Наверное, ни о чем не написано столько, сколько об отношениях между мужчинами и женщинами. И в православном разрезе тоже. А может быть, — особенно в православном разрезе. Мне кажется, есть в православных взаимоотношениях мужчин и женщин некоторые нюансы, не совсем правильно понимаемые и той, и другой стороной. Поэтому часто одни обвиняют других (кто вслух, кто — мысленно). Постоянно я встречаю публикации православных авторов, несколько агрессивно утверждающие мужскую доминанту. Скажем так: это верно лишь отчасти. Давайте вместе проследим по Писанию замысел Божий о мужчине и женщине.
Итак, впервые мы встречаемся с волей Божией о мужчине и женщине в книге Бытие (1:26–29), где Бог заповедует человеческой семье плодиться и размножаться и владычествовать над зверями. Тут нет даже еще речи о какой-либо иерархии. Потому что вначале говорится о сотворении человека — как феномена, а потом уже о разделении этого феномена. Как пишет иером. Серафим (Роуз), «В Божией идее человека, можно сказать, — человека как гражданина Небесного Царствия — нет различия на мужа и жену, но Бог, заранее зная, что человек падет, устроил это различие».
Во второй главе Бытия мы подробнее узнаем о сотворении человека: Адам был сотворен первым, Ева вторая — из ребра Адама, как «помощник, подобный» Адаму (Ср.: Быт. 2:20). Некоторые склонны усматривать иерархию в том, что Ева — помощница Адаму. Раз она помощница, значит Адам — главный. Однако чтобы правильнее понять это место, нужно задать вопрос — а в чем нужно было помогать Адаму? Конечно, в Бытии есть слова о том, что Адам должен был возделывать Эдем и хранить его (Быт. 2:15), но наивно полагать, что Адам с Евой по замыслу Божьему должны были пахать землю. «Что же не доставало в раю? — замечает свт. Иоанн Златоуст в толковании на этот фрагмент. — Но если даже делатель и нужен был, то откуда плуг? Откуда другие орудия земледелия? Дело Божие состояло в том, чтобы делать и хранить заповедь Бога, оставаться верным заповеди... что если коснется (запрещенного дерева), то умрет, а если не коснется, то будет жить». В этом свете становится более понятным, что значит «помощник». Как говорят богословы, Адам не видел в раю одного — человека. И чтобы усовершенствоваться, ему не хватало в том числе и того, чтобы всмотреться в еще один образ Божий, выйти из себя, чтобы взглянуть на такое же создание Божие. С этой точки зрения, Ева такая же помощница Адаму, как и Адам — помощник Еве. Помощник — в богопознании через ближнего.
Когда Господь привел Еву к Адаму, тот сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2:23–24). Сотворение Евы из ребра Адама также указывает не на подчиненное состояние Евы (яснее это будет видно далее), а на тождество их природы. Чтобы Адам и Ева были одой плотью поистине, — для этого Господь использует для сотворения Евы не землю, как было со всеми животными и Адамом, а часть тела Адама.
Третий раз мы становимся свидетелями взаимоотношений Бога с человеческой семьей уже после грехопадения. После того, как Адам и Ева сваливают свою вину за прегрешение на другого, Господь изрекает свой праведный суд. Вот тут нам нужно внимательно вслушаться в библейский текст: Господь «жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:16–19).
Обратим внимание: Бог оглашает свой приговор. Все, что написано в этих стихах — все кара Божия. То есть для женщины наказание — и скорбь беременности, и боль родов, — далее логика не позволяет нам останавливаться, — и влечение к мужу, и господство мужа над ней. Это новое прочтение позволяет нам вернуться чуть назад и понять, что если господство мужа над женой — наказание за грехопадение, следовательно, до грехопадения муж не господствовал над женой, но они были вполне полноправны. Как говорит свт. Иоанн Златоуст: «Как бы оправдываясь перед женою, человеколюбивый Бог говорит: вначале Я создал тебя равночестной (мужу) и хотел, чтобы ты, будучи одного (с ним) достоинства, во всем имела общение с ним, и как мужу, так и тебе вверил власть над всеми тварями; но поскольку ты не воспользовалась равночестием, как должно, за это подчиняю тебя мужу: и к мужу твоему влечение твое, и тот тобой обладать будет... Так как ты не умела начальствовать, то научись быть хорошей подчиненной. Лучше тебе быть под его начальством и состоять под его управлением, чем, пользуясь свободой и властью, носиться по стремнинам».
Далее, после изгнания из рая Адама и Евы мы видим во всей ветхозаветной истории осуществление Божьего суда — над женщиной господствует мужчина. Прежде всего, это выражается в узаконенном факте многоженства.
Собственно и в Новом Завете апостол увещевает женщин также покоряться мужьям: «И вы, жены, повинуйтесь своим мужьям» (1 Пет. 3:1). Но тут уже сквозит и другая нота, совершенно немыслимая для ветхозаветных отношений: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (1 Пет. 3:7). Уже и женщина воспринимается не совсем так, как раньше, и любовь супругов воспринимается более духовно: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25).
Однако мы видим из Евангелия, что и эти возвышенные отношения — не тот предел, которого мы должны достичь, не «план» Божий о человеке. Совершенство мы познаем из слов Христа, и относится оно к таинству будущего века: «Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мк. 12:25). И апостол говорит: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28).
Итак, мы видим, что равенство мужчины и женщины нарушено грехопадением, неравенство же является частью отношений падшего сего мира, и нет в нем подлинной любви. Это наказание Божие, епитимья, а любая епитимья носит временный характер и прекращается с разрешением от греха. В Царстве Божием, где прощены и оставлены все грехи, все пребывают, как Ангелы, отличаясь друг от друга только благодатью и славой, которую святые прияли за свои подвиги, а совершенно не полом, титулом или иным чем земным.
На мысль приходит также аналогия из аскетических творений. Вероятно, все помнят, как рассуждает прп. авва Дорофей о страхе Божием. Он говорит, что каждый христианин должен иметь его, но новоначальный и совершенный имеют его в разном качестве. Страх новоначального — страх раба, который боится наказания. Страх среднего — страх наемника, который боится потерять оплату труда. Страх совершенного — страх сына, который опасается опечалить родителя. В некотором смысле и женщина в Ветхом Завете оказывает послушание, как раба. В Новом — уже более как свободная, имеющая получить за это награду в вечности. И в будущем веке — входит в достоинство дочери, как мужчина — сына, и оказывает истинное послушание лишь Отцу.
Что следует из всех этих рассуждений? Прежде всего, предостережение мужчинам. Много мне как священнику случилось повидать мужчин, которые считают, что послушание — особенность женской природы, поэтому пытаются своей второй половине послушничество навязать словами, а иногда и делами. Видел я «православных» бородачей, которые за своеволие могли своей прекрасной половине и в зубы двинуть. Понятно, что таких уже не образумить — их просто нужно отлучать от Причастия, пока мозги не встанут на место. Мое слово — к людям вменяемым. Не нужно прессовать женщин! Им и так нелегко. Кто на Небесах будет выше — знает только Бог.
Да, женщины должны оказывать послушание, и, как говорит старец Паисий Святогорец, за непослушание от женщины отходит благодать Божия. Но точно так же и мужчины — должны относиться к женщине, как хрустальному («немощнейшему», как говорит апостол) сосуду. Если мужчина может сказать, что он всегда так относится к жене, — ну что ж, такой муж вправе искать послушания. Но я думаю, что любой мужчина, положа руку на сердце, не найдет в себе непоколебимой снисходительности и терпеливости, постоянной ласки и отзывчивости, а значит, нечего и от других требовать святости. Как говорится, научись соблюдать акривию по отношению к себе, и узнаешь, как творить икономию по отношению к другим.
Еще очень важный момент послушания (безотносительно к кому бы то ни было): послушание тогда является истинным, когда осуществляется с первого слова. Так говорит прп. Силуан Афонский. Если приходится повторить второй и третий раз — это уже не имеет отношения к добродетели послушания. Это требование, настоятельная просьба, «пиление» — но никак не послушание. И это так — в среде и монашествующих, и мирян, по отношению и к детям, и к взрослым. (Речь, конечно, не о том, если человек не услышал или не понял.) Поэтому, дорогие, если вас не слушают с первого раза, то нужно задуматься не о том, как заставить человека подчиниться, а о том, стоит ли повторять второй раз (сейчас я говорю только о взрослых).
Третье. Как уже в начале статьи мы заметили, наказание мужчины — «в поте лица своего есть хлеб», то есть зарабатывать. В наших нелегких земных условиях иногда происходит так, что женщине приходится работать наряду с мужчиной. (Оставим в стороне досужие разговоры о том, что труд — облагораживает.) Получается, мало того, что женщина несет сугубо женское наказание — тяжесть беременности, рождения детей и послушания мужу, так еще должна и за мужчину мотать срок — вкалывать в поте лица. Понятно, что под тяжестью двойного наказания сломаться может любой человек. Я уже не говорю о том, что суровое мужское наказание — совсем не по женским плечам. Понятно, что у женщины есть свои труды, — и так было испокон веков, — речь сейчас не совсем об этом. Речь о том, что в нормальной житейской ситуации женщина не должна вкалывать с восьми утра до пяти вечера. И испокон веков женщина не была включена все время, скажем, в полевые работы. Когда женщина была нужна — для помощи при уборке урожая или в каких-то других особых случаях, конечно, она вставала в строй с мужчинами, но вне этого аврального времени у нее была своя специфическая сфера деятельности. Эта сфера — создание и поддержание семейного очага, что в некотором смысле вкладывается в пресловутое «к мужу твоему влечение твое». Это влечение и побуждает женщину сделать из дома такое уютное гнездышко, придя в которое муж особо остро понимает свое семейное счастье.
Поэтому если другого выхода в семье нет (я имею в виду заработок женщины), то мужчина должен с максимальным пониманием относиться к этим неспецифическим для женщин условиям существования. И если уж ярмо зарабатывания денег накинуто на обоих, то также на обоих, а не только на жену, должна быть наброшена лямка домашних обязанностей.
И еще несколько слов о третьем факторе в семье — детях. Сейчас много каких-то спекулятивных высказываний о значении многодетности в жизни, основанных на словах послания ап. Павла к Тимофею, что женщина «спасется через чадородие» (1 Тим. 2:15). Однако как-то забывается, что через весь Новый Завет проходят главные условия спасения: наличие в человеке духа любви, смирения, кротости и т.д. Забывают то, что говорится через запятую после этих слов: «спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (выделено мной). То есть чадородие само по себе не спасает! Это не билет в Царствие Божие. А спасает в том случае, когда естественно приводит женщину (да и всю семью) к «вере и любви в святости». Из-за неправильного понимания этих слов некоторые многодетные мамы считают себя чуть ли не на половину спасенными и презирают при этом малодетных и бездетных! Удивительно, как Священное Писание ничему нас не учит! Достаточно вспомнить ветхозаветные примеры праведных Авраама и Сарры, 20-летнюю бездетность Исаака и Ревекки, Анну — мать пророка Самуила, а также новозаветных праведных Иоакима и Анну, Захария и Елисавету, чтобы понять, из какого русла проистекает это фарисейское осуждение. Из церковной истории мы видим, что Господь одинаково благословляет и малодетных, и многодетных, и вовсе бездетных. Иоанн Златоуст — был единственным ребенком в семье. Василий Великий — один из 9 детей. А в семье Иоанна Кронштадского не было детей вовсе, потому что они с супругой дали обет целомудрия. И его подвиг — выше многодетности или невольной бездетности, потому что жить бок о бок с женщиной, со своей женой, и при этом соблюдать девство и целомудрие — это поистине пребывание в печи Вавилонской! Я думаю, монашествующие меня поймут.
Поэтому остережемся осуждения, братья. Остережемся жестокости и немилостивости. Остережемся всего, что противно духу любви Христовой, и сам Податель сей любви пребудет с нами во веки.
Комментарии
Обращение к отцу Сергию
Марина, 05/04/2018 - 12:56
Здравствуйте, Батюшка! Спасибо Вам огромное за Ваши статьи. Я их прочитала несколько - и все полезны, интересны и душеспасительны.
Спасибо Вам, что Вы находите силы и время поделиться с нами своими знаниями и размышлениями. Храни Вас Бог!
Очень мне хочется приехать к Вам с исповедью. Не знаю получится ли - Санкт-Петербург далеко от Белоруссии. Но буду стараться.
Согласна со Светланой
Галина Пысина, 30/01/2015 - 16:40
Да, меня, как и Светлану эта проповедь (статья) утешает, о.Сергий в плане трактовки взаимоотношений мужа и жены, мужчины и женщины. Хорошо, когда уважительные отношения в семье, уважительные друг к другу. И труд не в тягость, коли домашние дела вместе делаешь. Именно такие отношения в нашей семье, хотя бывают мелкие недоразумения - мы научились уважать друг друга и уступать, если непонимание затягивается.
Но как быть жене, матери совместных детей, коль муж пьет без просыха, лодырничает? И ничем не помогает! Есть такая семья - и они мне очень близки. У меня даже чувство какой-то вины, что жена там так страдает от такого состояния своего мужа. И чем ей помочь? Да и ему тоже?
Позвольте и мне
Инна Сапега, 29/11/2013 - 18:08
Позвольте и мне просоединиться к нашим дамам: спасибо Вам, батюшка, за эту статью-проповедь!
Хорошо же все-таки быть женою!
Возьму на заметку для своих рассказов о Ветхом Завете!
СпасиБо за статью! Перед
Гость, 25/11/2013 - 14:00
СпасиБо за статью! Перед Вашей статьей как раз читала новость о священнике, который избил прихожанку прямо в храме.
"Воскресным утром священнослужитель избил женщину прямо в церкви, во время литургии, после чего закрылся в доме, отказавшись говорить с полицией.
Жители села Бульбоака говорят, что все произошло прямо во время службы. Священник обругал верующих и ударил женщину.
«Ударил кулаком по голове. Он пьяный. Вышел на улицу, толкнул меня, вышла и матушка, а он схватил меня за волосы», — сетует потерпевшая.
Люди говорят, что священник часто ругается с жителями села.
«Где это видано, чтобы священник такое вытворял перед алтарем? Это уже слишком! У него серьезные проблемы со здоровьем, и это особенно видно, когда он выпивает», — говорит мужчина.
Мэр села считает, что отец Николае психически нездоров".
Какое-то странное время сейчас, батюшка. Что-то с нами нехорошее происходит.
что делать?!
Священник Сергий Бегиян, 25/11/2013 - 18:46
То, что вы написали - ужас. Но заверяю вас, в церковной истории бывали вещи и похлеще. Почитайте историю Вселенских собор, а особенно - о "разбойничем соборе". Человеческий фактор постоянно присутствует. Как однажды сказал наш дорогой владыка (Митрополит Минский Филарет): да, мы согрешаем, но наша Церковь - свята и непорочна.
Не нужно отчаяваться. На любого Ария найдется Великий Афанасий, и на десять недостойных священников - Николай Гурьянов или Иоанн Крестьянкин.
Будьте здравы!
Отец Сергий! Низкий поклон за
Галина Минеева, 25/11/2013 - 13:53
Отец Сергий! Низкий поклон за в высшей степени полезную статью, когда многое проясняется: и отношения между мужчиной и женщиной, и их совместные обязательства между собою и Богом... новый ракурс позволяет увидеть ранее не замеченное. Спаси, Господи, Вас за всё!
Отец Сергий, спасибо...
Наталья Трясцина, 25/11/2013 - 08:33
Вы очень тонко и деликатно описали проблему взаимоотношений современных мужчин и женщин. Но как быть тем женщинам, мужья которых отказались зарабатывать и кормить семью, которые утверждают, что в Евангелии для них написано "Не заботьтесь о дне завтрашнем", "Живите как птички небесные". Если женщина не может с таким моральным уродом развестись, так как обвенчана и несет за него ответственность перед Богом, а также за детей, которых она родила. Какой из данной ситуации может быть выход, если она трудится с утра до ночи, а вечером после работы детьми занимается и хозяйством, а он развлекается, в монастырь бегает с такими же православными бездельниками (это не монахи и не послушники, а великовозрастная молодежь, те, кто любит устраивать церковные посиделки) пообщаться, церковные книги почитывает, цитаты из них ищет в свою пользу и требует послушания. Священников, как правило, такие люди презирают, и бегают от них как от огня, но меня удивляет другое: что они делают при церквях и зачем их туда тунеядцев пускают? Почему настоятели не интересуются совсем такими собраниями из неадекватных и болящих людей? Почему не пытаются на них повлиять и объяснить в чем истинное православие?
Дорогая Наталья!
Священник Сергий Бегиян, 25/11/2013 - 10:49
Слова "не заботьтесь о дне завтрашнем" подразумевают, что христианин должен твердо уповать на Бога, и не предаватья излишней многозаботливости, нервничать. Тут прекрасно выражают суть слова Ветхого Завета: "Готовь коней для сражения, но победа - от Господа" (точно не помню книгу). Так и мы посеяли (к примеру) урожай, полили - а там как Бог даст. Без нервов. Уподобление "птичкам" - это вообще относится больше к монахам, которые отказываются от всего. я может, тоже хочу - как птичка, да нужно обеспечивать жену и детей. К женатому человеку обращены слова "нет больше той любви, чем кто положит душу свою за друзей своих". Положить душу - это в том числе и работать восемь часов пять дней в неделю на нелюбимой работе, чтобы прокормить семью.
По поводу церковных демагогов и тунеядцев... сам знаю таких. Все они кончают плохо, потому что Господь поругаем не бывает. Тут причина в двух вещах: неправильное понимание учения Евангелия (по этому поводу в мире сотни сект христианских), и нежелание в первую очередь духовно трудиться. от этого - нежелание трудиться и физически ( а из-за этого случилась революция). Я не сторонник терпеть изо всей мочи издевательства такого мужа. Каждый выбирает ношу по силам. И если вы венчаны - это не значит, что связаны до и после гроба. После гроба, каждый пойдет своей дорогой, если нет единства. Венчание - суть благословение на совместную жизнь во Христе. И если развод совершается не потому, что женщина нашла другого, а в качестве "самообороны" - церковь тут не препятствует.
Настоятели, знаете ли, все разные. одни не интересуются, другие интересуются. Не надо всех под одну гребенку.
Надеюсь, ответил на все вопросы.
Спасибо большое, отец Сергий...
Наталья Трясцина, 25/11/2013 - 11:52
У нас в Перми батюшки такие же хорошие и образованные как Вы, и, действительно, настоятели разные, кому то-то может и жалко таких бездельников, да и Евангелие не позволяет таким женщинам разводиться, в этом-то и трагедия. Крест не выбирают...
"И если уж ярмо зарабатывания
Людмила Ларкина, 25/11/2013 - 06:24
"И если уж ярмо зарабатывания денег накинуто на обоих, то также на обоих, а не только на жену, должна быть наброшена лямка домашних обязанностей".
Очень своевременная и содержательная статья.
Спаси Господи, батюшка.
Все перекосы регулируются
Надежда, 25/11/2013 - 00:55
Все перекосы регулируются особенными весами.
Действительно, расставлены акценты, утешительные для женщин.
Ещё недавно на некоторые изречения я задавала себе вопрос:"Лиза Сергиева, а как же ты?"
И в Ваших размышлениях, о. Сергий, я услышала ответ.
Спаси Господи,батюшка, за статью!
Полезная статья, очень
Анна Горенова, 24/11/2013 - 22:00
Полезная статья, очень полезная!
Спаси Бог Вас, батюшка!
Отличная статья
Светлана Коппел-Ковтун, 24/11/2013 - 20:05
Отличная статья и очень верно расставляет акценты! Лично меня Вы, о.Сергий и порадовали, и утешили. Храни вас Бог за искреннюю любвь к человеку! Без самомнения мужского и пастырского, без апломба. Ведь есть уважаемые пастыри, не видящие греха в рукоприкладстве мужей, даже одобряющие его.
А про непомерность женских тягот и не думают ныне. Сильный пол давно - женщины. А ведь это антропологическая катастрофа. Кто трудится, тот и развивается. У меня про это сказка есть «Лень-да-Иван-да-Марья» и статья «Хрустальным молотком гвозди не заколачивают». Потому примите моё серднечное спасибо, батюшка, за тонкое и верное понимание проблемы. Это действительно мужской взгляд. Ныне этого мало. Поразительно, что мужчины норовят во всём винить женщин, забывая, что это - низость, недостойная мужчины.
А по поводу старшинства... Я встречала, например, такое мнение, что женщина была создана как госпожа сердца, владычица внутреннего мира (мужчина - внешнего), то есть она имела власть над мужчиной, которая отчасти сохраняется и доныне в некоем влечении. И ведь сказано: да прилепится муж к жене, а не жена к мужу. Это интересно, по-моему. Равенство в том, что мужчина и женщина как бы две руки одного тела, каждый в своём разделе главный )))
Одним словом, спасиБо и за поднятую тему, и за её разбор - очень точный и тонкий.
Радости
Спаси Бог, Светлана!
Священник Сергий Бегиян, 24/11/2013 - 21:14
Я рад, что утешил вас. Эта статья и написана для утешения все женщин:)
Про "прилепится муж к жене" говорит о. Андрей Кураев в духе, как вы вспомнили. может, и так. но после грехопадения - и это исказилось и имеем мы то, что имеем.
Божией помощи!