Вы здесь

Наш формат

«Формат», привычное для нашего слуха слово пришедшее когда-то в нашу речь и плотно в ней обосновавшееся. Думаю, для нас не составит особого труда заглянуть в словари и прочесть там, что слово это переводиться с нескольких языков как «вид, наружность». Говоря иначе, — рассуждая о формате чего-то мы пытаемся описать вид этого предмета и его наружность согласно каким-то общепринятым понятиям и стандартам. И конечно, не буду отрицать, что это во многом облегчает нашу жизнедеятельность. Несомненно и то, что использовать «форматы» нам привычно и обыденно! В нашем мире есть форматы для всего начиная от вещей неодушевленных и заканчивая определениями душевных свойств человека. «Так нам проще жить», — заключите Вы и будете конечно правы. Но дело в другом. Задумывались ли Вы когда-нибудь о том всё ли возможно и так необходимо подчинить формату?

Немного отвлекусь и скажу о том, что в нашей жизни мы подчас не задумываясь следуем формату. Но так ли безобиден неразборчивый подход к «форматированию» нашей жизни? Возможно ли стремясь к лучшему, потерять главное? К сожалению даже поверхностно взглянув на нашу жизнь можно прийти к странным ответам на эти вопросы. Ответам которые не будут вписываться подчас даже в «общепринятые рамки», а будут выводить нас именно на уровень индивидуальности. «Но абсолютно плоха или абсолютна хороша индивидуальность?», — вот вопрос который часто мы решаем в своей жизни. И как порой резко отличается полярность в решении нами данного вопроса. Видимо это вызвано опять таки условиями и задачей поставленной перед нами. Снова мы столкнулись с условиями, которые не что иное как часть форматности нашей жизни. А есть ли место в нашем мире, где общепринятые, созданные человечеством нормы, правила и условия, если не теряют смысл полностью, то в некоторой степени не могут быть нами строго определены?

Конечно ответов может быть масса, огромное множество, но для человека верующего ответ на этот вопрос может быть довольно простым. Это место — Церковь. Мы естественно не говорим о строении, мы говорим о Её сущности. Которая заключается в Евхаристии, том важном моменте, когда люди встречают живого Бога. Действительно эта встреча с Богом, многое меняет не только внутри человека, но и вокруг него. Эта встреча разрушает множество наших правил и стандартов, вводя в наше существование, лишь один, — Любовь. Это та именно «Любовь», о которой говорил и которую показывал своей жизнью наш Спаситель в течении всего своего пребывания среди людей. Та «Любовь», о которой писал в своих посланиях святой апостол Павел. Это та «Любовь», которая преобразила жизнь многих христиан и в последующие времена, и действует до сих пор. Эту «Любовь» не возможно определить какими-то строгими понятиями и образами. И вот кажется, что потеряли мы ныне в разговоре то слово, о котором рассуждали не так давно? Ведь кроме заповедей Божиих, правил святых отцов и канонов церковных не что не регламентирует жизнь православного христианина. Да и все они сообразуются с «Любовью». Но, враг рода человеческого, дьявол, не дремлет и всюду желая уловить человека пользуется нашей гордостью, как доступом и ключиком к нашей душе, где бы мы не находились. Немного только потеряв духовную свою бдительность в деле своего спасения и прекратив на малейшее время молитву, мы уже становимся подверженными бесовским ухищрениям.

 

Вспомните как часто человек лишь поверхностно восприняв православие, спустя какое-то непродолжительное время, берется уже строго судить о других людях, непросвещенных ещё светом Евангелия. «Несть яко же процыи человецы», — как часто не задумываясь мы «кричим» своими поступками, словами и мыслями. Происходит это подчас от того, что веру в Бога мы сводим на привычный нам уровень сухих правил, законов и образцов. Мы как бы «форматируем» православие, оставляя как нам кажется лишь главное, но подчас теряя существенное, — «Любовь». Сообразуясь с «форматами» нашего «православия», мы так часто порождаем осуждение и взращиваем в себе фарисейство и иные подобные ему «плоды». А Господь, не разделяя никак нас и не «форматируя», желая лишь нашего спасения, посредством Таинств и церковных богослужений пытается отрезвить нас и отвратить всячески от прельщения диавола.

В Великий пост, во время сугубого нашего духовного делания и молитвословия, воздерживая и предостерегая всегда нас о пагубности гордости и осуждения, с особой заботой о нашем спасении, Церковь в службе «стояния Марии Египетской» соединяя с покаянными молитвами, напоминает нам её житие. Жизнь подвижницы подчас воспринимается нами как нечто давнее и конечно бывшее в действительности, но не могущее существовать в современности. Как часто нашими форматами, мы разделяем всё что предлагает нам Церковь, на сообразующееся и не сообразующееся с современными реалиями. Скажи нам сейчас, что и в наше время даже тяжко грешившая блудница, покаявшись с помощью Божией может стать святой, так мы сразу станем «на дыбы». Но ведь пример жизни святой Марии Египетской разве не об этом говорит нам, среди прочего? Мы дошли до того, что относимся подчас к житиям святых с благоговением, но не желаем верить всему в них написанному. Наша вера тоже иной раз искажается до того, что мы исповедуя себя православными, не можем внутри себя всецело довериться Его воле.

Возомнив себя мерой всей вещей мы часто становимся «православными фарисеями». Забыв о живом действии Божией благодати и любви, мы и в Церкви устанавливаем свои правила и форматы. Как не досуг нам вспомнить о житии святой Марии, когда мы осуждаем и сулим всяческие неприятности человеку, работающему в Церкви, но ушедшему по каким-либо причинам «в мир», на обычную работу слесаря, врача, плотника и т. д. Не вспоминаем мы житие святой подвижницы и тогда, когда «обрушиваемся» всем своим опытом церковной жизни на человека впервые зашедшего в храм. Каждый из нас соответствуя воображаемому им самим формату церковной жизни, не боясь теряет или уже потерял главное, — христианскую любовь. Слушая житие подвижницы, стоит нам вспомнить, что все те униженные и оскорбленные нами, или попросту «вычеркнутые» из сообщества верующих люди, могут вполне последовать примеру святой Марии (Египетской).

Как иногда необходимо разрушить нам в своей душе созданные на шаткой основе «форматы», ценности, правила, структуры и описания, чтобы вместо их создать в своей душе на «твердом камне веры» сообразуясь с заповедями Божиими обрести Любовь. И насколько часто, не замечая своей привычки всё «стандантизировать» и «форматировать», упускаем мы из виду то главное, о чем нам напоминает Церковь,год за годом, вновь и вновь с амвона повествуя о удивительном и «неформатном» подвиге святой подвижницы, преподобной Марии (Египетской).