Вы здесь

Плотность жизни

1. Гробы крашеные

Быть живым — намного сложнее, чем кажется. Часто называют жизнью чёрточку между двумя датами на могильной плите: датой рождения и датой смерти. И это неспроста. Нам кажется, что достаточно просто родиться и ещё не быть умершим, чтобы быть живым. Но это не так.

Здравствуй! Не стрела, не камень:
Я! — Живейшая из жен:
Жизнь. Обеими руками
В твой невыспавшийся сон.

(Марина Цветаева)

Человек может как бы жить и не быть при этом живым, а только казаться — иметь кажимость бытия вместо бытия. И такой кажущийся себе и другим человек будет жить, учиться, вступать в отношения, производить на свет детей,  участвовать в жизни других людей,  влиять на их судьбы. И при этом спать, ибо сознание его не пробудилось по-настоящему. Обыватели, как правило, и есть такие полуживые, спящие душой, не пробуждённые к личностной жизни люди. Строить с ними отношения может быть так же опасно, как садиться в машину к обкуренному или пьяному таксисту.

Они живут в смерти, и никакие внешние воздействия не могут им помочь пробудиться, кроме разве страданий, каких-то глубинных потрясений, пробивающих броню крепчайшего кокона, в котором такие мертвецы существуют. Гробы крашеные? Да, и эти гробы, как и ад у Сартра («За закрытыми дверями»), закрываются наглухо не извне, а изнутри.

Обыватель — толстокож, а художник, зачастую, — человек без кожи.

Вскрыла жилы: неостановимо,
Невосстановимо хлещет жизнь.
Подставляйте миски и тарелки!
Всякая тарелка будет — мелкой,
Миска — плоской.

(Марина Цветаева)

Это нормальный порядок вещей. «Чувство прекрасного — это интенсивность» (Андрей Кончаловский). И потому плох обыватель, который не утончает себя художеством, который не стремится преодолеть свою толстокожесть. Он заперт изнутри, и должен сам откупориться, сам открыть дверку жизни. Он должен возжелать жизни (уязвимой открытости, а не защищённой закрытости), а для этого жизнь сначала должна как бы просочиться в его неживую душу. Это и есть дело воспитания, просвещения, обучения, проповеди, миссии.

«Согласно классической теории апперцепции, развитой Гербартом, восприятия «a», «b», «c», попадая в душу, могут удержаться в ней и соответственно развиться только при наличии уже имеющихся и зафиксированных в области памяти, лежащих в глубинах сферы душевной жизни однородных образов A, B, C: в таком случае оно происходит за счет учителя «интуитивно». Мы берём как бы напрокат не наши силы» (прот. Василий Зеньковский «Педагогика»).

2. Жизнь — это усилие во времени

Но мы склонны хитрить, обманывать не столько других, сколько (в первую очередь) себя. Мы ленивы, а потому предрасположены рядиться в знание и понимание, рядиться в жизнь, чтобы избежать предельного усилия, без которого не может быть ничего подлинного: ни знания, ни понимания, ни жизни. Жизнь — это усилие во времени (Пруст). Она дана не для покоя, а для предельного напряжения сил (Бибихин). Человек рождается в этом напряжении сил, в этом желании преодолеть себя, свою самодостаточную мёртвость. Почему одни люди рождаются с такой жаждой, а другие нет — тайна. Но проснуться может каждый, если только приложит к тому усилия. Мир полон причин и поводов, о которые может споткнуться человек, чтобы проснуться.

Жизнь обычного человека как бы разжижена — это мало концентрированный раствор жизни. По большому счету жизнь — во всём, мы потребляем жизнь, чтобы жить. Еда — тоже жизнь. Когда мы хотим кушать, мы, по сути, хотим наполниться, насытиться жизнью тех фруктов, овощей, зерновых, животных, которых мы съедим. Это необходимый минимум жизни, который присущ каждому.

Но вот мы встречаемся с голодным, продрогшим щенком. Съесть мы его не можем — это понятно. И не надо смеяться, большинство из нас функционирует именно в таком режиме: могу съесть — не могу съесть, и если не могу проглотить, пожрать тем или иным способом, то мне это не нужно. И тогда можно пнуть эту несчастную собачонку ногой, чтобы не приставала. Или, ещё хуже, можно напитаться её жизнью другим способом — покалечив её, причинив ей страдания или даже смерть (Мишка из эссе «Жизнь» А.Ф. Лосева). Так питается живущая в нас смерть.

То же самое происходит и при встрече с убогим, несчастным человеком. Мы не воспринимаем другого как причину родить себя нового — лучшего — для него. Не привили нам такого понимания, не читали нужных книжек и не являли достойных примеров поведения. А ведь и щенок,  и человек, нуждающийся в нашей помощи — это дар небес, это случай стать живым, настоящим. У Тургенева есть миниатюра «Милостыня», героем которой является добрый старик, который стал нищим, раздав своё добро. Он всегда был щедр к бедным, но вот сам стал больным и бедным, а ему никто не подаёт.

«Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат — и как он здоровье истратил, а богатство раздал другим, друзьям и недругам… И вот теперь у него нет куска хлеба — и все его покинули, друзья ещё раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему было на сердце и стыдно».

Шёл он так и плакал, как вдруг услышал:

 «— Ты всё свое богатство роздал, — послышался ровный голос… — Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал!
 — Не жалею, — ответил со вздохом старик, — только вот умираю я теперь.
 — И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, — продолжал незнакомец, — не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?
Старик ничего не ответил — и задумался.
 — Так и ты теперь не гордись, бедняк, — заговорил опять незнакомец, — ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры».

Всё на свете может быть причиной нашего рождения и, в той же мере, причиной нашей погибели.

Данная нам жизнь — всего лишь средство для обретения настоящей жизни. Но мы должны осуществить усилие. Примерно такое же по силе усилие, как во время рождения из чрева матери. Представляете каково напряжение сил малыша в период родов? Вот такое же предельное усилие, пограничное между жизнью и смертью, человек должен повторить во имя рождения в духе. То есть, во имя рождения подлинного человека из вечно спящего животного.

3. Плотность жизни

Я не то что схожу с ума, но устал за лето.
За рубашкой в комод полезешь, и день потерян.
Поскорей бы, что ли, пришла зима и занесла всё это...

(Иосиф Бродский)

Предельное бытие и есть бытие. Жизнь — это заданность, которую надо осуществлять в себе снова и снова, каждую секунду. Её в нас нет, когда не осуществляем. Об этом хорошо и много говорит Мамардашвили в  лекциях о Прусте. Внутри нас как бы существует точка, в которой сталкивается человек с человеком, и побеждает тот, чье сердце сильнее. Встречаясь с реальностью, мы не должны полагаться на какие-то самодвижущиеся в нас механизмы, чтобы осознавать и действовать исходя из себя, из своей подлинности. Тогда мы рискуем проснуться и быть. Именно рискуем! Потому что, когда мы не рискуем, мы и не живём. Функционируем, но не живём.

И надо небом рискнуть,
И, может быть, невпопад.
….
И мы завоем от ран,
Потом взалкаем даров...

(Иосиф Бродский)

В своём романе «В поисках утраченного времени» Пруст как раз и приходит к выводу, что утраченным было всё то время, когда он не был предельно напряжен, когда не действовал из себя, когда не был по-настоящему живым.

Искусство — один из путей к пробуждению, к прозрению сути вещей. «Искусство — это то, чего смутно жаждут все вещи» (Рильке). Речь о подлинном бытии, конечно, об искусстве в самом высоком значении этого слова.

В любом жанре искусство заключается в прозрении, в откровении, в отблеске подлинного, пойманного воображением творящего. Синергия бытия и личности — суть искусства. Роман с Реальностью. Произведение искусства непременно несёт в себе заряд предельного подлинного бытия и, как ключевой аккорд, несет в себе ключик от дверцы. Вспомним о теории апперцепции, чтобы понять в чем миссия художников. Они — как учителя человечества, как миссионеры — поджигатели сердец подлинными чувствами и смыслами. «Поэт и творец ничего не выдумывают, ничего не показывают, они вынуждают быть» (Антуан де Сент-Экзюпери).

Но Господь — Творец, конечно, не менее талантлив, чем художники. Он — первый Художник из художников, Единственно Сущий в своём предельном бытии — разбросал ключи по всему миру.

Не презирая грез бывалых,
старайся лучшие создать.
У птиц, у трепетных и малых,
учись, учись благословлять!

(Владимир Набоков)

Способный воспринимать, постигать Его Искусство, вовлекается в бесконечное созидание жизни и становится соработником Богу.

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» — говорит ап. Павел (Евр.11:1).

Осуществление ожидаемого возможно только для реально живущего, осуществляющего своё бытие человека, для рождённого в жизнь вечную — духовную.

Мне вспоминается Лев Рубинштейн, который заметил как-то, что коридор коммунальной квартиры казался в детстве огромным не потому, что был большим по метражу, а исключительно потому, что был всячески захламлён, завален множеством вещей.  Восприятие пространства зависело от количества предметов, размещаемых на единицу пространства.

Примерно то же самое можно сказать и о жизни, о плотности жизни. Она должна быть максимально наполнена, предельно насыщена жизнью, чтобы быть живой. Разреженная жижа вместо жизни навевает тоску и уныние, порождает всяческие глупости и грубости.

Люди по-разному уплотняют свою жизнь (внешнюю и/или внутреннюю): читают хорошие, наполненные жизнью, книги, заводят животных, путешествуют, общаются, дружат, рожают детей, создают всяческие условия для усложнения жизни, приближая её к предельным границам. В нашем доме, к примеру, на квадратный метр жилища (аналогия с коридором Л.Рубинштейна), плотность жизни очень велика благодаря живности: 9 пар крыльев, 12 хвостов, не считая рыбьих. А сколько замечательных книг, в которых жизнь прям таки утрамбована — только бери.

Но есть несчастные счастливцы, которые настолько живы, что смыслом их существования становится предельное напряжение ради подлинного существования и познания (Сократ, Кьеркегор, Мамардашвили...). Такие личности живут на пределе человеческих сил, плотность их жизни столь велика, что обычные люди потребляют оставленные ими дары (произведения) понемногу, по чуть-чуть, постепенно приобщаясь к их величию, напитываясь их мощью, чтобы однажды  проснуться, пробудиться и начать быть по настоящему — осуществляться.

Мне говорят:
как все,
так и ты живи!
А я никому души
не дам потушить.
А я и живу, как все
когда-нибудь
будут жить!

(Вероника Тушнова)

Высокая плотность жизни крайне нужна для того, чтобы держать удар, чтобы не расплющиться до амёбы под ударами судьбы, чтобы сохранить в себе жизнь и под прессом зла. Плотность жизни - это преодоление смерти, причина и результат её преодоления.

Комментарии

Галина Минеева

      Сколько мыслей рождает Ваш материал, дорогая Светлана!
Инертная порода обывателей, возможно, необходима, чтобы создать то величайшее давление гор, которое поднимает необходимый градус рождения алмаза. Зачастую пробуждаются они (обыватели) не от обличения, не от зова алмазосердых, а от большого личного горя (ведь и их жмёт Господь), они пробуждаются, чтобы идти за горящими сердцами. Я не презираю их, наверное, потому, что сама отношусь к этой категории, я принимаю их как данность…  не слышат и не видят они до времени для них определенного. О!.. пробудись мгновенно они и взлети на высокую гору олимпийских небожителей! Что бы тут началось!.. Потому и существует Кресало, которое высекает огонь, чтобы его свет могло увидеть созревшее сердце, пробудиться, и сбросить с себя свою толстую кожу! И это прекрасно!
       «Внутри нас как бы существует точка, в которой сталкивается человек с человеком, и побеждает тот, чье сердце сильнее»,  - прекрасно сказано, Светлана, потому что если даже не победит в данный миг сердце, оно станет сильнее, если созрело, погибнет, если с червоточиной. Соглашусь с тем, что очень важно, когда человек постигает истинную цель и смысл жизни, тогда он – истинный Божий, потому что истинный Смысл и Цель Жизни, и не только человеческой – Великая Тайна Божия.
С благодарностью, - give_rose
 

Зачастую пробуждаются они (обыватели) не от обличения, не от зова алмазосердых, а от большого личного горя 

Конечно! Тут можно вспомнить Сергея Лукьяненко и его «иных» из Дозоров, которыми становятся люди, пережившие нечеловеческие испытания и страдания. Это уже общее место, неизвестно с каких времён. Можно вспомнить детскую сказку Андерсена, посвященную этой теме - «Гадкий утёнок». И тут можно поговорить (без надежды понять) на тему: становятся «иными» потому что пережили нечто или переживают нечто, потому что «иные».

Я не презираю их

Презирать их - нельзя, да и грешно будет. Но опасаться стоит, потому что во времена испытаний зло всегда торжествует за счет таких - непробуждённых (фильм «Матрица» наглядно показывает это), вся история тому свидетельство. И, опять же, кто-то в годину испытаний пробуждается к подвигу, в кто-то - к подлости и предательству других на смерть и поругание. Почему так? Стоит хорошенько подумать об этом.

Но главная боль даже не в этом, а в том, что спящие - не живут: они живые мертвецы, питающиеся мертвечиной. Жаль их, прежде всего. Хочется пробудить к жизни. Об этом простенькое стихотворение Розовые очки.

Но этот процесс, Вы правы, должен быть сопряжен с нравственным совершенствованием. Иначе, пробуждение их принесёт столько скорбей, что и представить сложно. Горе, если никчемный, ничтожный человек проснётся и начнет действовать. Уж пусть лучше спит )))

Быть живыми не все и хотят.У большинства людей иные интересы, и этими интересами они разрывают целое на части, рвут мир, рвут жизнь. Вот что страшно. Живой, по-настоящему живой - во Христе человек благогоаеет перед жизнью. А циники, не ведающие подлинной жизни, не ставят её ни в грошь. Корыстный интерес для них превыше. Это ужасно.

СпасиБо Вам, Галинушка, за внимание pig_ball

Галина Минеева

А циники, не ведающие подлинной жизни, не ставят её ни в грошь. Корыстный интерес для них превыше.

Да, сейчас время тотального цинизма и корыстолюбия, о том хорошо сказано в интервью с Аароном Руссо. Там прямейшим текстом глаголят те, кто не то, что проснулся, а и не спал тысячелетия подряд, совершая своё гнуснейшее дело. Да, как всё усложняется, убыстряется технологически и свивается в неразрешимый Гордиев узел.

Сил Вам, дорогая Светлана, и доброго здоровья! give_heart

СпасиБо огромное за Вашу интенсивную работу!Чувствуется сила мысли и красота чувства.
«Чувство прекрасного — это интенсивность» (Андрей Кончаловский)

Интенсивность - это и есть плотность жизни. Напряженность, вовлечённость всего человека, без остатков-ошмятков - целого человека. Без цельности, целостности, без сконцентрированности, собранности личности вокруг личностного ядра это врядли осуществимо. Таким образом плотность жизни напрямую сопряжена с искренностью и открытостью души навстречу истине.

И минус - самомнение. Сосредоточенность на себе, когда центром личности есть сам человек - разрушительна для творческого человека и его творчества. Только самозабвение, утрата себя в чем-то, ради чего-то большего позволяет человеку быть собой по-настоящему - интенсивно.

СпасиБо!

И себя позволю причислить к таким "мы": " И мы с большим вниманием относимся к подлинно живым людям, к живым текстам, потому что они причащают настоящести." И отношу эти Ваши слова и к Вашему, дорогая Светлана, творчеству. И еще мне близкО слово: "настоящесть". Оно мое. Но больше слово. Дело хромает. Хромает жизнь этого слова во мне. То, о чем Вы, Светлана, пишите, так не однозначно проявляется в жизни. И Вы сами же говорите об этой неоднозначности: "Разным людям Бог даёт разную жизнь. Бывает так, что обстоятельствами человек принуждается к подвигу. Вот кто-то может жить просто, а кто-то нет, он обречен на великий путь или падение - у него нет иного выбора. А кто-то не сможет осилить подвиг, надломится. В данном контексте предлагаю только один рецепт: люби Бога и делай, что хочешь (можешь)." Очень точно. Предельно точно. Кратко, просто и предельно же трудно: "люби Бога и делай, что хочешь (можешь)." Но я думаю, что стремления, собственного нашего желания быть живым УЖЕ достаточно, чтоб "дело пошло". Дальше Бог в нас действует. Через нашу немощь - не возможность (осознание этой невозможности) обойтись без Него. И через желание прибегнуть к Его помощи, чтоб стать "со-работником". И прежде всего в "устроении" себя самого, чтоб пробудиться к жизни. Один пример. Как-то у меня вышел разговор с одной моей знакомой о пьянстве. Та женщина просто-таки была на пределе, между жизнью и смертью. Она "плакалась в жилетку" мне, говорила, что молится, просит Бога помочь. А Он не помогает. И привела свое доказательство. Ей посоветовали исповедаться в храме и причаститься. (Что было ей в новинку.) Пошла на исповедь, и священник не разрешил ей "сходу" причаститься, сказал еще прийти, исповедаться, посещать службы в храме. Дальше был ее возмущенный вывод: "Вот, видишь, как меня унизили?! О какой же помощи в церкви можно говорить?!" Вот, так, мы частенько ждем помощи - представляя ее ПО-СВОЕМУ. Каждый свой шажок ценя на вес золота, а Бога представляя волшебником, исполняющим наши просьбы мановением волшебной палочки. И отсюда и наша НАПОЛНЕННОСТЬ растет, либо "растет" - от ИСКРЕННЕГО желания ожить или для начала встряхнуться от сна. А самое главное, что НАСТОЯЩЕГО желания ОЖИТЬ в нас нет. Оно очень редкО в людях. Или эпизодично. Сверкнем - заискримся - получим удар током - и лапками кверху - на передышку. Это в лучшем случае. А большинстве случаев - обходим стороной надпись: "Осторожно, огнеопасно!" Наше подсознание очень хорошо видит, где это "огнеопасно". Везде, где "попаляет". А без него не оживешь. Пока Бог не попалит нашу "мертвость", т.е. поврежденность. И это ТРУД - даже захотеть быть "попаляемым". А мы в большинстве своем лентяи. Поэтому Слава Богу, что есть в жизни " подлинно живые люди, к живые тексты, потому что они причащают настоящести." Статья, дорогая Светлана, замечательная, цитаты просто пульсируют жизнью, призывом к жизни. Спасибо! Храни Вас господь!

Да! Как хорошо Вы всё написали, Раиса!

Но я думаю, что стремления, собственного нашего желания быть живым УЖЕ достаточно, чтоб "дело пошло". Дальше Бог в нас действует. Через нашу немощь - не возможность (осознание этой невозможности) обойтись без Него. И через желание прибегнуть к Его помощи, чтоб стать "со-работником". И прежде всего в "устроении" себя самого, чтоб пробудиться к жизни. 

Именно так. А то часто люди думают, что и хотеть, стремиться - всё будет за них Бог. А они могут мерзости всякие любить, к мерзостям стремиться, ибо немощны, но вот Бог... Нет, Он говорит: дай Мне сердце твоё! А всё остальное да - от Него.

Радости Вам и сил rainbow

Храни Господь!

  Света, хорошая статья, побуждающая размышлять о своём бытие. Близки следующие мысли:

Искусство — один из путей к пробуждению, к прозрению сути вещей. «Искусство — это то, чего смутно жаждут все вещи» (Рильке). Речь о подлинном бытии, конечно, об искусстве в самом высоком значении этого слова.

В любом жанре искусство заключается в прозрении, в откровении, в отблеске подлинного, пойманного воображением творящего. Синергия бытия и личности — суть искусства. Роман с Реальностью. Произведение искусства непременно несёт в себе заряд предельного подлинного бытия и, как ключевой аккорд, несет в себе ключик от дверцы. Вспомним о теории апперцепции, чтобы понять в чем миссия художников. Они — как учителя человечества, как миссионеры — поджигатели сердец подлинными смыслами.

Но Господь — Творец, конечно, не менее талантлив, чем художники. Он — первый Художник из художников, Единственно Сущий в своём предельном бытии — разбросал ключи по всему миру.

   Отец Андрей в комментарии говорил о соработничестве Богу, сотворчестве. Мне кажется, это и есть та плотность, то наполнение жизни человека, которое делает его по-настоящему живым.

     СпасиБо за статью.give_heart

Мне кажется, это и есть та плотность, то наполнение жизни человека, которое делает его по-настоящему живым.

Да, так оно и есть. Но важно увидеть разницу между смловами «плотность» и «наполнение». Наверное, жизнь в нас искорками размещается, как ягоды в киселе или варенье  girl_crazy Чем плотнее ягодки жизни, искорки, лежат в нашем сосуде, тем мы более живы.

Спасибо!

Огромное спасибо, Светлана, за статью. Есть повод к размышлению...к познанию. Раньше я делила всех людей на бездушных, и людей, у которых есть  душа. Я замечала, что бездушных людей не пробивает даже самый сильный стресс. Они просто озлобляются и на время замыкаются в себе. И в основном такие люди далеки от Бога, и их почти невозможно привести к Богу. Еще раз, Светлана, спасиБо и низкий поклон.give_heart

Ура, Вам пригодилось тоже! Очень рада pinguins

их почти невозможно привести к Богу

Даже Бог не может привести человека, который сам этого не хочет. Что уж говорить про нас, немощнейших людишек. Но как радостно с теми, кто жаждет Его! Это совместное искание и устремление - большое счастье.

Спаси Бог, милая Валентина rainbow

большинство из нас функционирует именно в таком режиме: могу съесть — не могу съесть, и если не могу проглотить, пожрать тем или иным способом, то мне это не нужно. И тогда можно пнуть эту несчастную собачонку ногой, чтобы не приставала. Или, ещё хуже, можно напитаться её жизнью другим способом — покалечив её, причинив ей страдания или даже смерть (Мишка из эссе «Жизнь» А.Ф. Лосева). Так питается живущая в нас смерть.

Это трудно - выйти из внутреннего состояния выгоды и перейти в состояние любви - жертвенности. Символика образов, которыми мыслит человек, порой настолько искажена падшей природой, что трудно себе представить как можно эти кривые зеркала выправить без ущерба для самого человека. Я много думала над тем, что когда человек начинает приобретать Любовь в подлинном её смысле, в его внешней реальности происходит непрерывная череда потерь. Какая-то странная и совершенно нелогичная закономерность. И вот тогда становится понятно почему бедный старик в рассказе Тургенева терпит величайшую скорбь. Это и крест и путь и сама Жизнь. Потому что невозможно победить Смерть без Креста, распятие - всегда Боль, долгая и протяжная Боль. Так сердце обретает Любовь.

Высокая плотность жизни крайне нужна для того, чтобы держать удар, чтобы не расплющиться до амёбы под ударами судьбы, чтобы сохранить в себе жизнь и под прессом зла. Плотность жизни - это преодоление смерти, причина и результат её преодоления.

Я как-то сразу представила себе морскую солёную воду - чем выше плотность тем легче удержаться на поверхности. Если мы теряем солёность жизни, то сразу идём ко дну. Жизнь нуждается в нашем непрерывном "подсаливании", иначе все усилия напрасны. К тому же соль - это мощный консервант, а значит - противодействие разложению, смерти.

Света, низкий поклон за эту статью! Не просто здорово, а ОЧЕНЬ ЗДОРОВО! clapping

А у меня знаешь какой образ этой самой плотности? С Высекательницей связан girl_crazy

Вот если представить Полотно жизни, оно всё должно быть усеяно искрами, и чем больше искр, тем больше плотность жизни. Чем чаще в жизни человека случаются т.н. искры, тем живее его жизнь. Плотность искр (их частота) на полотне и есть плотность жизни. Люди без искр живущие плетут полотно жизни материальное, люди, рождённые в духе - духовное. То есть, существует как бы два полотна: живое и как бы живое. И они всё время пересекаются, переплетаются. И чем больше, чем чаще полотно материальное соприкасается с духовным, тем живее материальное полотно ))) Как то так unknw

Хотя, если говорить о сопротивлении злу, об устойчивости, то здесь, скорее, образ стержня будет и его упругость, крепость, устойчивость.

СпасиБо за отзыв, Танюша! И за «ОЧЕНЬ ЗДОРОВО» bye

Алла Немцова

Да, мучительно в жизнь человек рождается. Конечно, проще пребывать в полусне. Это комфортно и необременительно. Но ведь и человеческое неизбежно утрачивается, когда целью, смыслом и способом существования является сон. "Неверье -- слепота, а чаще -- свинство,"- слова Бродского. 

Бог смотрит вниз. А люди смотрят вверх.
Однако, интерес у всех различен.
Бог органичен. Да. А человек?
А человек, должно быть, ограничен.

У человека есть свой потолок,
держащийся вообще не слишком твердо.
Но в сердце льстец отыщет уголок,
и жизнь уже видна не дальше черта.

Пробудившаяся, очнувшаяся ото сна личность получает одновременно два равновеликих дара. Один из даров - крест, осознание смысла его несения, а второй дар - радость путника, устремившегося к Истине и согреваемого Ее светом. Когда оба этих дара приняты, человеком овладевает жажда подлинного. Он уже не может быть ряженым. Он стремится насыщаться и напитываться, уплотнять свою жизнь. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное

Предельное бытие и есть бытие.

Да, конечно. Но. Все же, это некое идеальное состояние, к которому мы в большинстве своем лишь пытаемся приблизиться. Делаем ведь намного меньше, чем недостаточно. 

Храни тебя Господь, Светланочка! rainbow

Эссе прочитала не один раз. И все время образ перед глазами возникал - летящей из небытия в бессмертие стрелы, прости за пафос, возможно, неуместный.

Предельное бытие и есть бытие.

Да, конечно. Но. Все же, это некое идеальное состояние, к которому мы в большинстве своем лишь пытаемся приблизиться. Делаем ведь намного меньше, чем недостаточно.

Но только когда делаем, мы по-настоящему живы.Жизнь - это всегда заданность, которую надо осуществлять каждую секунду снова и снова. Её нет, когда не осуществляем.

СпасиБо pig_ball

 

Света, статья сильная, пережитая, продуманная.
"Высокая плотность жизни крайне нужна для того, чтобы держать удар, чтобы не расплющиться до амёбы под ударами судьбы. Плотность жизни - это преодоление смерти, причина и результат её преодоления."
Мне до недавних пор казалось так -же, как и тебе, что в любых обстоятельствах жизни нужно жить, не пропускать воздух через две ноздри, а действительно,ЖИТЬ- полной грудью,каждой клеточкой своей души; Жить, четко разграничивая черное и белое, отличать добро от зла. А на деле- что? Действительность гнусна- ты неудобен окружающим в неуёмном желании Жить. Удобнее быть начетчиком, статистом смерти. Так удобнее всем, и самому себе и тому, кто оказывается рядом. Так проще- поверь, Светочка. Никакая плотность жизни не спасёт тебя от удара, и всё равно тебя расплющат, всё равно.
Но я преклоняюсь перед твоей жаждой правды. Честно. Спаси Тебя Господи.
Статист смерти- я.

Удобнее быть начетчиком, статистом смерти. Так удобнее всем, и самому себе и тому, кто оказывается рядом. Так проще- поверь, Светочка. Никакая плотность жизни не спасёт тебя от удара, и всё равно тебя расплющат, всё равно.

Конечно, удобнее и проще быть мёртвым. Хотя бы потому, что не так больно. Что же касается слов «всё равно расплющат», не так всё однозначно. С одной стороны - да, ведь и Христос распят, убит, но не расплющен!!!

Тут вопрос обстоятельств. В наших, всё-таки, пока, выжить можно. Покалечат, но не убьют. А в условиях более экстремальных, как концлагерь или что вроде того (воцарившийся в душах и обществе фашизм) - всяко может быть. Но стержень преодолевающей зло личности формируется именно этой плотностью жизни в нём. Плотность, спрессованность жизни - выживаемость. Помнишь притчу о десяти девах, ведь она, по сути, о том же - хватит ли масла светильникам, когда подзарядка будет уже невозможной или горение кончится раньше, чем наступит конец? Плотность вещества жизни в нас - решающая составляющая жизни.

Радости pig_ball

Ещё один момент - важный.

Никакая плотность жизни не спасёт тебя от удара

Удара избежать НЕВОЗМОЖНО. Смысл не в том, чтобы избежать, а в том, чтобы держать его, чтобы сохранить в себе жизнь под прессом зла, особенно под прессом зла.

 

Если невольно обидела- Свет, ПРОСТИ меня Христа ради. Пишешь очень больно, как кожу живьем сдираешь. Значит, это и есть то, о чем писал поэт" Глаголом жечь сердца людей" Но такие вещи и берут за душу, даже если и остался осколок души.

Страницы