Вы здесь

Празднование Воскресения Христа в Шестопсалмии

Чтение Псалмов — один из древнейших элементов богослужений, и Шестопсалмие — главный режим чтения цикла Псалмов, дошедший до нас от палестинских монастырей.

В Шестопсалмии находим основные элементы прообразующие Воскресение Христа — защита Господа и упование на Нем, переход от ночного тьма в утренный свет, утреннее вставание после ночного сна, и избавление Давида – праотца Христа - от вражеских сил и от ада. Так и использование Шестопсалмие в жизнях верующего и Церкви отражает упование на Нем и надежду на Его избавление.

Шестопсалмие является частью богослужения Всенощного бдения. Молитвы, исполнены поздно ночью, была очень древняя практика. В 15-м Псалме, Давид пишет: «Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя», и в 21-м, страдающий молится днем и ночью. В Новом Завете, Христос и древные христиане провели всенощные моления (Лк.6:12; Лк.9:28-36; Мф.26:36-45; Деян.16:25). И паломница Эгерия упоминала ночные бдения в Иерусалиме в IV в.

Митрополит Волоколамский Иларион расказывает: «Палестина стала центром христианского монашества в V–VI веках… традиции монашества, сформированные в Святой Земле, успели к [VII в] обогатить собой общехристианскую сокровищниц…  Характерными чертами современного богослужебного круга, унаследованными от палестинской монашеской традиции, является наличие всенощных бдений под воскресные дни и неотменяемость часов.»[1]

Бдение накануне Рождества Христова в храме Рождества в Вифлееме можно считать ярким наследником византийских бдений. Игумен Феофан, заместитель начальника Русской Духовной Миссии, излагает его так:

В 22:30, 24 декабря по старому стилю [7 янв.] после третьего звона колоколов... православный патриарх с клиром во время совершения полунощницы, заходит в храм [и] облачается в мантию. [П]роцессия... проходит в Кафоликон, где Патриарх занимает свой трон. Начинается утреня, и Патриарх сам читает шестопсалмие. В то время… священник в сопровождении каваса, пономаря, двух свещеносцев и... драгомана… кадит Кафоликон и… спускается в Пещеру Рождества, где совершает каждение... Пещеры. Далее совершается каждение всей Базилики.

Незадолго до полуночи, в Базилику Рождества входит Президент Палестинской Автономии, у главного входа его встречают губернатор, мэр Вифлеема и драгоман греческого православного монастыря. В сопровождении кавасов он проходит к приготовленному месту справа от патриаршего трона. Однако в Рождество 2002 г. Президент Я. Арафат не смог участвовать... поскольку был блокирован израильскими войсками в Рамалле. На президентском месте был вывешен лишь его головной убор.

В полночь... крестный ход, возглавляемый Патриархом, с участием служащего духовенства, Президента Палестинской Автономии [и] мэра Вифлеема... спускается в Пещеру Рождества. Там под... рождественских песнопений Патриарх кадит [Пещеру и] поднимается из Пещеры. [Потом] в центре храма, Патриарх совершает короткое молебствие, [и] входит в Кафоликон. [2]

                                                           Богослужение Утрени

Итак, всенощные бдения проводятся накануне воскресенья и других праздников: двунадесятых, великих, средних и храмовых. Протоиерей Виктор Потапов объясняет, что: «в древности первая часть Всенощой – Вечерня – кончалась глубокой ночью, а вторую часть Всеноного Бдения - Утреню, предписано было церковным уставом совершать в такие часы, чтобы ее последняя часть совпадала с рассветом. В современной же практике утреня чаще всего передвигается на более поздний час утра (если совершается отдельно от вечерни) или же назад, на канун данного дня.»[3]

Утреняя часть, содержающее Шестопсалмие, начинается с ангельской песни при рождении Спасителя: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение.» (Лк. 2, 17). Это напоминает о наступлении новозаветных временах, когда «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.»(Ис.9:2; Мф.4:6) В Утрени есть хвалебная часть Всенощнего — гимны, псалмы.  «Утром ведь и птички поют, а к вечеру смолкают. И человек хвалит Господа. И с ним хвалит вся тварь: солнце, облака, рыбы, огонь (молнии), град, снег, ветер, горы, деревья, звери, птицы, цари и простой народ, старые и молодые. Все это оживает утром и выходит на труд, во славу Божию (Пс. 148).»[4]

После ангельского восклика начинается Шестопсалмие, которое содержится шестыми псалмами: 3, 37, 62, 87, 102, 142. В храме соблюдается строгая обстановка – свечи тушатся и Царские врата затворяются. Чтец стоит на середине храма и от стороны взглядов присутствующих, и читает псалмы четко и неперерывно. Псалмы, которые он читает были написаны Давидом как молитвы праведника преследуемый врагами и уповающий на Господа. Они также отражают тему ночи и тьма, упование на Господа, надежду и успокоение. Таким образом чтение этих Псалмов не только рассказывает о житие Давида, но служит прообразом преследуемого и победимого Христа, так и выражением духовного состояния и надежды верующего.[5]

То что Шестопсалмие касается Давидом видно из заголовка 3-го Псалма: «Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.» Афанасий Великий заметил, что в псалме ясно «говорится о Давиде. Ибо восставать собственно говорится о тех, которые прежде были в подданстве».[6] Архиепископ Ириней Псковский заметил, что Давид «жалуется на множество гонителей... Ибо весь почти Израильский народ, отложася от него, прилепился ко Авессалому».[7] Покинув столицу и своих сторонников, он заплакал (2 Цар.15:30). Но в соответстие с его упованием на Господа выражено в Шестопсалмие, он сказал: "Если я обрел милость пред очами Господа, то Он возвратит меня"(2 Цар.15:25). Библеист Александр Лопухин заметил в связи с 3-м Псалмом, что Давид был спасен когда Авессалом принял «предложения Хусия о медленности и осторожности действий, давшего возможность Давиду... избежать близкой опасности. В этом Давид видит помощь от Бога.» [8]

                                     3-й Псалом - основной для Шестопсалмия

Следующие слова 3-го Псалма отражают это преследование: «Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня... со всех сторон ополчились на меня». Верующий, который стоит в храме и молится этим Псалом, может относить эти слова к себе. Враги могут оказатся не только его земные враги, но как толковали святые отцы, здесь имеется в виду также бесы досаждающие душу вокруг ее.[5]

В стихах 4 и 5 говорится об уповании верующего на Господа вопреки тех угроз: «Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня... Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых.» Здесь «Его гора» напоминает о горе Сион в Святой Земле, а в переносном смысле о небесах, где есть Господь. Как объясняет св. Афанасий Великий, «зубы грешников» напоминает о диких зверях, которые владеют зубы как главное оружие, и без которых станут безопасными.[9]

Эти слова об уповании тоже относятся к жизни верующего и закрепить его. Иеромонах Макарий рассказывает, как он был усталым паломником в Назарете и со строгостью отменили его ночевание на монастырской веранде. Он пишет: «Однако же я не возроптал... Ведь у меня были два одеяла: чего мне беспокоиться? ‘Кого убоюся’?» Потом он «обошел двор... и лег, положив голову на каменную ступеньку. ‘аз уснух и спах’. Кто помнит 3-й псалом, легко догадается, что было дальше.» Так и его история действительно закончилась хорошо.[10]

Слова «Ложусь я, сплю и встаю» также соответствуют с темой рассвета и оживления в Шестопсалмии. Эта тема отражается в его исполнении: вопреки потушения свеч в богослужении, храм постепенно освещяется утренней зарей. Наряду с вставанием певца и появления заря видится вставания самого Господа в стихах 8-9: «Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ...От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.» Здесь вставание Господа несет за собой проявление Его спасительной власти. Как пишет Любовь Макарова, «этот глагол означает ‘предстать, явиться в силе’, ‘посетить’ (как в пасхальном песнопении: ‘Да воскреснет Бог и расточатся врази его!’).»[9]

В этом Псалме, как и в остальных читаемых псалмах, также прообразуется Воскресение спасителя – Мессия. Древные иудеи ожидали, что Мессия бы оказался победителем как свой праотец Давид. И Писания действительно указывают на Давида как прообраз Мессии. Например, в 30-й главе своей книги Иеремия пишет, что Господь избавит Свой народ, и: «будут служить Господу Богу своему и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им... так говорит Господь: вот, возвращу плен шатров Иакова и селения его помилую; и город опять будет построен на холме своем, и храм устроится по-прежнему... И будет вождь его из него самого, и владыка его произойдет из среды его...» Здесь говорится о будущем, другом, новом Давиде, потому что предсказано как он будет из народа. (См. также Иер. 23:5; Ос. 3:5; Ис.55:3-4; Иез.34:23-24; Иез.37:24-25).

Как у Давида, у Иисуса были много врагов, и против Него восстал Свой народ. Ему неоднократно надо было спрятаться от преследователей, например когда он плакал в Гефсемании. Слова врагов Давида в стихе 3 'нет ему спасения в Боге'  напоминают о руганье над Христом при распятии: «уповал [Он] на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему.» (Мф 27:43)

Кроме того, Давид спал и уповал на Господа когда свой трон отринули от Него. И в этом сне и вставании можно увидеть прообраз смерти и воскресении Христа, который уповал на Господа когда Его распяли. Любовь Макарова замечает, что то же самое слово означающее в 3 Псалме «Восстань!» (на иврите: кум; на церковно-славянском: Воскресни) используется в 1-м Псалме в начале Вечерни как воскресение из мертвых: «Не тако нечестивии, ...но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд».(Пс.1:4-5)

Подобно тому, в заголовке 21-го Псалма написано, что тот псалом должны играть «при появлении зари». А он же Псалом об убийстве и воскресении Давида, как написано: "Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск... и Ты свел меня к персти смертной. Ибо... скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои." (Пс.21:15-17) 21-й Псалом считается пророчеством о Христе поскольку изображается Его праотец Давид. И можно заметить, что в отличии от Христа сам Давид не был убитым врагами, тем более как здесь написано.

Итак, обращая внимание на двойственное значение «вставания» и такое значение которое может сопутствовать «зарю», можно заключить, что в 3-й Псалме словами «аз уснух и спах, востах яко Господь заступит мя» указано на воскресение. Поэтому заключает блаженный Августин: «под сном он понимает смерть, а под пробуждением — Воскресение Спасителя»[11].

                                                      Другие части Шестопсалмия

В 37-м Псалме - второй псалом Шестопсалмия - также можно видить смерть и избавление: «не в гневе Твоём наказывай меня; ибо cтpелы Твои вошли в меня, и отяготела на мне pука Твоя. Нет целого меcта в плоти моей... Поcпеши на помощь мне, Гоcподи cпаcения моего!» Потом читается 62-й Псалом, в котором Давид пишет как он думает о Господе утром, и чувствет себя в безопасности у Него: «глаcом pадоcти воcxвалят Тебя уcта мои, когда воcпомню о Тебе на поcтели моей, поутpу помыcлю о Тебе; ибо Ты – Помощник мой, и под cенью кpыл Твоиx я возpадуюcь.»

За ним следует 87-й Псалом, в котором Давид изображает себя как мертвым и молится: «Да внидет пpед лицо Твоё молитва моя... ибо наcытилаcь бедами душа моя, и жизнь моя подошла к пpеиcподней. Я пpичиcлен к ниcxодящим в могилу... Ты низвёл меня в pов пpеиcподний, во тьму и в тень cмеpти». Вопреки того мрачного состояние этого мрака, в 102-м Псалме читается как Давид потом благодарит Бога: «Благоcлови, душа моя, Гоcпода, и вcё, что во мне, – имя cвятое Его, благоcлови, душа моя, Гоcпода, и не забывай вcеx даяний Его. Он пpощает вcе беззакония твои, иcцеляет вcе недуги твои, избавляет от иcтления жизнь твою, венчает тебя милоcтию и щедpотами». Тем самым Давид намекает на надежности его избавления Богом.

В последном из шестерых Псалмов читается о том как он смертно страдает и избавлен: «теcнит вpаг душу мою, втоптал в землю жизнь мою, ввеpг меня во тьму, как умеpшиx в давние дни... Pади имени Твоего, Гоcподи, оживотвоpи меня; pади пpавды Твоей выведи из печали душу мою».(Пс. 142:3,11)

В этих псалмах, как и в других песнях Псалтиря, создается образ Давида не только как победитель, но как человек, который страдал и преодолел смертное поражение, которому он подвергался. Поэтому, принимая образ Давида как пророчество о Христе, создается образ Мессии который исполнит этот прообраз своей жизнью. А пока присутствующий слушает эти молитвы о преследовании, уповании, утреннем вставания, и избавлении освещается храм лучами солнца. Это приведет к следующему моменту в Утрени, готовляющее верующего для божественного литургия: провозглашается мирная ектения и «зажигаются все свечи в храме, знаменуя, что их осияла слава Господня».[12]

                                      Воздействие Всенощнего в Святой Земле

Сильное духовное воздействие Всенощних Бдений, которые естественно включили псалмопение, можно увидеть в истории Церкви в Святой Земле. Св. Порфирий, который епископ Иерусалимский Иоанн II назвал «Порфирием Израилтянином», был назначен епископом Газы. Это было в 395 г., когда язычники в Газе еще притеснили христиан. В житии св. Порфирии рассказывается что:

В Газе он обнаружил всего три христианские церкви, а языческих капищ и идолов - великое множество. В то время случилось бездождие и великая засуха. Жрецы приносили жертвы идолам, но бедствие не прекращалось. Святитель Порфирий назначил для всех христиан пост, совершил всенощное бдение и обошел с крестным ходом весь город. Сразу же небо покрылось тучами, загремел гром и пролился обильный дождь. Видя такое чудо, многие язычники восклицали: "Один Христос есть Бог Истинный!" После этого события к Церкви присоединились, приняв святое Крещение, 127 мужчин, 35 женщин и 14 детей, а вскоре и еще 110 человек.[13]

Через несколько лет, «императрица дала святителям средства на построение нового храма, который был построен в Газе на месте самого главного капища.»[13] С мощами св. Порфирия этот храм остался доныне, вопреки нападений некоторых мусульманских фундаменталистов и израильской армии в начале XXI в.[14] Это может обратить внимание на значение содействия православию в Святой Земли.

На 10 ноября Патриарх Кирилл совершил всенощнее бдение в Троицком соборе Русской духовной миссии в Иерусалиме и заявил:  «Сегодня 140-летие великого освящения данного собора. За 140 лет эти стены видели славу русского присутствия в Палестине, потом были свидетелями грозных политических событий на Ближнем Востоке, свидетелями опустения Русской Палестины».[15] Как рассказывает РИА Новости, «С началом Первой мировой войны сотрудники миссии переехали в Александрию... В 1964 году по так называемой "апельсиновой сделке" СССР продал большую часть русского подворья государству Израиль. Возрождение русского паломничества и масштабные реставрационные работы начались с визитом патриарха Алексия Второго в 1991 году.» [15] Сейчас Русская духовная миссия владеет: 5 подворий, 2 монастыря, 2 участка с паломническими гостиницами, и около 100 человек входящие в состав миссии.

На Всенощное бдение в Троицком храме пришли сотни паломников и жителей Иерусалима. «Начальник Русской духовной миссии, архимандрит Исидор на память о богослужении передал патриарху архиерейское облачение. Патриарх... передал Троицкому собору историческое Евангелие, которое некогда находилось на престоле храма Русской миссии в Иерусалиме.»[15]

В Всенощном бдение знаменуются вверование и упование. И надеется, что Всенощнее недавно совершаемое Патриархом успешно продвигает процесс возрождения православия в Святой земле, где было выработано Шестопсалмие.

 

                                                           ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Митрополит Волоколамский Иларион “Палестинское монашество” 10  фев. 2011.

[2] Иеромонах Феофан (Лукьянов). Журнал «Православный паломник» № 5 (7) 2002 г.

[3] Протоиерей Виктор Потапов, «Жертва Вечерняя: Часть II. Утреня» Свято-Иоанно-Предтеченский Соборъ, Вашингтонъ, ОК.

[4] Митрополит Вениамин (Федченков), «Материал и Строй Богослужения». Из: О Богослужении Православной Церкви.

[5] Н.П. Борисов, «Шестопсалмие», из Православной энциклопедии "Азбука веры"

[6] Афанасий Великий, «Толкование на псалмы».

[7] Ириней Псковский, «Толковая Псалтирь»; 2 Цар.15

[8] А. Лопухин, «Толковая Библия»

[9] Любовь Макарова, «Трудные места богослужения: Зачем зубы грешникам?» Православие и Мир, 10 августа, 2012    

[10] Иеромонах Макарий (Маркиш), «Город Назарет, день Благовещения (из воспоминаний прошлого века)», Православие и Мир, 7 апреля, 2011.

[11] Августин, еп. Иннокийский. О граде Божием. Киев, 1907.

[12] Наставление православному христианину о церковной свече.-М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; «Новая книга», 1996 — 32 с.

[13] «Святитель Порфирий», Православный Календарь, Сретенский монастырь.

[14] “Church of Saint Porphyrius”, Wikipedia.

[15] «Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Русской миссии Иерусалима», РИА Новости, 10 ноября 2012.

Комментарии

Интересно Вас читать, уважаемый Харольд. Вы так любите православное богослужение :)
Откуда в Вас такая любовь? И где Вы изучаете его, каким образом?

Харолд Смит

Спасибо за комплимент. Богослужение делает Писания для нас более живыми когда оно отражает написанное - например строгий пост во Великую Пятницу. В университете я был в круге со священником и студентами, изучающие православие. Организация называется Orthodox Christian Fellowship. И в многих приходах в США проводятся уроки о православии. Даже сидеть на урокм катехизации могут оказаться полезным для воцерковленного.

Инна Сапега

да, здорово. спасибо Вам, Харольд.

я тоже ходила в OCF - по вторникам у нас в институте в Нью Хэмпшире была Вечерня, а потом беседа. Это одно из самых замечательных моих воспоминаний об Америке и моей учебе.

Вы очень хорошо пишите. И русский у Вас - отличный. 

Спасибо!