Христианство часто упрекали и упрекают в нелогичности, в том, что те же Евангелия полны противоречий. Например, в одном месте Христос говорит: Приблизилось Царство Небесное. А в другом — учит людей просить Бога, чтоб оно только когда-нибудь в будущем пришло: Да приидет Царствие Твое… Не поймешь, дескать, то ли пришло оно, это Царство Божие, то ли нет. То ли будет оно на земле — были ведь попытки его воплотить, явленные в построении сакральных пространств Византии, Святой Руси, Священной Римской империи, да быльем поросли и никогда не повторятся; то ли, как считают и активно проповедуют «Свидетели Иеговы» и мечтает изрядная часть утомленного человечества, еще только будет построено, завоевано или спущено сверху, с небес, на землю. То ли «Царство Небесное» — новый эдем, царство всеобщего довольства, братства и справедливости, о котором мечтали Мор и Кампанелла, создатели третьего рейха и строители коммунизма, то ли «Царство Небесное» — просто иллюзия, самоутешение, за которое цепляется человек, неудержимо влекомый потоком жизни к единому для всех концу — к старости, распаду, смерти…
Как нам, христианам, объяснить нашим далеким от Церкви друзьям, родным, совопросникам века сего, что такое — Царство Божие? Прежде всего — стараясь разобраться в этом важном вопросе самим.
«Я запугал его адом»
Обычное разъяснение термина «Царство Божие» всем известно: во-первых, это власть Бога как Царя, Господина, над людьми и мирозданием, и ее проявления. Во-вторых, территория, на которой действует эта власть. Но у обычного человека при таком объяснении сразу возникает масса тревожных помыслов: а где кончается эта территория? А вдруг вне ее окажусь я сам и те, кто мне дороги?.. Страх оказаться в аду, в месте заброшенности и мучений — один из коренных страхов человечества, адскими проявлениями полна наша ежедневная жизнь, и, чтобы бояться ада, вовсе не обязательно быть христианином. Вспомним рассказ про одного из знаменитых французских атеистов XVIII века. Увидев на постоялом дворе, что некий священник никак не может добиться от умирающего раскаяния, он на спор взял это дело на себя — и добился успеха. А на вопрос, как же это ему, атеисту, удалось вызвать у человека раскаяние, он пожал плечами и с усмешкой сказал: «Просто я запугал его адом»… Нет, на одном страхе мучений, на страхе оказаться отвергнутым, ничего прочного и доброго не построишь, тем более — в христианском смысле. И в отношении тезиса о власти над нами Бога как Царя у человека есть опасения: придя в наш мир, такой, как он есть, полный греха и безобразий, как поступит Царь? Конечно, станет казнить направо и налево, и как бы, опять же, нам самим не попасть под раздачу, ведь что такое власть и как она бывает безжалостна и несправедлива, мы хорошо знаем на примере наших царей, вождей, фюреров и прочих правителей. Ни один царь на земле не удержал царской власти, действуя только добром, милостью и любовью. Вспомним Мальчика-Звезду из сказки Уайльда — даже он, став царем, подверг врагов репрессиям, и вся посконная правда жизни явлена была в сказке завершающей ее фразой: «А преемник его был тираном»…
Как задумывал Творец
Тем не менее наш Учитель и Спаситель Христос постоянно говорил народу о Царстве Божием, пришедшем в силе, в самых разных контекстах, собственно, эта весть составляла основу его проповеди, совершаемой как словом, так и делами. Значит, это важно и для нас. И тут мы должны вспомнить, что в ветхозаветной иудейской традиции есть важное понятие, относящееся к Царству Божию: «гмар тиккун», «конечное исправление». Это конечное состояние мироздания, когда все неправильности, грехи и искажения исправлены, низшая точка приходит туда же, куда высшая, то есть — к Богу.
То есть «Царство Божие» — это не локальная страна света в море тьмы и зла, не какой-то заповедник для избранных. Да, Царство начинается с избранных — с Богоизбранного народа Израиля, затем — с ближайших учеников Христовых, с Церкви, но распространиться должно на весь мир. Это полное восстановление во всей вселенной: для человека, животных, мира органического и неорганического, духовного и плотского — тех законов, по которым любящий Творец создал мир и которые были искажены, испорчены грехопадением. О Царстве, в котором эти законы будут естественными основами жизни для всех, причем приняты нами, гражданами Царства, они будут осознанно и свободно, ненасильственно, говорит христианский Символ веры в словах о чаянии жизни будущего века. Сопроводится же это восстановление полным преображением тварного мира, как о том учит Церковь устами апостола Петра: …небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет 3:10), или, исходя из значения арамейского слова «тиштаках» , а на иврите — «имцэун», «обнаружатся, найдутся» — «станут такими, какими должны быть в действительности», какими и задуманы любящим Творцом. Насколько катастрофичным и болезненным для нас с вами будет эта гибель старого мира и явление нового по втором пришествии Христовом — вопрос отдельный…
Где находится Царство?
Выражение «Царство Небесное» в Евангелиях встречается у апостола Матфея, там оно звучит 32 раза. Есть версия: слово «небесное» — просто благочестивый эвфемизм слова «Божие», понятный богобоязненным иудеям, для которых Матфей и благовествовал. А у того же Луки или Марка впрямую говорится «Царство Божие» — их благовестие было по большей части обращено к язычникам, которым тонкости иудейской традиции были непонятны.
А вот у нас, современных православных, к сожалению, выражение «Царство Небесное» обозначает нередко что угодно, только не то, что имел в виду Сам Христос… Кто-то считает, что Царство Небесное — это синоним «жизни загробной», этакая подсвеченная пустота, в которой висят бесплотные призраки, души усопших, мол, недаром мы желаем «Царство ему Небесное» только умершим, попробуй пожелать такое живому человеку!.. Кто-то — что Царство Небесное находится в небе, вертикально над нами, и его можно достичь , если долго лететь ввысь на летательном аппарате (такие люди были очень разочарованы в те годы, когда Гагарин с Титовым в космос слетали, а Бога так и не видали). Кто-то — что Царство Небесное — это такой аналог языческого славянского ирия или утраченного Эдема, места, из которого человек ушел и в которое, как мы знаем, назад никогда не вернется. А кто-то думает, что Царство Небесное придет когда-то в будущем, со вторым пришествием Христовым, сейчас его здесь еще нет, забывая слова Спасителя: Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17:20), первоначальное значение этих слов позволяет их трактовать не в духе привычного всем, в том числе и атеистам, пиитического психологизма, мол «всё ценное внутри человека», в его «внутреннем мире», но и по-другому: Христос сказал ученикам, что Царство Божие между них есть, их общность в любви и во Христе и есть явленный признак пришедшего Царства….
И от того, как мы с вами, толкуя слова Христа о Царстве Небесном, понимаем смысл своей собственной жизни, ее цель, зависит и то, как мы свидетельствуем о своем уповании внешним — людям, стоящим вне Церкви.
Комментарии
Спасибо
Стефания, 04/06/2013 - 18:20
Спасибо, что открыли для меня много нового.
Да, прежде
Светлана Коппел-Ковтун, 02/06/2013 - 14:32
Да, прежде всего надо разобраться самим. И не только на интеллектуальном уровне, но и на духовном - то есть самим начать жить во Христе. В противном случае, мне кажется, наши рассказы вряд ли смогут кого-то убедить в существовании Царствия небесного
Митрополит Антоний Сурожский говорил об отсвете Царствия Божия на лице человека, встреча с которым может внушить веру. Без таких встреч трудно окружающим людям прийти к Богу.
СпасиБо, о. Сергий!