Вы здесь

Анастасия Бондарук. Публицистика

Свято-Сергиевская православная богословская академия. Взгляд изнутри

Приехав в Свято-Сергиевскую православную богословскую академию, с радостью обнаружила, что находится она рядом с очень красивым храмом в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Икона чудотворная, и сам храм не менее известен. Поэтому в моем сознании и храм, и академия стали составлять как бы единый комплекс.

Символично, что храм был заложен по повелению царя Алексея Михайловича в 1673 году рядом с царским путевым дворцом на пути паломничества в Троице-Сергиеву Лавру к мощам преподобного Сергия Радонежского. В академию меня пригласил руководитель международной программы повышения квалификации православных психологов протодиакон Дионисий Гавчук. Предложил провести два практических семинара по теме «Психология и социальное служение Церкви».

Наши корни

Представьте себе, что ваш сын или племянник попросил вас принять участие в постановке школьного спектакля, например, сказки «Гуси-лебеди». Вам досталась важная и ответственная роль яблони. И хотя костюм для вас ещё не сшит, вы, чтобы не ударить в грязь лицом на генеральной репетиции, решили порепетировать дома. Становитесь посреди комнаты, ноги на ширине плеч, руки в стороны и... вживаетесь в образ. Вы чувствуете, как шелестят ваши пальцы-листья... стоп! Чего-то не хватает. Может быть?.. Вы бежите к холодильнику, достаёте два красных яблока, возвращаетесь в комнату и застываете в позе яблони. Опять вживаетесь в образ. И только ощутили дуновение ветерка, как в коридоре зазвонил телефон. Идёте к телефону и, кратко ответив на вопросы сослуживца, возвращаетесь в комнату, на то же место и снова хотите приступить к репетиции. Но в голове возникает вопрос: «Почему я всё время становлюсь на одно место?».

Женские грезы

Падают, искрятся на солнце снежинки. Падают на мокрый асфальт, тают и превращаются в лужи. Как похожа их участь на участь человеческих ожиданий. Мы желаем чего то, думаем о желанном и незаметно начинаем мечтать. Наши фантазии так же красивы, как искрящиеся снежинки.

Мы с нетерпением ждем их исполнения, однако, соприкоснувшись с реальностью, мечты тают и превращаются… но нет, мы не хотим видеть, во что они превращаются. Мы хотим своего, только своего и «желательно так, как я придумал». Таким образом, мы становимся творцами миров, где все должно подчиняться нашим желаниям. Важной составляющей этих придуманных миров являются и бессознательные фантазии.

Бремена неудобоносимые

Преподобный Иоанн Лествичник, рассказывая о высоких подвигах святых отцов одного из монастырей, писал: «Удивляться трудам сих святых — дело похвальное; ревновать им — спасительно, а хотеть вдруг сделаться подражателем их жизни есть дело безрассудное и невозможное».

Для того, чтобы от наших духовных трудов был толк, святые отцы советуют понять свою меру, узнать свои силы и после этого уже думать о духовном делании. В понимании своей меры важно наблюдать больше не за тем, что мы о себе думаем, или за тем, какими мы бы хотели стать, а за тем, как мы живем. С этого и нужно начинать.

Например, я замечаю, что день начинается с нежелания вставать с постели и с пререканий, например, с мамой. Тогда моим духовным подвигом будет: встать в положенное время, не поссорившись при этом с мамой, и поступать так дальше. «Как-то просто и неинтересно? Может быть. Но зато ведь это — обо мне».
Конечно же, при выборе своей меры важен совет священника.

Солнечные дети

«Не в том дело состоит, чтоб не чувствовать скорби, но благодарно оную переносить».
Преподобный Макарий Оптинский

Солнечные дети - это название уже давно и прочно закрепилось за малышами, которые мало чем отличаются от всех остальных детей на планете. Просто они чаще улыбаются, бывают милы и добры, просто окружающие очень тепло отзываются о них, просто у них синдром Дауна.

21 марта отмечался четвертый по счету Международный день человека с синдромом Дауна. Для чего? Не только для того, чтобы помочь этим людям. Очень часто они сами прекрасно о себе заботятся. Скорее, чтобы помочь обществу стать добрее, научиться пониманию и сочувствию. Для того, чтобы ушли страхи и сомнения в отношении таких детей, вызванные, к сожалению, элементарной неосведомленностью, а иногда - равнодушием.

Детская обида или взрослое прощение

Аще отпущаете человеком согрешения их,
отпустит и вам Отец ваш небесный
(Мф. 6: 14)

«Обидеться нельзя простить». Где в этой фразе поставить знак препинанаия? И отчего зависит верность решения: от знания правил пунктуации или от умения или неумения прощать? «Все мы знаем, что такое обида, потому что обижали и обижались. Сами того не сознавая, всякий обижающий и всякий обижающийся ранят себя, так как лишают себя солнца любви», — считал архиепископ Иоанн Шаховской. Но сегодня мне бы хотелось поговорить не об обижающих, а об обижающихся. Почему, для чего и как человек обижается?

ПЕРЕЖИТКИ ДЕТСТВА

Психологи относят обиду к детским реакциям на недостаток любви, внимания. Обида всегда связана с болью, когда ребенок (да и взрослый) задет за живое. Причем недостаток любви не обязательно должен быть тотальным, скорее, это отсутствие отклика родителя на запрос ребенка. Хочется привести строки О.Мандельштама:

Лучшая защита - это понимание

Что значит любить дитя и защищать его? Казалось бы, все просто - Причастие, молитва, воскресная школа, совместные прогулки, хоро­шие врачи и школа. Но вот ребенок уже третий раз за вечер подходит к маме и спрашивает с тревогой: «Мама, ты меня любишь?". Какой будет мамин ответ? Отстраненный: «Все роди­тели любят своих детей», раздраженный: «Не мешай, я устала», или заботливый: «Конечно, люблю. Дай я тебя обниму»?
Почему при таком обилии родительских забот дети умудряются чувствовать себя безза­щитными, ненужными, страдают от страхов и не хотят становиться самостоятельными? И как требовать послушания, наказывать, если отно­шения и так "не клеятся"? 

Бог истинный

Беседа с игуменом Лонгином (Чернухой) и психологом Анастасией Бондарук.

«Я очень хотел поступить в институт. Перед поступлением я усиленно молился, выполнял утреннее правило, читал Евангелие и Псалтирь. Раньше я не был так исполнителен. Я спросил себя: «Почему я стал делать это только сейчас?» И когда я понял себя, я ужаснулся. Оказалось, я делал это, потому, что был уверен, что Бог может мне отомстить. Я понял, что в моем понимании живет не тот Бог, о Котором пишет Евангелие, а какой-то языческий божок – злобный, мелкий и мстительный. Который только и ждет, когда я ошибусь, чтобы стукнуть меня по голове. Я в смятении. Как так получилось. Ведь я причащаюсь каждый месяц, у меня есть духовник, церковное послушание. И как мне теперь найти Бога?»

Эту историю мы попросили прокомментировать игумена Лонгина и психолога Анастасию Бондарук:

Игумен Лонгин

Маленькая «Жертва» с большой буквы

Эта статья является продолжением темы об инфантильных личностях. В ней я бы хотела дополнить галерею портретов взрослых «детей» и написать ещё один образ. Образ героини, которая не умеет и не хочет находить творческие выходы из своих житейских проблем. Она ждет «спасателей», порождает «преследователей» и все более прочно срастается с ролью «Жертвы» (именно с большой буквы). Надеюсь, прочитав материал, вы поймете, что ничего общего с христианской жертвенностью — осознанной, зрелой жертвой Христа ради, позиция маленькой «Жертвы» не имеет. Ведь она все терпит ради себя.

Для достоверности хочется добавить, что говоря об инфантилах и «Жертве», нужно понимать, что в природе они редко встречаются в чистом виде. Речь скорее идет о чертах характера, которые могут встречаться в сочетании с более взрослым поведением и отношением к жизни.

Взрослые дети

Помните ли вы сказку о Питере Пэне? Мальчике, который отказался взрослеть. Представьте! Нам действительно, как пелось в известной песне, удалось сделать сказку былью. И теперь многих современных взрослых можно назвать психологически так до конца и не повзрослевшими детьми — инфантилами. Причины такого явления — это и падение уровня духовности (уход от ответственности перед Богом и совестью), и изобретения научно-технического прогресса (часто избавляющие нас от необходимости трудиться и исполняющие наши желания, как волшебная палочка). В подтверждение распространенности в наше время инфантилизма как явления вспоминаю случай, описанный Ирвином Яломом. Однажды приходского священника, в течение пятидесяти лет принимавшего исповедь, спросили, что же тот узнал о человеческом роде. И получили ответ, что люди куда более несчастны, чем кажется, и что взрослых людей на свете не существует.

Страницы