Вы здесь

Забудем казнь за вкусный сыр (Георгий Зотов)

…Тут совсем недавно в городе Россошь (расположен в Воронежской области, всего 62 000 человек населения) на школе установили мемориальную доску в память местного героя Великой Отечественной войны – 14-летнего пионера-подпольщика Аркадия Сигаёва. Как указано на табличке, Аркадий погиб в 1942 году в «нацистском гестапо». Вроде всё логично, да только некоторые историки указывают: есть конкретные сведения, что пионера пытали не немцы, а…итальянцы.

Поскольку в Россоши арестами партизан и подпольщиков занималась итальянская контрразведка: город тогда был оккупирован именно солдатами Муссолини из Альпийского корпуса. В 2003 году в Россоши воздвигли совместный памятник красноармейцам и итальянским фашистам (!) – на монументе красуются красная звезда и шляпа с пером – из формы альпийских стрелков. С Италией городским властям Россоши собачиться ни к чему: тем более эта страна профинансировала строительство детсада – в качестве «извинений» за оккупацию. И вот тут интересно – рассказывая о преступлениях нацистской Германии, мы забываем или даже намеренно замалчиваем зверства её союзников. А ведь их вообще-то было немало.

…На месте финского концентрационного лагеря в Выборге рабочие строек до сих пор находят фрагменты черепов и костей. В 1941-1944 гг. в финском плену содержалось 64 000 красноармейцев, почти треть из них (29 %) скончалась от истощения, обморожений, тифа, непосильного труда. Не лучше были и условия концлагерей в Карелии, куда в 1941 году финны поместили ВСЕХ русских жителей, включая женщин и совсем маленьких детей – из 24 000 заключённых восемь тысяч умерли за колючей проволокой. За этих жертв Финляндия никаких извинений не принесла. Когда финских журналистов информируешь о скорбных цифрах, они ещё и возмущаются – почему вы на нас наезжаете, это же не миллионы, убитые Гитлером в Советском Союзе!

Дескать, Россия большая страна, чего ей какие-то замученные насмерть финнами 35 000 безоружных жителей? Правительство Советского Союза Финляндию не попрекало – видимо, поставки плавленого сыра и сервелата были важнее. Сейчас в Кремле подняли вопрос о карельских лагерях: но пока не видно ни компенсаций, ни извинений. В 2016 году в честь маршала Маннергейма в Питере даже памятную доску на дом привинтили. Да, её через четыре месяца демонтировали – но ведь хватило же у чиновников ума-то.

Про Словакию у нас никто и не помнит. Эта милая европейская страна была верным союзником Гитлера и 23 июня 1941 года объявила войну Советскому Союзу. Уже 1 июля на Восточный фронт отправились первые словацкие части – 42 000 солдат и офицеров. Помимо конкретно боевых задач (словаки воевали на Кавказе, под Ростовом и в Крыму), словацкая дивизия занималась карательными операциями против партизан под Житомиром: естественно, такие действия включали в себя сожжение деревень и казни заложников. Словацкий кавалерийский полк СС был в числе эсэсовцев, отбивавшихся от Красной Армии в Будапеште, его полностью уничтожили к февралю 1945 года. Да, всегда стоит учитывать – сотни словацких военнослужащих добровольно перешли на сторону красноармейцев и партизан, один из перебежчиков – капитан Ян Налепка, за свои подвиги он был удостоен звания Героя Советского Союза.

Словацкое национальное восстание против Гитлера, кроваво подавленное в октябре 1944 года нацистами с тысячами жертв – тоже бесспорный факт. Однако о расстрелах мирного населения СССР словаками и жестоких карательных акциях с горящими деревнями у нас не рассказывают, хотя официально Словакия и её руководство перестали быть на службе фюрера лишь с 4 апреля 1945 года.

Хорватия как государство не принесла России извинений за свой 369-й пехотный полк, отправленный в СССР после начала войны «помогать бороться с большевизмом»: причём хорватский «поглавник» Анте Павелич упрашивал Гитлера разрешить ему это сделать. Очевидцы отмечали жестокость хорватов в боях с партизанами у реки Самара (Украинская ССР). За малейшее неповиновение жителей окрестных деревень убивали, а их дома сжигали. Заподозренных в любой, самой мелкой помощи партизанам публично вешали. Есть информация о казнях хорватскими военными советских пленных в Сталинграде – где сам 369-й полк, как и прочие союзники нацистской Германии, попал в окружение и перестал существовать. Про поведение венгров на оккупированной территории СССР известно достаточно – в городе Коротояка Воронежской области венгерские солдаты грабили местное население, насиловали малолетних девочек, расстреляли 287 детей. При отступлении в 1943 году из Чернянского района венгерские жандармы заперли в здании школы и живьём сожгли 360 человек советских военнопленных. Таких случаев – сотни, но при СССР их не расследовали, дабы не испортить отношения с нашими офигенными социалистическими друзьями. Нынче тоже не вспоминают – что вы, Венгрия верный союзник России во враждебной Европе.

С Румынией давно всё ясно – массовые казни жителей Одессы, убийства цыган и евреев, «отличились» оккупанты знатно. Как наше общество к этому относится? Да всем по барабану. Одни немцы виноваты в гибели 27 миллионов граждан СССР, а больше-то и никто. Значит, прежде СССР молчал о преступлениях братьев по соцлагерю: расстрелах, пытках, казнях, и не предъявлял претензий Румынии и Венгрии. Словакия с Хорватией были в составе других государств, от финнов требовался сливочный сыр и позиция нейтралитета. Сейчас работаем по старой схеме – вот и пишут на мемориальной доске, что 14-летнего пионера Сигаёва замучили до смерти немцы, а не весёлые итальянцы. Немцам не привыкать, они всё снесут. О, с итальянцами ссориться не с руки: тем более, если чиновники в солнечную Италию за счёт принимающей стороны ездят. Некоторые говорят – памятник в Россоши поставили обеим сторонам, красноармейцам и альпийским стрелкам как символ примирения. Но знаете, я что-то не хочу мириться с фашистами, пославшими своих головорезов завоевать мою страну и убившими десятки тысяч её граждан. На военном кладбище этот монумент ещё как-то можно понять. В городе – нет.

Да, лично я против того, чтобы со всеми поругаться. Но слишком славная ситуация получается. От нас требуют компенсаций и извинений за каждый чих, а мы в ответ боимся заикнуться, лишь бы бедненьких союзников фюрера не обидеть.

Ну давайте наконец называть вещи своими именами. Если мальчика-партизана в Россоши замучили до смерти и повесили итальянские слуги Гитлера – значит, следует про это говорить вслух и откровенно, а не ломаться, как девственница. Если финны заморили голодом наших военнопленных – требуйте извинений и компенсаций. Если венгры во время оккупации сжигали народ, насиловали девушек – откройте документы, пусть о них услышит весь мир.

Есть очень простое решение вопроса. Нам давно следует научиться себя уважать.

vnnews.ru

Георгий Зотов