Плач
Пресвятой Богородицы
Канон
(Творение Симеона Логофета)
Дева Чистая, увидев висевшего на кресте Сына и Господа Своего, горестно стеня, терзаясь и вместе с другими жёнами вопия, так говорила: "Видя Тебя ныне, возлюбленное дорогое Чадо Моё, висящим на кресте, горько уязвляюсь в сердце Моём! Вымолви, вымолви Благий Мой, слово рабе твоей.
Сын и Творец мой! Волею терпишь Ты на древе смерть лютую!". Так, стоя у креста с любимым учеником любимейшего Сына, Дева взывала к Распятому: "Ныне лишилась Я надежды, веселия Моего и радости, лишилась Сына Моего и Господа. Увы, Мне! Увы, Мне! Болит Моё сердце!"
От страха иудейского Пётр сокрылся, и все верные рассеялись и покинули Тебя, Христа Моего!"
"Странным и дивным Рождеством Твоим, Сын Мой, возвеличена Я была пред всеми матерями; но горе Мне! Утроба Моя раздирается, когда вижу тебя на древе!"
" Вижу рождённого Мною! Простираю руки, которые держали, лелеяли Его Младенцем, простираю руки сии, чтобы принять его со креста! Но никто, увы, не возвратит Его Мне!
Се свет Мой сладостный! Надежда драгоценная! Жизнь жизни Моей! Бог Мой угаснул на кресте! Ах! Вся внутренность Моя распаляется!"
" Солнце незаходимое! Боже превечный! Творец и Господь всего творения! Как терпишь Ты страсть на кресте?" - Чистая с плачем повторяла.
И, не переставая плакать, Неискусобрачная обратилась к Иосифу благообразному: "Поспеши, испроси у Пилата дозволение со креста твоего Учителя!"
Смутился Иосиф духом, видя Пречистую облитую потоками горьких слёз. И, сам зарыдав, приступил к Пилату, вопия с плачем: "Отдай мне, Пилат, тело Бога моего ".
" Видя Тебя покрытого язвами, обесславленного, обнажённого на древе, Чадо Моё, чувствую огнь, палящий внутренность Мою",- рыдая, вопияла Матерь и Дева.
Растерзанный, изумлённый Иосиф и вместе с ним Никодим, рыдая, сняли пречистое тело, и, облобызав его, со стенаниями поспели и прославили Распятого как Бога.
С плачем приняла Его Мать Неискусомужняя; с нежностью положила Его на Свои колени и со слезами и горькими рыданиями молила Его, осыпала лобзаниями и восклицала:
" Тебя, Владыку, Сына и Бога Моего, раба Твоя имела как свет в очах Своих, как надежду единую, как жизнь драгоценную, а теперь лишилась Я всего, Чадо Моё сладкое, Чадо Моё возлюбленноё!"
"Увы! Болезни и скорби и стенания терзают Меня, когда вижу Тебя, Чадо Моё возлюбленное обнаженного, уединенного, оставленного, помазанного ароматами мертвеца!"
" Мёртвым вижу Тебя, Человеколюбец, воскрешавшего мертвецов и все содержащего. Скорбию лютою уязвляется утроба моя! О, если бы могла Я умереть с Тобою! Нестерпимо Мне видеть Тебя бездыханного и мёртвого!"
"Изумляюсь, видя Тебя, Преблагий Боже и Прещедрый Господи без славы, без дыхания, без красоты! Держу Тебя в объятиях и плачу, оттого, что, горе Мне, уж не надеюсь, увидеть Тебя более, Сын Мой и Бог Мой!"
" Не вымолвишь ли рабе Твоей слово, слово, Ты, Слово Божие? Не ущедрищь ли, Владыко, Тебя родившую?" - взывала Чистая, плача, рыдая и лобзая тело Господа своего.
" Видно, уже не слыхать Мне более, Владыка, Мой, сладкого Твоего гласа, не увидеть, как прежде, красоты лица Твоего! Сокрылся Ты, Сын Мой от очей Моих!.."
Приидите, все верные, прославим Распятого за нас. Как прославила Его Пречистая Мария, видя Его на древе и взывая: "Хоть Ты и терпишь распятие, но Ты Сын и Бог мой!"
Как смиренная агница идёт за своим агнцем, влекомым на заклание, так вместе с другими жёнами, распустивши власы Свои, шла Мария за Иисусом и скорбно вопияла: "Куда поспешаешь так скоро? Не зовут ли Тебя в Кану на новый брак? Не затем ли спешишь, чтобы опять претворить воду в вино? Не позволишь ли и Мне пойти с Тобою, Чадо Моё? Или повелишь Мне здесь дожидаться Тебя? О, вечное Слово, промолви хоть одно слово! Не проходи мимо Меня молча, сохранивший Чистоту Мою! Ты Сын Мой и Бог Мой!"
" Где ныне, о Сын Мой и Бог Мой, где то благовестие, которое некогда так сладостно звучало в устах Гавриила? Царь, Сын Божий, Бог Всевышний - так он называл Тебя. А теперь вижу Тебя, Свет Мой сладкий, обнаженного, изъязвленного, мёртвого".
" Исцелитель болезней! Возьми Меня с Собою, Сын Мой, сведи Меня с Собою, Владыко Мой, во ад, только не оставляй одну на этой земле опустевшей. Я не могу жить без Тебя. Моего Света Сладчайшего!"
Горько рыдая с другими жёнами-мироносицами и видя, как понесли тело Христа, Непорочная возопила: "Горе Мне! Что я вижу?.. Куда это идёшь, Сын Мой, а меня покидаешь?"
Изнемогая в рыданиях, Пречистая говорила мироносицам: "Рыдайте со Мною, плачьте со Мной: Свет Мой сладкий, учитель ваш дивный во гроб полагается!"
Иосиф, увидя Деву, так рыдающую, сам возмутился и растерзанный, горько вопиял: "Как мне, рабу Твоему, погребать Тебя, о Бог мой! Какими плащаницами обвить тело Твоё?"
Кто может постигнуть тайну сего дивного зрелища! Господа, всю тварь носящего, Иосиф и Никодимом на руках своих несут и погребают!..
"Тайна чудная, высочайшая! - вопияла Дева к Сыну и Господу Своему.- Как могут они положить Тебя во Гроб, Тебя , по повелению Которого мертвецы вставали из гробов".
"Не отойду Я от гроба Твоего, Чадо Моё! Не перестанут литься слёзы рабы Твоей, пока ты и Она не сойдёт во ад. Не снесу разлуки с Тобою, Сын Мой!.."
" Отныне радость не коснётся Меня! Свет Мой, радость Моя затворилась во гробе! Но Я не оставлю Его одного: здесь же умру, с Ним погребуся!
" Исцели рану души Моей, Чадо Моё! - вопияла Пречистая, обливаясь слезами - Воскреси, утоли Мою печаль и болезнь! Ты всё можешь, Владыко! Чего пожелаешь, то и сотворишь, хотя и погребаешься ныне по своему изволению".
" О, как утаилась от Тебя бездна щедрот Моих!" - втайне проглаголал Господь в сердце Матери Своей.- Для спасения твари Моей принял Я вольную смерть!.. Но я Воскресну и Тебя возвеличу, как Бог неба и земли!"
" Воспеваю милосердие Твоё, Человеколюбец , и поклоняюсь богатству милости Твоей, Владыко! Для спасения твари Твоей принял смерть!- воскликнула Пречистая.- Но Твоим Воскресеньем, Спаситель, всех нас помилуй!" Аминь.
Прочитав этот канон, я испытал несказанный восторг и не раз, признаюсь, наворачивались у меня слезы при его чтении. Появилось огромное желание поделиться радостью со всеми верующими. Канон взят из книги известной в своё время писательницы Авдотьи Павловны Глинки"Жизнь Пресвятой Девы Богородицы" Авдотьи Павловны Глинки, крещена она была в церкви Андрея Первозванного на Васильевском острове. Восприемниками при этом были её родной дед, адмирал Иван Логинович Голенищев- Кутузов(1729-1802), и Евдокия Ильинична, супруга Михаила Илларионовича Кутузова, будущего фельдмаршала. Родители писательницы тоже известные люди: отец П. И. Голенищев Кутузов, куратор Московского университета, мать Елена Ивановна урождённая княжна Долгорукова. Прочитайте её книгу -она прекрасна.
Комментарии
Игорь, зравствуйте!
Администратор, 12/03/2011 - 18:52
Игорь, зравствуйте! Этот канон, к сожалению, я должен буду удалить. Авторы Омилии в своих разделах должны публиковать только свои авторские тексты.