Вы здесь

Любая глубина — это высота, а иначе — болезнь

Как защититься от аффектов в трудные времена?

Поводом к написанию данной статьи послужил разговор о трагической судьбе Марины Цветаевой. После дискуссии о самоубийстве Марины и её церковном отпевании задумалась о многом. Протодиакон Андрей Кураев, по ходатайству которого и было получено разрешение на отпевание, аргументировал это решение тем, что Цветаева покончила с собой в состоянии аффекта, будучи доведённой до самоубийства обстоятельствами времени. Подумалось, что не за горами, возможно, времена схожие, трагичные, когда каждый из нас окажется под ударом и может не справиться с жизнью и собой. Поэты, безусловно, люди более ранимые и менее приспособленные к жизни, сам «душевный строй поэта располагает к катастрофе» (Осип Мандельштам), и все же каждый из нас, оказавшись в критической ситуации, должен суметь защитить себя, свою психику от негативных последствий стресса, потому я решила поговорить с психологом Екатериной УСАЧЁВОЙ об аффективном поведении и о причинах к нему приводящих.

— Что такое аффект? В чём особенности аффективного поведения?

— Аффект — это яркая эмоциональная реакция на значимое для человека событие. Аффективное поведение всегда социально неприемлемо, ибо несёт дискомфорт как человеку, так и окружающим его людям. Это поведение, которое выходит за границы нормы. Но в обществе всегда существуют границы поведения или табу — тот же уголовный кодекс, к примеру. То есть, свобода в общественной жизни очень строго регламентируется, и вот всё, что выходит за границы регламентируемых прав и свобод, является аффективным или девиантным поведением. Аффект как таковой — это яркая непродолжительная вспышка (сам человек часто даже не помнит что произошло), а девиантное поведение это уже продолжительное изменение поведения, жизни, психических реакций, зачастую развивающееся на фоне той или иной болезни (алкоголизм, наркомания, психические расстройства).

— В чем опасности аффективного поведения?

— Такое поведение — симптом наличия проблем у человека, показатель того, что психика не справляется с возникшими трудностями. Обнаруживается неспособность нервной системы затормозить эмоциональный выброс, часто негативный.

— Как в фильме «Падение» (англ. Falling Down) режиссёра Джоэла Шумахера (1993), который ещё переводят как «С меня хватит»? Мы внутри нередко ощущаем то же недовольство, испытываем схожие эмоции, но сдерживаем себя, в отличие от героя фильма, который их осуществляет, но в итоге, борясь со злом, он творит ещё большее зло и гибнет. Главную роль великолепно сыграл Майкл Дуглас. Его отец актёр Кирк Дуглас после выхода фильма сказал: «Я думаю, что это его лучшая работа на сегодня. Персонаж Майкла не „герой“ или „новая городская икона“. Он и злодей, и жертва. Конечно, мы видим многие элементы нашего общества, которые способствовали его безумию. Мы даже жалеем его. Но фильм совсем не оправдывает его действий».

— Да, аффективное поведение — это процесс разбалансировки психики, опасный как для самого человека, так и для окружающих — в причинении вреда, о котором человек с аффектом не догадывается, не отдаёт себе отчёт. И вот этот аффект может быть направлен либо на себя, либо на окружающих. Пошёл и застрелился или, наоборот, убил своего недруга: это разное поведение и зависит оно от личности, от  её мировосприятия. Задача — прекратить мучения сию минуту, а что дальше как бы неважно. Но душа-то — вечна...

— Как заранее подготовить себя к испытаниям?

— Здоровая самооценка является залогом психического здоровья, воспитывается в детстве адекватными родителями, которые замечают и успехи, и промахи своего ребёнка, направляют его, прививают основные нравственные понятия, учат уважать других, уважают его как личность с момента рождения, не ограждают от трудностей, помогают, поддерживают ребёнка. Всё-таки мы говорим о воспитании ребёнка, усвоении им определённых норм поведения в обществе. Я часто  рассказываю пациентам такую притчу: в одной деревне жил мудрец, его все любили, особенно дети, и часто приходили играть к нему во двор. Мудрец создавал из стекла красивые, но очень хрупкие игрушки и дарил их детям, но они их быстро ломали и, конечно,  горько плакали. Родители, устав от детского плача, обратились к мудрецу с вопросом: Ты такой умный, мудрый, всё знаешь, почему же ты даришь детям такие хрупкие игрушки, ведь они расстраиваются и плачут? И мудрец ответил: совсем скоро ваши дети вырастут, и кто-то подарит им своё сердце — не менее хрупкое, чем игрушки —   я хочу чтобы они научились обращаться с ним чуть-чуть аккуратнее.
Не делай другим того, что ты не хочешь чтобы сделали тебе. Верующий человек знает, что все послано Богом, с миром принимает разные изменения и надеется не только на себя, но и на Бога. И за все благодарит.

— На что следует обратить своё внимание прежде всего? Желательно с примерами.

— Социализация ребёнка: научить замечать, видеть других людей, замечать их нужды и потребности, показывать что мы все разные, но всё-таки вместе существуем. Сейчас особенно тяжело с этим, примеров терпения не так много, вот в семье, может быть всякое, люди же как-то живут, решают задачи поставленные жизнью, но в современном мире считается, что изменить семье проще, легче (в широком смысле), чем измениться самому, т.е поменять партнёра легко, договорится со старым — тяжелее. И, конечно, необходима профилактика здоровой психической жизни, минимизация негативной информации, электронной зависимости. Надо учиться созерцать жизнь, видеть прекрасное, наслаждаться природой, хорошей музыкой, чтением «вечной» литературы, а не довольствоваться однодневными гламурными новостями. Важно научиться во всех ситуациях задавать себе вопрос «не за что?», а «для чего»? И стараться исправиться, стать немного лучше, терпимее, добрее. Стараться изменить не ситуацию, которую изменить невозможно, а своё отношение к ней и в этом найти утешение.

— Существуют ли какие-то исследования, помогающие понять законы психики, которые включают механизмы аффектации? Почему люди впадают в состояния аффекта? Когда с ними это происходит и по какой причине?

— Изменения в организме  на физиологическом, химическом уровне происходят, но что запускает этот механизм неизвестно, могут быть и инфекции, и отравления, и черепно-мозговые травмы, и истощение нервное и физическое, переутомление, длительное воздействие стрессовой ситуации. На этом изменении основан процесс выявления аффекта с помощью детектора лжи.  Но это вопрос скорее к судебным медицинским психологам и психиатрам, с этими исследованиями я мало знакома.

— Самоубийство в состоянии аффекта даёт право на отпевание человека в церкви, несмотря на суицид — почему так? Могли бы Вы как психолог объяснить разницу между обычным суицидальным поступком и совершённым в состоянии аффекта?

— Насколько я знаю, согласно основам социальной концепции отпевают только если у человека зафиксирована болезнь (соматическая или психическая). Наркомана под кайфом совершившего самоубийство отпевать не будут, как и скончавшегося в алкогольном опьянении. Разница в том, что человек не отдаёт отчёт, неадекватно оценивает ситуацию — как маленький ребёнок. Вот, например, ребёнок двух лет выпал из окна, это что — самоубийство? Нет, это несчастный случай, так как ребёнок не мог предугадать последствия своих действий. А наркоман сознательно принял наркотик, и потом у него начались изменения, приведшие к смерти — он сам выбрал приём лекарственных средств, воздействующих на психику,  ему их не доктор прописал. Но здесь ещё есть и тонкий момент доведения до самоубийства, а это всегда насилие физическое или психическое.  Также существует проблема психологического терроризма, чаще всего встречается у подростков или молодых людей, когда ставится какое-либо условие или смерть. В каждом конкретном случае это рассматривается отдельно, тонкостей и нюансов очень много.

— Если представить жизнь в военное время с её лишениями и опасностями, наверное именно тогда аффектация почти неизбежна?

— Наоборот, организм очень гармонично сотворён, некоторые функции просто отключаются, защитные механизмы психики очень сильны, но современный мир подвергся психическим болезням больше, чем во время войны, так как сняты многие табу и стёрта граница между добром и злом. Когда война явная, ты знаешь кто враг, картина мира выстраивается, а вот когда все благостно и хорошо и зло рисуется под добро, тут и происходит расслоение психической деятельности, картина мира не выстраивается и всё — срыв. Часто как раз после войны, в мирное время, происходят такие срывы. Хотя, может быть, просто статистика во время войны не ведётся...
Как говорят многие современные священники, богатые люди должны сейчас вкладывать средства в строительство домов престарелых или психиатрических клиник — очень востребованы будут.

— Где проходит граница нормы, за которой начинается запредельное — аффективное?

— Граница — социальная норма, которая регламентируется уголовным и административным кодексом.   В психологии существует понятие нормы как  середины, а с двух сторон крайности: гений с одной стороны и патология, психический больной, с другой стороны. Границы нормы и патологии в современном мире постоянно сдвигаются, расширяются. Исчезновение из международной классификации болезней Всемирной Организации Здравоохранения некоторых психиатрических болезней — яркий тому пример (трансвеститы и гомосексуалисты).

— Могли бы вы дать рекомендации, благодаря которым удар по психике в период испытаний можно свести к минимуму?

— Минимум современного, максимум настоящего. Здоровым питанием все озабочены, так же надо озаботиться и здоровьем психики.  Минимум извращений, зла, негатива, насилия, максимум добра, света и творчества. Раньше была пословица «сделать из дерьма конфетку», а теперь творчество свели к обратному. Простите, что грубо, но такого рода «креативщики» расцветают все ярче и надоели хуже назойливой мухи: ничего стоящего придумать не могут, сотворить тем более, а вот переварить шедевр и вывалить пред нами результат — пожалуйста. Только если раньше была хотя бы внешняя цензура, то теперь нет и внутренней.
Фрейд, конечно, гений, но во многом и злодей: открыл бессознательное, снял табу и забыл всем рассказать, что любая глубина — это высота, а иначе — болезнь.
При современной жизни особенно актуальна профилактика поступающей информации, потому отказ от телевизора — большое благо по мнению многих. Наблюдать войну в прямом эфире — это тоже снятие табу на жестокость, к хорошему не приведёт.
Думаю, проблем у человека будет становиться всё больше: физически, возможно, легче, а психически — тяжелее.
И, конечно же, нужна вера, как спасительный маяк в период бурь и невзгод. Вера поможет не отчаяться, не впасть в уныние.

— Спасибо, Екатерина.

По ходу беседы вспомнила своё стихотворение, которое теперь читаю скорее вопросительно, чем утвердительно:

Люди падают
по-разному:
кто-то вниз,
кто-то вглубь,
кто-то ввысь.

Почему так происходит? Как, когда глубина становится высотой? Быть может «высота» непременно должна прежде взлёта углубиться, познать себя, найти Христа в себе и только потом взлетать?

Из головы не выходит Цветаева. «Ведь я не для жизни. У меня всё — пожар, — писала она ещё в 1923-м году. — Я ободранный человек, а вы все в броне. У всех вас: искусство, общественность, дружбы, развлечения, семья, долг, у меня, на глубину, ни-че-го. Всё спадает, как кожа, а под кожей — живое мясо или огонь: я — Психея. Я ни в одну форму не умещаюсь — даже в наипросторнейшую своих стихов! Не могу жить. Всё не как у людей... Что мне делать — с этим?! — в жизни».
А в 1940 году, вернувшись в советскую Россию, Марина записала в дневнике: «Меня все считают мужественной. Я не знаю человека, робче, чем я («гордость и робость — родные сестры»)... Никто не видит, не знает, что я год уже (приблизительно) ищу глазами — крюк, но их нет, потому что везде электричество. Никаких «люстр».... Я не хочу умереть. Я хочу не быть. Вздор. Пока я нужна — ... но, Господи, как я мала, как я ничего не могу!»
.

Что в Цветаевой было от поэта, а что от аффекта? — вопрос остаётся открытым. Однозначно можно утверждать лишь то, что трудное, бесчеловечное время таки сыграло свою роковую роль и погубило человека, женщину и поэта.

Можно ли было её спасти? Я всё время думаю об этом, и в некотором смысле этот материал — тоже попытка спасти Марину, хотя бы в воображении, во имя спасения многих и многих, страждущих, как она, и мало способных к выживанию в жестокие времена.
 

Комментарии

Светлана Демченко

Светлана, хорошее и полезное интервью. Особенно в наше неспокойное время. Вопросы грамотно сформулированы.
Что касается экзистенциального понимания  своей свободы человеком, - я волен жить или умереть, - то любой выбор в пользу самоубийства греховен по сути : он "забирает" данную Богом жизнь. Это моё мнение. И никаких смягчающих обстоятельств здесь быть не может. К тому же, если это делается совершенно осознанно, как это было в случае  с Мариной Цветаевой. Она, кстати, выбрала для себя "счастье", ибо все "несчастья" кроются и исходят от жизни и в жизни.  Их преодоление требует усилий и воли. Конечно, здесь речь идёт о сознании. У Гегеля в "Феноменологии духа" есть даже понятие "несчастного" сознания... которое было  предметом разговора  датского философа С.Кьеркегора в работе «Несчастнейший". Нельзя сбрасывать со счетов субъективную "усталость жить"... , читай - бороться, преодолевать. "Подполье", с которым по Ф.Достоевскому, живёт каждый человек,- малоизученная область  психики  Это не только  бессознательное, а и то, что на его основе формируется. Здесь дело не в оправдании или осуждении самоубийцы, а в том, какое у него было сознание, приведшее его к такому выбору.
Тема действительно сложная.

Спасибо, Светлана, что  не обходите  её стороной, не боитесь заглянуть в тайны  человеческой психики. Только человек с образным мышлением способен  осмыслить понятие  глубины как высоты.

Успехов!

sun

Главное отличие гения - единоличное предстояние перед Реальностью (как у Иова). Обычный человек прячется от Реальности, отгораживается стеной от неё (Об этом у меня рассказ «Стена»). Такова и вера обычного человека зачастую - не ставшая собеседованием с реальностью, не ставшая реальным событием жизни. А у гения всё с точностью до наоборот. И одно это предстояние, собеседование с Реальностью - уже страшное бремя, которое мало кому по плечу. Это ОЧЕНЬ тяжело, энергоемко, потому в годину испытаний, когда ещё и обыденность прессует человека, ему всё в разы труднее. Но это общий фон. Цветаева повесилась, чтобы не мешать сыну. Она ощущала себя как никому не нужный предмет и даже помеху для нормальной жизни сына. Она не могла сражаться за свою жизнь, не имея опоры в другом. Она просто не могла быть. Ей было всегда трудно, но когда она убедилась в том, что Муру мешает, она ушла с его пути. Вот как вижу я, причем не просто сама в себе, а опираясь на факты биографии, на реальные события и слова персонажей драмы. Ну, и следуя внутренней логике самой Марины, как она мне видится.

СпасиБо! bye

Светлана, прочитала Вашу статью за 2009год.Тогда Вы сомневались в праве гения на оправдание его эгоизма в даже ради создания шедевра. Похоже, сейчас Вы на этот вопрос отвечаете иначе. Тогда. повинуясь голосу своего сердца, ( А наше сердце, как известно, умнее нас), Вы сказали , что никто не имеет права пожирать чужие жизни, даже гений. Сейчас же Вы почему-то стараетесь доказать обратное. Какое отношение к Ц. имеет состояние аффекта? Аффект- это кратковременное состояние, а Ц. мысль о самоубийстве вынашивала многие годы. Замечательно высказался о. Алексий Зайцев., комментируя Вашу статью " Действительно, творчество очень часто разрушает личность человека. А вот обратные случаи бывают достаточно редкими. В противовес М.Цветаевой можно привести пример А.Ахматовой, которая завершила свою жизнь на более высоком уровне духовности и осознания бытия, нежели в ранние годы творчества. Если оценивать творчество с точки зрения православной духовности, то гораздо важнее быть более чистым духовно (более человечным), нежели достичь большего технического мастерства и создать больше произведений. Ведь, если душа творческого человека порабощена грехом (или серьезно заражена), то эту заразу греха он неизбежно распространяет через свои произведения. Эти произведения могут вызывать восторг у поклонников по причине своего технического совершенства, но не могут изменить их к лучшему, оправдывая человеческие слабости и пороки." Как видите, у церкви есть и другая точка зрения на Ц. о. и я согласна с о. Алексеем Зайцевым. Еще мне понравился комментарий Елены Гаазе. Правильная и здоровая реакция. Ее ужаснул факт, что Ц. привязывала дочку к стулу, а что бы она сказала о других поступках, еще более страшных. О том, например, что Ц. фактически обрекла младшую дочь на голодную смерть, пожертвовала ею ради старшей . Еще факт. Ариадна , став подростком, ушла из дома жить в другую семью. там с ней очен хорошо и ласково обращались., она же в ответ на это стала воровать у них. Когда ее спросили, почему она эт делает, она сказала:"Как вы не понимаете, я же не могу, я ненавижу, когда со мной хорошо обращаются". И тогда я поняла, пишет эта приютившая ее женщина, каково пришлось этому ребенку в семье. Светлана, Вы все цитируете, какая она беззащитная и ранимая, но такой человек тем более должен был бы понимать, как может быть больно другим и значит быть добрее и стараться не обидеть. А у Ц. этого понимания не было, у ней было только ее"Я" только она была несчастная. Светлана, по-моему, Вы очень отзывчивый и жалостливый человек, но эти вполне хорошие христианские качества могут и навредить, если Вы будете слишком доверчивы и наивны. Этим могут воспользоваться мошенники и Вы можете попасться на эту удочку, не мне Вам рассказывать о манипулировании, но и в том числе, и на жалости могу сыграть. Вы, случайно, не подаете таким "нищим' в электричках? И еще. Святые отцы писали о состоянии "прелести". почитайте.

Лена, милая, чтобы понять меня, Вам придёся поверить, что я ничуть не изменила своей позиции и своих представлений об искушениях творческого человека: соедините вместе обе статьи и, если сможете, поймете о чем речь. Я та и эта - одна личность, вмещающая в себя то и это одновременно. Знаете, когда обычный человек смотрит на картину и видит зеленую траву, ему и в голову не придёт, что она - не зеленая, то есть она не просто зелёная, а сложно зелёная, и что художник видит там вместо зеленого десятки оттенков разных цветов. Понимаете?

Ригоризм, который горит в Вас, сродни инквизиторскому - он гораздо более страшен, чем то, чего боитесь Вы. И губит он  куда более эффективно. «Брось камень, кто сам без греха!» - об этом не стоит забывать. Я часто говорю, что в наше время никого этими словами не удалось бы остановить - так мы упали.

Простые решения трудных вопросов - это убийство в том или ином смысле. Не надо к ним стремиться. Надо уметь мыслить не одновекторно, а вмещать в себя сразу несколько параметров, иначе ум становится сектански ограниченным. Это вовсе не защита истины получается, а инквизиторство. А про это Достоевский уже всё объяснил. Но, опять же, многие ли услышали? Сомневаюсь.

И ещё один принцип: не бей лежачего!

Светлана, По поводу неодновекторного мышления. Вообще-то в православии есть такая добродетель-ЦЕЛОМУДРИЕ, т.е. ЦЕЛОСТНОСТЬ УМА, т.е. ум должен быть собран воедино, а не раздроблен на много частей. Противовес целомудрию- блуд мысли, по-моему, это как раз то, что Вы считаете разновекторностью. СЛОЖНОСТЬ имеет корнем " лож", где просто, там ангелов со сто, а где мудренно- там не одного. Истин не может быть много, истина только одна, и при решении трудных вопросов нужно стремиться именно к ней.
Ответьте на вопрос, пожалуйста, как Вы думаете, Ц. можно было бы помочь, ну т.е. чтобы не было такого конца?

Я далеко не на все вопросы нашла ответы.  Целомудрие - это собранность во Христе. Ваша ошибка по-моему вот в чем: истина похожа на шар, т.е. это объем, а не плоскость. На шаре многие точки лежат противоположно друг против друга, и если не учитывать все возможные ракурсы (мновекторность мышления), обязательно допустишь сектантскую ошибку, приняв часть за целое. Ригоризм присущ людям, не умеющим видеть проблему в объеме. Понятное дело, никто из нас не владеет полнотой видения, но именно поэтому свой одновекторный взгляд не следует считать истиной в последней инстанции. Целомудрие - это как раз мышление из знания Целого (из видения шара - в нашем примере).

Такая строгость, которую Вы являете, допустима только по отношению к себе, ибо себя Вы можете и должны познать и потому можете судить строго. В приложении к себе будьте ригористом и так отстаивайте истину. И, главное, не приписывайте своему пониманию полномочий истины, если не обладаете полнотой видения или хотя бы не учитываете главные, ключевые направления.

Не восхищайте у Бога полномочий Судии. Допустите существование тайны - того, что находится за пределами Вашего понимания.

Я просто еще раз повторю - у Ц. . как и у каждого человека была возможность изменить ситуацию или во всяком случае ее конец,- обратиться к Богу. "Грядущего ко мне не изжену вон". Господь никого не отвергает, но она не захотела этого сделать,- (" не обратятся, чтобы я исцелил их")-значит, это таков был ее ВЫБОР.

Часто это заключительная фраза в споре. Когда доводы сторон исчерпаны, окончательный суд мы возлагаем на Бога. В пылу спора каждый отстаивает свою позицию, но я отнюдь не считаю мир черно-белым, конечно, нет, он многогранен, и в нем много цветов и оттенков и я согласна, что к решению проблемы нужно подходить с разных сторон. Просто мы с Вами в отношении к Ц. встали на 2 полярные точки зрения. Как в суде, где есть обвинение и защита, так и у нас получилось. Я встала на сторону обвинения и взывала к правосудию, а Вы -на сторону защиты и взывали к милосердию. Но и как в суде, судья, выслушав доводы обвинения и защиты, принимает решение и выносит приговор , так и в нашем споре решение и приговор остается за Высшим Судией. Господь -он ПРАВОСУДЕН И МИЛОСЕРДЕН одновременно. Символ суда- чаша весов, на одной лежит вина, на другой-смягчающие обстоятельства. Нередко бывает, чаша милосердия Божия перевешивает чашу с грехами. Будет ли так в отношении к Ц.-это тайна для нас, но, наверное, когда все тайное станет явным, откроется и это.

Да, именно так и получилось. Мы могли бы волею обстоятельств даже поменяться местами )))

Бибихин в лекции о Хайдеггере говорит:

«Ответом на всякий вопрос об истине является ещё более глубокий вопрос об истине».

Это и есть движение к постижению непостижимого - истины, которая одновременно есть и явлена нам во Христе и в то же время постоянно остаётся недостижимой и непостижимой. Мудрость - это незнание, стремление узнать, жажда истины. Общаясь мы познавали, насколько нам это дано. И, мне кажется, в результате беседы мы не стали хуже.

Храни Господь, дорогая Елена!

Вы правы в том. что познание -бесконечно, и мы движимы к постижению недостижимого, но только нужно ,чтобы в этом мы не сбились с пути ложными маяками. Церковь дает нам истинные ориентиры, чтобы нам не заблудиться на этом пути поиска истины. Существуют законы, нарушать которые нельзя, нельзя бесконечно испытывать милосердие Божие. Его у Бога много, но будет ли оно проявляться к тем, кто его отвергает?. Будет ли Господь милостив к тем, кто от него отрекается?
Похоже, эта тема также бесконечна, как процесс познания. Наверное, надо поставить на этом точку.

Это Вы о ком всё? Если о себе, то понимаю - сама такая. И задам вопрос: а что Вы подразумевете под Церковью? Вот о ЦветаевоЙ если продолжать, то наша Мать-Церковь, повторюсь, приняла решение и состоялась панихида по ней. Но Вы то себя ставите над этим решением? Значит когда Вам удобно, Вы подчиняетесь решению Церкви, а когда нет, называете его ошибочным? Может быть не так всё просто у Вас на этой линии фронта?

В наш информационный век, человеку творческому трудно найти маяк, на который бы настроить свою душу. Со всех сторон - информация, информация и зачастую негативная. А человек хочет тишины, а человек жаждет простоты. Помните, как маленькие детки от усталости и от радостных игр не могут уснуть? А взрослому не легче! Столько забот, соблазнов, искушений. Тут вот и нужна семья, с её теплотой и уютом. Тут вот и нужна вера с её молитвами. Очень нужная и злободневная статья! Спасибо вам Светлана.

Я много размышляла на эту тему и пришла к выводу, что порой гения оставляют сам на сам с реальностью, ни семья, ни то, что мы понимаем обычно под верой не прикрывают, не спасают. Это предельное оголение - о нём и пишет Марина. Это предстояние, которое мало кому по силам. Тем гений и отличается от святого, что святой уверенно опирается на Бога, а гений находится в предельно напряженном поиске Истины, т.е. Бога, но ещё может и не догадываться об этом. Трудная тема...

СпасиБо pig_ball

Алла Немцова

Помнится, много лет назад в компании начинающих редакторский путь товарищей возник разговор о Марине Цветаевой. Люди были молодые, скорые на оценки. Принялись судить да рядить, благо каждый имел свое мнение. Этому разговору была свидетелем мудрая старшая коллега, которая в момент остудила пыл ораторов. "Чтобы иметь право осуждать поступки и жизнь такого поэта, как Марина Цветаева, сказала она, надо иметь равновеликий талант и пройти схожим путем страданий. А мы все обычные люди, и нам не дано чувствовать боль настолько остро, насколько чувствовала ее Цветаева." На всю жизнь запомнилось. СпасиБо, Света, что о Марине - тактично, с сочувствием и неосуждением.

По поводу состояния аффекта... Мне так представляется, что сейчас каждый из нас в той или иной степени ощущает на себе воздействие стресса. И как в дальнейшем он отзовется - ох, большой вопрос. Но самое страшное - это нынешний информационный и психологический фон, в котором формируется психика ребенка. Мне кажется, много работы будет у психологов и психиатров через некоторое время. И проблемы подростковые будут отнюдь не шуточными. 

СпасиБо, Екатерина и Света за очень интересную и актуальную беседу. Храни вас Бог!

Мудрая старшая коллега очень хорошо сказала. Да, в том и дело, что люди падки судить, не ведая на самом деле о чём. В этом деле больше неизвестного, потому и я не смею по-настоящему судить и осуждать. Просто не смею, ибо даже малая доля того напряжения, с которым жила Марина, может испепелить.

И как верно она писала: меня любите за то, что я умру. Это ведь она о себе грядущей предвидела, чуяла то перенапряжение сил, с которым уйдёт, и трагизм ухода. Для меня тут ещё принцип: лежачих - не бьют, страдальцев обременять - грех. Тут можно только сострадать, болеть сердцем и надеяться. И помогать живым, которым ещё можно помочь.

СпасиБо bye

Наверное жизнь творческих людей, особенно поэтов и музыкантов, - это сплошные аффекты. У меня был и личный опыт, но больше из книг. Гении особенно дорого платят за свои шедевры.

Да, Вы правы: все добытые гениями шедевры дорого им стоят, за них заплачено кровью и жизнью.

А о Цветаевой если говорить, то желание исчезнуть знакомо очень и очень многим творческим людям. Гоголь вот тоже говорил, что ему повеситься или утопиться кажется большим облегчением - так велики были его творческие муки.