Вы здесь

На подземной фабрике

Рассказы о войне Тамары Антоновны

Папа мой двадцатого года рождения. В сорок первом, только война началась, добровольцем ушел на фронт. Его ранило, контузило, попал в плен. Не довелось долго воевать. Угнали в Германию.

У папы золотые руки были, по дереву работал. Немцы его определили работать на подземный мебельный завод. Или фабрику, не знаю, как у них правильно. Фашисты умные, уже в то время пропитывали мебель, чтоб не портилась, человеческим газом. Тем самым, что в крематориях добывали.

И-за жары приходилось под землей в трусах и майке работать. На вентиляции, что ль, экономили, или газ тепло давал…

Папу моего немцы уважали, с почтением почему-то относились. Дали ему фрезерный станок, он никогда такого не видел, а тут разобрался. Немцы смеялись над папой: у вас в России щи лаптями хлебают, как это ты научился так замечательно работать? 

Однажды вышел из строя фрезерный станок, оставили его на ночь, делай, что хочешь, но завтра должен выпускать продукцию. Он за ночь полностью разобрал его и собрал, наутро станок снова заработал.

Настолько его немцы ценили, что давали увольнительную с правом поездки по Германии. Он и к маме ездил, отыскал ее, у бауэра. Она в то время его невестой была. 

Как-то раз заставили его вырыть яму. Копает он, копает, дошел до нужной глубины, а конвоир издевается: сбрасывает песок в яму, на голову сыпет. У папы последствия контузии, он выскочил наверх и ребром лопаты конвоиру по черепу. Тот на месте скончался.

Папу не расстреляли, посадили в карцер. Видать, слишком уж хозяева мебельной фабрики ценили его за труды в подземелье. Да и на контузию списали.

Комментарии

Наталья Трясцина

 Какое совпадение! А я как раз сейчас у очень хорошей бабушки Тамары Петровны выспрашиваю о войне, о первой мировой, когда дед служил, она не помнит историй, а про вторую мировую кое-что рассказала. Еще собираем материалы у нас в храме по краеведению, очень актуальная тема: военная Пасха.