Вы здесь

Ванин крестик

Года два назад мне пришлось побывать проездом в районном городке Т. Автобус, который шел до того села, куда я добиралась, только что уехал, а другой должен был идти только через три часа. Поэтому, чтобы скоротать время, я решила осмотреть городок. Он оказался таким маленьким, что за час я обошла его почти весь, не встретив ничего особо примечательного. Множество частных ларьков, несколько магазинов винно-водочных изделий, старое деревянное здание школы да выкрашенная серебряной краской гипсовая статуя Ленина посреди безлюдной площади — вот, пожалуй, и все тамошние достопримечательности, которые попались мне на глаза. Я уже дошла до самой окраины городка, когда впереди вдруг завиднелся церковный крест. Разумеется, мне захотелось рассмотреть местный храм поближе, и я направилась к нему.

Храм этот был старинный, постройки, вероятно, ХIХ века. Вид он имел весьма необычный. Его паперть была украшена полукруглыми колоннами с завитушками наверху. Поэтому вход в храм имел вид древнегреческого портика. Но самым удивительным у этой церкви был ее купол. На некоем каменном подобии античной вазы с лепными цветочными гирляндами по бокам виднелся крохотный куполок с крестом наверху. Вокруг храма раскинулось кладбище. Вероятно, этот день в храме был выходным, потому что вокруг него не было ни души. Подходя к церкви, я спугнула крупную серую белку, сидевшую совсем близко от дорожки на оградке чьей-то могилы и лакомившуюся оставленным на ней печеньем.

Справа от входа в храм находилась могила, поросшая ярко-оранжевыми бархатцами. На простом деревянном кресте была прикреплена фотография мальчика-подростка. Под ней была надпись: «Здесь погребено тело раба Божия Ивана Иванова, 12 лет. Убит в ночь на Пасху Христову 14 апреля 1990 г. «… не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить…» (Мф. 10. 28)». Кто был этот мальчик, чья жизнь оборвалась так рано и так трагически? Кем и за что он был убит в Светлый Праздник Пасхи, когда Христос «воскресе из мертвых, смертию смерть поправ»? Но вокруг было пусто и безлюдно, и не от кого было ждать мне ответа на эти вопросы.

Неожиданно из боковых дверей храма вышла женщина лет пятидесяти. Звали ее Марией Т. Она оказалась учительницей местной школы. А также — здешней певчей. В церковном хоре она пела лет пятнадцать. Мария Т. и рассказала мне все, что знала и помнила о Ване Иванове.

— Как же мне Ваню не помнить? Я его с самого рождения знала. Он был сыном Анны. Да что я говорю, Вы ведь нездешняя… В общем, я еще с его матерью, с Анной, даже в одном классе училась. Анна была круглая сирота. Родители у нее утонули в ледоход, и Анну воспитывала бабушка. Не было в классе девочки красивее, умнее и талантливее Анны. Как она пела! А танцевала как! Прямо как настоящая артистка! Ей все так и говорили: «быть тебе, Анна, знаменитой артисткой!» Она и сама об этом мечтала. Гордой была Анна. Все, бывало, норовила уколоть словом, унизить, показать, что мы ей в подметки не годимся. Вот за это не любил ее никто, и никто не хотел дружить с нею. В классе Анна была активисткой. Причем почему-то особенно любила с «религиозными предрассудками» бороться. То есть Бога и Православную веру хулить. Видимо, бес гордыни подущал ее на это. Помню, как Анна хвасталась, что, когда бабушки не было дома, она плевала на ее иконы. Да еще и смеялась при этом: «что же Бог не наказал меня за это? Потому и не наказал, что нет Его».

Только зря Анна смеялась. Бог поругаем не бывает. И вся жизнь у Анны насмарку пошла. Мечтала она артисткой стать. Да, как ни пыталась это сделать, так и не стала. Всю жизнь санитаркой проработала. Хотела замуж выйти, да никто ее с ее нравом замуж не взял. Любила она одного приезжего парня. Да тот, перед тем, как они уже в ЗАГС идти собирались, бросил ее и уехал куда-то. А она от него уже ребенка ждала. Она и говорит бабушке: «я аборт сделаю». А та ей: «не бери грех на душу, не губи дитя. Не нужен он тебе, так я его выращу». В общем, убедила она Анну. И родила она мальчика, вот этого самого Ваню. А, как родила, сама полюбила его без памяти. Единственной радостью стал для нее этот ребенок. А больше в своей жизни она ничего светлого не видела. С горя, с безысходности стала Анна пить, и потихоньку спиваться. А к Богу обратиться по своей гордыне все так и не хотела.

Прошло года три, как Ваня родился. Бабушка Анны к тому времени уже умерла. Вот как-то сидела Анна дома и что-то делала-то ли пила, то ли телевизор смотрела, не знаю. А Ваня в это время в соседней комнате играл. Вдруг слышит Анна какой-то хрип. Вбежала она в комнату и видит — на полу лежит Ваня, хрипит и задыхается. Рядом с ним валяется ручка, а колпачка на ней нет. Это Ваня, играя, проглотил колпачок от ручки. Закричала, заплакала Анна — да чем помочь? За врачом бежать? Да ведь, пока он придет, Ваня уже задохнется. А он уже и посинел, и дышать перестал… Вот тут-то и вспомнила Анна о Боге. Схватила она Ваню, прижала к себе и вскричала: «Боже, если Ты есть, спаси Ваню моего!» И что же? Ваня вдруг открыл глаза и сильно закашлялся. И изо рта у него выпал колпачок от ручки. Так Господь сотворил чудо и спас Ваню от смерти.

После этого чуда Анна в первое же воскресенье в храм пошла. Сама крестилась и Ваню окрестила. И стала молиться Богу. И в церковь ходила иногда, когда бывала трезвой. А Ваня здесь, при церкви, и вырос. Батюшка наш, отец Серафим, и матушка Ксения его жалели и любили, как сына. Кормили его, отдавали ему одежду, из которой их ребята выросли — Ване как раз она впору приходилась. Без них пропал бы Ваня при такой матери, как Анна, ведь она всю свою зарплату пропивала… Батюшка выучил Ваню читать по-славянски и кадило разжигать — вот он в церкви и прислуживал. А матушка Ксения сшила ему белый стихарь. И как же он был хорош в этом белом стихарике, когда выносил во время Богослужения из алтаря зажженную свечу! Словно Ангел Божий, светлый и кроткий. И характер у него был прямо ангельский — добрый был мальчик, ласковый, смиренный. Он все, бывало, говорил: «вот вырасту, пойду учиться на батюшку. И буду служить в нашей церкви. И на Пасху первый буду говорить вам: «Христос Воскресе!» И первый услышу от вас: «Воистину Воскресе!»

Да, тихий и смиренный был наш Ваня. А за веру свою стоял твердо и непоколебимо. Ни октябренком, ни пионером не был. Не променял Крест Христов на пятирогую красную звезду. Сколько ему в школе пришлось вытерпеть за то, что он верующий был и в церкви прислуживал! Завуч у нас была, Роза Энгельсовна, ярая атеистка. Так она прямо-таки ненавидела Ваню. Сколько раз выводила она его на позорную линейку перед всей школой. Вытащит на середину и скажет: «вот мальчик, который все время Богу молится. Он не хочет честно трудиться, а хочет попом стать и людей обманывать и в религию завлекать». И все пионеры и октябрята хохочут над Ваней и пальцами на него показывают. А он стоит молча, в глазах слезы. Но не отрекается от Христа. С ним еще хуже поступали. Как-то иду я по коридору и вижу, как два старшеклассника бьют и пинают Ваню. А сквозь раскрытую дверь класса стоит и смотрит на это Роза Энгельсовна. Я бросилась защищать Ваню. Парни разбежались. А мне потом влетело от Розы Энгельсовны, что вступилась за «попенка»…

Обо всем этом Ваня матери не рассказывал. Бывало, спросит она его, откуда синяки на лице. А он молчит. Тогда она его сама еще отлупит. А ведь, стоило бы только Ване отречься от Христа и крестик снять — кончились бы его мучения. А он все терпел, но от веры не отступил. Только с того года, когда праздновали 1000-летие Крещения Руси, Роза Энгельсовна наконец-то оставила Ваню в покое.

…В девяностом году, на Пасху, собрался Ваня в храм. Но, видно, замешкался дома и пошел коротким путем, через гаражи. Он так часто бегал. Сколько раз говорили мы ему: «не ходи, Ваня, гаражами — опасно. Мало ли что может случиться?» А он только улыбается в ответ — " что же может случиться? Ведь Бог со Мною. А без Его воли и волос с головы человека не упадет». Пошел Ваня на Пасхальную службу, а в храм не пришел и домой не вернулся. А мать его, как назло, в это самое время в запое была… В общем, пропал Ваня бесследно. Тело его нашли только через неделю, в заброшенном сарае. Кто и зачем его убил — Один Бог знает. Убийц так и не нашли. Ничего с него не снято, только крестик сорван. И на теле — множество ран. Словно кололи его чем-то острым, вроде узкого кинжала или острого гвоздя. Врачи потом говорили, что Ваню убивали долго и очень мучительно. Да это и без них было ясно, стоило поглядеть на лицо Вани… А Ванин нательный крестик с оборванным гайтаном был зажат у него в кулачке. Только кулачок этот был сплошным кровавым месивом из размозженных мышц и раздробленных костей. Видимо, убийцы пытались отнять у Вани крестик. Да так и не смогли…

Никогда не забыть мне, как его отпевали. Лежал он в гробу, в своем белом стихаре, среди цветов. А лицо его было закрыто лоскутом белого атласа. И мы сквозь рыдания пели нашему Ване «вечную память»… А в его ногах, вся в черном, стояла его мать, Анна, не замечая, что свечка в ее руке давно догорела и расплавленный воск стекает по пальцам на каменный пол… Когда же стали заколачивать гроб, она вдруг закричала нечеловеческим голосом: «За мои грехи, Господи!» И рухнула на пол. Когда она очнулась, то словно объюродела — ни с кем не говорила и месяцами, дни и ночи напролет, сидела на могиле сына. Только когда начались морозы, Анна исчезла. Оказалось, что она ушла в монастырь, который как раз открылся в это время в селе Вознесенском.

А Вы там не бывали? Нет? Напрасно. Побывайте непременно. Это недалеко, километрах в 30 отсюда. Туда автобус ходит. Благодатное место, святое. Там чудотворный источник есть. Даже из Москвы и из Питера туда приезжают. И многие по вере исцеляются. А в тамошнем храме есть икона Божией Матери «Споручница грешных». Она три года назад обновилась и стала мироточить. Об этом даже в газетах писали. Так вот, в этот самый монастырь в Вознесенском и ушла Анна. Мы много раз ездили туда, но ее видали только однажды. И даже сперва не узнали. Почернела она, высохла, и глаза, как неживые. И молчит все время, словно немая. Она там трудницей на скотном дворе, живет в закутке вместе со скотиной и не выходит никуда. Ей матушка — игумения постриг предлагала. Да она отказалась. «Недостойна я, — говорит, — за свои грехи монахиней быть. Я Бога и Церковь хулила». Даже подрясник послушницы надеть не захотела. Монашки рассказывали, что в закутке у нее только и есть, что одна икона. Старая икона, бабушкина. Из тех икон, которые Анна оплевывала, когда была безбожницей. А икона эта — Спаситель в терновом венце… Так смертью своей привел Ваня свою мать к покаянию.

И не только ее. Многих его мученическая смерть к Богу обратила. Один из тех парней, что тогда били его, уверовал, крестился, окончил семинарию и теперь служит диаконом в нашей церкви. Но самое удивительное, что уверовала в Бога сама Роза Энгельсовна. Ну да, та самая, что годами мучила Ваню. Говорят, что Ваня явился ей. Явился не во сне, а наяву, и сказал что-то такое, что она после этого уверовала. И стала такой же ревностной православной, какой раньше была атеисткой. Сейчас она на пенсии и переехала к сыну в Т. Я слышала, что она там церковная староста и ведет воскресную школу. Наверное, и ее Господь взыскал по молитвам Вани.

Сбылась Ванина мечта — теперь во время Пасхальногокрестного хода он первый слышит от нас: «Христос Воскресе». И верим, что сам с небес отвечает нам: «Воистину Воскресе».

А Ванин крестик хранится в алтаре нашего храма, там, где хранятся наши святыни — крест с мощами святых угодников Божиих, вериги блаженного старца Никодима и ладонница, которая была в кронштадтском соборе у Батюшки Иоанна Кронштадтского. Жалко, отец Серафим уехал крестить — он бы Вам показал этот крестик. Он маленький, из алюминия. С ним Ваню крестили. С ним он и крестную смерть за Христа принял».

…Такую вот историю услышала я, будучи проездом в маленьком районном городке. Впоследствии мне пришлось услышать много подобных историй. Думаю, что некоторые из них известны и вам. Например, о мученической смерти за Христа трех монахов из Оптиной пустыни. Или и том русском пареньке-солдате, который предпочел погибнуть в чеченском плену, чем отречься от Православия и принять ислам. Выходит, что хотя силы тьмы в течение семи десятилетий всеми силами пытались искоренить Православие в России, они так и не сумели этого сделать. И в этом — залог того, что, хотя многие из нас и до сих пор блуждают по распутьям чужеверия, суеверия и безверия, пророчество Оптинских старцев о грядущем возрождении Руси Православной — не выдумка и не мечта. Потому что никогда не переводились и никогда не переведутся в России люди, хотящие и способные жить во Христе. А если надо — и умереть за Него.

Комментарии

Матушка Ефимия, когда я впервые прочитала Ваш рассказ, я ещё только знакомилась с Омилией, и потому не могла толком написать отзыв. Скажу только, что была потрясена. Да, ходят вот такие Ванечки по русской земле, - хоть и незаметные, но немало их; на них-то и держится русская земля, и будет держаться.

С предложением прот. Василия Мазура  - закончить словами "Вот такую историю..." - согласна. Это то, что называется, дивная недосказанность, а потому попадает в самое сердце и застревает там надолго...

Спасибо за Ваш дар.

Кажется, концовку изменила. Но не здесь. Ваня - образ собирательный, как и его мать. Собственно, один из первых опытов напаисать о виртуальном городе...правдоподобно и "с идеей". Время написания текста -2005 г., сразу после "Храма неразрушимого". На моей родине в епархиальной прессе его убоялись печатать...почему - не знаю. Давний текст, но не изхудших. Е.give_rose

Матушка, как интересно читать Ваши произведения! В них столько правды, что даже любой вымысел воспринимается сердцем как неотъемлемая  его часть - настолько всё гармонично!

Спаси Господь, матушка! Всегда жду Ваших творческих новинок! give_heart

Увы, это не новинка, а, так сказать, "старинка", написанная 7 лет назад. Кстати, параллель к "Храму неразрушимому" (и хуже его), выдумка чистейшей воды, но с двумя хорошими темами: Анны и Вани. Довольно светлый - тогда я еще не писала безнадежно тоскливых вещей, а-ля мой любимый Иван Никитин. А вот сейчас силюсь написать новое - через пень-колоду. slowСпасибо, что прочли. Е.friends

Алла Немцова

Интересное слово "объюродела". Действительно, очень подходит к тому, что произошло с Анной. Ужасная, изломанная судьба. 

И сумашествие... Бр-р... 

Почему-то прочиталось с акцентом именно на этом персонаже, на Анне.

СПАСИБО за рассказ, матушка Евфимия!give_rose

Алла 

Я его заимствовала из "Писем инокини Натальи из Иерусалима" (изданные книжкой они называются "Русский Иерусалим"). Судьба и впрямь страшная. Точнее, страшна (по человеческим понятиям) несоразмерность кары за совершенный грех. Хотя Анна поняла "за что", лишь когда лишилась последнего - сына. Утешу лишь тем, что героиня вымышлена. И (Вы угадали верно) - акцент сделан на ее судьбе. Спасибо, что прочли. Е.newyear

Да, над ним можно возрыдать. Кстати, это ранний мой текст, 2005 года. Но сам автор (сиречь, я) плакал лишь над одним - над "Храмом неразрушимым", сразу после коего, кстати, и был написан "Ваня". Он там ниже висит - про погибшую семью священника. И отчасти - над "Дневником неизвестного". Однако - самокритика - дело хорошее... Спасибо, что прочли. Еще чем-нибудь удивлю. Е.

Ну-ну, это можно... Скажу так: это рассказ давний. Написан в 2005 г., причем, как параллель к "Храму неразрушимому" (он внизу висит). У меня часто бывают "тексты-параллели", то есть, напишу одно, а потом следом вылезает чуть иная тема. Публиковал его в 2010 г. Сретенский монастырь, но в своей редактуре. Здесь (к счастью, незаметно) звучит тема Божия гнева, причем достаточно жестко. За оплевание иконы (причем делает это ребенок) - гибель всей семьи. В моем понимании Анна сошла с ума...конечно, покаялась, да, но она умерла. Ваня вымышлен (кстати, незаметная ошибка - действие происходит в маленьком городке - а там уже секта сатанистов, причем - убийц не нашли). Но тот случай, когда читатель, попав во власть эмоций, не видит ошибок...
А сказку про улыбку пропросила уважаемую С.А. повесить. Ибо сама не умею... Думаю, чуть позднее она тут появится. Собственно, она в одном файле с "Ваней". Е.

Понравилось очень.
Но мне кажется, можно завершить рассказ словами: "…Такую вот историю услышала я, будучи проездом в маленьком районном городке".
Тогда прочитанное произведет еще большее впечатление.

Это мой ранний рассказ, батюшка. Поэтому в нем еще нет той безысходности, которая появилась потом. Храм - наш, соломбальский. А вот Ваня - выдуман. Собственно, тем здесь две: тема стояния в вере, да...и всесокрушающего гнева Господня (да-да, тема "Бога отмщений"). Он публиковался в сборнике "Храм неразрушимый" ("сретенцы" издавали), но там их редактура. А здесь - моя. Спасибо, что прочли. Но вот, кончится пятилетний срок их владения текстом - Вашу концовку вставлю. Она и впрямь хороша. Е.

Не спорю, он трогательный. Но здесь есть две вещи, которые видит автор, но читатель может не заметить. Первое - как в крохотном городке (гибриде Архангельска, Каргополя и старой части Вологды) завелись сатанисты. И как их не поймали, если городишко - маленький? Ну, можно пофантазировать а-ля о. Иоанн (Экономцев)...есть у него книжка "Записки провинциального священника", что их глава был мэром города. И все же... Второе - вопрос - а соразмерна ли кара? Девица оплевала иконы - грех. Но изломанная жизнь и сумасшествие в конце (в моем понимании Анна просто сошла с ума) - много или мало за подобное? Но так ли это важно? Кстати, это, кажется, моя первая "параллель" - рассказ, "вытекший" из другого рассказа. Этот "вытек" из "Храма неразрушимого" (он висит где-то ниже, единственного рассказа, над которым плакал сам автор). Этот же текст публиковался в изд-ве Сретенского монастыря (но в их редактуре), а здесь - авторская редакция. Спасибо, что прочли! Е.

О сатанистах я тоже подумала. Но была ещё догадка... ведь, убийство-то ритуальное; это и объясняет, что виновники не были "пойманы". Что до кары... негодяев можно только пожалеть, ведь людской суд ничто перед Божьим.

Да,здесь явный намек на ритуальное убийство. Но, чтобы Вас отвлечь от скорбных раздумий, скажу, что в тексте есть одно несоответствие. В самом начале заявлено, что городок - маленький. Это - вирутальный город, гибрид Каргополя и старой части Вологды. Кладбище и белка - наша Соломбала. И вдруг - такое! И убийц не нашли, Нестыковка. Но давно убедилась - на эмоциях подобные ляпы скрадываются. Сама тому пример - не заметила... Эх! Е.scare

Есть ведь ещё этакий кодекс молчания, так что даже в самом маленьком обществе не дознаться правды. Это страшная сила, люди там форменным образом одержимы... и у жертвы, что попадает к таким в лапы, выхода почти что нет. Такое встречается в английских фильмах, особенно "потустороних" страшилках. Впрочем, не надо далеко ходить: в тюрьмах, в некоторых сектах, и даже среди нарко-подонков - то же самое. Так что я не назвала бы это ляпом, всё бывает.

Так-то оно так...и все же в кондовом северном городке подобная смерть, мягко говоря, была бы невозможна. Но...здесь ведь героиня (в моем видении) - Анна. Страшная кара (фактически- смерть) за богохульство. "Какая б ни была вина, ужасно было наказанье". Ваня - безвинная жертва. Но Анна умирает заживо...в редактированном варианте слово "объюродела" заменили на "помешалась". Конечно, не совсем то. И все-таки уход Анны в монастырь здесь - не выход. К сожалению, это беда многих моих текстов (особенно ранних) - нет темы покаяния. Но...что поделать? Так уж автор видел и писал. Спасибо, что прочли! Е.rainbow