Вы здесь

Все люди Ангелы...

Все люди Ангелы,

Но ангельское в нас

Покрыто слоем копоти и грязи,

Сквозь толщу эту

силой Благодати

Свет неземной является подчас.

 

Душе моя,

Ты рождена для Жизни,

Мятешься всуе, умножая тлен.

Недолго ждать –

Настанет время тризны,

Что ты обрящешь суеты взамен?

Комментарии

Согласна с одной оговоркой: диавол тоже ангел - падший. Так и с людьми. У прп. Иустина Поповича есть такая мысль: человек мыслит либо Богом, либо диаволом. Вот так. А Мамардашвили как бы уточняет: когда мы не мыслим точно, нами играет диавол.

Точность зависит от многих параметров: глубины, широты и, главное, чистоты (бескорыстия). Корысть имеется в виду не обязательно грубая, но и тонкая, незаметная - всегда самолюбивая и самооправдательная.

Ничто так не враждебно точности суждения, как недостаточное различение.

Эдмунд Бёрк. Заметки к «Евгению Онегину»

Людмила Громова

Для обозначения падших ангелов используется строчная буква, а в этом стихотворении однозначно – прописная.

Не могу судить, насколько точно я всё различаю. Могу только объяснить, из каких представлений я исхожу. Душа человека Ангельская изначально (хотя семена тех или иных страстей в ней уже есть, но это только семена). И постепенно сквозь эту Ангельскую сущность прорастает дерево страстей, листва которого – это наши грехи. И если грехи смываются в таинстве Крещения и Исповеди, то корни и ствол всё равно остаются, на их выкорчевывание уходит вся жизнь.

Иногда говорят «мертвая» душа. Да, наверное, можно так сказать. Это когда Ангельское в душе как бы умерло.  И тогда человек «мыслит дьяволом». Но пока человек живёт, у его души есть возможность воскреснуть, ожить, по милости Божией. И даже стать святой. Воскресение души – чудо, наверное, еще большее, чем воскресение тела.

Все так! И понимаешь это, и, вспомнив, забываешь - да, именно от суеты тленной. И не получается вырваться из круговерти житейской. Единственное - действительно, силой Благодати Божией и Его Любви пробивается в нас свет неземной. Хранит в нас веру и не даёт пасть окончательно. Это моё восприятие. Помощи Божией, Людмила!