Вы здесь

Человек — не функция, а бытие

Давно хотелось написать об этом. Ещё в период миссионерской «чесотки», когда шли споры о правомерности православных групп в соцсетях. Когда многие говорили о необходимости присутствовать везде ради миссионерского воздействия и о недопустимости  «самомаргинализации», если можно так сказать — то есть, недопустимости создания групп в соцсетях не ради миссии, а просто ради общения с себе подобными, с единомышленниками. Тогда ещё подумалось о какой-то странной подмене понятий. Ведь есть обычная, природная необходимость жизни в себе и для себя. Странно думать о внешней миссии, забывая о реальных нуждах внутренней жизни.

Человек — это не функция, а бытие. Относиться к человеку как предмету или функции — это некий вид богохульства. А ведь именно так, потребительски, с претензией мы относимся друг другу. Мы требуем в одностороннем порядке предъявления в развернутом виде необходимого или считающегося необходимым набора функций. Такова и наша религиозность — ненастоящая, фальшивая.

Когда людей порицают за любовь к животным и требуют как от автоматов любви к ближним, людям ничего не остается, кроме притворства. Иначе ты оказываешься в зоне «не таких как надо», неправильных. Но если мы будем помнить, что человек, не функция, а бытие, то мы не станем столь категорично осуждать тех, кто привязан к животным. Ведь  бытие — это диалог. Вне диалогичности подлинное бытие как бытие невозможно. И человеку нужен другой, близкий, с которым он может общаться. А мы хорошо знаем, что человеческий эгоизм препятствует общению. Замкнутость на себя, бич нашего времени, лишает людей главного — глубоких отношений, реального общения. Господь милостивее людей, Он дарит  нам братьев меньших не только как помощников в труде, но и как друзей. Ведь любить ближнего — подвиг, а человеку необходимо для начала просто выжить, сохранить в себе жизнь, чтобы дожить до того момента, когда в нем взрастет подлинная богоподобная личность, которой только и по силам сверхзадача — любовь.

Человек — не функция, а бытие, хотя мы все имеем с собой набор функций и служим ими, зарабатываем на жизнь, помогаем друг другу. Но как страшен человек, который видит в ближнем только необходимый набор функций, который смотрит на ближнего утилитарно, потребительски, думая только о своей пользе. Если такой человек становится другом, другой будет постоянно ощущать насилие, связанное с навязыванием субъекту роли предмета, инструмента. Такой псевдо товарищ видит себя господином сарайчика, в котором ближние лежат как инструменты, и он пользует их по мере своей надобности. Если инструмент недоволен отпущенной ему ролью и сопротивляется, господинчик  не понимает в чем дело, ведь человек для него — лишь предмет пользования. Господинчик другой формы общения не знает. Но дружить — это значит общаться на каком-то ином уровне, чем пользовательский. Дружба — это общение ради более высокого, общение в высоком. Когда человек руководствуется только пользой, он не дорос ещё до подлинного бытия, а потому не понимает, что другой существует в этом мире не для пользы, а для любви. Бытие — это диалог не ради пользы, а ради любви. А приобретается любовь — служением  истине, а не корысти. Тот, кто застрял на уровне корысти — материальной (телесной),  чувственной (душевной) или духовной, тот ещё не родился в жизнь подлинную, тот ещё мёртв. Только открыв для себя субъектность другого, увидев в другом не средство, а цель, человек открывается для общения с Богом. Это общение и есть — жизнь.

Другой — это и есть ты, возможность снова и снова становиться вполне собой. Когда мы поворачиваемся спиной к другому, даже если он в чём-то «провинился», мы отказываемся от бытия в пользу иллюзии. Поэтому взаимное прощение — единственно правильный путь. Когда мы интересуемся только собой и своим, мы лишаем себя дара жизни — ближнего: другого, собеседующего, вопрошающего. Мы — вопрошающие друг для друга и друг у друга — вопрошающие о подлинном бытии, о подлинной человечности. Мы — шанс друг для друга быть. Другой дарит мне меня.

Жизнь — в присутствии:
Другого и другого.
Жизнь — всегда присутствие
Другого. И другого.
Жизнь — присутствие
.

koppel.pro

Комментарии

Галина Минеева

Дорогая Светлана, боль тоже бывает любовью. Это та боль, которая со слезами и безнадёжностью лежит у ног человечества и всею силою исстрадавшейся души умоляет человека: спасись от себя самого... но не хочет человек!

А лучше всего об этом заблудшем и ослеплённом человеке говорит наш замечательный современник, Валентин Григорьевич Распутин, статья Светланы Замлеловой о котором появилась на нашей главной странице. 

В повести Дочь Ивана, мать Ивана  он с горечью показывает нам, во что мы превращаемся, когда наше сердце перестаёт быть источником любви. Мы - во всём, и всё - в нас, значит, и мы это породили:

Огромные и страшные перемещения происходят в мире, одни наступают, другие отступают, и среди вразброд отступающих, растерянных и обессиленных, как приговорённое жертвенное стадо, теснимое к обрыву и не понимающее, что с ним происходит, был и его народ. На самой-самой кромке обрыва вынесут ему окончательный приговор: одних, просветлённых новыми знаниями и новыми правилами поведения, помилуют, других, обсудив, как гуманнее поступить с ними, отправят восвояси, в те глухие и немые свояси, где уже ничего нет. От помилованных потребуют: отрекись! И отрекутся.  А вослед приговорённым скажут: вы видели, как много среди них было больных и дурных, преступников и староверов; мы сделали это, чтобы спасти от них мир. И мир согласится: тому и быть, каждый получает то, чего он заслуживает.

Так случается, когда человек теряет свое бытие, когда он даже и не функция...

Низкий Вам поклон за боль и тревогу о человеке сегодняшнем, дорогая Светлана!

Так случается, когда человек теряет свое бытие, когда он даже и не функция...

Да, нынешнего человека, согласного и желающего быть только функцией, лишают сегодня даже прав на человеческие функции. Результат согласия на суррогатное питание - обесчеловечивание. И даже это - принимается. Так страшно...

Люди, даже верующие, словно забыли что дух творит себе формы. Духовные искажения  непременно приводят к бедам в мире, в жизни.

Помните, в моей Высекаительнице:

— Кстати, — продолжала Высекательница, — ты слышала о карликах из Фиолетовой страны? Они украли одно из зеркал, через которое мы смотрим на Полотно Жизни.

— Зачем?

— Говорят, чтобы разбить его, а потом повредить Полотно Жизни или похитить какой-то его фрагмент... Кто может знать об этом?

— Но зачем?

— Чтобы властвовать над людьми. В принципе, ничего нового, только раньше никто не покушался на Полотно Жизни.

Мы живем в страшное время, когда человек посмел покуситься на Полотно Жизни. Это приведет к онтологическим последствиям. Человек будет видоизменен. Спасение только одно - реально быть во Христе, чтобы не быть слепым и рабом. Чтобы вовремя говорить твердое "нет" или просто убегать, как сказано в Откровении. Думаю, что убегать придется именно от того, что изменит онтологию, против чего и аскетика станет бессильной. Ибо как иначе была бы дана власть побеждать святых?

Но люди бегут нынче не от зла, не от лжи, а от  аскетики, от крестоношения, от правды, от любви, от терпения и крестоношения, от всего НЕ приятного и трудного. Говорят о свете и любви, но не ищут их. Ищет тот, кому мало, а не тот, кто в достатке. Это же азбука. Ещё древние греки поняли, что мудрец - это тот у кого МАЛО мудрости, а не много. Много - у дураков )))  По тому же принципу нынче стооят и жизнь духовную - у всех всё хорошо. Но ведь это - показатель успокоенности, нечувствительности, т.е. смерти.

Плата за малое отступление от истины в угоду своим прихотям - всегда! - ещё большее отступление, которое заканчивается настоящийм отступничеством от Истины. Про это мой "Город кривых дорог".

СпасиБо Вам, дорогая Галина, за понимание! Основа его - проникновенное внимание к человеку.  Поверхностность - скоропалительна и горделива, а потому слепа и убийственна. Зрение же - тяжкое бремя. Но у нас есть ещё время утешаться слезами и видением Истины Христовой, и ведением Истины Христовой, и любовью братско-сестринской. Даст Бог, упасемся...

СпасиБо give_rose

 

Галина Минеева

Даст Бог, упасемся...

На то и надежда, дорогая Светлана, но и опаска, ведь сказано, что и святые прельстятся... Если и они, по умыслу человеконенавистника, в силу того,

что изменит онтологию, против чего и аскетика станет бессильной.

Если и они, то мы - как?  Но и в том будем видеть о нас промышление Божие и своё недостоинство, а пока в разуме - будем стоять в Истине, то есть, в Боге. Спаси Вас Господь, родная во Христе сестра! Будем - БЫТЬ! yes3

Алла Немцова

Нынешние толерантные к абсурдности времена навязывают обществу корректно-поверхностный стиль общения. Человеческое покидает смысл человеческой встречи. Остается прагматизм и больше ничего. Пустота, лицемерно прикрытая пустыми же политкорректными фразами. Подобно гусеницам, люди стараются скрыться от друг от друга - каждый в своем коконе. Только душа из такого кокона никогда не выпорхнет красивой бабочкой. Скорее всего, сморщится и засохнет. Жаль людей, но это их свободный выбор. Они рьяно отстаивают у Жизни свое право на смерть.

Питающий другого любовью питается ею сам еще более. Ценность духа есть непрестанный избыток, бесконечное обогащение.

Эти слова архиепископа Иоанна Шаховского прочитала на днях и сразу подумала об Омилии. 

Другой дарит мне меня.

Да! Всегда так, если видеть в другом - Образ Божий. 

Храни тебя Бог, Светланочка!rainbow

Питающий другого любовью питается ею сам еще более

Да, это очень верно. И беда даже не в том, что  большинство из нас не хочет питать, а хочет только питаться. Нет! Тот, кто хочет питаться любовью, обязательно начинает питать других. Даже своей жаждой - подлинного, настощего бытия. Настоящая жажда вписывается в диапазон Христовых "Заповедей блажеств".

Беда в том, что люди жедают суррогатов, они не ищут подлинной пищи. Ибо кто ищет, находит, но кто доволен иллюзией, тот уже не ищет.

Если человек может жить непринуждённо, не автоматически, а спонтанно, то он осознаёт себя как активную творческую личность и понимает, что у жизни есть лишь один смысл — сама жизнь.

Эрих Фромм

СпасиБо, Аллочка, и за отзыв, и за цитатку give_rose

Когда мы поворачиваемся спиной к другому, даже если он в чём-то «провинился», мы отказываемся от бытия в пользу иллюзии. Поэтому взаимное прощение — единственно правильный путь. Когда мы интересуемся только собой и своим, мы лишаем себя дара жизни — ближнего: другого, собеседующего, вопрошающего. Мы — вопрошающие друг для друга и друг у друга — вопрошающие о подлинном бытии, о подлинной человечности. Мы — шанс друг для друга быть. Другой дарит мне меня.

Человек, отказываясь от подлинной жизни, от жизни в Другом, для Другого, искусственно изолирует себя, но человеческая суть такова, что для жизни, для роста просто необходимо Присутствие.

Света, очень здорово написана статья - бьёт не в бровь, а в глаз! Очень хочется поделиться стихотворением Святителя Игнатия (Брянчанинова), которое как мне кажется очень чётко определяет тот мiр, в котором погибает сердце.

"Убили сердце"

Здесь всё мне враждебно,
всё смерти тлетворным дыханием дышит:
Пронзительный ветер, тяжелые воды,
пары из болота,
Измены погоды и вечно
нахмуро-грозящее небо.
Как бледен луч солнечный,
Бельта повитый туманом и мглою!
Не греет он – жжет!.. Не люблю,
не люблю я сиянье без жизни!
Сражен я недугом, окован как цепью,
к одру им прикован,
Им в келии заперт. Затворник невольный.
влачу дни ко гробу.
А сердце?.. Ах! Убили его!..
оно жило доселе,
Страданьями жило, но жило. Теперь –
тишина в нем могилы.
Его отверзал я с любовью и верой,
открытой всем ближним.
Вонзили мне в сердце кинжалы;
и были кинжалы наградой
За дружбу, за слово прямое, за жизнь,
принесенную в жертву!..
Уйду я, убитый, уйду от людей я
в безвестность пустыни!..

Я вижу, что людям приятно и нужно:
им нужны лесть, подлость,
Тщеславие, чуждое истинной славе.
Забыли, что слава – от Бога,
От совести чистой. Но Бог им не нужен,
и совесть – им бремя.
Не нужны им в слуги наперсники правды
с общественной пользы желаньем:
Им нужны рабы – орудья их воли
развратной..

Уйду от людей и в глубокой пустыне
предамся рыданьям:
Там в пищу мне будут лишь стоны,
а слезы – напитком.
Оплачу себя, мое сердце убитое,
мир, в зло погруженный, -
И сниду в могилу печальный,
в надежде отрады на небе.

Ух-ты, какое стихотворение. Я размещу его в читальном зале. Спасибо!

Какое же богатсво таится в общении - чистом, не ради самоутверждения. Сколько возможностей люди зря теряют...

Светочка, как трудно бывает объяснить словами (и понимаю, что словами ЭТО не объяснимо), что не в праздном общении люди соучаствуют и живут друг другом, но в таком общении, которое даёт плоды и пищу. Можно прийти в гости и остаться голодным, точно так же и в общении - если оно праздное - душа и разум испытывают голод. Умение "накормить" друг друга - это тоже наука, и этому тоже нужно учиться, как и учиться любить. smile

Благодаря тебе я тоже делаю каждый раз маленькие открытия, Света. Ты тоже "угощаешь" моё сердце, и потому оно радуется! friends

СпасиБо тебе за счастье! Знаешь, ведь именно такое общение дарит ту самую радость, которую подразумевал прп. Серафим, называя другого - Радостью.

СпасиБо friendsrainbow

 Спасибо вам за поучительный материал, Светлана! Важно порой остановиться от всего, одуматься: "а вообще - ради чего вся эта суета, в которой я уже сам не понимаю, кто?.." Вспомнились, по случаю, строки Евгения Александровича Евтушенко:

 

Спасение наше - друг в друге,
в божественно замкнутом круге,
куда посторонним нет входа
ге третье лицо лишь природа.

Спасение наше - друг в друге,
в разломленной надвое вьюге,
в разломленном надвое солнце.
Всё поровну. Этим спасёмся.

Спасение наше - друг в друге:
в сжимающем сердце испуге
вдвоем не остаться, расстаться
и в руки чужие достаться.

Родители нам - не защита.
Мы дети друг друга - не чьи то.
Нам выпало няньчиться с нами.
Родители наши - мы сами.

Какие поддельные страсти
толкают к наживе и власти,
и только та страсть неподдельна,
где двое навек неотдельны.

Всемирная слава - лишь призрак,
когда ты любимым не признан.
Хочу я быть всеми забытым
и только в тебе знаменитым!

А чем я тебя обольщаю?
Бессмертье во мне обещаю.
Такую внутри меня славу,
Которой достойна по праву.

Друг в друга навек перелиты,
мы слиты. Мы как сталактиты.
И северное сиянье -
не наше ли это слиянье?

Людей девяносто процентов
не знают любви полноценной,
поэтому так узколобы
апостолы силы и злобы.

Но если среди оскоплённых
осталось лишь двое влюблённых,
надеяться можно нелживо:
ещё человечество живо.

Стоит на любви всё живое.
Великая армия - двое.
Пусть шепчут и губы и руки:
«Спасение наше - друг в друге».

 

Божьей помощи вам во всём и вдохновения.

 Дружба — это общение ради более высокого, общение в высоком.

Только открыв для себя субъектность другого, увидев в другом не средство, а цель, человек открывается для общения с Богом. А это общение и есть — жизнь. 

   Светлана, замечательные мысли, необходимые, я думаю, для каждого. Кстати, в моём окружении есть люди, обожающие животных,причём бездомных, пекущиеся об их существовании ежедневно, буквально по расписанию. Но эти же любители животных также охотно, с открытым сердцем оказывают помощь ближним. Сначала такая любовь к кошечкам и собачкам вызывала у меня, мягко говоря, недоумение. Сейчас я "снимаю шляпу" перед моими друзьями-любителями животных. Они учат меня настоящему, непоказному милосердию. 

    Другой дарит мне меня.give_heart

СпасиБо, Танечка! rainbow Да,

Другой дарит мне меня

Этот принцип мы хотели осуществить в Омилии, и, отчасти, он осуществляется. Я благодарна многим омилийцам за полученные искры - в общении  полученные и ради общения. Мне жаль людей, которые не поняли самого главного омилийского принципа: другой - это и есть ты, возможность снова и снова становиться собой. Когда мы поворачиваемся задом к другому, даже если он в чем-то слегка провинился, мы отказываемся от бытия в пользу иллюзии. Поэтому взаимное прощение - единственно правильный путь. Когда мы интересуемся только собой и своим, мы лишаем себя дара жизни - ближнего, другого, собеседующего, вопрошающего. Мы - вопрошающие друг для друга и друг у друга - вопрошающие о подлинном бытии, о подлинной человечности. Мы - шанс друг для друга быть.

Людмила Ларкина

"...другой - это и есть ты, возможность снова и снова становиться собой. Когда мы поворачиваемся задом к другому, даже если он в чем-то слегка провинился, мы отказываемся от бытия в пользу иллюзии. Поэтому взаимное прощение - единственно правильный путь. Когда мы интересуемся только собой и своим, мы лишаем себя дара жизни - ближнего, другого, собеседующего..."

Я все время говорю, что если нужна важная цитата - иди на "Омилию" и там  найдешь пласты и залежи вековой мудрости!!!

Татьяна Ефимкина

Статья на самом деле актуальная на все времена, спасиБо Вам, Светлана!

 Бытие — это диалог не ради пользы, а ради любви. А приобретается любовь — служением  истине, а не корысти. Тот, кто застрял на уровне корысти — материальной (телесной),  чувственной (душевной) или духовной, тот ещё не родился в жизнь подлинную, тот ещё мёртв. Только открыв для себя субъектность другого, увидев в другом не средство, а цель, человек открывается для общения с Богом. А это общение и есть — жизнь. Другой дарит мне меня.

Я уже говорила о том, что, когда начала воцерковляться, оказалась будто в вакууме - друзьям стало неинтересно со мной, мне с ними... А потом, слава Богу, пришло понимание, что этот вакуум - следствие в какой-то мере и того, что, неосознанно, но относилась к людям корыстно, ожидая от них чего-то, чего бы мне хотелось от них получить: внимания, понимания, сочувствия и т.д.

Другой дарит мне меня - ДА! Присутствие Другого и другого, жизнь - присутствие! 

Мой поклон Вам, Светлая душа!

относилась к людям корыстно, ожидая от них чего-то, чего бы мне хотелось от них получить: внимания, понимания, сочувствия 

Да, но есть ещё жажда Общения, которая в сути своей есть жажда Бога. Думаю, Вы томились неподлинностью, поверностностью отношений, прежде всего. А чтобы иметь силы их выносить, надо обрести Подлинного Собеседника в себе. Только став устойчивым в себе, можно выносить неустойчивость других. Хотя, это всё равно - адски трудно.

СпасиБо, Таня rainbow

Татьяна Ефимкина

Только став устойчивым в себе, можно выносить неустойчивость других. Хотя, это всё равно - адски трудно.

 А кто обещал, что будет легко? moil

Наше дело - сделать всё, что в наших силах, отдать кровь, а Господь восполнит недостающее...

give_heart СпасиБо ВАМ.

Страницы