Вы здесь

Закон возмездия

Страницы

«Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; Ибо кого любит Господь,
того наказывает и благоволит к тому как отец к сыну Своему». (Притчи гл. 3; 11, 12)

Встретить духовно грамотного человека в наше время — большая редкость. И если состоится такая встреча, да еще и разговорится такой человек — тут только слушать и слушать.

И вот сидит напротив меня Рая, высокая, коренастая женщина, лет под 60. Лицо типичное для средней полосы России, приветливая улыбка, лучисто карие глаза.

О ней мне известно очень мало. Знаю только, что всю жизнь провела в церкви, раньше работала на заводе, сейчас живет тем, кто что подаст. С больной ногой ездит из Рустави в Тбилиси, чтоб только побыть на службе, попеть в хоре, Поет, конечно, бесплатно, «для души». Ночует часто, где придется. Первое, что особенно притягивает к ней — это всегда хорошее, благодушное настроение. Одета во все черное, в руках неизменные четки.

— Вы не монахиня? — спешу я удовлетворить свое любопытство.

— Нет, что ты, что ты, — Рая машет рукой и смеется, — Куда мне, грешной. Я только послушницей была при монастыре, да и то недолго, Пришлось сюда приехать...

— Расскажите о себе...

— И рассказывать-то особенно нечего... Вся моя жизнь пошла наперекосяк из-за того, что я в свое время старца не послушалась.

Я тогда молодая была. В церковь часто ходила, хотя в то время — послевоенное — мало кто ходил. Мои подружки на танцы бегали, а я дома сидела. Мать мне все выговаривала: иди, мол, и ты туда. А я отвечала: «Ну, что мне там делать?» Мать, конечно, переживала: «Ты так и замуж не выйдешь». Я ей в ответ: «Буду монахиней». Просто так тогда вырвалось, а Господь, видно, записал у Себя это слово. И вот поехали 3 девушки из нашего города в Почаев, к прозорливому старцу Иосифу. (Нас тогда только четверо молодых со всего Николаева на всех службах бывали). Меня с ними не было — я на заводе в то время работала. При встрече старец им сказал: «Смотрите, не выходите замуж. Сейчас время такое, что браки не от Бога. Мужья у вас будут не кормильцы, а иждивенцы, на вашей шее сидеть будут. И дети сейчас рождаются не в радость, а наказание». Эти девушки вернулись домой и по его совету не вышли замуж, а я вскоре согласилась на брак. И вот до сих пор раскаиваюсь.

— Так это же он не Вам лично сказал.

— Видно и мне это было адресовано. Господь через кого-то передал. Помнишь, в житие преподобного Феодосия Кавказского описывается случай про трех девочек? Пришли к нему в обитель три десятилетние девочки проситься в послушницы. И он их принял. А на другое утро приехали их родители, чтоб забрать их домой. Батюшка им говорит: «Не забирайте их. Они — Божьи избранницы». Двое матерей послушались и оставили своих дочерей в обители, а третья забрала дочку домой. Потом та выросла и вышла замуж за пьяницу, как иносказательно предсказывал ей о. Феодосий, да еще и детей — дебилов народила. Так сама мать испортила жизнь своему ребенку. Тоже самое и у меня получилось. Вышла замуж, а мой муж меня в церковь не пускал, бил меня из-за этого. Пришлось мне развестись. Да еще, с какими мытарствами. И детей своих из-за этих постоянных скандалов упустила. Оба сына мои пьют... Э, да что вспоминать... Вот, что значит непослушание...

Разговор наш, не помню, как зашел о нашей ответственности за грехи предков.

— Вот хоть меня возьмем, к примеру,— оживилась вновь моя собеседница.— Дедушка мой был дьяконом. Всем известно, как священники наши иногда грешат либо сребролюбием, либо чревоугодием, — говорит она без всякого осуждения и крестится.— Господи, милостив, буди к нам грешным. Видно, и дедушка мой, Царство ему небесное, тоже, наверное, что-то не так делал. Что именно, не знаю, только случился с ним несчастный случай. На Крещение ходил он с крестным ходом по нашей деревне, поскользнулся, упал и сломал шейку бедра на правой ноге. Тогда обезболивающих не было, и он терпел жуткие боли. Дошел до отчаяния и решил покончить собой. Чудом, в последний момент его достали из петли.

Ему бы потерпеть то, что Господь назначил, а он не выдержал, Ведь больше сил креста не дается. Потом дедушка скончался. Но, видно, недостаточно очистился через болезнь при жизни или роптал, кто его знает. И поэтому нам, его потомкам пришлось доделывать. Проходит какое-то время и мой отец ломает именно правую ногу. Но уже не шейку бедра, а голень, что, конечно, легче заживает. Потом настала моя очередь. Иду по дороге и слышу внутренне, Ангел мне говорит: «Осторожно, сейчас ты сломаешь ногу». Мне бы перекрестить дорогу и идти, а я не обратила внимания. Иду себе вперед. Тут же упала. По боли чувствую — перелом. Проходит еще какое-то время и мой младший сын (он отвечает за мой род, а старший сын отвечает за род моего мужа) падает и тоже ломает правую ногу. У него потом прошло, а у меня до сих пор не заживает. Трофическая язва образовалась. Ну, что это? Совпадение? Выяснять, копаться в причинах — бесполезно. Надо только терпеть, что Господь посылает

Впрочем, это везде так. Верующий, неверующий, буддист или мусульманин — все одинаково несут ответ.

Вот у нас недавно соседа ассирийца в драке убили. Топором или ножом ударили в голову. Осталась вдова с детьми.

На похоронах всплыл случай давно минувших дней. Оказывается, в 30-х годах отец его был чекистом. Как-то поехал он кого-то арестовывать. Арестованный бросился бежать. И хотя чекист мог его легко поймать (конный пешего-то), он вместо этого выстрелил ему в голову и убил за попытку к бегству. У убитого тоже осталась жена с детьми. И через 60 лет все то же самое произошло с его сыном, которому пришлось мученической кончиной искупать грех отца. Да, наверно и свои тоже, накопившиеся за жизнь. Святые отцы говорят, мученическая кончина множество грехов очищает....

Долго мы так беседовали. Некоторые ее слова у меня вызывали улыбку своей наивностью, и может быть, недостатком образования. Хотя это не важно. Как сказал старец Захарий одной монахине, сожалевшей о своей неучености: «Богу ученых не нужно, Ему одна любовь нужна».

Страницы