Вы здесь

Семейная арифметика: от единицы к троице, или Другие: от ада к раю

«Ад — это другие» (Жан-Поль Сартр).

«Между Троицей и адом нет никакого иного выбора» (Священник Павел Флоренский).

«Когда вы сами любите другого человека, ваше отношение к нему — это его шанс быть тем, что вы в нем иллюзорно видите, — быть лучше. В этом случае жизнь не превращается в ад» (М. К. Мамардашвилли).

Кому большую конфету?

Помните, лукавый Карлсон взял себе самую большую конфету, мотивируя свое право на неё тем, что если бы Малыш первым выбирал, то ни в коем случае не взял бы лучшее, а раз так, то ему, Малышу, достается маленькая конфета, которую он сам и выбрал бы. Примерно так нередко ведем себя и мы, когда нас не видят посторонние, то есть — в семье. Мы просто не думаем о том, что наше поведение — не только наше, потому что своим поведением мы создаем не только себя, но и ближнего.

Пример? Пожалуйста! Если вы решаетесь вылавливать в свою тарелку всё мясо из  супа, то не удивляйтесь, что вскоре ваши ближние сделают то же самое, даже если раньше не были склонны к такому самоугождению. Если вы спешите первым съесть все вкусности в доме, не заботясь об интересах других членов семьи, рано или поздно другие съедят вкусность без вас, не донося её до дома, или же спрячут понадёжней, так что вам найти ее просто не удастся. Действие, как известно, равно противодействию, так что не считаться с интересами других — невыгодно.

Ради предотвращения недоразумений на этой почве в семьях принято делить сладости поровну на всех. Сразу. А уж потом каждый распоряжается своей долей как хочет. Бывает, конечно, что некоторые члены семьи норовят поступить по принципу: сначала мы съедим твоё, а потом каждый будет есть своё, но за такое можно хорошенько получить, так что этот случай мы рассматривать не будем. Делить всё поровну — разумно, особенно когда чего-то вкусного или крайне нужного (как кусочек хлеба в голод) мало.

Но если мы не так уж сильно ограничены в количестве вкусного и средствах, то КРАСИВЕЕ будет поступить иначе. Принесли, к примеру, торт. Поделить его на равные части всем членам семьи на самом деле не так уж честно. Во-первых, есть разница в возрасте, весе и росте, которая определяет разную потребность организмов, во-вторых, есть те или иные вкусовые предпочтения членов семьи, то есть кому-то этот торт намного более нужен, чем, скажем, мне. Потому правильнее, если каждый съест столько, сколько ему нужно, но при этом будет помнить о нуждах других членов семьи и не съест больше, чем позволяет СОВЕСТЬ. Да, это уже более высокий уровень межличностных отношений, который заставляет работать нашу совесть.

Так, попивая чаек с конфетами и тортом, мы приближаемся к теме «Ад — это другие». Ведь и правда, если бы Карлсон ел конфеты в одиночку, то ему не пришлось бы даже выбирать: он просто умял бы обе конфетки сам и чувствовал бы себя великолепно. Присутствие другого — Малыша — заставило его понервничать. Вот он — ад! С другим приходится считаться и делиться! Другой лишает меня не только лишней конфеты, но и свободы — свободы не выбирать между мной хорошим и мной плохим. Уж не говоря о том, что другой лишает меня свободы не думать о том, как я выгляжу со стороны и что он подумает обо мне. Собственно, об этом и хотел предупредить нас Жан-Поль Сартр — мыслитель-экзистенциалист, то есть тот, кто осмысляет жизнь как она есть. И не согласиться с ним сложно.

Ад — это другие

Но вот мы научились владеть собой, делиться с ближними и даже не против, если кто-то другой, а не я, возьмёт лучшую конфету или самое большое яблоко. Что там говорить, поступать красиво — приятно. Однако мыслить красиво, то есть так, как мы вот только научились, привыкли не все. Далеко не все! И вот такой, просвещённый знанием о прекрасном, человек оказывается в среде, где его ценностные представления никого не вдохновляют. Его мучителем может стать член семьи, который по-прежнему съедает единолично все вкусности, не считаясь с другими и которому нет дела до высоких материй. Это может быть и сосед, который любит покуролесить ночами и совершенно не считается с потребностью окружающих поспать. Мучителем может оказаться даже член церковной общины или клирик храма, прихожанином которого является наш герой, если не посчитается с нежной и чувствительной душой героя и грубо обругает его, причем, незаслуженно, и именно тогда, когда он более всего будет нуждаться в поддержке.

Весь ужас другого в том, что он — другой: он может исповедовать совершенно иную, даже противную мне, религию, он может руководствоваться совершенно иными, даже ненавистными мне, ценностями и может просто ненавидеть меня не потому, что я плохой, а потому, что ему так хочется. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Воля другого человека нам неподвластна. Он может не выбрать выбранное нами добро, он может даже выбрать ненавидимое нами зло, и мы не властны над ним.  И этот другой — моя неизбежность. Он — вероятность меня самого, ибо его поступки так или иначе конструируют мои собственные поступки, мои реакции находятся в зависимости от его реакций. Моя жизнь неизбежно сопряжена с его жизнью.
То есть, возжелав рая и осуществив рай в себе, я неизбежно буду ввергнут в ад каким-нибудь ближним, которому нет никакого дела до рая вообще и до моего в частности.

У Сартра эта проблема вырисована примерно так: двое всегда могут найти какой-нибудь компромисс ради установления гармонии, но обязательно появится третий, который нарушит эту гармонию ради своих корыстных интересов.

Итак, если верить Сартру, гармония между двумя достижима в нашей жизни, но только не между тремя. Третий почему-то всегда оказывается если не лишним, то провокатором и разрушителем достигнутой ранее гармонии двух.

Человеческая троица

«Дети не соединяют, а разрушают семьи», — доказывала мне пожилая доктор-ревматолог, а я всё удивлялась. Глядя на нее, я не могла сказать, что она злая или неадекватная, но высказанная ею мысль мне была настолько чужда, что прогремела как гром среди ясного неба. В моей голове она не укладывалась, ибо стереотипное отношение к детям, к их роли в формировании полноценной семьи было во мне заложено на уровне подсознания, как аксиома, не требующая доказательств. А между тем, доказательства правоты доктора были повсюду в виде разбитых семейных шлюпок множества моих знакомых. И почему-то именно рождение ребёнка играло чаще всего роковую роль.

А всё дело в том, что ребёнок — это третий! Его появление — экзамен на зрелость отношений. Но, к сожалению, большинство пар к моменту рождения своего первенца еще не научились как следует жить даже вдвоём. Как правило, они еще не доразвивались до уровня «большую конфетку пусть съест другой», а потому ведут себя подобно Карлсону: лучшее — себе!

В наше жесткое, чтобы не сказать жестокое, время, когда каждый приучен только потреблять, когда нет элементарной культуры отношений ни в обществе, ни в семьях, молодые люди, вступая в брак, совершенно не приспособлены к семейной жизни. Потому и получается, что когда пора влюблённости проходит и начинаются серые будни реальности, молодожёны, вместо того, чтобы расти, преодолевая трудности и конфликты, вместо того, чтобы помогать друг другу в кризисные моменты и, таким образом, расти личностно, предают и любимых, и себя. Трусливый побег от трудностей — это самая распространённая реакция на семейные размолвки. И появление ребёнка только обостряет все проблемы незрелых межличностных отношений.

Я и Святая Троица

Догмат о Св. Троице — пища твёрдая. О него, говорят, можно сломать зубы, а мы вот дерзаем говорить о великой и непостижимой тайне, попивая чаек с конфетками: кто с большей, кто с меньшей — уже не важно. А ведь это, братцы, уже первый шаг на пути постижения Тайны. Ведь, чтобы погрузиться в Тайну, надо немножко отодвинуть в сторону свою самость, которая вечно застилает нам Солнце Правды.

Давайте зададимся очень прикладным, очень практичным вопросом: чем отличается наша, человеческая, троица от Троицы Святой, если говорить не о сущности, что для нас недостижимо высоко, а о межличностных отношениях? Ответ на самом деле очень прост и даже банален: Святая Троица — это Любовь. Все три Личности Бога Троицы пребывают в любви и единстве. Значит, Троица — это образ, на который мы должны равняться, потому что в Святой Троице преодолено то противостояние, которое разрушает человеческую троицу.

«Люби ближнего как самого себя», «Больший из вас да будет всем слугою» — заповедано нам.

А мы, несмотря на это, продолжаем самоутверждаться, порабощая личность ближнего, мы продолжаем бессовестно эксплуатировать другого и его любовь к нам. И уж если он решит послужить нам, то мы сумеем довести его добрые намерения до адских мучений, нисколько не беспокоясь о том, что таким образом убиваем не только его рай, но и свой собственный. Наши БЛИЖНИЕ — ЭТО И НАШ РАЙ! Мы — не только зеркала друг другу, в которых отражаемся всеми красивыми и уродливыми гранями. Мы еще и демиурги, созидающие ад или рай в себе и ближних. И уж если мне не под силу заставить другого быть моим раем, то я вполне могу ЗАСТАВИТЬ СЕБЯ НЕ БЫТЬ АДОМ для ближних. Я могу также своим поведением провоцировать не ад, а рай в своих ближних. И, как знать, быть может, мне даже повезет, и мой ближний окажется моим единомышленником и тоже будет стараться созидать во мне рай, а не ад. И когда-нибудь, быть может, человеческая троица преодолеет свою ущербность и дорастет до красоты и чистоты отношений, явленных нам в Св. Троице. Невозможное человекам, все-таки возможно Богу. И стучащему там всегда отворяют, а просящему — всегда дают.

Комментарии

как-то все не так, как на самом деле бывает в жизни... Наверное, "конфетная модель" имеет право на обсуждение, но может быть и иное... Когда никаких конфет не требуется (по крайней мере одному из...), когда этот "один из.." отдается как самка тарантула в банке с детенышами на их съедение... и это принимается "другим из.." как должное... "Ты нужен потому, что хочется мне кушать", можно перефразировать применительно к ситуации... Да пожалуйста, кушайте..., но хоть спасибо-то можно услышать в ответ? Нельзя? А дальше так можно?.... ....

А  "спасибо" обычно не бывает, совсем наоборот - обвиняют, требуют и съедают. Культуру говорения "спасибо" тоже надо прививать и взращивать . Труд, труд, труд

Ошибка в том, что "конфеты" требуются всем, только каждому свои и в своей мере. Вот эту самую меру мы, как правило, не правильно определяем, то есть вообще забываем о том, что мы - не безмерны, что мы - ограничены и слабы. Люби ближнего как себя, то есть и себя люби - но правильно.

 

Что есть ад? — Невозможность общения с лицом другого, с ближним. И действительно, лицо другого — единственное человеческое утешение в серой пустыне жизни, в реальной земной или потусторонней. Без этого утешения человек превращается в вопль отчаяния, а день его появления на свет — в проклятый день. Лицо является откровением личности, ее светлым символом, выражением и отражением. Все энергии человеческого существа, добрые и злые, собраны и отражены в человеческих глазах, смехе, слезах. Свидетельство тому — не только лицо живого человека, но и мертвого. Мертвые лица уносят за собой в иную жизнь следы и отражения тех миров, которые человек поселил в себе еще при жизни. Поэтому мы поем при погребении: «Вижду во гробех лежащую по образу Божию созданную нашу красоту».[1]

Если лицо — это чудесный отсвет Божия лика, то ясно, что природа лица — это общение, а недостаток общения или его невозможность разрушает его исконную красоту. По признанию черепа жреца, безличное присутствие другого, то есть близость без возможности видеть лицо и общаться, превращает существование в ад, а совместную жизнь — в адскую жизнь. «Погашенное» лицо другого несравнимо хуже погашенного светильника в глухой ночи.

Митрополит Амфилохий (Радович)

Вечный третий в любви есть и у Цветаевой.

НАЯДА

Проходи стороной,
Тело вольное, рыбье!
Между мной и волной,
Между грудью и зыбью --

Третье, злостная грань
Дружбе гордой и голой:
Стопудовая дань
Пустяковине: полу.

Узнаю тебя, клин,
Как тебя ни зови:
В море - ткань, в поле - тын,
Вечный третий в любви!

Мало - злобе людской
Права каменных камер?
Мало - деве морской
Моря трепетной ткани?

Океана-Отца
Неизбывных достатков --
Пены - чудо-чепца?
Вала - чудо-палатки?

Узнаю тебя, гад,
Как тебя ни зови:
В море - ткань, в горе - взгляд,-
Вечный третий в любви!

Как приму тебя, бой,
Мне даваемый глубью,
Раз меж мной - и волной,
Между грудью - и грудью...

- Нереида! - Волна!
Ничего нам не надо,
Что не я, не она,
Не волна, не наяда!

Узнаю тебя, гроб,
Как тебя ни зови:
В вере - храм, в храме - поп, --
Вечный третий в любви!

Хлебопек, кочегар, --
Брак без третьего между!
Прячут жир (горе бар!)
Чистым - нету одежды!

Черноморских чубов:
- Братцы, голые топай! --
Голым в хлябь и в любовь,
Как бойцы Перекопа --

В бой...
Матросских сосков
Рябь. - "Товарищ, живи!"
...В пулю - шлем, в бурю - кров:
Вечный третий в любви!

Побережья бродяг,
Клятвы без аналоев!
Как вступлю в тебя, брак,
Раз меж мною - и мною ж --

Что? Да нос на тени,
Соглядатай извечный --
(Свой же). Всe, что бы ни --
Что? Да всe, если нечто!

Узнаю тебя, бiс,
Как тебя ни зови:
Нынче - нос, завтра - мыс, --
Вечный третий в любви!

Горделивая мать
Над цветущим отростком,
Торопись умирать!
Завтра - третий вотрется!

Узнаю тебя, смерть,
Как тебя ни зови:
В сыне - рост, в сливе - червь:
Вечный третий в любви.

Понтайяк, 1 августа 1928

Андрей Сигутин

Дорогая Светлана, не перестаю восхищаться Вами как мыслителем и талантливейшим публицистом. Очень глубокое эссе! К сожалению, редко в православной публицистике встречаются такие жемчужины.

Конечно, приходилось и мне размышлять на эту тему. В принципе, все сводится к вопросу жертвенности и смирения (иначе говоря, к сохранению внутреннего мира в экстремальных, стрессовых, конфликтных ситуациях), а также к способности жить так, чтобы третий не был лишним. Светлана, раз Вы попросили меня поделиться своими размышлениями, то придется меня потерпеть, так как говорить буду из своего скромного опыта.;))

Итак, что же надо делать, если ближний вольно или невольно выводит нас из себя? Как постараться сохранить при этом внутреннюю гармонию?
Необходимо, условно говоря, использовать некоторые духовные приемы.
Во-первых, всю ответственность за происходящее брать на себя. Проще говоря, винить ТОЛЬКО себя за происходящее, а не ближнего. Если человек начинает у Бога просить прощения за то, что третий для него стал лишним, а ближние – адом, то чудным образом Господь такому верующему дает внутреннюю гармонию. Для светских людей такой психологический мазохизм покажется абсурдом, т.к. людям свойственно оправдывать себя. В Патерике описывается такой случай. В одной деревне девушка нагуляла ребенка и, боясь родителей и желая выгородить своего любовника, сказала, что якобы отцом ее ребенка является монах, который подвизался в лесу, не далеко от их селения. И вот родственники этой девушки, родившей ребенка, пришли к монаху и говорят: «Ты опозорил девицу. Вот твой ребенок, забирай его себе и сам воспитывай!» …. Наверное, любой «нормальный» человек стал бы оправдываться и доказывать, что здесь его вины нет. Этот же подвижник молча забрал ребенка и не стал ничего говорить в свое оправдание. Он полностью положился на Промысел Божий и не потерял внутренней гармонии…

Во-вторых, нужно считать ближнего лучшим себя. Кто это практикует, того в принципе невозможно вывести из себя.

В-третьих, особенно в конфликтных ситуациях, нельзя забывать о самой главной заповеди Божьей («Возлюби Господа Бога…»), т.е. можно мысленно повторять: «Господи, я Тебя люблю». Тогда ни один третий, четвертый, пятый… десятый не сможет нас вывести из себя. Таким образом, опять пришли к тому, с чего начали: если меня кто-то вывел из себя, разрушил мой внутренний мир и гармонию, то в этом виноват ТОЛЬКО я сам. Как говорили святые отцы, все по грехам моим.
Если работать над собой хотя бы в рамках этих трех пунктов, то проблемы, типа: «ад – это другие » - отпадут сами собой.
Мне кажется, сейчас одно из искушений многих христиан – в том, что они пытаются очень много узнать о вере, а вместе с тем, даже не пытаются работать над собой. К примеру, если почитать православные Интернет-форумы, то каждый второй – чуть ли не кандидат богословия, а при этом культурно общаться со своим собеседником, не оскорбляя его человеческого достоинства, как правило, не способен.

Вообще, прихожу очередной раз к той мысли, что если человек православное вероучение будет воспринимать как эффективную методику духовного и нравственного совершенствования (направленную, в том числе, и на приобретение, с Божьей помощью, внутренней гармонии), то сможет избежать многих бед в своей жизни.

Если что, простите за сумбур. Писал на скорую руку.

Согласен с вами, Андрей! Это эссе достойно всяческих похвал. Поразительно, что в столь малый объем вместилось так много смыслов. Перечитал дважды. Молодчина!!!

Именно такой я и ждала от Вас, Андрей. Тема эта у меня сейчас в стадии осмысления - и так понятно, наверное. Но не всё укладывается в стройную систему. Так, чтобы не чужие слова повторять, а свои - оправданные жизнью, проверенные на опыте и воплощенные в жизнь...

Случай с чужим ребенком, приведенный Вами, помню - действительно хороший пример. И мысли/советы Ваши мне очень кстати будут. Я поразмышляю над проблемой как бы вместе с Вами. Кстати, у о. Алексия стихотворение, близкое к Вашим словам по-моему. Здесь оно...
Если еще что будет приходить в голову по теме, делитесь пожалуйста

И спасиБо за добрые слова :)

Кстати, лично меня выводит из равновесия зло намеренное. Невольное, которое по сути и злом-то не является, я приемлю с легкостью. А вот когда другой намеренно причиняет вред, издевается над другим - не выношу, гневаюсь.

Здравствуйте, Светлана! Очень понравились Ваши размышления! Точно за руки дружески ведете! Нашла для себя конкретные подсказки, начиная с эпиграфа:

«Когда вы сами любите другого человека, ваше отношение к нему — это его шанс быть тем,
что вы в нем иллюзорно видите, — быть лучше. В этом случае жизнь не превращается в ад» (М. К. Мамардашвилли).

Не навязывать, даже не хотеть, а ВИДЕТЬ!

И еще:

Ваша запись: «Больший из вас да будет вам слугою» — заповедано нам.

Очень сложно, опасно подменой, но спасительно во многих затруднительных ситуациях в отношениях с близкими. Конечно, это сможет только тот, кто "дорос" до такой способности. Очень хорошая подсказка, хоть и трудновыполнимая! Хороший призыв! СпасиБо!

Рада, что заглянула к Вам на огонек! Дальнейших успехов Вам! Всего доброго!
С уважением, Раиса.

Очень рада, дорогая Раиса, что оказалась полезной для Вас моя статья. Заглядывайте почаще

Что касается слов М. Мамардашвилли в эпиграфе, то я их прочла немножко по-другому. Если их перефразировать, чтобы выделить суть, то получится примерно так: Если меня кто-то любит, то вовсе не потому, что я такая хорошая (может, наоборот, хорош тот, кто любит). Но я постараюсь стать такой, какой меня видит тот, кто меня любит. Пришвин писал об этом так: «Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, я постараюсь быть лучше себя…»

А  цитатка "Больший из вас да будет вам слугою" - библейская. Эти слова принадлежат Христу. Посмотрите Евангелие от Марка 10; 42 - 43. 

42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою.

Кстати, если я верно  поняла Вас, опасности подменить верное понимание этой заповеди можно избежать, различая понятия "прихоть" и "нужда". Когда я на горьком опыте училась этому, написалась вот эта миниатюра, которая может окажется  и для Вас очень нужной.

<p>Здравствуйте, Светлана! Начинаю с благодарности! В Вашей миниатюре &quot;Прихоть&quot; и &quot;нужда&quot; я нашла для себя замечательную подсказку о помощи другим! СпасиБо за это!</p>
<p>Что касается моего комментария на &quot;Семейную арифметику...&quot;, здесь мы, действительно, видим по-разному.</p>
<p>Я не буду спорить (дело никчемное), но ПОЯСНЮ, что имела в виду. За какие подсказки, увиденные мной, благодарила Вас.</p>
<p>Вот цитата: &laquo;Когда вы сами любите другого человека, ваше отношение к нему &mdash; это ЕГО шанс быть тем,<br />
что ВЫ в нем иллюзорно ВИДИТЕ, &mdash; быть лучше. В этом случае жизнь не превращается в ад&raquo; (М. К. Мамардашвилли).</p>
<p>Здесь: ЕГО шанс - быть лучше. Не ВАШ, через его любовь, а ЕГО - через ваше ОТНОШЕНИЕ к нему, если вы любите. Но не через то, что Вы его &quot;через колено&quot; переделываете к лучшему, да притом так, как Вы видите это &quot;лучшее&quot;, а, только иллюзорно и ЛЮБОВНО (стало быть истинно желая лучшего!) ВИДЯ! Предоставляя шанс СТАТЬ лучше, любя, видя &quot;лучшим&quot;, не навязывая. Если же НАВЯЗЫВАТЬ (это отношение УЖЕ и не Любовь) - жизнь превращается в ад.</p>
<p>Вот что я увидела, что оценила. (А у Пришвина как раз о том, что ВЫ имели в виду.)</p>
<p>По поводу того, что цитата: &quot;Больший из вас да будет вам слугою&quot; - библейская- я догадалась. Признаюсь, дословно не знала. Вы заставили меня потрудиться (за что я Вам благодарна), перечесть подсказанную главу. Но я не изменила своего взгляда.</p>
<p>Здесь я тоже имела в виду другое под &quot;подменой&quot;.</p>
<p>Я поняла заповедь: &quot;Больший из вас да будет вам слугою&quot; ТАК: тот, кто хочет считать себя более важным, значимым, ответственным, мудрым, должен стать другому слугой, т.е. подчиниться ему, &quot;умалиться&quot; перед ним в &quot;звании&quot;, а не &quot;ГОСПОДСТВОВАТЬ&quot; над ним . При этом послужить ему, послужить его спасению. Своей ненавязчивой, не подчиняющей, мудростью. Так Христос говорил ученикам своим. И всем нам через них.</p>
<p>А до осознания этого надо уметь &quot;дорасти&quot;. До того, что видя (возможно) больше, чем другой, нельзя его подчинять, принуждать, возвышаясь над ним, господствуя над ним, а надо ненавязчиво, любовно служить. Об этом я говорила. Так я поняла.</p>
<p>А ПОДМЕНА в том, что возвышаешься, не будучи мудрее. Или, возможно, будучи в чем-то мудрее, господствуешь.</p>
<p>За это понимание, почерпнутое в Вашем рассказе, я Вас благодарила.</p>
<p>Но о том, КАК, КОМУ из ближних &quot;служить&quot; нашла для себя еще одну подсказку в другой, предложенной Вашей статье.</p>
<p>Все оказалось интересно и полезно (для меня!) в нашем разговоре! СпасиБо!</p>
<p>СпасиБо и за приглашение еще заходить в гости! С радостью! Вижу пользу! Получаю удовольствие!</p>
<p>Извините за многословие! (Мой недостаток!) В дальнейшем постараюсь &quot;сократиться&quot;.<br />
С уважением, Раиса.</p>

На одном дыхании прочел и сколько нового узнал я, попивая чаек :)
Долго буду переваривать, наелся досыта. Спасибо!

Очень похожее на мое. Ни в одном словаре (Ушакова, Ефремовой, Фасмера и т.д.) не найдется такого толкования. По- моему, лукавый- желающий паразитировать за чужой счет, самоутверждающийся за счет кого- то. Враг рода человеческого тоже назван лукавым, а у ап. Петра он " ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить." (1Пет 5:8) В прочих местах "раб лукавый и ленивый" ничуть не лучше этого "льва".
Светлана, пора создавать собственный толковый словарь (Коппел- Ковтун- - Зинзивер). Лучшего соавтора Вам не найти, поверьте :)