Вы здесь

Тайна владыки Петра

Повесть о Петре (Звереве), архиепископе Воронежском, Священномученике Соловецком

Год назад, на Светлой седмице, я гостила в Т., у известного тамошнего краеведа В.И. Д-ва. Его квартиру на втором этаже старого деревянного дома вполне можно было бы назвать «церковно-археологическим кабинетом», где на правах хозяйки обреталась старина. В красном углу висел список с редкого и необычного по виду местночтимого образа Казанской Божией Матери, перед которым горела лампадка, украшенная по бокам головками херувимов. Под иконой красовался подзор из парчи с потускневшей от времени золотой вышивкой — работа безвестных сестер давно разрушенного Т-ского Вознесенского девичьего монастыря. А с фотографии на стене смотрела на нас последняя игумения этой обители, сгинувшая в Гулаге… На полках громоздились книги с кожаными корешками, а также альбомы и папки с чудом уцелевшими документами минувших времен. Все эти свидетели и свидетельства давнего и недавнего прошлого нашли приют в квартире В.И., который охотно рассказывал о людях и событиях, с которыми они были связаны. Причем, надо сказать, что он был очень ярким и увлекательным рассказчиком, у которого всегда находилось для меня что-нибудь новенькое.

Так случилось и на сей раз, когда В.И. извлек с полки папку, где лежало несколько изрядно помятых и загрязненных листков, вырванных из школьной тетрадки в косую линейку и исписанных выцветшими от времени и расплывшимися чернилами1. По его словам, он обнаружил их случайно, в мусорной куче на месте снесенного старого дома. По некоторым сведениям, содержавшимся в записях, В.И. приблизительно датировал их концом шестидесятых годов. С первых же строк я поняла, что с ними стоит ознакомить и вас. Поэтому, с разрешения В.И., ниже я привожу их текст почти целиком.

* * *

«…я видел его всего несколько раз. А разговаривал с ним только однажды или, скорее, дважды. Но эти встречи изменили меня настолько, что я, можно сказать, стал другим человеком. Кем я был раньше? Человеком, жившим лишь своей наукой, своей семьей, своим умом, мерившим все с позиций своего рационализма. Я рассчитал свою жизнь на годы вперед и неуклонно осуществлял задуманное. Писал книгу, в которой обобщал свой многолетний врачебный опыт, надеясь передать его молодым коллегам. А потом был тот донос, следствие и — Соловецкий лагерь. Жизнь кончилась. От самоубийства меня удерживал лишь животный страх перед смертью.

И вот тогда-то я впервые увидел этого человека. Он шел по дороге, ведущей к монастырскому кладбищу. Ее было очень хорошо видно из окна кельи, где жили мы, врачи из санчасти. Каждый вечер с кладбища раздавался печальный звон колокола, и туда тянулись люди. Кто — в лагерной одежде, кто — в рясах и подрясниках. Иные плелись, едва передвигая ноги и опираясь на палку… Их лиц я не различал. Может быть, именно поэтому они казались мне мертвецами, собиравшимися на панихиду по самим себе. Ведь я догадывался, что это — бывшие архиереи, священники, монахи. Но странно, что я, став тогда безразличным ко всему, почему-то их — ненавидел. К чему лгать — да, тогда это было именно так. Мне казалось безумием так цепляться за своего выдуманного Бога-Спасителя, Который на самом деле не может никого спасти. В том числе и тех, кто продолжает слепо верить в Него даже на краю могилы.

Так вот, как-то раз, провожая их глазами, я заметил человека в священнической одежде, с посохом в руке. Вроде бы, внешне он не отличался от тех, остальных. Но все же в нем было что-то особенное. Что именно? Даже сейчас мне сложно назвать это одним словом. Спокойствие? Достоинство? Величие? Скажу одно — в его высокой, худощавой, почти бесплотной фигуре чувствовалась такая внутренняя сила, что я спросил у стоявшего рядом доктора В-ского:

— Кто это?

И услышал в ответ:

— Это владыка Петр, архиепископ Соловецкий.

Так я в первый раз увидел этого человека. И таким он останется в моей памяти, пока я жив.

* * *

…мой коллега В-ский сам был сыном то ли священника, то ли дьякона, и от своей веры, за которую он и попал в лагерь, никогда не отказывался. Заметив мой интерес к личности „архиепископа Соловецкого“, он охотно рассказал все, что знал о нем. А знал он достаточно много, поскольку был родом из Нижнего Новгорода, где тот в свое время служил епископом. Надо сказать, что здесь меня ожидало разочарование — биография этого архиерея, сына московского священника Константина Зверева, показалась мне типичной историей русского поповича из многодетной семьи, выросшего при храме и сызмальства игравшего в церковную службу, как другие дети играют в войну или в казаков-разбойников. Потом были гимназия, учеба в Московском университете, затем — в Казанской духовной академии, постриг, рукоположение во иеромонахи, несколько лет работы в духовных семинариях и настоятельства в двух монастырях. В 41 год — епископская хиротония… Вот, пожалуй, и все. Но я не поверил, что его жизнь сводилась лишь к этому. Должно же было быть в нем что-то еще. То, что позволяло ему с таким спокойствием и достоинством держаться там, где сокрушилась не одна воля и угас не один разум. И я решил, что непременно разгадаю эту тайну.

Потом доктор В-ский вспоминал, что в тот день он впервые заметил блеск жизни в моих глазах…

* * *

…лишь много позже я смог увидеть за всеми этими фактами из жизни архиепископа Петра нечто другое, куда более значимое. То, что этому человеку постоянно приходилось совершать свой жизненный выбор. И он всегда избирал самый трудный путь. Так было, когда он, вчерашний гимназист, решал, чему посвятить себя — светской науке или служению Богу. А потом окончательно закрепил свое решение принятием монашества и священства. Причем этот выбор — однажды и навсегда — он сделал, когда ему было всего 22 года, и впереди еще только открывалась жизнь — такая долгая и заманчивая… Епископом же он стал в 1919 г., когда в России уже бесчинствовали богоборцы. Между прочим, став Нижегородским викарием, он поселился в монастыре, где за несколько месяцев до этого они расстреляли епископа. Безусловно, он понимал, что впереди его ждет подобный мученический путь. Не всем оказывалось под силу пройти его до конца. А он выстоял.

Впоследствии я встречался с несколькими людьми, знавшими Владыку Петра. Записываю то, что особенно запомнилось из их рассказов.

В молодости, еще будучи настоятелем Белевского монастыря (Тульской епархии), он часто встречался с оптинскими старцами. Почитал преподобных Амвросия и Серафима Саровского. Не раз бывал в Дивеевской обители, у блаженных Прасковьи (Паши) и Марии Ивановны. По образному выражению рассказчицы: „сидел у их ножек“. В свою очередь, старцы посылали к нему людей для духовного руководства. А одна из дивеевских юродивых, кажется, Прасковья Ивановна, подарила ему холст из собственноручно спряденных ниток, из которого он сшил себе погребальное облачение. Надо сказать, что блаженные, будучи прозорливыми, смотрели не на сан и звание своих посетителей, а на то, что у них на душе. И вели себя с ними по-разному. Рассказывали, что вышеупомянутая Мария Ивановна сочинила частушку про одного архиерея, который-де пошел разгуливать по улице в красных штанах. Кто посмеивался, а кто и возмущался, пока не случилось то, что было дано предвидеть только ей — тот архиерей примкнул к обновленцам, „красным попам“, что помогали богоборцам разрушать Церковь. А вот Владыку Петра, который всегда помнил и почитал Марию Ивановну, она привечала и давала ему советы. Как говорится: „сердце сердцу весть подает“, а святые узнают тех, кто близок им по духу.

Или еще такая история. Уже став епископом (Нижегородским викарием), он жил в старинном, если не сказать — древнем, монастыре. И вот, перед ранней Пасхой кто-то из прихожан заметил, как некто в подряснике убирает снег на монастырском дворе. А, подойдя поближе, с изумлением увидел, что это — их епископ. Оказалось, что он решил к Пасхальному крестному ходу привести в порядок двор, и лично занялся этим. В другой раз, устроив уборку в соборе, Владыка Петр первым взобрался под потолок с ведром и тряпкой в руке… Вроде бы, это мелочи. Но в них как нельзя лучше виден характер этого человека — он подавал пример своим духовным детям не столько словами, сколько своими делами, и первым шел туда, где было трудней, считая себя не „владыкой“, а пастырем. Запомнилось из прочитанного где то: „величие — дитя смирения“ 2.

Рассказывали, что он никогда не сокращал Богослужений и не любил, когда это делали другие. Однажды, отслужив всенощную в храме, где имели обыкновение не прочитывать полностью положенных по уставу кафизм, сказал настоятелю: „Почему не любишь царя Давида? Люби царя Давида“. Сам он всегда служил чинно и истово, а поэтому и долго, не допуская того, чтобы дело Божие совершалось с небрежением. И удивительно, что эти многочасовые службы вовсе не отпугивали людей, а, наоборот, привлекали, так что храм всегда оказывался полон. Между прочим, пели на них не профессиональные хористы, а сами прихожане. Вообще, Владыку Петра очень любили именно простые люди — крестьяне, рабочие. И еще — дети, которым он всегда рассказывал что-нибудь из Священной истории или житий святых. А иногда — о каких-нибудь забавных и поучительных событиях из собственного детства. Например, как он, мальчишкой, втайне от строгого отца, решил научиться курить. И как Бог не допустил его войти в храм после выкуренной папиросы. И, слыша, как из-за закрытых дверей раздается его любимое великопостное песнопение, он сидел и плакал на пороге, как изгнанный Адам — у райских врат…

Говорили, что он обладал даром утешать людей и ради них готов был пожертвовать последним. Так было во время голода в Поволжье, когда он делал все, что мог, чтобы помочь голодающим. Хотя сам в ту пору нуждался в самом насущном… Но, когда речь шла о защите веры, этот добрый и жертвенный человек становился бескомпромиссным. Поэтому его так ненавидели и богоборцы, и их пособники-обновленцы. В итоге — четыре ареста, ссылка в Туркестан, а потом — Соловецкий лагерь. Бывало, что даже от одного страха перед тюрьмой и возможной расправой люди отрекались от сана или переходили к обновленцам. Он же остался верен Богу до конца.

А вот еще одно свидетельство о нем. Во время своего второго ареста (кажется, в 1921 г.) он сидел в московской тюрьме, в одной камере с каким-то матросом. О чем они говорили — неведомо. Известно лишь то, что этот матрос уверовал в Бога. Тогда епископ снял с себя нательный крестик и подарил ему. Духовный сын Владыки Петра, который мне об этом рассказывал, вспоминал, как при последнем свидании с ними он вдруг сказал им: „Как хотел бы я открыть вам свое сердце и показать, как страдания очищают сердце“. Вот и сейчас, записывая эти слова, я с трудом сдерживаюсь, чтобы не заплакать, как тогда плакал тот человек. Сколько же надо было выстрадать и какую силу веры иметь, чтобы не озлобиться и отчаяться, а полюбить страдание! Господи, если бы хоть перед смертью Ты даровал мне это!..

* * *

…Еще раз я встретил его во дворе кремля. Он был в тех же подряснике и скуфье. Длинные волосы развевались по ветру. А в руке у него была метла. В Соловецком лагере такое практиковалось частенько — отправить „опиума“ — священнослужителя на лесоповал или заставить выполнять какую-нибудь грязную и унизительную работу. Вдруг на дворе, цинично ругаясь и хохоча, появились трое пьяных охранников. Увидев их, я невольно сжался, вспомнив, как на моих глазах один из них, Н., пристрелил заключенного, не успевшего уступить ему дорогу. Они шли прямо на Владыку Петра…и вдруг осеклись и молча прошли мимо. Я заметил, как один из них чуть склонил голову, словно приветствуя его, а епископ в ответ поднял руку и сделал легкое движение — вверх, вниз, потом в стороны. Позднее я узнал, что означал этот жест. А Н. отвернулся и ускорил шаг, точно этот арестант в обтрепавшемся подряснике внушал ему страх… Но почему? И я снова недоумевал, что за тайна скрыта в этом человеке, и откуда в нем эта непостижимая внутренняя сила?

В тот же вечер я попросил В-ского отвести меня в церковь. Потому что, никогда не бывав в православных храмах, не знал, как там следует себя вести. Он был изумлен и обрадован тем, что у меня вдруг возник интерес к вере, и охотно исполнил просьбу. Так я впервые в жизни переступил порог церкви.

Она была маленькой и темной. Шла какая-то служба (теперь я знаю, что это была всенощная). Внутри было так много народу, что место оставалось только у дверей. Но и оттуда я разглядел впереди человека в архиерейском облачении, как видно, возглавлявшего Богослужение. И узнал в нем архиепископа Петра. И опять в его облике и жестах я уловил то, загадочное, что так привлекало меня к нему. Кажется, тогда я впервые нашел нужные слова, чтобы обозначить это: „внутренняя сила“, „сила духа“. А потом, приглядевшись к молящимся, я увидел и на их лицах отражение этой внутренней силы. Так, выходит, их вера не была безумием, и их Бог действительно слышал их молитвы и помогал им! И я ошибался, считая их живыми мертвецами. Это я был мертв, а они живы! И эту жизнь давала им их вера.

* * *

…Теперь у меня было много вопросов к В-скому. На некоторые из них он ответил. Про другие сказал, что их я должен задать священнику. Но как я мог это сделать, если не знал ни одного священника? Да и сомневался, станет ли кто-то из них разговаривать с незнакомым человеком, вполне способным оказаться доносчиком? С чужаком, да, вдобавок, еще и атеистом? И я всю жизнь благодарен покойному В-скому, что он нашел такого священника. Несколько дней спустя он сказал, что нас ждет к себе Владыка Петр. Как я уже упоминал, он знал его еще по Нижнему Новгороду.

В то время тот работал счетоводом на складе и жил при нем вместе с другим заключенным, тоже из архиереев. Туда и приходили к нему все, кто желал его видеть и побеседовать с ним. Сейчас я понимаю, что с его стороны это было очень рискованно. Ведь задушевный собеседник и внимательный слушатель мог оказаться доносчиком. А что дальше — предположить нетрудно… Владыка Петр не мог не знать этого. Но, как я уже говорил, он был и до конца остался пастырем, „полагающим душу за люди своя“.

Как сейчас помню ту полутемную комнатушку, деревянный стол посредине, жестяные кружки с горячим чаем, даже блюдце с каким-то вареньем. Помимо нас, там было еще несколько человек, кто с бородой и длинными волосами, кто бритый. Кто-то уходил, но на смену ушедшим являлись другие. Не знаю, сколько времени прошло, пока, наконец, Владыка Петр не заговорил со мной.

Я задал ему свой самый главный вопрос, без ответа на который все остальное просто не имело смысла. Как мне жить дальше, когда все потеряно? Когда рукопись по медицине — труд всей моей жизни — безвозвратно пропала при обыске, а путь в науку мне теперь навсегда заказан? Когда после ареста родные поспешили отречься от меня? Когда я утратил все, что имел. Так ради чего мне теперь жить?..

Я не скрыл от него, что я — некрещеный и неверующий. И не надеялся, что он ответит мне. Но он ответил:

— Нет, Яков Семенович, хотя Вы и называете себя атеистом, на самом деле это не так. И Ваша душа ищет веры. А когда Вы ее найдете, то увидите, что не может человек утратить все, когда с ним — Бог, Источник жизни. Он и укажет, ради чего Вам следует жить.

Потом он благословил нас, и мы с В-ским отправились восвояси. Больше я никогда не видал архиепископа Петра. Хотя нет, видел. Но об этом позже.

И опять придется писать о себе горькую правду. Тогда я не поверил его словам. Я решил, что он просто утешает меня, как это принято у священников. Да и как мне найти этого Бога? Где Он? Неужели и впрямь на небе, как в это верят дети и старухи? И способен ли Он услышать меня? Я поднял голову… и вдруг среди черных облаков увидел огонек. Это была звезда. Совсем крохотная и еле заметная. Но с ней тьма уже не казалась беспросветной. И я понял, что Бог услышал меня и отвечает мне. Много позже в Псалтири я нашел слова, которыми можно было бы выразить суть этого ответа: „взыщите Бога и жива будет душа ваша“ (Пс. 68. 33). И это оказалось правдой.

А спустя три дня Владыку Петра арестовали. Я ужаснулся, узнав, что на него из зависти донес такой же заключенный, как и он. Потом его перевели на остров Анзер, в штрафную командировку. Через несколько месяцев мы узнали, что он заболел тифом и в тяжелом состоянии увезен в бывший Голгофский скит3. В больницу, ставшую его Голгофой…

Как я хотел спасти его! Но это было невозможно. И тогда я впервые в жизни стал молиться Богу, чтобы Он помог мне сделать это. Вдруг у меня выросли крылья, и я полетел над морем, а волны полыхали огнем, обжигая меня. Потом появился Владыка Петр, светлый и радостный. Он благословил меня и сказал: „Меня Господь к Себе призывает“. Я умолял его взять меня с собой, но он ответил: „Нет, отец Исайя, Вам еще рано. Вы еще послужите Богу и напишете книгу о Соловках“. И тут он взмыл вверх, а меня объяла смертная тьма.

* * *

…это был тиф. Когда я стал поправляться, В-ский сказал мне, что 7 февраля Владыка Петр умер. Что его друзьям удалось добиться у лагерного начальства разрешения похоронить его в отдельной могиле, совершив над ним чин отпевания. Что они нашли его тело в яме, куда бросали трупы умерших заключенных, и, облачив в архиерейские одежды, погребли под крестом. Вот так, не в бесчестии и забвении, а в силе и славе Христовой завершил свой земной путь Владыка Петр, архиепископ Соловецкий.

Я чувствовал себя в долгу перед ним. И решил, что должен выжить хотя бы ради того, чтобы написать книгу о Соловках, как он завещал мне. Потому что до сих пор не верю, что наша последняя встреча над огненным морем была всего лишь тифозным бредом. Ведь последние слова Владыки Петра, которые он, умирая, писал на больничной стене, были именно такими: „Меня Господь к Себе призывает“. Значит, тогда я действительно его видел.

Правда, я никак не мог понять, почему он назвал меня другим именем, да еще и каким-то „отцом“. Тем более, что в крещении мне оставили прежнее имя — Яков. Лишь спустя почти тридцать лет, когда Господь призвал меня к монашеству и священству, я во время пострига услышал свое новое имя. То самое, которым он тогда назвал меня — Исайя. И, узнав, что оно значит: „Бог спасающий“, понял, что Владыка Петр избрал его для того, чтобы укрепить мою веру в то, что человек никогда не бывает одинок и несчастен, когда с ним Бог.

Я молюсь ему, как святому. И верю, что он слышит меня. А еще я понял, в чем была его тайна. Она проста, как его имя „Петр“ — камень. Это раньше, не веря в Бога, я не мог понять, откуда в этом слабом на вид человеке такая несокрушимая внутренняя сила. Теперь знаю — эту силу давал ему Бог, как дает и другим людям, твердо стоящим „на камне веры“».

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Личность главного героя, а также описания его разговоров со Священномучеником Петром являются вымышленными. Прочие акты из жития Святителя реальны и заимствованы из воспоминаний о нем разных лиц (см. ниже).
  2. Цитата из рассказа Г. К. Честертона «Молот Господень».
  3. Феодосий (Алмазов), архим. Мои воспоминания. Записки соловецкого узника. — М., 1997. — С. 93; 101–102.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Волков О. В. Погружение во тьму. Из пережитого. — М., 2002.
  2. Дамаскин (Орловский), игум. Житие священномученика Петра (Зверева). — Тверь, 2001.
  3. Соловецкий православный церковный календарь 1999 г.
  4. Феодосий (Алмазов), архим. Мои воспоминания. Записки соловецкого узника. — М., 1997.

Купить книгу «Тайна Владыки Петра»

Комментарии

Инна Сапега

Матушка, а я Вашу книгу прочитала всю. Мне очень понравилась. И радостно было встретить знакомых по предыдущей книге героев и даже географию.Очнь тронули рассказы о новомученниках и исповедниках - как и прославленных святых (свт Илариона, свт Петра), так и простых людей (неивестных батюшек, матушек, прихожан)

спаси Бог за Ваше слово

А я поджимаю хвостик...- оши-иблась... имя перепу-утала... го-оре-то какое, прошу проще-ения... Но и рада, что Вы там вычитали что-то дельное. "Петром Зверевым" горжусь. Я писала этот текст не то 2, не то 4 года, а "написался" он за 2 недели... Думаю, многое знакомо по "Омилии". Собственно, там меня и "нашли". Так что спасибо и "Омилии", и нашедшей, и Вам - что прочли. Но эк же тесен мир! Е.

Ирина Горбачева

 Очень люблю читать библиографичные вещи, мемуары. А Вы ещё хорошо и интересно пишите. Читаются Ваши рассказы легко. Успехов Вам и продвижения Ваших работ, для удовольствия многих книголюбов.

Спасибо Вам! А Вы поняли, уважаемая Ирина, что это мистификация? Настолько правдоподобная, что в "Соловеком календаре"...не за 2009 ли год? ее выдали за подлинные воспоминания... Тут поясню одну вещь - я очень любила и люблю вещи П.Е. Щеголева (ну, фальш-дневник Анны Вырубовой как раз не читала...а вот "Декабристов", "Алексеевский равелин" - да). Это был мастер обыгрывать факты...и смеяться над своими героями, да! и описывать все так ярко, так, как никто. О существовании "дневника Вырубовой" я знала, и вот решила сделать "фальш-дневник" священника, знавшего Свт. Петра. "Изюминка" здесь в том, что во время знакомства со Святителем они были врагами... в "Святителе Иларионе" - украинский подросток, в "Оптинских яблонях" - сомневающийся семинарист, тихо скатывающийся в атеизм... в общем - "а собеседник-то кто?" В общем-то, вот такая моя "кухня"... Спасибо, что прочли! Е.  

Кстати, это смесь реала (здесь все на основе воспоминаний...так что в одном из "Соловецких календарей" это даже опубликовали как ПОДЛИННЫЕ мемуары) и фэнтэзистики (накал страстей - оттуда). Не знаю, таков ли был на самом деле Святитель Петр, но вышел он весьма героическим. Как раз засчет того (возможно), что он показан глазами врага. Рассказ стряпался три года, когда же Бог дал его написать, был сделан за 10 дней. Кстати...я недоговорила - кто ж его предал? Там не случайна ссылка на Феодосия (Алмазова) - со слов оного, его предал другой ссыльный священнослужитель, недовольный его популярностью. Сама я люблю эпизод полета над огненным морем. А сцена "со звездой"...о-о, было очень горько узнать, что я ее бессознательно заимствовала из "Властелина колец"... там звездочку видит Сэм. Но что автор?  Вам спасибо больше всего - Вы это прочитали! Е.

А почему б и нет? Становлюсь украинским автором, и слава Богу. Чай, пора стать известной, если не на своей родине - в Архангельской епархии, то на родине предков. Спасибо Вам! Куда я без Вас? "Крошка Цахес"... Е.

Матушка Евфимия, Ваш рассказ опубликован в июньском номере "Мгарского колокола". На сайте журнала он здесь. Как только стянусь деньгами, вышлю Вам авторские экземпляры. Но придётся подождать, к сожалению.

СпасиБо!

Спасибище! Только стоит ли? Мне главное, что это кому-то нужно и где-то живет. Вот и благодаря Вам - на Украине, родине моих предков. А журналы - это ж так, бумага... Главное - народ читает, ду-умает. Спасибо Вам! И за картинку к "Умирала мать родная..." - тоже. Е.

Спасибо Вам! Вот про такие подробности обретения мощей Свт. Петра - без Вас бы и не узнала... Да, этот рассказ из "ранящих душу...таких три: об Иларионе (Троицком) и еще жуткие "Оптинские яблони" (висят тут...итог долгого пути к написанию жития старца Амвросия Оптинского). Смесь реала и фэнтэзистики...оттуда взялся герой. О Свт. Петре (Звереве) рассказывает - сперва враг (материалист, атеист, человек иной крови), ставший другом, православным и служителем Господа...судя по всему, в земной жизни ему не было счастья, раз дневник угодил на помойку...но его это не заботило - Бог был с ним. Единственное, о чем я горько жалела - узнав, что эпизод со звездой является бессознательным заимствованием из "Властелина колец". Смешно... Впрочем, такое полезно знать. Мне - чтобы не возгордиться. А Вам...ну, хотя бы для забавного знакомства с моей "кухней". Но, даже после такого "холодного душа" считаю этот рассказ удачным. Спасибо, что прочли. И за фотографиии - тоже. Е.

дорогая сестра Евфимия!

Глубоко в сердце ранил меня Ваш рассказ, личность удивительного пастыря предстала живой перед глазами.

Два года назад я была на Соловках, и на острове Анзере, где сейчас часовенка памяти Владыки Петра, и его могилка.

Рассказывал один из паломников, может, это и легенда, что когда раскапывали братскую могилу, то косточки Владыки были золотистыми и светились. Даже если это и легенда, тот само ее возниконовение весьма знаменательно.

Попробую вставить фотографии, если получится.

С любовью о Господе

М.