Вы здесь

Остров надежд и спасения

Время имеет одну особенность – слой за слоем, словно пылью, оно покрывает забвением уходящие в прошлое события. В четырнадцатом веке люди построили неподалеку от Днепра казацкую крепость. Здесь они жили, молились, отстаивали свои рубежи. Возвели Богородичный храм, который стал для многих оплотом веры, надежды, спасения. Здесь протекал святой источник. Сюда с Ближнего Востока казаки привезли крест с вмонтированной в него частицей Животворящего Древа. Была великая святыня подарена казакам или захвачена в бою и куда потом исчезла, неизвестно. Упоминание о ней имеется в научных трудах знаменитого исследователя и краеведа академика Д. И. Яворницкого. Городок под названием Самарь стал тогда форпостом всего Приднепровья. В нем, кроме казаков, жили рыбаки и охотники, здесь швартовались корабли из разных стран. Будущий Екатеринослав начинался именно отсюда. Это были его северные врата. Потом пришла беда – чума, смерть. Те, кто остался жив, переселились в другие места. Настали тишина, забвение. Шли годы, века…
Говорят, на месте, где однажды был утвержден Божественный престол, всегда пребывает Ангел Божий. Он хранит его, молится и терпеливо ждет, когда по промыслу Божию появится тот человек, что восстановит храм и возродит соборную молитву. Но не каждому Господь дает построить храм…
Серафим Саровский сказал об этом такие слова: «Десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит ему Господь».
Что мог знать о деснице Господней мальчишка, подраставший в военном городке, в семье военнослужащего? Он и слово «Бог» услышал впервые в школе на уроке атеизма. Учительница показывала какие-то картинки и комиксы и объясняла, что Бога нет. А школьник Николай Несправа недоуменно думал: о чем это она? И если Бога нет, то кого же рисуют на этих картинках?
Это было время детства – красивое, безоблачное, яркое, беззаботное. Спорт, музыка, шахматы, школа, интересные книги, которыми он зачитывался. Иногда ребенку снилось, что он, облаченный в доспехи, сражается и разит мечом каких-то чудовищ. Был ли это отголосок прочитанного или мистическое предчувствие того времени, когда станет воином Христовым? Как знать… Его ведь и рукоположат в священство в день Архистратига Михаила – начальника небесного воинства. Он воспримет это, как знак свыше. А епископ Днепропетровский Кронид скажет, рукополагая, такие слова: «Жатвы много, а делателей мало. Послужи Богу и Божьему народу.»
А тогда детская душа неосознанно стремилась вверх, еще не понимая, чего же она ищет. Поблизости от военного городка высилась гора, которая маленькому Коле казалась просто огромной. Он очень хотел подняться на нее. Почти каждую неделю уходил из дома и пытался добраться до этой горы. Военный городок , естественно, был весь окружен постами, пробраться через которые незамеченным почти невозможно. Малыша всякий раз находили, сажали в машину и отвозили домой. Но однажды эта мечта все-таки сбылась! Коля добрался до горы и вскарабкался на самую вершину. Над ним в чистейшей синеве плыли белые облака, ослепительно сияло солнце, и небо казалось невозможно близким…
Стремление к небесной высоте на этом не угасло. Он стал забираться на высокие деревья. С каждым разом находил себе цель все выше и выше. И как-то встретил дерево едва ли не тридцати метров в вышину. Он сидел на самой макушке, на толстой сухой ветке. Внизу были верхушки сосен, вокруг струился горячий воздух. И вдруг услышал хруст той самой ветки. Ветка треснула и надломилась, а мальчишка полетел вниз. Под деревом стояли ребята, его друзья. Они закричали от страха, решив, что их друг разбился. И вправду, он вошел в землю почти на полкорпуса. Но хвоя и песок смягчили падение. А может, это Ангел Божий подхватил мальчика на руки? Во всяком случае, он, хоть это и кажется невероятным, даже не ушибся. Встал, посмотрел на отпечаток своего тела на песке. И улыбнулся. Хотелось бы сказать, что и перекрестился. Но креститься Коля тогда не умел.
В младенчестве ребенка окрестили – тайно, на дому у местного священника. Но так старательно в то время искореняли в людях веру, что этот первый проблеск приобщения к Богу в их семье долго оставался единственным. Но даже слабая травинка пробивается сквозь асфальт. А уж знание души о Боге невозможно закатать ни в какой бетон атеизма. Пробьется все равно. Первой к вере пришла мама. Понемногу начала дома вводить образ христианского благочестия. Многое тогда казалось непонятным, неизвестным: как пить святую воду, только натощак или в любое время дня? Где хранить? Какие должны быть в доме иконы? Почему надо есть просфору? Почему-то, вспоминает отец Николай, ему попадались сухие черствые просфоры. Впервые он попробовал свежую горячую просфору уже послушником в Киево-Печерской лавре, и его это потрясло.
Жизненный путь любого человека – не случайное нагромождение случайностей и обстоятельств, как иногда нам кажется, а дорога к Богу. Надо только это понять, и тогда из любого происшествия можно извлечь правильный жизненный урок. А Бог никогда не оставит человека и всегда укажет ему верное направление, пошлет встречи с нужными людьми, откроет необходимые книги.
- Мне было 16 лет, когда я покинул отчий дом, - рассказывает отец Николай. – Сейчас уже четко понимаю, что на мне была рука Божия – то, что мы называем Божьим промыслом, когда Господь заботится о человеке, ведет его. Все, что со мной происходило, было не случайным. В нужный момент находились люди, которые относились ко мне с особой теплотой, отдавали мне свое время, свое сердце, всего себя, закладывали в моем характере качества, что стали основой дальнейшей жизни. С благодарностью всегда думаю о своем тренере Валерии Баутине, воспитавшем нескольких олимпийских чемпионов. О руководителе шахматного кружка в школе, - его звали Петр Андреевич, - который не только учил меня играть в шахматы, но и говорил со мной на взрослые темы: о душе, предназначении человека, его способности верить. О своем однокурснике, из блокнота которого я переписал несколько молитв. Ведь молитвословов тогда еще практически не было. А я занимался спортом в команде олимпийского резерва, перед соревнованиями возникало сильное душевное напряжение. И хотя все спортивные показатели были в норме, понял, что моих внутренних сил не хватает. Тогда впервые пришла осознанная молитва - молитва надежды, молитва-прошение, молитва-благодарность.
Примерно тогда же я впервые взял в руки Библию. Товарищ рассказал мне, что у него слепая бабушка, которой он по ее просьбе по вечерам читает Библию. Однажды я попросил почитать эту книгу, и он принес мне ее всего на одну ночь. За ту ночь я прочитал четырех евангелистов, «Откровение» Иоанна Богослова и несколько апостольских посланий. Мне открылся совершенно другой мир, непохожий на тот, в котором я жил. Но общаться на духовные темы в моей среде было практически не с кем. Своеобразной отдушиной стал книжный рынок в Днепропетровске. Там собирались люди ищущие, самых различных течений. Среди них было немало тех, что по крупицам собирали святоотеческое наследие, очень искренне делились друг с другом, передавали из рук в руки книги Феофана Затворника, Иоанна Кронштадтского. Бесконечно ходили книги из рук в руки, и люди очень трепетно, бережно к ним относились. Это была моя первая духовная школа.
Но даже самые лучшие книги не заменят живого духовного общения. Юноше, который уже ощущал себя христианином, мама сказала, что в Днепропетровске живет девяностолетний старец, священник. И что сыну было бы полезно с ним поговорить. Николай нашел этого человека и поразился его жизненному и молитвенному опыту. Перед глазами старца Иоанна прошли закат Российской империи, революция, гражданская война. Затем страшный голод, смерти людей. Трудно, наверное, было не ожесточиться в таких испытаниях. Он выстоял.
Однажды старец Иоанн спросил Николая Несправу, кто его родители, из какой он семьи. Тот начал рассказывать. «Да я же знаю родителей твоих, знаю и бабушку с дедушкой! - воскликнул старец. – Поистине, неисповедимы пути Господни. Ведь это я крестил тебя младенцем, тайно, у себя дома!»
И еще одного человека послал ему Господь – настоятеля Свято-Николаевского храма, иеромонаха Серафима (Ольхового).
- Он стал моим духовным наставником, - рассказывает отец Николай.- С его жизнью связана моя жизнь. Его благословение, его руководство привели меня в Киево-Печерский монастырь, в семинарию, в академию. Я стал священником, вернулся в Днепропетровск и несколько лет служил Богу под началом отца Серафима. Пока не начал строить храм, посвященный иконе Божьей Матери «Иверская».

Но даже угодное Богу дело не делается само собой. Помните место в Библии, где Господь говорит пророку Исайе: «Кого мне послать, и кто пойдет для нас?» И его ответ: «Вот я, пошли меня». В 25 лет молодой священник дал обет построить храм. Место для него выбрал на большой, похожей на остров в лесном море, поляне. Вокруг шумели одиноко высокие сосны, да ветер разметал вихри песка. Сохранился сделанный из кабины вертолета снимок тех лет: торчащие вверх острые верхушки деревьев, плотной зеленой стеной обступившие по кругу пустующий островок земли. Кто мог знать тогда, что пройдет немногим больше десятилетия и снова вертолет облетит эту землю и приземлится, неся в себе драгоценную частицу Истинного Животворящего Креста Господня, привезенного сюда из далекой Греции афонскими монахами? Что примерно на этом месте и находился в 14-ом веке Богородичный храм?
Никто об этом не знал, и отец Николай тоже. Тогда ему казалось, что это он определил, где начинать строительство. Сейчас считает, что Пресвятая Богородица сама избрала дивное место себе в удел. Но это сегодня расположение храма называют дивным, а тогда столько было с разных сторон недоуменных сомнений! Пожимали плечами: да кто пойдет молиться в этот лес, в эту глушь? Предлагали поставить в людном месте, возле рынка, в центре поселка железный ангар для храма.
Но одни сомневались, а другие делали. И уже дышал дух Господень над местом, которое, похоже, указала сама Богородица. Как-то одной благочестивой прихожанке приснился сон: храм, еще недостроенный, покрывает собой весь жилмассив Северный, как бы вбирая его в себя. А в высоченных стенах со следами свежей кладки между обычных строительных кирпичей светятся удивительные кирпичики, сияя изнутри чистейшим голубым, золотистым, ослепительно белым цветом. Ведь сколько людей сердца свои вложили в это строительство! Не эти ли горящие сердца светились в тех кирпичиках?
О кирпичиках надо сказать особо. В приходе посчитали, сколько стоит один кирпич. Получилось по тем временам – шесть гривен. Выпустили специальные небольшие карточки, где под строкой из псалма Давидова: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему», - вписывалось имя человека, пожертвовавшего такую сумму. Карточки вкладывались между кирпичами в возводимых стенах. Так с Божией помощью начиналось строительство – на скудные копейки небогатых прихожан и самого священника. Однажды, чтобы расплатиться с рабочими, отец Николай вынужден был продать свой компьютер, телефонный аппарат и японский мотоцикл, с юношеских лет хранившийся у него в сарае. Все уходило на строительство храма, поэтому в доме у него даже дивана тогда не было – два матраца на полу, письменный стол да ряды книг до самого потолка на самодельных деревянных полках. И это при том, что жил отец Николай не один, а с семьей – двумя детьми и женой, матушкой Светланой, верной и преданной его помощницей. Но как Господь умножил хлебы в пустыне и накормил ими пять тысяч человек, так умножал Он своим благословением те скудные копейки. И строительство продолжалось.
Но часто и Матерь Божия посылала свою помощь. Именно в тот день, когда срочно надо было завозить партию строительных материалов или платить рабочим, приходило очередное пожертвование. На удивление, как раз та сумма, что была необходима.
Это были девяностые годы - время большого духовного голода, насытить который могла только Церковь. По всей Украине открывались новые храмы – часто и вправду в ангарах, вагончиках, в приспособленных помещениях. Скудные церковные средства не позволяли в то время поднять большое храмовое строительство. Но люди и за это были благодарны. Большая человеческая волна хлынула тогда в церковь. Со временем одни отошли, вернулись к прежней привычной жизни, а другие остались.
Но растущий приход на Северном сохранил почти всех, кого Господь привел сюда в то время. И приумножил – от нескольких десятков прихожан до нескольких сотен, а на сегодняшний день – тысяч человек. Поразительно, как вера проявлялась в их глазах, душах, меняла жизнь. За эти годы они стали близки и нужны друг другу. Храм объединял, давал опору, делал людей гораздо более сильными, крепкими. А еще храм в честь Иверской иконы Божьей Матери оказался первым из вновь построенных в Днепропетровске за последние восемьдесят лет.
Службы проходили вначале под открытым небом, где вместо стен были плотно стоящие по кругу сосны, потолок храма заменяло небо, а вместо золотого купола – ослепительно сияющее солнце. Потом - в недостроенных стенах, где можно было стоять босыми ногами на горячем песке, растворяясь в словах молитв. И после каждой службы – обязательный крестный ход с окроплением святой водой места строительства. «Полили в прошлое воскресенье святой водой – видите, как стены подросли за неделю», - делились своими наблюдениями друг с другом прихожане. И действительно, первый храм комплекса – часовня «Золотые врата» - вырос за рекордно короткий срок, восемь месяцев.
Часовня получилась удивительной, похожей на птицу в полете. Бело-серые стены храма, как два распростертых крыла. А над ними синие, как небо, купола. И по-детски яркие росписи внутри. Когда только начинали стройку, очень ощущалась нехватка воды. Не на чем даже раствор замесить было, приходилось специально доставлять воду. Молились, просили о помощи Господа и Пресвятую Богородицу. И какое же это было всеобщее потрясение, когда вдруг после молебна забили из-под земли тоненькие, слабенькие струйки. Появился родник – может быть, тот самый, что протекал неподалеку от Богородичной церкви шесть веков назад? И образовалось небольшое озерцо, из которого строители и брали воду для своих нужд. Озерцо исчезло, как только в нем отпала необходимость, а родник остался.
Теперь за этой водой весь Днепропетровск приезжает – такая она вкусная и даже, говорят, целебная. Действительно, при исследовании оказалось, что вода из источника необыкновенно богата минералами и другими полезными веществами. Живоносный источник расширили, углубили. По трубам провели воду в построенный по замыслу отца Николая баптистерий. Это круглая каменная чаша с водруженным над ней Поклонным Крестом. К углублению чаши ведут ступеньки. Здесь с мая по октябрь проводится крещение взрослых с полным погружением.
Дно чаши выложено камнями – но это не обычные камни. Известно, например, что когда гонители христианства в первом веке побивали камнями первомученика Стефана, на них оставались брызги его крови. Рыжие пятна так и не исчезли со временем, навеки впечаталась в них мученическая кровь. Несколько этих камней легли в основание чаши. И еще там есть камни из Почаевской лавры, с Афона, из Оптиной пустыни, из Иерусалима, Голгофы, с Вифлеема… Представьте себе, какие качества приобретает и без того животворящая вода источника, омывая их! Удивительно ли, что многие из тех, кому довелось в этот источник окунуться, рассказывают об избавлении от разных болезней?

Очень часто, когда мы рассказываем о строительстве храмов, чудесных знамениях, жизни приходов, за кадром остаются люди, которые – мотор всему, душа и вдохновители церковной жизни. Это приходские батюшки, за пределами своих храмов часто малоизвестные, но усилиями которых и созидается наша вера. Ведь кто такой духовник? Это человек, который возьмет тебя за руку и поведет в Царство Божие. А путь к Свету обязательно постарается загородить тьма, и как пройти сквозь нее без духовного руководства, не оглянуться, не испугаться, не кинуться назад?
Признаюсь, лет пятнадцать назад, обращаясь к отцу Николаю, я мысленно спотыкалась о слово «батюшка». Когда его рукоположили, он был самым молодым священником в Украине. В 21 год окончил духовную семинарию при Киево-Печерской лавре, где жил послушником. Приобретенные в монастыре привычки и взгляды навсегда вошли в его жизнь, чтобы быть переданными потом многим его прихожанам. Монастырь – это как критерий, точка отсчета. Если случается какое-то затруднение, едет отец Николай в Киево-Печерскую лавру и спрашивает у монахов: «Братья, а вы как считаете?»
Но вообще-то сейчас уже у него самого все чаще спрашивают совета. Человек поистине энциклопедических знаний, он еще успевает постоянно учиться. Доктор богословских наук, доктор философии. Плюс к этому несколько светских образований – например, Киевский институт международных отношений, Прешевский национальный университет в Словакии, Открытый английский университет в Великобритании… Член Европейской академии естествознания, член-корреспондент Украинской академии наук, член Национального Союза архитекторов Украины. Автор научных работ, посвященных истории церкви, археологии, архитектуре. Участник археологических экспедиций, в том числе легендарной экспедиции по поднятию Запорожской бригантины на острове Хортица. В то же время он не подавляет своими знаниями и авторитетом, не приказывает, всегда оставляя человеку свободу выбора. Но те, кто получал от него советы, знают, что им стоит следовать, потому что они указывают правильное направление в жизни. Мягкий и внимательный в общении с прихожанами, он в то же время непоколебимо тверд, когда речь идет о церковных традициях и учении Церкви.
Говорят, верующий человек похож на неверующего, как живой человек на статую. Глядя на отца Николая, поражаешься, сколько в нем жизни. И когда он все успевает? Занимаясь дайвингом, участвовал в изучении подводного мира, погружался в воды Атлантического и Индийского океанов, Красного и Средиземного морей. Сейчас готовится принять участие в экспедиции украинских полярников в Антарктиду. Его занятия спортивным пилотажем пригодятся при предстоящем уникальном авиаперелете из Арктики в Антарктику. А еще он занимается изучением исчезающих культур и в этой связи принял недавно участие в работе научной экспедиции в островное государство Папуа-Новая Гвинея, к племенам людоедов. Кроме научной работы, он был там еще и миссионером, активно проповедуя Христа людям, которые раньше о Нем даже не слышали. Есть, оказывается, еще такие уголки на земле. Практически каждый год в Папуа Новой Гвинее обнаруживаются племена, и поныне живущие как бы в каменном веке. Отец Николай потом сказал, что нигде он не чувствовал себя священником настолько полно, как во время этих проповедей. Особенно ему удавался разговор с детьми. Наверное, их сердца, как и тысячелетия назад, больше, чем у взрослых, открыты Богу.
Занятия экстремальные, иногда даже рискованные. И, наверное, опять, как когда-то при выборе места для храма, кто-то пожмет плечами: зачем ему это? Почему бы не жить спокойной жизнью вместо того, чтобы постоянно бросать вызов опасности? Но ведь и духовная жизнь – тоже риск. Потому что она ведет на такие высоты, куда просто невозможно подниматься неподготовленным. И нельзя жизненную философию свободы разделить на разные части: когда человек пытается противостоять всего лишь неблагоприятным силам природы, а когда – противостоять злу. Наша жизнь – постоянный выбор: между добром и злом, ленью и деятельностью, трусостью и мужеством. Но тот, кто выбирает лень и боязнь потерять привычное, стабильное существование, платит за это потом безрадостностью и серостью жизни.
Как не сказать еще об изготовлении по новейшим технологиям шестой в мире копии знаменитой Туринской плащаницы? Инициатором этого проекта по благословению блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины стал протоиерей Николай Несправа. Полгода потребовалось ему, чтобы получить в Италии разрешение на копирование, а вслед за ним электронные файлы Плащаницы. Работники днепропетровского предприятия «СЛ Графика» могли бы рассказать, как слой за слоем наносилась краска различных тонов, как воссоздавался полный эффект пятен крови ран Христа, следов замачивания, подшивания и обгорания реликвии (плащаница пострадала при пожаре 1532 года и на нее было нанесено много латок). Отец Николай придирчиво проверял каждую деталь этой сложнейшей работы. А когда он повез готовую копию в Турин, и там ее приложили к самой реликвии, стало очевидно, что копия оказалась поразительно близка к оригиналу.

В Священном Писании есть строки о том, как израильтяне, едва вернувшись из вавилонского плена, строили храм. В одной руке они держали меч, в другой камень. Наверное нечто подобное происходило и на жилмассиве Северный в Днепропетровске. Здесь вырос величественный храмовый комплекс, уникальный по замыслу и архитектуре. Специалисты утверждают, что подобного нет ни в Украине, ни в России, ни в других странах христианского мира. Территория комплекса организована как естественная книга откровений о Боге. Ее украшают клумбы, альпинарии, экзотические растения, цветут весной магнолии. Есть даже «Ноев ковчег», где «всякой твари по паре» - павлины, бурундуки, обезьяны, попугаи, шиншиллы…
В центре комплекса уже несколько лет, как возвышается трехэтажный просторный красавец храм. Но и его обширная площадь часто не может вместить те тысячи людей, что приезжают сюда на богослужения. Так что службы транслируются через динамики на всю территорию комплекса. Нижний храм посвящен Богоотцам Иоакиму и Анне. Небольшие окна на первом этаже вверху, откуда, как из горнего мира, падает свет. Низкие потолки подпирают массивные колонны, и это напоминает катакомбные храмы, в которых тайно молились первые христиане. Алтарь и иконостас выполнены из оникса медового цвета, они кажутся теплыми, живыми, светящимися. Это потому, что полудрагоценный камень оникс способен поглощать и отражать свет. Эту его особенность люди заметили давно. Описание оникса встречается уже в Ветхом Завете, где его называют камнем царей. А из нижнего храма, как из некоего корня, вырастает древо верхнего храма - яркого, радостного, праздничного.
Но кроме строительства храма, есть у священника еще одна, не менее, а может, и более важная задача – возрождение и строительство душ человеческих, которых сегодня у этого прихода – великое множество. И как у него на всех хватает сердца, памяти, любви, - времени, наконец! Помню такой случай. Однажды после исповеди о. Николай попросил меня дождаться его, чтобы обсудить какие-то вопросы. Обычно на исповедь к нему выстраивается длинная очередь. Может быть, потому, что ни один исповедник не уходит от отца Николая без совета, наставления. Но уже был поздний вечер, в очереди оставалось всего несколько человек, и я подумала, что ждать придется недолго.
Последней к аналойному столику подошла молоденькая девушка. Долго что-то говорила, потом слушала, опять говорила. Эта исповедь затянулась на сорок минут, а после разговор продолжился уже при мне, во дворе храма. Душа девушки искала Бога, но ее ближайшие родственники принадлежали к одной из распространенных на Украине сект. А ей хотелось ходить в православную церковь. Дома отговаривали: мол, там все друг другу чужие, священники часто даже прихожан своих не знают, а у них в секте деление на «пятерки». В каждой «пятерке» есть старший, с которым можно всегда посоветоваться. «Сколько сегодня было людей на службе в нашем храме?» - спросил отец Николай. – «Много, - пожала плечами его собеседница. – Может быть, даже тысячи две». – «Так вот, о половине из них я знаю все, что должен знать священник. Об их жизни, молитве, проблемах с детьми. Часть наших прихожан исповедуется у двух других батюшек. Но все вместе мы – одна семья. А в семье не может быть чужих».
Это правда. Каждый, кто приходит сюда на исповедь или за советом, знает и чувствует, что его здесь ждут, что он интересен и нужен, за него переживают и молятся. Помню такую историю. Мои знакомые попросили отца Николая освятить их квартиру. В той семье тогда накопилась критическая масса проблем, и люди наконец начали понимать, что без помощи Божьей им не справиться. Отец Николай был очень занят, но выкроил время и приехал. Освятил квартиру, побеседовал с ее обитателями, сказал, что ждет теперь их в храме. Как раз был конец августа. Под окном (люди жили на первом этаже) стояла засохшая вишня, которую они сами сажали много лет назад. Черная, сухая, без единого листочка. Ее собирались спилить, да все руки не доходили. Под эту вишню и вылили они оставшуюся после освящения квартиры воду. А наутро весь двор ахнул. За ночь дерево покрылось мелкими зелеными листочками, и на нем появилось множество белых нежных цветов. Я сама тогда жила в этом доме, и вместе со всеми ходила смотреть на позднее августовское чудо. Даже сфотографировала на память. Эта фотография и сейчас лежит в моем альбоме, и, глядя на нее, я часто думаю: если сухое дерево расцвело под воздействием Божьей благодати, что должно происходить в душах человеческих? И как милостив Бог, если только на первые шаги к Нему – желание освятить жилье, прийти на исповедь, Он отвечает так видимо и щедро!
Любой православный храм – это дом Божий, и не нам, грешным, судить, какой из них Богу угодней. Но удивительно много чудесных явлений, как знаков свыше, связано с храмом иконы Божьей Матери «Иверская». «Знаки, - писал блаженный Августин, - это такая вещь, которая употребляется для того, чтобы нечто обозначить». Только промыслом Божьим можно объяснить наличие в храме чудотворных икон, написанных на Афоне в скиту святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. Афон – известная во всем православном мире монашеская республика, живущая по своим строгим правилам, где игуменией и покровительницей считается сама Пресвятая Богородица, и куда, согласно строгому монастырскому уставу, никогда не ступала нога женщины. Здесь в скиту, бережно хранятся мощи самой матери Богородицы – святой Анны. Есть в скиту и иконописная мастерская, за которой прочно закрепилась слава одной из лучших мастерских на Афоне.
Икона, написанная на Афоне, считается огромной ценностью для православного храма. Я помню то потрясение и благоговейную радость отца Николая, когда в самом начале строительства одна прихожанка подарила храму родовую икону Богоматери. Икона в семье считалась чудотворной, потому что когда-то спасла их дом от пожара. Дома, стоявшие рядом, сгорели. А дом, в котором молились об избавлении от беды перед этой иконой, огонь обошел.
Икона была старинная, потемневшая от времени, лик на ней едва различался. Когда сняли киот и бережно очистили икону, увидели, что это – Иверская. Более того, на обратной стороне стояла печать и надпись: «Писано на горе Афон». Это была как бы первая весточка оттуда….
А через несколько лет, когда уже был построен и освящен в честь святых и праведных Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы нижний, зимний храм, отец Николай отправился на Афон помолиться и заказать две иконы – Иверскую и святых праведных Иоакима и Анны. Монахи согласились выполнить заказ. Более того, они сказали, что уже ждали днепропетровского священника. Еще несколько лет назад родоначальник иконописной мастерской в этом скиту старец Анфим, прозорливец, ныне причисленный к лику святых, предсказал и этот приезд, и ту молитвенную связь, которая установится между этим скитом и днепропетровским храмом.
Когда потом настоятель вез драгоценный груз в Украину, греческие таможенники встали перед иконами на колени и целовали их, провожая в нащу страну. А на украинской таможне срочно создали специальную комиссию, чтобы определить ценность ввозимых икон. Вывод был, что с художественной точки зрения они – бесценны. Духовную сторону комиссия не рассматривала, и, наверное, - зря.
Храм в Днепропетровске стал братским молитвенным представительством скита святой праведной Анны на Афонской горе. Отсюда можно передать на Афон записки, пожертвования, молитвенные просьбы. Вратарница – так еще называют Иверскую икону Божьей Матери – стала вратами на Афон не только для днепропетровских прихожан, а для всех приезжающих в этот храм многочисленных паломников. А еще афонские монахи написали для него не две, а десять икон. Такой необыкновенно щедрый дар, потрясающее духовное богатство.
Это, конечно же, чудотворная Иверская икона – Вратарница, открывающая нам путь в царство Божие, Заступница, теплая Ходатаица о всех верующих. Икона святых праведных Иоакима и Анны – перед ней молятся о даровании ребенка. И уже были такие случаи в приходе, когда по молитвам у бездетных пар рождались дети. А еще у прихожан храма есть теперь возможность молиться перед другими чудотворными иконами с Афона. Это образ Спасителя и образ Богородицы, икона Рождества Христова, икона Успения Пресвятой Богородицы, две иконы Архангела Михаила, две иконы у Царских врат, икона святого Димитрия Мироточивого.
Когда по приглашению настоятеля храма иконы Божьей Матери «Иверская» афонские старцы побывали в Днепропетровске, они были поражены красотой и молитвенностью храмового комплекса. Их глубоко тронули храм, его жизнь, дела. Как бы в знак этого при написании Иверской иконы святогорцы поставили внизу два клейма – изображения двух храмов, греческого монастыря и Иверского в Днепропетровске. Когда пораженный этим отец Николай спросил, почему они изобразили внизу на иконе и днепропетровский храм, старцы ответили: «Потому что вы отныне в нашем сердце».
Милость Господня неисчерпаема. Афонцы поделились с Иверским храмом в Днепропетровске фрагментом Животворящего Древа Господня. Само по себе это уже сенсация. Но прихожан храма ждала еще одна огромная радость - событие, объяснить которое можно только промыслом Божиим и покровительством Пресвятой Богородицы, избравшей это место себе в удел. Наверное, потому, что это Ее земля, Ее сад, здесь и происходят такие невероятные вещи. В дар храму афонскими монахами передана частица мощей самой матери Богородицы! На протяжении многих веков монахи скита оберегали эти святые мощи. Даже когда византийская царевна Анна выходила замуж за крестителя Руси князя Владимира и, зная о их чудотворном влиянии на рождение детей и семейное благополучие, обратилась на Афон с просьбой получить частичку святых мощей, монахи одарили ее только иконой святой Анны.
Мощи святой Анны – одна из главных святынь христианского мира. Это самые древние мощи на земле. Их чудотворная сила велика. Но Афон, где они хранятся, для женщин недоступен. А ведь именно жены и матери чаще всего молятся о даровании долгожданного чада и благополучии в семейной жизни. Теперь мощи постоянно находятся в днепропетровском храме и выносятся на поклонение каждое воскресенье после утренней литургии.
Много людей приходит к этим мощам помолиться, и многие получают действенную помощь. Вот совсем свежий пример. Одной прихожанке сообщили, что у ее родственницы, которая должна была вот-вот родить, появились серьезные проблемы со здоровьем. Врачи прогнозировали тяжелую инвалидность после родов. Чтобы избежать такого исхода, настаивали на срочном проведении кесарева сечения. Тем более, что шейка младенца, как показало исследование, обмотана пуповиной. Ещё и асфиксия грозила ребенку. А приехать к мощам в таком состоянии молодая женщина, конечно, не могла. Пошла к ним с молитвой ее днепропетровская родственница. Даже записочку приложила: «Помоги, святая Анна, рабе Божией Светлане благополучно родить здорового младенца»
Она еще молилась у мощей, а в это время, как потом стало известно, у молодой женщины в далекой Макеевке начались роды. Они прошли быстро и необычайно легко, без травм и ожидавшихся осложнений. Молодая мать и ребенок, вопреки прогнозам медиков, обе здоровы. Сейчас маленькой Вареньке уже полтора года. Родители и все родственники души в ней не чают.
Частица Истинного Животворящего Креста Господня, и частица мощей матери Богородицы, святой Анны, и других святых хранятся сейчас в специальном ковчеге. Средства на его изготовление прихожане собирали всем миром – так же, как раньше и сам храм строили. Приносили серебряные и золотые украшения: цепочки, кольца, кулоны. Потом над ковчегом около года работали лучшие ювелиры Патриарших мастерских города Златоуста. Выглядит он так: рука, символизирующая руку святой праведной Анны, держит символ нашей веры – Крест Господень. И еще в этом ковчеге лежат мощи трех евангелистов, Святителя Николая Чудотворца, Святителя Спиридона Тримифунтского, великомученика и целителя Пантелеимона, священномученика Дмитрия Солунского, великомученицы Екатерины – покровительницы Днепропетровска, равноапостольной Марии Магдалины, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского. Эти святыни собраны буквально по крупицам со всего мира.

Храм Иверской иконы Божьей Матери привлекает не только взрослых, но и детей. Редко в каком храме можно увидеть столько причащающихся малышей. Идут, сложив крестообразно ручки на груди, вкусить бессмертного источника жизни. С детских лет узнают силу и благодать причастия. И глаза у них другие, чем у тех детей, которые о Боге не знают. Чистые, ясные, спокойные. После литургии ждет детвору расположенный неподалеку в сосновом бору сказочный детский городок. Идея создания городка принадлежит православному братству «Остров надежды», ядром которого стали прихожане храма, активные участники строительства. Городок назван Цветочным в честь любимых детских героев по сюжету книги писателя Носова «Незнайка в Цветочном городе». Здесь можно покататься на качелях, съехать с горки, складывать большущие кубики, считать по счетам, рисовать. В центре городка – цветочная клумба с ромашкой-репродуктором, из которой звучат сказки и детские песенки.
Но особенно дети и взрослые ждут Рождества Христова. В Рождественский вечер сюда собирается, кажется, весь город. Сияет разноцветными огнями высоченная елка, у которой гостей встречают Снегурочка и персонажи народных сказок. Сияют увитые разноцветными светящимися гирляндами деревья на территории храма. Создаваемые при помощи лазерных технологий, плывут по воздуху картины: идут волхвы, сверкает Вифлеемская звезда, склоняются в благоговении перед вестью о рождении Богомладенца пастухи. Взлетают вверх и рассыпаются в воздухе цветы и звезды фейерверка, символизирующие восхождение Рождественской звезды.
Но и богослужение в обычный день в этом храме – всегда праздник для души. Оттого ли, что так здесь все продуманно, красиво и гармонично? Наверное, не только поэтому. Храм будто светится благодатью, и душе невозможно это не почувствовать. Ведь как бывает в жизни? Можно понимать, но не чувствовать, знать слова, но не знать мелодию. Но если сердца поют любовью, молитвой и верой, то поют и стены. Островом спасения и надежды на милосердие Божье стал для многих тысяч людей православный храм в честь иконы Божьей Матери «Иверская».
…И снова идет служба. Отец Николай входит в алтарь как-то по-особому благоговейно, преклоняя на миг колени, целуя краешек иконы. Наверное, так преклоняют колени и целуют краешек знамени в особо важные моменты воины, защитники Отечества.
Но ведь церковь и есть воинство Христово. Cвященник в этом воинстве – полководец, пример для подражания и молитвенник за нас перед Богом. По завету Христа он ведет свою паству, наставляет словом и примером, защищает молитвой. И еще он – впередсмотрящий, на котором лежит обязанность видеть правильный путь, чтобы мы не споткнулись и не упали в яму.
Несколько месяцев назад отец Николай отметил свое сорокалетие. Число сорок – знаменательное, оно часто встречается в Священном Писании. Сорок дней продолжается Великий пост - в честь сорока дней, проведенных Христом в пустыне. Сорок дней от Пасхи до Вознесения. Приходя в храм, мы заказываем сорокоусты о ближних. И почему-то думается, что, наверное, сорок лет – это тоже завершение какого-то определенного этапа в жизни и начало нового. Но главное направление его жизни давно определилось: каждый день, 24 часа в сутки, и всю жизнь - служить Богу и Божьему народу.

Комментарии

Елена Шутова

  имен и событий... И колоссальный труд во славу Божию!
  Для тех, кто заглянет на эту страничку, скажу, что первым человеком, не оттолкнувшим новичка в журналистике и принявшим его первую работу, будучи зам. гл. ред. газеты "Днепр вечерний", были Вы, Надежда. Новичком - я. Никто не подбирал специально дату публикации (светская газета живет своей жизнью), но пришлась она на 14 октября. Так что всем меткам Вашего очерка пусть православный люд верит.                                     Вот такой получиля лирический экспромт-воспоминание с благодарностью Вам за все.
  Мне, как Днепропетровчанке, было драгоценно получить эти злолотые россыпи знания о родном крае и его людях.
  Радости творчества во спасение и поклон Вашему духовнику, ведь Вы его Чадо. 

Надежда Ефременко

Спаси Господи, Людмила! Очень рада, что Ваше сердце отозвалось на этот материал. Это поистине удивительный храм и удивительный священник. По его глубокой вере и преданности Богу и Божьей Матери все так и совершается, как написано в очерке. "Ибо, как высоко небо над землею, так велика милость Господа к любящим Его"...