и смиренным, как мы помним, называл себя Господь Иисус Христос (Мф 11:29).

Таким образом, если речь идет о каких-то обидах, причиняемых лично Вам, то более по-христиански было бы потерпеть. Но можно вспомнить и другие слова Христа: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15–17).

Как поступить, что предпочесть — для выбора нам нужна мудрость. Терпеть — полезнее для себя самого, но может оказаться гибельным для ближнего, который укоренится во зле — а между тем можно было его «приобрести». Поэтому в каких-то случаях нужно именно обличать — сначала, как говорит Христос, наедине, потом — при свидетелях. Стремление любой ценой уйти от конфликта — это еще не кротость и не смирение, а скорее малодушие и равнодушие. Впрочем, ситуации бывают самые разные и вряд ли здесь можно дать какой-то общий рецепт.

А если при Вас обижают кого-то другого — то за ближнего вполне можно и нужно заступиться. Но и когда мы ищем правды, и когда обличаем — постараемся всё же сохранять кротость. Вот Павел пишет Тимофею: «От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим 2:23–26). Обратите внимание: «с кротостью наставлять противников». Это трудно, но с Божьей помощью возможно.