Слепец не знал об Иисусе, что Он есть Богочеловек. Слепец, наверное, слышал о некоем проповеднике, пророке может быть. Может быть, кто-то называл в его присутствии Христа мессией. Но человеку, который слеп, привычно не доверять не только окружающим, но и даже окружающей обстановке; человек, который живет в темноте, которая со всех сторон его окружает, склонен не доверять чему-то новому. Он привык жить в тех рамках, в которые вогнала его его сложная жизнь. И вот он слышит, что тот проповедник, о котором он когда-то от кого-то услышал, тот, может быть, пророк, который совершил многие чудеса в Израиле, проходит мимо него.
Израиль отличался от нынешнего Израиля; тогдашний Израиль отличался и от нашей земли, от России — тем, что в нем, в Израиле, не могли жить колдуны, чародеи, волшебники. Поэтому в те времена человек, который именем Божиим совершал чудеса, был человеком, живущим в истинной вере; человеком, который проповедовал истинную религию — религию соединения человека и Творца всего мира.
И вот проходит Христос мимо слепца, и слепец начинает звать: «Помилуй меня, сыне Давидов!». Он зовет Христа сыном Давидовым, веруя, что тот — мессия. Но он не знает, что это не просто мессия, не просто новый царь, помазанник Божий, а Сам Бог пришел — не только его слепоту обновить, но и слепоту всего мира, погрязшего во грехе, прекратить, сделать нас зрячими, чтобы мы видели, что есть добро а что есть зло. Адам с Евой пожелали отличать добро от зла и вкусили от древа райского, однако же без молитвы, в нарушение Божией заповеди, без благоговения, видя в этом плоде, прежде всего, внешнюю красоту и приятность вкуса — ослепли еще более, совершенно потеряли духовный разум.
Так вот Господь пришел даровать нам состояние даже не Адама — состояние, в котором должен бы быть Адам, когда во всей полноте соединился бы с Богом. Господь дарует нам это, мы только должны принять Божий дар. И вот слепец не просто принимает Господень дар, он выпрашивает его: он просит, он вопиет: «Помилуй меня, сыне Давидов!». А ему говорят: «Замолчи, не мешай Учителю!», однако он еще громче начинает кричать — и Господь говорит: «Вера твоя спасла тебя», исцеляет его от слепоты, от той болезни, от которой лекарства и врачей в те времена не было. Господь исцелил слепого — и Господь каждого из нас может исцелить от нашей духовной слепоты; Господь может каждому из нас и всем нам вместе открыть красоту духовного мира; Господь каждого из нас призывает в Свое Небесное Царствие на Свой духовный пир. Что от нас требуется? От нас требуется уподобиться этому слепцу, то есть веровать, что даже самые наши тяжкие болезни, прежде всего, болезни души — исцелимы. Мы часто говорим: «Мы не можем оставить тот или иной грех, мы не можем стать праведными, мы не можем жить иначе, нежели живем, ну как это?». Да вот с Богом это возможно.
Если Господь слепого исцелил, если Господь неграмотных рыбаков сделал проповедниками, которые перевернули всю Вселенную — значит, и нас, если мы захотим, если мы приложим все усилия, сделает не просто праведниками — сделает нас святыми, сделает нас теми, кто здесь свою жизнь целиком посвятит Богу, и в Царствии Небесном будет причастником радости, которую дарует Христос любящим Его. Вот сегодняшний день мы празднуем память замечательного святого — преподобного Антония Великого. Однажды в храме он услышал слова Писания: «Если хочешь быть совершенным, иди продай имение твое, раздай нищим и будешь иметь сокровище на небе, и иди вслед за мной». Слова, которые, в общем, все мы помним наизусть. Но эти слова в тот момент запали в сердце будущего великого святого. И он пошел, раздал свое богатое имение нищим и удалился в пустыню, то есть последовал за Христом.
Зачем было ему удаляться в пустыню? Потому как часто в силу своего несовершенства мы не можем в обществе греховном совершенно удалиться от соблазна и многие из нас удаляются в духовную пустыню своего сердца. Но некоторые, желая целиком следовать за Христом, но не имея, допустим, в себе даров проповедничества, не имея в себе, может быть, предназначения к святительскому, священническому служению, или, может быть, к служению ближнему, но чувствуя стремление быть всецело со Христом — удалялись в пустыню. И сейчас есть люди, принимающие монашество, которые целиком свою жизнь посвящают Христу. Это не значит, что эти люди презирают других.
Наоборот — мы знаем много примеров, когда монахи раздавали последнее, то, что у них было приобретено на свою скудную жизнь — хлеб или даже последнюю одежду, может быть, какие-то дешевые сосуды — и раздавали это тем, кто нуждался. Известен случай, когда у одного монаха была книга — это был величайший богатый дар, это целое сокровище. Рукописная книга в древние века стоила дороже дома, дороже, может быть, небольшого имения. Это было огромное богатство, и этот монах имел не просто книгу, а Евангелие. Когда этот монах узнал о том, что его собраться попали в плен — он пошел, продал Евангелие и выкупил своих собратьев. То есть человек, который, хотя всецело и посвятил себя отшельничеству, жизни только во Христе, не забыл о ближних. Просто не всякий человек может спасти свою душу в окружении других.
Есть люди, которые предназначены к жизни одинокой; есть люди, которые предназначены по складу своего характера к жизни отшельнической — а кто-то предназначен для служения общественного; кто-то, может быть, призван быть политиком, и быть честным политиком, и помогать народу, и при этом быть христианином, молиться, ходить в храм, вести духовную жизнь. Кому-то предназначено быть священником. Нужно долго, внимательно смотреть, на какой же путь направляет нас Господь. И вот преподобного Антония Господь направил в пустыню, и там в пустыне вокруг него собрались братия, и многие отшельники пожелали жить в монастыре преподобного Антония.
Таким образом, люди, которые, вроде бы, изначально удалились от мира, собрались в общество братьев во Христе, которые денно и нощно посвятили свою жизнь Христу. Можем ли мы так посвятить свою жизнь Христу? Я думаю, что не каждый из нас должен становиться монахом, не каждому уготован этот путь, но каждому уготован путь служения Богу. Служение Богу неразрывно связано с тем, чтобы подчинить себя воле Божией. Господь эту волю являет в разных обстоятельствах — иногда вот как преподобному Антонию — открывает глаза на конкретный какой-то духовный стих, на слова из Писания. А для кого-то Господь через обстоятельства жизненные являет тот путь, который он должен пройти для своего спасения, и человек должен смириться и последовать этому пути. Для кого-то Господь уготовал великое служение, а для кого-то Господь уготовал большие страдания. И тот, и иной путь, если мы проходим честно, с верой — то этот путь спасительный. Господь ведь говорит нам о том, что нужно взять крест свой и следовать за Христом, а нести крест всегда тяжело, порой этот крест приносит нам боли и страдания невыносимые. Ведь Христос Сам, неся Свой Крест, обессилел, упал, и затем Симону было поручено донести Крест Господень до места Христова распятия. Вот что мы видим и в нашей жизни. Только в нашей жизни происходит наоборот — когда мы обессиливаем, Христос берет наш крест и несет его, но несет Он его не просто в место райского наслаждения, но, прежде всего, несет его на нашу Голгофу — на место, где мы, претерпев страдания, до конца их претерпев, по слову Писания, спасемся. Будем терпеть, уповать на Господа и, подобно евангельскому слепцу, просить: "Помилуй нас, Господи, вразуми, исцели, направи, но прежде всего — спаси нас, Господи, тем путем, который Ты уготовал для нас; тем путем, следуя которому мы войдем в Царствие Твое Небесное. Аминь
Комментарии
Спаси Господи Вас, отец
Юлия Санникова, 04/03/2011 - 23:08
Спаси Господи Вас, отец Андрей за Вашу проповедь! Особенно ценными для себя вижу слова о разном предназначении каждого... Как увидеть только это предназначение? И принять его...
Спаси Господи, Вас, отец
Иван Нечипорук, 04/03/2011 - 16:55
Спаси Господи, Вас, отец Андрей! Замечательная проповедь! Будем уповать!
С теплом, Иван.
когда мы обессиливаем
Светлана Коппел-Ковтун, 04/03/2011 - 13:01
СпасиБо!
Словно специально для меня написано