Вы здесь

Рвана грамотка (из сборника "Сказки бабки Марьи") с пед. комментарием

 Сказкой ангелы игралися, нам остаточки осталися. Загляни-ка за порог: там со сказкой узелок… - Это присказка, детки, а сказка вперед будет. Нынче я , бабка Марья, вам про Саню да Ваню расскажу – про дела честные и нечестные, слово верное и слово лукавое, и про то речь пойдет, что Бог правду любит.

       Жили в семье плотника Семена два братца: Саня да Ваня: голос в голос, волос в волос – родная мать и то, бывало, путала их. Отцу мальчишки помогали – так в руках все и спорилось, и Бога не забывали. Дружили братья крепко. – Одного заденешь – уж другой рядом стоит. Один занеможет – другой в головах сядет и не отойдет. Все хорошо было в семье. Но вышло раз неладное. Ваня через бор еловый гостинца племянничку Илюшке на именины понес, а Саню отец попросил помочь в мастерской-сараюшке. Расстались братцы. Бежит через лес Ванюшка и видит: висит на кусте мешочек –кисет, завязкой зацепился. Открывает Ваня находку, а там… серебра не мерено, в одной руке не удержать.
Тут и разгорелись у паренька глаза. – Рубаху маковую куплю, инструмент новый получше батюшкиного, а захочу - пойду на чугунку, дорогу железную, и куплю билет до Питера! Сяду в зеленом вагоне на лавочку, как барин… - Грех жадности одолел его, и не вспомнил Ванюша ни про мать, ни про брата. Одна думка: как бы богатство схоронить получше. Сунул он кисет за пазуху, а по тропке навстречу шаги. Глядит, из Илюшкиной деревни мельник бредет. Лица на нем нету. Увидел Ваню, не признал. – Санечка, милый, беда-то какая! Обронил деньги! - Мельницу перестраивать задумал, четыре года копил, а теперь… Уж третий раз из Акулкино в Луговую прошел… - Заплакал старик. Дрогнуло что-то у Вани внутри, а лукавый шепчет – не сказывай, не сказывай ничего… - Нет, дядя Степан, не видал ничего, ты поищи получше… - Вдруг мельник вгляделся да как крикнет не своим голосом: А что ж у тебя, греховодник, тесемки из рубахи свесились! – Ваня кинул кисет ему под ноги – и бежать. Разъярился Степан, не отстает. Влетает Ваня как безумный в мастерскую, а Саня за верстаком стоит. Схватил Ваня рубанок, а сам шепчет – Мельник с ума тронулся, за мной гонится, не выдавай! - Тут мельник вбегает, а братья рядом с инструментом плотницким стоят, как ни в чем не бывало. – Кто из вас Санька-негодник?! – Саня брата загородил и говорит: Я, я Саня! – Тут на шум сбежались родные. Все рассказал им старик, а сам мальчишку за ухо держит. Заплакала мать – Верно, бес попутал его. Отродясь у нас в семье не было такого… - Посмотрел Саня на брата, а тот струсил и смолчал – ну, и Саня словечка не молвил, только вздохнул тихонько. Отец говорит – Прощения просим, Степан Михалыч, за дело нехорошее, а сына я сам по-отечески поучу. - Ну, и поучил, да только не того, кого надо.

      Тут у братьев и дружба врозь. Не говорили, не бранились они, да только Ваня – по грибы, а Саня - на речку. Ваня в мастерской возится, Саня – во двор работу выносит. Мать уж Сане говорила - Полно брата винить! Батюшка и то – отходил хворостиной да и простил. - От слов этих Сане еще горше было. – Да, говорили люди – была дружба у плотницких детей, а сейчас - рвана грамота! Только прощенья у брата оговоренного так и не смел Ваня просить.

      А лето жаркое выдалось. Пошел раз Ваня на речку, а там крик да плач. Мальчонка лет трех в воду с глинистого бережка съехал, да неладно, в омут глубокий. У матери, видно, сердце зашлось, упала, как подкошенная. Ваня с ходу – бултых в воду! Нырнул и успел-таки несмышленыша за рубашонку ухватить. Женщина на берегу очнулась – и смеется, и плачет. В пояс кланяется: Как тебя величать, отрок милый, чем тебя дарить? – Ваня усмехнулся и говорит: Звать меня Саня, я плотников сын из Луговой. Зайди к нам, испей кваску, отдохни с тревоги такой. – И пошел себе дальше. Видит: на кусте грамотка висит, только порванная, половинка одна. – Вдруг нужна кому – спрошу! – Снял грамотку и сунул за пояс. А Саня в ягоднике малину сбирал, а на сердце нехорошо. Верно, ангел-хранитель шептал ему в ухо – Негоже столько дней обиду носить… Видит: на кусте половина грамотки рваной висит. Поглядел – вроде пустая. – Возьму, обронил кто, может? – И забрал грамотку.

   Приходит Саня домой с туеском, а в доме гостья с ребенком незнакомая. Увидела Саню, обнимает, хвалит за спасение дитяти.. Мать радешенька, отец так и светится, гостинцев надарили ему! Ничего мальчик не понимает. Тут входит Ваня, глядит на брата и улыбается. Понял тут Саня, в чем дело. Вдруг ребеночек идет в сени и берет грамотку с лавки. Идет к печке и берет другую, как ведет кто его. Сложило дитя половинки и развернуло грамотку. Тут срослась она и высветились на ней буквы огненные: Бог дружбу любит. Бог правду видит. - Стал тут Ваня на коленки и повинился при всех и прощенья у Сани попросил: Прости же ты меня по-христиански! - Поднял Саня братца и обнял. Помолились тут все чуду чудному, примиренью Божьему, и стали братья дружить крепче прежнего
Вот такая вам сказка про рвану грамоту.
 

Дружба и правда ходят вместе
 Рвана грамота раздора – легко ли прощать обиду? Легко ли носить ее? Об этом мы с вами уже беседовали. Чему еще научит ребенка новая сказка? Поговорим о честности!
Если в летний денек вы заглянули в эти странички вместе с ребенком, попробуйте дать ему больше самостоятельности. В его личном опыте наверняка есть – пусть маленькие, детские – обиды. Главное, показать, что мы прощаем не потому, что «не засчитываем» дурной поступок обидчика, а потому что православный человек - может и должен учиться прощать, проявлять высокое христианское великодушие. Но как быть с другой нравственной проблемой? Ваня в минуту слабости не только решается на обман – воровство, по сути. Он совершает предательство: наказан невинный. Саня мужественно берет на себя грех любимого брата. Вспомните сказку «Православная душа" – там Настя тоже взяла на себя вину сестер, позарившихся на леденцы торговца. И там, и в этой сказке нечестный винится, получая от этого высокую радость очищения.
"Никто не ищи своего, но каждый пользы другого" (1-е коринфянам св. а. П., гл.10, стих 24.)
Есть странная поговорка: лучшая ложь – это правда. Не придумывай оправданья, не лукавь – прими то, что заслужил. И Бог простит тебе. Размышляя с сыном и дочкой, обратите внимание на то, что дружба немыслима без честности. Ложь разъест дружбу, как ржа железо. Невинная ложь Вани в финале сказки – это, скорее, шаг к искуплению. А нам, взрослым, надо помнить: нет плохих детей, есть плохие поступки! Ваня – славный мальчик – не выдерживает искушения серебром, а потом испытания страхом. Но он оказывается способен спасти ребенка из омута. А Саня? - Он мужественно берет на себя грех брата. Крест этот тяжел, и Саня носит злую обиду, что тоже не по-христиански. Счастливый конец сказки – торжество истины и дружбы. Рвана грамотка срослась – рука Господа примирила братьев, а нам еще раз напомнила о вечных ценностях православных.

Комментарии

Спасибо Мария за добрые сказки. У меня трое ребятишек, так читаем вечерами ваши сказки, обсуждаем. Ждем новых историй!

Мария Коробова

У меня - бабки Марьи - целый мешок этих сказок. Публиковала в "Православном слове"  и "Епархиальных ведомостях"(Нижний Новгород) почти все "поштучно" - а так - это сборник для детей и старших, ждет своего часа. В рубрике "материалы" (по авторам) все сказки, которые я уже отослала в любимую "Омилию". Можно посмотреть еще там. (Если я что-то путаю, руководители сайта исправят)

С благодарностью за интерес к моему любибому детищу  Ваша бабка Марья.