Вы здесь

У меня очень непростая семья — родители всю жизнь ссорятся...

Здравствуйте! У меня очень непростая семья — родители всю жизнь ссорились, крики каждый день, папа бегал вешаться, мать по соседям когда он заводился сильно, чтобы не получить трёпку, они как ругаются — бегу к ним, т.к. отец стеснялся при мне распускать руки. Ненависть и крики, трёхэтажные матюги — это моя жизнь до отъезда на заработки. Уехала за границу по окончании института чтобы купить свое жилье. 10 лет моталась по свету, у меня все есть. Но от судьбы не уйдёшь — родители постарели, это второй брак отца (им 70 и 75), слабые ноги и голова (забывают, путаются) Но ругаются так же. Бросить их нельзя и жить с ними невозможно, отец с годами стал абсолютно невыносим. (какие то дурные фантазии на тему — его хотят отравить, нам завидуют и плетут интриги против нас и т. д.) Я в тупике — мои нервы расшатаны ужасно, их просто нет. Старалась, молилась — ничего, могу смолчать только на один его фокус, максимум на два — а потом меня начинает трясти — я возвращаюсь в детство — обида как ил со дна поднимается на верх. Сестра их не может взять — у них с мужем и так все хлипко — если туда моих родителей — зятя мы не увидим долго. Я не замужем, да и вряд ли выйду — возраст и не хочу никого делать несчастным т.к. психика моя больна. Родители это мой крест, знаю что большой грех но у меня не получается его нести, боюсь что один раз сорвусь и меня увезут в жёлтый дом. Отец каждой клеточкой своей души ненавидит мать, но при этом себя считает замечательным человеком и жалуется как ему тяжело с идиотками, забрать маму и оставить его нельзя, к нему ходят собутыльники, они просто напьются крепко упадёт где то и умрёт как животное. Что делать, может была в практике у вас что то похожее.

Ответ

В сложнейших кризисных ситуациях, когда взаимоотношения между родителями и детьми заходят в тупик, вероятность того, что проблема сойдёт на нет ничтожна. Выжидая, часто годами, люди усугубляют происходящее и тем самым ещё больше запутывают сложный клубок взаимоотношений. Что можно предпринять в этом случае:

Научиться слушать и слышать другого, при этом просто молчать. В диалоге мы часто пытаемся перестроить другого на свой лад, но в таком случае это уже не диалог, а авторитарный монолог. Отсюда — эмоциональная лабильность, невозможность принять человека таким каким он видится нам. Взаимоотношения превращаются в прокрустово ложе: никто из соучастников псевдодиалога даже не пытается остановить этот процесс, но, упорствуя, «гнёт свою линию». Мне видится в этом случае выход в так называемой «вненаходимости», когда весь негатив, который исходит от родителей необходимо отделить от их личностной неповторимости. Ведь даже капля дёгтя способна испортить бочку мёда, а наслоение в характере человека из разного рода страстей, греховных привычек тем паче. Но для того мы призваны любить ближнего, чтобы научиться разделять и не соучаствовать в психофизиологических проблемах наших ближних, то есть не подражать и не отзеркаливать их собственное деструктивное поведение, то есть не уподобляться им и не находиться на их уровне. Если мы хотим быть услышанными, то необходимо показать человеку иной, духовный уровень восприятия — любовь и доминанту на другом.

Вот что говорила психолог Т.Флоренская:

Ухтомский говорил о внутреннем единении, к которому люди должны стремиться. В центре все люди сближаются, а по мере удаления от центра они друг от друга удаляются. Когда человек преодолел свой эгоцентризм, когда он находится в этой точке — он со всеми в единстве. И поэтому он к каждому относится как к самому себе и каждого видит в его сути. А чем дальше от центра, чем больше он в себе — тем дальше он от других.

В основе всего лежит то, что люди в сущности образуют единую природу. Все люди, если говорить на языке биологии, образуют один вид и являются только разновидностями друг друга. У всех есть кровеносная система, все созданы из одних атомов, молекул, одних и тех же веществ. Одна природа у всех людей, и все они только различаются по своим индивидуальностям, индивидуальным особенностям. Когда люди друг друга любят — они образуют один организм, одно существо, а чем меньше они друг друга любят и чем больше любят себя, тем больше они расходятся.

Что касается Ваших слов «Старалась молилась — ничего», то отвечу словами Епископа Феофана Затворника:

(Дея. 25:13–19; Ин. 16:23–33). «Истинно, истинно — говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам», сказал Господь и еще с подтверждением: «истинно, истинно говорю вам». Какой стыд для нас, что мы не умеем пользоваться таким неложным обетованием! И добро бы только нам стыд от того; а то наводится тень на самое обетование, будто оно слишком велико и неисполнимо. Нет, вина вся на нас, и главным образом в том, что мы не сознаем себя верными рабами Христовыми, и совесть не дает нам чаять какой — либо милости от Господа. К тому же и то бывает, что если иногда и приступает кто просить о чем Бога, то с раздвоенною душою: помянет о том мимоходом в молитве своей раз и два — и бросает, да и говорит потом: «не слышит Бог». Нет, прося чего либо особенно, надо держать неотступность и неутомимость в молитве, подобно вдове, которая и бессердечного судью докучанием своим заставила удовлетворить ее прошению. Настоящие молитвенники, испрашивая что-либо в молитве, соединяют с молитвою пост, бдения, лишения всякого рода и всякое благотворение, и притом просят не день, не два, а месяцы и годы; зато и получают. Им и подражайте, если желаете иметь успех в молитве».

Помоги Вам Господь!