Вы здесь

Пол — это пол-меня или пол-тебя?

Муж напрокат

Есть у меня знакомая — немолодая одинокая женщина, которая не упускает случая оказаться в объятьях чужого мужа. Не мне судить её — я слишком хорошо знаю о её страданиях. Но я сострадаю её горю и потому хочу помочь ей и другим, подобным ей, выпутаться из нескончаемого кошмара. Мне больно даже помыслить о её половой жизни — так она страшна, бессмысленна и бесперспективна.

Когда-то мы с ней беседовали об этом, и я говорила, что позволить себе принять чужого мужа в качестве своего (пусть на время) — это значит отказать в ожидании тому, кто действительно может стать твоим, а это путь в никуда. Муж напрокат — не малая победа, а великое поражение, ибо лишает женщину морального права на семейное счастье — т. е. лишает её подлинной жажды единственного любимого (его и только его!). Уж не говоря о том, что на чужом горе, на присвоении чужого, своё счастье строить не годится.

Она не спорила, но и не соглашалась. Надежда на семейное счастье давно ею утрачена, а одиночество для неё — невыносимое бремя. И всё же, один из её главных аргументов «за» подобную жизнь был таков: «от каждого из них я что-то взяла, приобрела нечто полезное». Таким образом оказывалось, что бестолковая половая жизнь служила её спасению, понимаемому как потребление приятного и полезного, её развитию, а потому каждого нового мужчину она рассматривала как подарок… Бога — не иначе.

Мужчины, которые грелись в её постели, будучи чужими мужьями, вероятно, тоже жалели её и считали, что творят милость по отношению к несчастной одинокой женщине, которая не имеет супружеского счастья. Надо же ей хоть кусочек его заполучить!

Увы, такой взгляд на половые отношения слишком распространен сегодня. Так легко неприглядный блуд облекается людьми в красивые одежды добродетели, чуть ли не милосердия. Кстати, я знала одну бедняжку, которая отдавалась мужчинам именно из жалости к ним. Она, вслед за литературной героиней, могла бы искренне, с сочувствием сказать: «Ну, мне же это ничего не стоит, а ему так сильно хотелось»…

«А что тут такого? Кому от этого плохо?» — такими риторическими вопросами блудники обычно заглушают голос своей совести. Многие всерьёз полагают, что главное, чтобы жена (или муж) не узнали об изменах, ибо это причинит им страдание. Иного зла в блуде они не видят.

Вот пол! Но что мне делать с ним?

Если заглянуть вглубь своей души и постараться вспомнить своё половое пробуждение, то окажется, что обнаруживается пол как некая тайна (непостижимое обещание непостижимого счастья) и, в то же время, как проблема. Юный человек как бы спрашивает себя и окружающий мир: «Вот пол! Но что мне делать с ним?». Ответы он зачастую находит не самые лучшие и верные, а самые простые — вульгарные. А чаще вообще нет никаких ответов. Юность просто ищет себя и познаёт законы пола методом проб и ошибок. В аскетической литературе есть даже специальный термин для этого — грехи юности.

Целомудренное воспитание отчасти снимает проблему. Но сколь часто пуританские требования родителей и общества становились причиной тяги к нарушению всех запретов и порождали противное — стремление поступать иначе, наперекор (запретный плод сладок!). Потребность человека, тем более юного, делать всё по-своему очень велика — с этим надо считаться. Потому для воспитания нравственного человека нужны не запреты, не внешние императивы, а всепонимающая чуткость любви, сопряжённая с достойным примером жизни.

Нравственности надо не учить, а заражать ею. Юность должна быть погружена в чистоту и красоту, питаться ею, чтобы привился правильный вкус к нравственному и прекрасному. Но, к сожалению, родители редко бывают достаточно здравыми для этого, а потому вооружаются против всеобщих пороков вульгарным ригоризмом (надо же как-то учить отпрысков прекрасному!) и терзают своих детей на прокрустовом ложе собственных мечтаний и представлений о должном. Результат этих пыток мнимой нравственностью обычно плачевен.

Порхание с цветка на цветок

Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера приводит такую этимологию слова «флиртовать»: через нем. flirt, flirten — то же или франц. flirter «кокетничать» из англ. tо flirt от ст.-франц. fleureter «порхать с цветка на цветок».

И правда, флиртующий похож на пчелу (чаще муху), стремящуюся очаровать всякий цветок. Цель флирта проста — собрать сладкий нектар флюидов, подзарядиться, а иногда и самоутвердиться (банальный блуд оставим за скобками, хотя весьма часто цель флирта именно блуд). От любви это так же далеко, как далеки друг от друга слова «брать» и «давать». Любовь стремится отдать, а не взять. Её приобретения совсем иного свойства.

Флирт оправдан разве только в период поиска, и то на уровне вопроса «мой или не мой человек возник на горизонте?». В таком случае пчела не хочет всё время прыгать с цветка на цветок, а ищет постоянное пристанище — единственный в своём роде цветок своего сердца. До чего же это трудная задача! Сколь счастливы люди, уже нашедшие свою половинку, успокоившиеся.

Однако, не тут-то было. Флирт давно считается нормой в светской среде. Именно флиртуя, сотрудники зачастую решают нерешаемые производственные проблемы; оказывая знаки полового внимания, легче продвигаются по службе. Служебный роман — тема древняя, как мир. А корпоративные вечеринки — бич нашего времени! Редко где на корпоративы приглашают супругов. Такое ощущение, что условия для флирта создаются намеренно, провоцируя возникновение параллельных семье интимных отношений. И люди барахтаются во всём этом, как неразумные мухи на куче мусора.

Чтобы стать пчелой, собирающей чистый нектар, человек должен усвоить одну простую истину, высказанную святым Мефодием Патарским: пока человек не найдёт свою половинку, он окружен мужчинами и женщинами; когда же половинка найдена, вокруг уже не мужчины и женщины, а просто люди.

Целомудренность — это мудрость, исходящая из целостности человека. Любящий, обретший любимого, исцеляется от ущербности и обретает цельность. Сохранить в себе этот дар любви — одна из задач супружеской пары.

Зубная боль в сердце

«Что такое любовь? Это зубная боль в сердце» — сказал Гейне. Но это, скорее, о ревности: она действительно похожа на нестерпимую зубную боль.

Ревность некрасива, унизительна, оскорбительна. Уязвлённая ею душа страдает, а утешения не находит.

Ревность заклеймена как нечто недостойное. Однако, если присмотреться внимательнее, то она может оказаться лишь «красной лампочкой», сигнализирующей о нарушении душевной территории ревнующей половинки. Есть, конечно, и различные психопатологии, которые выражаются в неоправданной ревности, но мы сейчас об ином. Тем более, что не так просто извне определить: есть покушение на территорию ревнующего человека или нет, придумал он себе горе или оно реально. В любом случае, этот человек страдает, ибо обделен вниманием, чувствует его нехватку. Любимые жены (или мужья), счастливые в браке, не знают ревности. Это ли не веский аргумент не спешить обвинять ревнующего страдальца в непристойности его переживаний.

Так уж устроено природой, что женщина (не знаю, как насчет мужчин, но Лермонтов писал: «Все ясно ревности, а доказательств нет!») всегда слышит сердце любимого. Она точно знает — принадлежит ей это сердце или нет, и если принадлежит, то насколько.

Знала я одну семейную пару, в которой жена ревновала мужа к одной из звёздных певиц. Теоретически мне это казалось смешным, однако, когда я увидела, КАК он смотрел и КАК говорил об этой звезде, я поняла, что часть его сердца, которая по праву должна бы принадлежать жене, действительно была отдана звезде. Не вполне адекватное отношение мужа к певице (он относился к ней и как к женщине) нарушала покой его супруги. Её ревность была оправданной. Мы по-дружески, полушутя, поговорили о ситуации. Оказалось, мужчина не замечал своей «платонической неверности» жене, просто его сердце привязалось к звездной даме, к образу женственности, в ней воплощенному, ещё до встречи с женой. Какой-то параметр его души, связанный с полом, был нечаянно подарен той, другой. Жена чувствовала это и потому ревновала. Стоило разложить проблему «по полочкам и по ящичкам», как она разрешилась. Супруги поняли друг друга, осознали ситуацию и протянули руки навстречу друг другу.

Вышеописанная проблема легко разрешилась лишь потому, что никто из супругов не встал в позу «праведного обвинителя» — они не успели отдалиться, отказаться друг от друга. Желание сохранить близость и устранить конфликт сделало своё дело. Но чаще происходит по-другому: люди расходятся, блюдя только свои интересы и безрассудно попирая интересы ближнего, уничижая его. Главным оказывается не сохранение близости, а самооправдание и желание «сделать себе приятно» любой ценой. Люди равнодушны к страданию другого, не чувствуют своей ответственности за душевное состояние другого, ибо не понимают, что в семье супруги являются как бы демиургами, создающими друг друга. Ближний, его состояние является в некотором смысле правдивым зеркалом, отражающим отношение другого. Две половинки зеркалят друг друга. Библейское «Да будут два одна плоть!» — не афоризм, а реальность, правда нашей жизни, которая почему-то всегда оказывается за скобками внимания.«Прилепившись друг к другу, два уже не могут быть двумя, но оба делаются одним» (свт. Иоанн Златоуст).

Пол-меня или пол-тебя?

Русское слово «пол» очень верно передает суть понятия: это и половина, часть, и сторона, грань (вспомним библейское ребро/грань Адама, из которого была создана женщина). Традиционно наше восприятие пола восходит к мифу об андрогинах, рассказанному Платоном в «Пире». Андрогины — это предки нынешних людей, сочетавшие в себе признаки мужского и женского пола. Подобно титанам, андрогины были страшны своей силой и посягали на власть богов, потому Зевс решил разрезать их пополам, уменьшив таким образом их силу и наглость вдвое. С тех пор только Эрос имеет власть соединять разделённые половинки андрогинов.

В нашем представлении разделенные люди бродят по миру, пытаясь отыскать вторую половинку себя. Счастливчики находят её и обретают семейное счастье. Но большинство всегда находит не того — отсюда страдание, привычное «не сошлись характерами» при разводе.

Ошибка кроется во многих заблуждениях. Прежде всего, любовь считается некоей данностью — тем, что даётся изначально, а ведь она заданность — задание на будущее. Стать одной плотью, одной душой супруги должны в процессе совместного взращивания любви из малого семени симпатии — влюблённости. Но сегодня мы говорим о другом.

Чтобы по-новому посмотреть на извечную проблему, зададимся непривычным вопросом: половинка пола, которая во мне, это половинка меня или половинка другого? Кому принадлежит та часть меня, которая связана с другим — мой пол?

Ответ на этот вопрос расставит всё по местам. На самом деле каждый из нас носит в себе ту часть себя, которая принадлежит другому, а потому может быть названа его собственностью. В итоге, пол — это половина меня, которая мне не принадлежит. В некотором смысле, это — половина другого. Вот в чем секрет! Пол — это то, что мы дарим другому в супружестве, то, что мы отдаём другому без остатка.

В браке мы не просто получаем, в браке мы одариваем друг друга, обогащаем природу друг друга. И, таким образом, исцеляемся любовью от самостной ущербности.

Блуд с этой точки зрения подобен воровству или растрате чужой казны. Он как бы отдает в пользование постороннему то, что принадлежит только супругу. Блуд — это ложный путь, дорога в никуда. Желающий обрести супружеское счастье обязан хранить достойно имеющееся у него сокровище своего супруга — свой пол. Только путь целомудрия действительно достигает цели — счастья в браке.

Комментарии

Очень понравилась мне ваша статья, Светлана. Я не люблю раздавать советы, но всё же "рыскну." Попробуйте говорить о себе, а не о других, приводите свои примеры. Эффект ошеломляющий - сближает автора с читалем и одновременно присутствует элемент исповеди перед другим человеком (катарсис). Польза обоюдная. Да и мы, читатели, вдохновлённые вашим примером, без предвзятости (с большим доверием), мысленно можем дополнить вас примерами из своей жизни - выражая, таким образом, своё согласие. Тогда, круг людей, кому мы можем помочь, становиться шире. Правда, существует опастность подхватить вирус страха, сообщая о себе пикантные подробности. Пренебрегите. Чем пикантнее - тем больше доверия. Знаю из своего опыта.

Мне очень нравятся ваши статьи...

Всему своё место и время, Сева. Примеры, приведенные в этой статье, и есть мои. Всё это - мой личный опыт, т.к. я лично знакома с людьми, о которых пишу. А то, что вы называете исповедальностью, уместно далеко не всегда. Тексты пишут совсем по другим причинам и ради других целей. 

Ирина Горбачева

В браке мы не просто получаем, в браке мы одариваем друг друга, обогащаем природу друг друга.

  Светланочка, очень хорошая и действительно актуальная статья. Главное нужная для настоящего поколения. 

Алла Немцова

 Одна из самых актуальных тем нашего времени. Об этом много говорят, но так мало в этих разговорах действительно необходимого и верного.

Без Бога многие вещи теряют смысл. Одним из первых теряет смысл целомудрие. Человек становится похожим на всадника без головы, только вместо лошади - животный инстинкт, на котором он совершает путешествие, не зная куда, ибо не видит и не слышит. Встречаясь, всадники без головы просто используют друг друга вслепую. К великому сожалению, примеров намного больше, чем достаточно.

СпасиБО, Светлана, за статью. И написано хорошо: доказательно и красиво.

Алла

Идея написать эту статью давно жила во мне. Наверное, в другое время  и статья была бы другой: хуже или лучше - неизвестно.  В одной своей давней статейке "Мужу нужна жена", посвященной другой теме, я лишь наметила двумя-тремя словами то, что здесь постаралась раскрыть полнее. Надеюсь, мне это удалось.

СпасиБо, Алла!

Елена Мизюн

 Светлана, очень нужная и полезная статья! Понять всем сердцем важность быть половинкой другого можно только с позиции верующего человека. Господь парует людей для того, чтобы они могли помогать друг другу двигаться ко спасению, преодолевая свои грехи и пороки, совершенствуясь и развиваясь. А пока, большинством пар движет желание главенствовать. Эгоизм и гордыня, неумение усышать друг друга, понять - всё это не укрепляет, а разрушает семьи. Раньше была книга "Домострой", в которой оговаривались все права и обязанности молодых супругов. И разводов не было, и измен в таком количестве, как сейчас, не было. Люди боялись Бога.

Так что, как ни крути, без Бога - никуда!

Очень понравилась, Ваша, Светлана, статья! Простите заранее мое вмешательство с чисто обывательскими рассуждениями, не подкрепленными никакими знаниями, а только личным опытом, наблюдениями. Но, уж очень тема волнующая!
Как верны Ваши слова о том, как привить нравственность! "Нравственности надо не учить, а заражать ею. Юность должна быть погружена в чистоту и красоту, питаться ею, чтобы привился правильный вкус к нравственному и прекрасному."
Но здесь же, по-моему, в этой установке кроется и некий порочный замкнутый круг. Родители ВПЕРЕДИ, в своем детстве должны были ПРАВИЛЬНО "заразиться." А, если и тем, "впереди" не от кого было? И здесь уже речь, думаю, об УСИЛИИ, когда кто-то должен порвать изначально порочный круг. Конечно, все намного сложнее. И Вы не говорите о так называемых "пограничных" ситуациях. Да и в идеальной, высоко нравственной обстановке в семье может произойти сбой. И ребенок подпадет под влияние ИЗВНЕ. В любом случае, без УСИЛИЯ, пустив все на самотек, либо по применению извращенной, своей "правды" хорошего результата не приходится ждать. Вы правы, Светлана. Ни в построении семейных отношений супругов, ни в воспитании детей.
И, бывает, жизнь, а, точнее, Бог ТАКУЮ ИЗНАЧАЛЬНУЮ жизненную платформу предоставит, самим фактом рождения, что, практически, ребенок, а впоследствии взрослеющий, взрослый человек без ПРОМЫСЛА Божия, без вмешательства Свыше не способен вырваться с заданной "орбиты". Я называю для себя промысел Божий Парадоксом. Потому что моему (да и многих, большинства обычных людей) разуму тяжело принять (а раньше и понять-то) те "методы", которыми Бог нас спасает. Понимаю, что это от того, что мы отпали от Бога, наш ум, душа - помрачены, извращены. Поколениями, народами. Как Вы, Светлана, где-то говорите, что, фактически, мы уроды. Каждый в своей степени. (Согласна. ) Вот, и принять, что кто-то от рождения помещается в АД, а кто в РАЙ (относительные, конечно) - для меня трудно. Я не имею в виду обстановку по комфортности (вещественной или нравственной) , а по тем условиям, что способствуют либо росту ввысь, либо скольжению и дальнейшему падению вниз. Кому-то с младенчества достается любовь родителей, их стремление привить ребенку самые добрые и достойные навыки (адекватными способами), а кому-то льют водку в рот, чтоб уснул и не мешал бражничать. У кого-то на глазах зверски убивают родителей. Таких "ужастиков" не перечислишь. А кто-то с детства наблюдает измены и ложь родителей, при внешнем благополучии. Но это так - ИСПЫТАНИЯ и ИСКУШЕНИЯ у всех свои, но есть и не укладывающиеся в уме и душе. Один из авторов Омилии разместил для дискуссии свое РАННЕЕ стихотворение об обиде на жизнь, о том, почему все земные блага достаются не самым достойным? Многим это знакомо. Проходили через ТАКИЕ претензии тоже, наверняка, многие. Но как же мало мы задумываемся о тех, кто терпит ЗАПРЕДЕЛЬНЫЕ испытания и ИСКУШЕНИЯ! Согласна, понимаю (с некоторых пор), что ВСЕМ Бог дает ШАНС, применив уСИЛие, собственную ВОЛЮ вырваться из АДА. И строить рай. В жизни, душе. Но каковы же должны быть эти усилия в таких "запредельных" случаях?! Не человеческие. Поэтому мне и кажется, что больше в нашем спасении Божией воли. Иногда ТОЛЬКО одна человеческая ПРЕДЕЛЬНО ИСКРЕННЯЯ слеза, вопль о помощи способны ПЕРЕЛОМИТЬ кажущуюся безвыходной, ситуацию. Но и на это у кого-то нет сил. Тут-то и дается еще одна ВОЗМОЖНОСТЬ не пропасть самым ТРУДНЫМ, "скользящим" в пропасть, к деградации, к погибели. (А часто эти скользящие еще и обременены искушением самомнения, тогда обида зашкаливает и оборачивается в агрессию, месть. Кому возможно, чаще близким.) Эта спасительная возможность - возможность носить "бремена" друг друга. Для кого-то она единственная - быть этим "бременем". Ни о каком ОСОЗНАННОМ покаянии они не имеют понятия, это для них не возможно. Вы об этом, Светлана, где-то (возможно в комментариях) говорите, что кто-то может спастись разве что, будучи рядом с кем-то более сильным "в одной упряжке" (говорю своими словами). Я прочла эти Ваши слова именно тогда, когда они мне были просто необходимы, в трудной ситуации. СпасиБо!, хоть и с опозданием.
Но страшно не только на таких "пограничных" смотреть. Я вижу вокруг себя, моем окружении ПОВАЛЬНОЕ , ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ не желание вообще о чем-то глубинном задумываться, кроме жизненной текучки. Потому что в имеющейся "подсознательной глубине" люди догадываются, что этот труд - заглянуть в себя, захотеть собственного само-обустройства, - похлеще обычных, житейских трудов. А еще печальней, когда заглянув, начав это дело, бьешься, как щепка в океане. И так медленно двигаешься! (Это, уж, о себе.) И понимаешь, что дальше - "задания" все сложнее и сложнее. Конечно, ВЕРА - оплот. В ней помощь. Но труд от этого не умаляется, просто делается возможным. Вот, тут он и выстраивается - тот самый "ЗАМКНУТЫЙ КРУГ". Многим "оно надо"?! Но Слава Богу!, есть кому! Самым сильным. По-разному "трудящимся" - кто реальными делами милосердия, подвижничества, кто молитвой, а кто хотя бы терпением.
"В браке мы не просто получаем, в браке мы одариваем друг друга, обогащаем природу друг друга. И, таким образом, исцеляемся любовью от самостной ущербности." Эти Ваши слова, Светлана, по-моему, очень здорово подходят для человеческих отношений вообще. В жизни, в добром общении "мы не просто получаем, ... мы одариваем друг друга, обогащаем природу друг друга. И, таким образом, исцеляемся любовью от самостной ущербности." А любовь нам поДАРил Господь. И возможность учиться ей.
И чуточку слов - ближе к основной теме статьи. У меня была такая подруга юности, (ближайшая, с кем мне родители и учителя не советовали дружить), которая, как спортсменка, добивалась хоть малейшего "отъема" парня, мужа у самых близких в своем окружении. Мне тоже досталось. Но мне и тогда, в юности было больше жаль ее, чем обидно за себя. Судьба ее сложилась очень печально, к сожалению. И мы не дружим. (Не по упомянутой причине). (И, конечно, почва для такого ее поведения была. Мне кажется, причиной послужили отношения ее родителей. Отец изменял ее маме. Причем, открыто.)

О, да у Вас целая статья получилась!

Да, кто-то рождается "во аде", кто-то "в раю", но мне кажется, что кому-то просто полезнее родиться во аде и преодолеть его в себе. Хотя, здесь больше напонятного, чем понятного. Знаете, во всём разобраться в принципе невозможно. Но крайне необходимо разобраться в главном, жизненно важном.

И вот тут я для себя нашла один ответ на многие Почему? Воля сердца - определяющая, а не какие-то внешние особенности. Жажда сердца ведет человека по жизни. И я всегда смотрю именно на это: чего жаждет человек, к чему стремится, чем готов жертвовать ради чего. Всё остальное - мелочи жизни.

Горе, вокруг сплошное горе... Но Господь рядом. Чье сердце примет Его в себя, как дорогого - самого дорогого и любимого - тот спасен будет. Это ли не утешение нам, скорбящим.

СпасиБо за живой отклик, дорогая Раиса

СпасиБо Вам, Светлана! Очень хорошо Вы ответили на все мои почемучки- рассуждения. Я и сама понимаю, что многое не моего ума дело. И что важнее то, о чем Вы говорите - к чему стремишься.? Именно ты. И готов ли потрудиться? Но одолевают мыслишки. "Высоко - небесные". Скорее всего, не важные для меня. Как в мультике про Большое ухо и волченка. СпасиБо за "приземление". Просто и мудро. И по-доброму. Благодарна Вам, Светлана!

Но одолевают мыслишки. "Высоко - небесные". Скорее всего, не важные для меня.

В том только и дело: реально нужны человеку ответы на те или иные вопросы или он только умствует. Господь всегда дает человеку необходимое. Если вопросы есть и они - насущные, будет и ответ. Непременно! Господь всегда внемлет жаждущему.

Помощи Божией Вам, дорогая Раиса!

Светлана, да я понимаю, что попахивает умствованием. Но эти мои вопросы - напрямую проезжаются по жизням моих самых близких и моей. Поэтому и встают. Вернее, кричат. А ответа... Но я надеюсь, что ответ придет и приходит просто событийно, промыслом Неба. Может, просто слезами. И, главное, надеждой.

Вот так умудрилась повернуть обсуждение Вашей статьи себе на пользу! А и хорошо! И спасиБо за поддержку! Вам, Светлана, здоровья и укрепления свыше! Вы и Омилия нужны многим! И слава Богу!

Светланочка, как хорошо написана статья! Глубокие и откровенные размышления, отрезвляющие своей искренностью и чистотой.

Мне часто приходится говорить на тему внутрисемейных взаимоотношений с разными людьми. Однажды одна женщина, подобно той, о которой говориться в самом начале, объяснила мне своё поведение так: "Если не я, то на моём месте всё равно будет другая. Так почему бы не воспользоваться удачным случаем!" Человек-потребитель из всего старается извлечь максимум выгоды, даже из постельных похождений. Воспринимая жизнь как одно большое приключение, люди играют чувствами, а флирт является частью театральной игры. Всё это - не настоящее, фальшивое от начала и до конца. Словно песочный замок, построенный на время, чтобы полюбоваться им, а, разрушив, не сожалеть о потере никогда. Причин, как мне кажется, не так уж много. Основная причина - отсутствие подлинной любви и стремления к счастью без иллюзий. А ещё - уход от ответственности и уклонение от всех сопутствующих ей обстоятельств. Ввергая себя в пучину блудных страстей, человек выпадает из замкнутого круга Вечности, он находится во мраке страстных желаний ненасытной плоти, при этом совершенно не замечая собственную ущербность! И как верно Вы сказали - Любящий, обретший любимого, исцеляется от ущербности и обретает цельность. Сохранить в себе этот дар любви — одна из задач супружеской пары.

Спаси Господь, дорогая Светлана за Ваши труды!

Статья свеженаписанная, только из-под клавиатуры То есть, сама я её вижу лишь отчасти. тем радостнее одобрительный отзыв практикующего психолога. СпасиБо, Таня!

А проблема и правда большая. Я знаю церковных вроде бы людей, которые легко относятся к "прыганью с цветка на цветок", типа это - неизбежность, реальность без иллюзий. А для меня иллюзией есть такая жизнь, такие отношения, лишенные подлинной глубины.

Смотришь в мир, а там - сплошное горе.

СпасиБо, Танюша

Всем нам не хватает порой панорамного взгляда на внутренний мир. Тем сложнее это сделать людям, далёким от веры. Их жизнь забита шаблонными фразами: "физически изменяя, я остался верен тебе в душе", "мужчина полигамен", "разнообразие в половой жизни полезно, это всего лишь - обмен энергиями" и т.д. Слушаешь, и ужасаешься - подмена во всём - в любви, в ценностях, в установках. В Вашей статье, Света, мне очень понравилась фраза, которую я и сама использую, говоря о нравственности - "Нравственности надо не учить, а заражать ею."

Только личным примером можно воспитать целомудренность в новом поколении. Как горько бывает пить из собственного отравленного источника, когда собственный ребёнок "внезапно" выбирает пагубный блудный путь. А ведь это - только мнимая "внезапность", которая была задолго подготовлена самими родителями, вдоволь "повеселившимися" в чужих постелях когда-то... Страшно за неразумных взрослых, но ещё страшнее за детей. В психологии существует такой термин "промискуитет", применимый в основном к подростковому возрасту. Это - беспорядочные половые связи, основанные на поиске "себя", самоутверждении, возникающие порой в силу очень сложных внутрисемейных взаимоотношений. Об этом в Вашей статье тоже сказано верно: " Юный человек как бы спрашивает себя и окружающий мир: «Вот пол! Но что мне делать с ним?». Ответы он зачастую находит не самые лучшие и верные, а самые простые — вульгарные. А чаще вообще нет никаких ответов. Юность просто ищет себя и познаёт законы пола методом проб и ошибок. В аскетической литературе есть даже специальный термин для этого — грехи юности."

Спаси Господи, Светочка! Всегда с интересом жду Ваших новых творений!