Вы здесь

Можно ли позволить ребенку молиться за куклу, игрушку, как за живое существо?

Батюшка, я робею иногда задавать вопросы духовнику нашей воскресной школы. Почтительно прошу ответить на вопрос: можно ли позволить ребенку молиться за куклу, игрушку, как за живое существо? Смущает обстоятельство, что для 4-летнего ребенка кукла — живая. Но молитва явно выпадает из игрового пространства — спрашивают и родители, а я затрудняюсь с ответом…

Заранее благодарна.

Мария Коробова.
Преподаватель дошкольной группы в воскресной школе «Надежда»,
ст. преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования.

Ответ

Вы говорите, что «молитва явно выпадает из игрового пространства». Но для маленького ребенка то, что мы называем «игровым пространством», является неотъемлемой частью его существования — и, действительно, ребенку порой трудно отличить одно от другого, иначе говоря — где заканчивается игра и где начинаются суровые реалии взрослой жизни. Поэтому, думаю, большой опасности в молитве за куклу нет. Важно, чтобы ребенок не переходил некую меру, не увлекался такого рода играми до такой степени, когда утрата чувства реальности делается опасной (в физическом и психологическом плане) для самого ребенка. Далее, стоит заметить, что взрослый вероучительный ригоризм и жесткие рамки могут тоже иметь свой отрицательный эффект. Наша задача, как родителей, заключается прежде всего в том, чтобы окружить ребенка атмосферой любви и научить воспринимать Бога как живого Отца Небесного, а не только как грозного судию. И если проанализировать традиции, которые сложились за последние лет двадцать в нашей церковной приходской жизни, то можно придти к неутешительному выводу, что некоторые из них в плане педагогическом и воспитательном оказались неверными. Так, я прекрасно вижу, как многие дети выстаивают со своими родителями целые всенощные и Литургии (и это даже выглядит вполне умилительно), однако многие из этих детей, достигнув совершеннолетия, фактически отпадают от Церкви. Видимо, это происходит, потому что этих детей Церковью перекормили: формальное принуждение взяло вверх — и Церковь им наскучила, перестала быть интересной. Конечно, воспитание благоговения, чувства святыни дело непростое, ответственное, это целое искусство. И здесь нужен индивидуальный подход, многое зависит от самого ребенка, его характера. И повторюсь, склонность ребенка к игре здесь не является главной опасностью, скорее для дитя это вполне естественно.