Вы здесь

Под сердцем у святой: непраздные праведницы

Жена… спасается через чадородие,
если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием
1 Тим. 2:14–15

Страхи, волнения, переживания и радости зачатия, ожидания, рождения и воспитания ребенка знакомы и дороги каждой женщине, вставшей на путь материнства. Есть многие прославленные жены, которые так же несли крест матери, и, пребывая в вере, любви и целомудрии, тем самым спасли свои души и достигли святости. Как же они шли по этому пути? Как радовались? Как скорбели? Как уповали на Бога, нося под сердцем своё дитя? Были ли им знакомы муки родоразрешения? И в чем они видели цель и смысл воспитания детей, дарованных им Богом?

Пытаясь найти ответы на эти вопросы, я обратилась к житиям святых жен и матерей. Быть может, их опыт поможет и нам, современным матерям и женам, нести материнский крест с радостию и упованием на помощь Божию.

ЗАРОЖДЕНИЕ СЕМЬИ

С чего начинается чадородие? Прежде всего с зарождения семьи — союза между мужчиной и женщиной.

Создание семьи: Адам и Ева

Первая семья появилась в раю.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Бытие 1, 27–28).

Первая женщина была создана после сотворения мужчины, чтобы стать помощницей соответственной ему. Она была создана из ребра, и являлась плотью от плоти мужа, Адама. Сам Адам, увидев женщину, нарекает её женою. Муж и жена прилепляются друг ко другу и становятся одною плотью:

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему…. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. (Бытие 2)

Муж и жена не стыдятся друг друга, если в основе их отношений лежит — целомудрие.

После грехопадения природа человека меняется, появляется субординация в семье. Теперь муж — глава четы, господин для своей супруги. В основе спасения мужа отныне лежит труд — возделывать землю и заботиться о своей семье. Жене же средством спасения и очищения души полагается иной труд — скорбь плоти во время беременности и родов.

Жене сказал [Господь]: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. (Бытие 3, 16).

Услышав такие слова Господа, Адам понимает, что с сего момента в женщине сокрыта великая сила, приходящая к ней через боль и труд — даровать жизнь другому человеку, потому называет её именем Ева, что значит, жизнь.

И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих(Бытие 3, 20).

После рождения своего первенца сама Ева осознает, что её дитя — это дар Божий:

Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила… и сказала: приобрела я человека от Господа (Бытие 4, 1).

Адам и Ева прожили вместе в покаянии и трудах более девятисот лет и родили сынов и дочерей. И от них пошел весь род человеческий.

Начало семьи: Первая брачная ночь. Товия и Сарра

От отношения супругов друг ко другу зависит весь семейный строй. К супружеству, освященному целомудрием, благоволит Господь.

Ветхозаветная героиня Сарра семь раз выходила замуж, но каждый раз в первую брачную ночь, прежде нежели супругам познать друг друга, демон забирал душу её нового мужа. Сама же Сарра сокрушалась о злом роке в своей судьбе и отчаялась создать добрый союз.

Видя её чистое сердце, Господь устрояет её путь. Товия, сын Товита, наученный Ангелом Божиим, решается взять замуж Сарру. Товия уповает на помощь Божию и Его милость и, оставшись с молодой женою наедине, он вместе с ней обращается к Богу с молитвой:

Когда они остались в комнате вдвоем, Товия встал с постели и сказал: встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас. И начал Товия говорить: благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное во веки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои! Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою- жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему. И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня, и дай мне состариться с нею! И она сказала с ним: аминь.

(Товит, гл. 8)

Сарра становится верной женой Товии, и демон оставляет её. Некоторые богословы считают, что демон, убивающий её супругов, был демон похоти, ибо Сарра была прекрасна собой. Совместная же молитва Товии и Сарры в первую брачную ночь помогла им одолеть демона и стать настоящей семьей, где жена не является лишь объектом вожделения мужа, но его помощницей и соработницей на пути к Господу. И Сам Господь благословляет их союз.

ЗАЧАТИЕ 

«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева»
(Пс. 126, 3).

Зачатие, как зарождение внутри матери новой жизни — это таинство и дар от Бога. С самого момента зачатия душа ребенка является душой живой, сотворенной по образу Божию. Православная Церковь особенно почитает три зачатия — Иоанна Крестителя, Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа. В их честь установлены великие церковные праздники, написаны святые иконы, наименованы многие храмы и монастыри.

Читая Писание и Жития святых видно, что множество пар, даже живущих жизнью благочестивой и праведной, не сразу удостоились зачать дитя. Часто этому предшествовали испытания, которые укрепляли души родителей в благочестии, а также подготавливали их к ответственности рождения и воспитания детей.

Смирение: Пророчица Анна, мать пророка Самуила

Ветхозаветная Анна, мать пророка Самуила, испросила у Господа дитя своим смирением.

Анна была женою Елкана. Елкан любил свою супругу, но «Господь заключил её чрево» и детей у них не было, потому Елкана взял себе вторую жену Феннану, которая родила ему сыновей и дочерей, однако не переставал любить и почитать свою первую супругу Анну. Феннана видя любовь мужа к Анне, ревновала её и сильно огорчала, порицая её неплодство.

Каждый год Анна ходила в храм Господень, где горячо молилась и плакала, отказываясь от пищи. Елкана же ей говорил: «Анна, что ты плачешь и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? не лучше ли я для тебя десяти сыновей?» Но эти слова не утешали Анну, потому что муж не может заменить дитя.

Во время одного такого паломничества после трапезы в Силоме Анна снова пошла к храму. Там она горько заплакала, изливая пред Богом свою душу, и дала обет, говоря: «Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его».

В то время священник Илий сидел на седалище у входа в храм. Он наблюдал за Анной и видел, как уста её шевелились, а голоса слышно не было. И он решил, что она пьяна и в сердцах сказал ей: «Долго ли ты будешь пьяной? Вытрезвись от вина твоего!».

Анна же не обиделась его выговору, а просто ответила: «Нет, господин мой; я — жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом; не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я сейчас говорила».

Илий, увидев её искренность и смирение, был тронут и промолвил: «Иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него».

Она же сказала: «Да найдет раба твоя милость в очах твоих!»

И возвратилась Анна к своей семье, и больше уже не была печальна как прежде и ела со всеми. И познал Елкана жену свою и «вспомнил о ней Господь». Через какое-то время Анна зачала и родила сына. И назвала его Самуилом, ибо (говорила она) «от Господа я испросила его».

Когда через году муж её пошел совершить годичную жертву в храм, Анна осталась дома, говоря: «когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом и останется там навсегда».

Через три года, Анна привела своего сына священнику Илии и сказала: «О, господин мой! да живет душа твоя, господин мой! Я — та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу; о сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу.»

И поклонилась в храме Анна Господу и оставила отрока Илии.

Самуил сам вырос пророком. А Господь даровал Анне и её супругу ещё сыновей и дочерей.

(По книге Царств 1 гл. 1)

Пост и молитва: Иоаким и Анна

Святая праведная Анна вместе со своим супругом Иоакимом состарились в летах, а детей так у них и не было.

За неплодство народ жестоко порицал эту чету. По преданию в один из дней, когда Иоаким принес дар в храм, священник не принял его жертву, обличая Иоакима в тайных грехах. Расстроенный Иоаким отправляется в пустынь, где проводит в слезах и молитвах сорок дней.

Анна же, ожидая мужа дома, печалилась душою о своей судьбе. В саду она увидела птиц, которые вили гнездо. Она в сердцах воскликнула:

— Горе мне бездетной! Должно быть, я самая грешная среди всех дщерей Израилевых, что одна пред всеми женами так унижена. Все носят плод своего чрева на своих руках, — все утешаются своими детьми: я же одна чужда сей радости. Горе мне! Дары всех принимаются в храме Божием, и за чадородие им оказывают уважение: я же одна отвержена от храма Господа моего. Горе мне! Кому я уподоблюсь? ни птицам небесным, ни зверям земным: ибо и те приносят Тебе, Господи Боже, плод свой, я же одна неплодна. даже с землею я не могу сравнить себя: ибо она прозябает и выращивает семена и, принося плоды, благословляет Тебя, Небесного Отца: я же одна бесплодна на земле. Увы мне, Господи, Господи! Я одна, грешная, лишена потомства.

Ты, Который даровал некогда Сарре в глубокой старости сына Исаака, Ты, Который отверз утробу Анны, матери Твоего пророка Самуила, призри ныне на меня и услыши молитвы мои. Господи Саваоф! Ты знаешь поношение бездетства: прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу и меня неплодную соделав плодоносною, дабы рожденное мною мы принесли Тебе в дар, благословляя, воспевая и согласно прославляя Твое милосердие.

 

(Из Жития святых Иоакима и Анны).

После этой молитвы к Анне явился ангел Божий и возвестил, что она услышана, и вскоре у Анны и Иоакима родится дочь.

Так и свершилось.

Эта девочка, испрошенная у Господа, в последствии вместила в себя Слово Божие и стала Богородицей, Матерью Господней.

Милосердие: праведная Саманитина

Часто утроба у неплодной жены отверзается по молитвам угодников Божиих.

Саманитина заслужила благоволение Божие своим милосердием к пророку Елисею. Узнав, о пророке она уговорила мужа принять святого человека в своем доме в городе Сонам. Елисей захотел отблагодарить её. Узнав от слуги, что сына нет у неё, а муж её стар, он обратился к праведной жене со словами: «Через год в это самое время будешь иметь на руках сына».

Это пророчество сбылось.

В последствии Саманитина показала, что сильна не только в милосердии, но и в молитве и уповании на помощь Божию. Когда сын её подрос, внезапно смерть забрала его. Саманитина отвезла тело ребенка к пророку, безмолвно прося его о воскресении. И по вере её это чудо происходит.

О чуде воскресения сына Саманитины и о её вере мы читаем в храме Великим Постом в Великую Субботу.

(По Книге 4 Царств 4).

Святое послушание: Дева Мария

Зачатие Пресвятой Богородицей Сына Божия является одним из главнейших праздников в нашей Церкви и носит имя Благовещение. Этот день мы величаем главой нашего спасения: Днесь спасения нашего главизна….(тропарь праздника).

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. 

(Лука гл. 1)

Своим согласием принять на себя Волю Божию Мария открыла всему роду человеческому дверь ко спасению.

С самого момента своего согласия, Дева Мария понимает, что отныне на неё возложена великая ответственность, как будущей матери Бога. В каноне, читаемом на Утрени Благовещения Мария, обращаясь к архангелу, говорит: «Душу очисти, тело освяти, церковь сотвори мя вместительну Бога, скинию Богоукрашену, одушевлен храм наитием Пресвятаго Духа и Жизни чистую Матерь». (Песнь 7)

Такое отношение к себе, как к храму, как к драгоценному сосуду, к скинии, несущей в себе образ Божий, присущ многим женам, узнавшим о том, что они носят младенца. Ношение во чреве для многих праведниц стало еще и временем личного подвига хранения своей души, ума и тела от всякой скверны, период усиленной молитвы и предстояния пред Богом.

НОШЕНИЕ ВО ЧРЕВЕ

Жена Маноя, мать судии Израильского Самсона

Ожидание ребенка накладывает на женщину определенную ответственность. Отныне её поступки, её мысли и чувства принадлежат не только ей, они откладывают определенный отпечаток на дитя, которое она носит. Потому от меры благочестия будущей матери во многом зависит и состояние души нового родившегося человека.

Так, еще во времена Ветхого Завета к жене Маноя пришел ангел Божий и предупредил её о том, что она скоро зачнет сына, которому суждено стать назареем Божиим, и оттого она сама теперь должна беречь себя от всего нечистого:

В то время был человек из Цоры, от племени Данова, именем Маной; жена его была неплодна и не рождала. И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына; итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого; ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назарей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян.

(Из книги Судей 13: 2–5)

Услышав эти слова жена все рассказала своему мужу. Маной помолился Богу с просьбой указать, как им воспитывать младенца, если он родится.

Ангел Божий снова явился жене, она позвала своего мужа. И Маноя спросил его:

Итак, если исполнится слово твое, как нам поступать с младенцем сим и что делать с ним?

Ангел Господень сказал Маною: пусть он остерегается всего, о чем я сказал жене; пусть не ест ничего, что производит виноградная лоза; пусть не пьет вина и сикера и не ест ничего нечистого и соблюдает все, что я приказал ей.

(Из книги Судей 13: 12–14)

Супруги возблагодарили Бога, совершив всесожжение, принятое в те времена. И скоро зачала жена и выносив дитя, как говорил ангел, родила сына и назвала его Самсоном. Её сын станет Божиим назареем, Израильским судией.

Мария Радонежская: воздержание и молитва во имя своего будущего дитя

Святые Кирилл и Мария жили в супружестве в благочестии и чистоте, творя дела милосердия и молясь Богу. Когда Мария ожидала своего второго ребенка, с ней в храме произошло необычайное событие, которое заставило её стать еще более внимательной к себе:

В один воскресный день его благочестивая мать пришла в церковь к Божественной литургии и смиренно стала, по тогдашнему обычаю, в притворе церковном, вместе с прочими женами. Началась литургия; пропели уже Трисвятую песнь, и вот, не за долго пред чтением Святого Евангелия, вдруг, среди общей тишины и благоговейного молчания, младенец вскрикнул у нее во чреве, так что многие обратили внимание на этот крик. Когда же начали петь Херувимскую песнь, младенец вскрикнул в другой раз, и притом уже столь громко, что голос его был слышен по всей церкви. Между тем литургия продолжалась. Священник возгласил: «Вонмем! Святая Святым!» При этом возглашении младенец вскрикнул в третий раз, и смущенная мать едва не упала от страха: она начала плакать… Тут ее окружили женщины и, может быть, желая помочь ей успокоить плачущее дитя, стали спрашивать: «Где же у тебя младенец? От чего он кричит так громко?» Но Мария, в душевном волнении, обливаясь слезами, едва могла вымолвить им: «нет у меня младенца; спросите еще у кого-нибудь». Женщины стали озираться кругом, и не видя нигде младенца, снова пристали к Марии с тем же вопросом. Тогда она принуждена была сказать им откровенно, что на руках у нее, действительно, нет младенца, но она носит его во чреве…

Всегда преданные воле Божией и внимательные к путям Провидения, Кирилл и Мария поняли указания Промысла Божия, и сообразно с этими указаниями должны были вести дело воспитания дитяти. После описанного происшествия мать сделалась особенно внимательной к своему состоянию. Всегда имея в мыслях, что она носит во чреве младенца, который будет избранным сосудом Святаго Духа, Мария, во все остальное время беременности, готовилась встретить в нем будущего подвижника благочестия и воздержания; а потому и сама, подобно матери древнего судии Израильского Самсона, тщательно соблюдала душу и тело в чистоте и строгом воздержании во всем. «Заботливо храня носимый ею во чреве Божий дар, она желала», — как говорит святитель Платон, — «через свое воздержание дать телесному составу дитяти чистое и здравое питание, хорошо понимая добрым сердцем своим ту истину, что добродетель, сияющая в здравом и прекрасном теле, становится чрез то еще прекраснее». Всегда благоговейная и усердная молитвенница, праведная мать теперь чувствовала особенную потребность сердца в молитве; поэтому она часто удалялась от людского взора и в тишине уединения со слезами изливала пред Богом свою горячую материнскую молитву о будущей судьбе своего младенца. «Господи!» — говорила она тогда, — спаси и сохрани меня, убогую рабу Твою; спаси и соблюди и сего младенца, носимого во утробе моей, Ты бо еси — храняй младенцы Господь (Псал. 114, 5); да будет воля Твоя, Господи, на нас, и буди имя Твое благословенно во веки!» Так, в строгом посте и частой сердечной молитве пребывала богобоязненная мать святого дитяти; так и самое дитя, благословенный плод ее чрева, еще до появления своего на свет, некоторым образом уже предъочищался и освящался постом и молитвою. (Из Жития святого Сергия Радонежского).

Трудная беременность для усугубления материнской молитвы: мать блаженного Феодорита Кирского

Мать святого Феодорита вышла замуж в восемнадцать лет. Тринадцать лет у них с супругом не было детей. Однажды святой подвижник Македоний Сирийский сказал ей, что у неё появится дитя, но оно должно быть обещано родителями Богу. Она ответила, что ищет прежде всего Воли Божией и спасения души, потому примет с миром, все что ей уготовано. Тогда подвижник промолвил:

 — Щедродаровитый Господь подаст тебе это, а сверх того и сына, потому что искренне молящимся подается по их прошениям вдвое.

Но это обещание исполнилось не сразу. Прошло еще четыре года, прежде чем Господь отверз утробу этой женщины, испытывая её произволение и даруя ей время на работу над собой. За эти года праведная жена очень изменила свою жизнь. В молодости будучи довольно светской, любящей дорогие наряды, украшения и краску на лице, после продолжительной болезни глаз она полностью отказалась от косметики и стала жить скромно, во всем слушаясь советам Македония.

Наконец, она поняла, что ждет ребенка. Но радость о своей беременности была недолгой: вынашивание давалось ей нелегко. На пятом месяце ей стало совсем плохо. Опасаясь преждевременных родов, она послала за Македонием. Подвижник пришел в её дом и обратился к ней со словами:

 — Не унывай и не бойся. Дарующий не отнимет дара от Своего, если ты не нарушишь положенных условий. Помни, что ты обещала возвратить дар и посвятить сына на служение Богу.

Жена ответила, что помнит об этом и желает материнства, как великой милости Божией. Подвижник сотворил над ней молитву и дал ей испить воды. Вскоре опасность миновала.

В срок родился мальчик, которого назвали Феодорит, то есть «богодарованный». Роды были крайне тяжелыми. И на это раз молитвами преподобного Петра Галатийского мать осталась жить.

Спустя годы, святой Македоний говорил Феодориту: «Ты, чадо, родился с большими трудами, живи же достойно этих трудов…».

Блаженный Феодорит стал знаменитым богословом, аскетом и духовным писателем.

Праведная Моника, мать блаженного Августина

Блаженный Августин до самой смерти сохранил уважение к своей матери, как к истинной христианке.

Моника вышла замуж за Патрикия, который был язычником и отличался крутым нравом.

Заботиться о душе своего первенца Моника начала еще когда младенец находился в её чреве. Она тщательно следила за собой. И несмотря на неверность и порочную жизнь своего мужа, оставалась кроткой и терпеливой. Она знала, что пока младенец живет с ней одной жизнью, она должна освятить его и с помощью Божией вселить в него любовь ко Господу. Моника часто молилась и посещала храм во время беременности.

Когда малыш родился, она не пропускала ни одного дня, чтобы не наставить его в вере христианской, не рассказать ему о Боге, Его Мудрости и Милосердии. Она понимала, что первые годы младенчества очень важны для становления души и сердца ребенка, и что скоро её материнское влияние может ослабеть, что дурной пример отца и страсти молодости могут возобладать над сыном. Она всякое утро старалась внушить сыну какое-нибудь правило жизни, истину Божию.

«Она учила меня, — пишет блаженный Августин в своей Исповеди, — прежде всего думать о Боге, следовать только Его заповедям и любить Его любовью, превышающей все другие привязанности…».

И хотя многие её страхи оправдались, и некоторое время сын предавался порокам, но её молитва матери оказалась сильнее греховного омута.

В свое время Августин в корне изменил свою жизнь, принял православие, стал епископом и прославлен в лике святых блаженных.

РОДОРАЗРЕШЕНИЕ 

Доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Господь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой.

Еще не мучилась родами, а родила; прежде нежели наступили боли ее, разрешилась сыном.

(Иссайа 66: 9, 7)

Все жены рожают по-разному. И даже среди праведниц были те, кто родил без особенных мучений, и те, кому довелось претерпеть муки родоразрешения. Но у всех женщин наблюдается схожее отношение к родам, как к труду, необходимому для спасения своей души.

Праведная Эмилия: родовой труд как приношение Господу

Святая праведная Эмилия Кесарийская наиболее известна тем, что пятеро из её детей прославлены в нашей Церкви.

В молодости она желала посвятить себя Богу, но рано оставшись сиротой и столкнувшись с искушениями этого мира, праведница решает, что её путь будет вернее и спокойнее в замужестве с человеком скромным и благочестивым. Выйдя замуж за Василия, она всю свою жизнь посвящает семье — верой и любовью служа своему мужу и воспитывая детей в благочестии, строгости и молитве.

Своего первого ребенка, святую Макрину, Эмилия родила после чудесного сна, в котором она видела ангелоподобного старца, нарекающего её дочь Феклой. Первый роды прошли для неё легко и очень быстро.

Но каждый ребенок рождается по-разному. В конце жизни на смертном одре в компании первой дочери Макрины и последнего сына Петра, уже предстоя незримо пред Богом, Эмилия произносит:

 — Тебе, Господи, приношу начаток и жертвую десятину от трудов чрева. Вот эта — перворожденная дочь, начаток родовых мук, а этот — последний сын — их завершение. Тебе посвящается оба по закону, они суть приношение Тебе.

И действительно, именно рождение и воспитание детей-христиан стали плодом её собственной благочестивой жизни, её служением Богу.

Святая Фелицитата: родовые муки не признак малодушия

Святая мученица Фелицитата во время гонений на христиан была заключена в тюрьму на восьмом месяце беременности вместе со своей госпожой Перпетуей и несколькими другими людьми, исповедовавших христианство. Их приговорили к смертной казни.

По римским законам казнь беременной женщины тогда была запрещена. И Фелицитата очень переживала, что не сможет вместе с другими умереть за Христа. Она молила Господа, чтобы Он открыл её утробу раньше срока. За два дня до казни начались роды.

Как любые преждевременные роды, они были очень болезненны. Но родившаяся девочка оказалась живой и здоровой.

Измученную после родов женщину стражники спросили:

«Вот, ты так страдаешь сейчас; что же будет с тобою, когда тебя бросят зверям?».

Фелицитата ответила на это: «Сейчас страдаю я, как и положено страдать каждой женщине, а там со мной будет страдать Другой, так как я готова страдать с Ним».

Она спеленала свою дочь и отдала её одной благочестивой женщине, навещающей их в темнице. Та вырастила девочку христианкой.

Смерть во время родов: Жена святого Конона Иконийского

В городе Иконии жили муж с женой. Мужа звали Конон. Они оба горели любовью к небесному отечеству, имели твердую веру в Бога и упование на Его Святую Волю. Долгое время у них не было детей, и они молились о даровании им сына. И Господь услышал их молитвы, послав им сына, которого они также назвали Кононом. Но после трудных родов, мать, имея незыблемую надежду на спасение по слову апостола «жена…спасется через чадородие», с миром отошла ко Господу.

После смерти жены Конон с младенцем удалился в монастырь, где за его труды и молитвы Господь даровал ему способность чудотворения и изгнания бесов.

Младший же Конон стал диаконом.

Когда Конону младшему исполнилось семнадцать лет оба праведника были представлены на суд Дометиана, гонителя христиан.

Отец и сын приняли мученическую смерть.

Безболезненные роды: Пресвятая Богородица

Единственная, кто действительно родила без родовых мук и труда была Пресвятая Богородица.

По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение».

Сохранилось апокрифическое предание, что по приближении дня родов Девы Марии, Иосиф, отправился на поиски повитухи. Он встречает женщину, которой рассказывает, что в пещере рожает «Мария, которая выросла в храме Господнем, и я по жребию получил её в жены, но она не жена мне, а зачала от Духа Святого». Повитуха, имя которой Саломея, соглашается идти с ним, и он отводит её к пещере. Она не успевает оказать никакой помощи Марии при родах, так как «в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии».

И хотя, этот текст не является каноническим, на некоторых древнерусских иконах Рождества Христова можно увидеть повитуху Саломию, омывающую младенца Христа.

НАРЕЧЕНИЕ ИМЕНИ

Наречение имени еще со времени наречения Адамом имен животных в раю считалось определенным таинством, которое даровало власть тому, кто нарекает, над тем, кого нарекают; имя также раскрывало сущность нарекаемого. Так Сам Господь называет первого человека Адамом, что значит, муж, человек. После грехопадения Адам называет свою жену Евой - жизнью.

По рождении первого сына, Ева говорит: «приобрела я человека от Господа» и нарекает его Каином, то есть созданным (слово Каин в древнееврейском и арамейском языках означает  - создавать, ковать).

С этого дня обычно за женой остается право именовать свое родившееся чадо, потому что именно она взростила его в себе и, претерпев родовые муки, произвела на свет. То есть именно мать имеет более всего прав на свое дитя, а также именно она чувствует и знает сущность его, ибо почти год она жила с ним одной жизнью.

Хотя, как видно из Писания и Жития святых, бывали случаи, когда новорожденного называет отец, и даже когда Сам Господь указывает родителям, как назвать младенца.

Наречение сына: Захария и Елизавета

У святых праведных Захария и Елизаветы долгое время не было детей. В один день, когда Захария, как священник был во Святая Святых, ему явился ангел Божий и сказал, что скоро жена его зачнет и у них родится сын, которого они нарекут Иоанн, «и буде радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются». Но Захария не поверил ангелу Божию, и за то был наказан немотой до срока разрешения его жены.

Когда пришло время Елизавете родить, и она родила сына, её спросили, как она назовет своё дитя. И она, точно почувствовав своим материнским сердцем Волю Божию, сказала: Иоанн:

Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. (Лука 1)

КОРМЛЕНИЕ

Грудное вскармливание своего дитя важно не только для ребенка, но и для самой матери.

Пресвятая Богородица питала Сына Божия своими сосцами. У нас в Церкви почитается её икона под названием Млекопитательница, на которой Дева Мария изображена, кормящая младенца Христа.

Мученица Перпетуя, заключенная в темницу почти сразу после рождения своей дочери, изнывала в заключении без ребенка. Когда же по её просьбе ей принесли младенца, темница ей показалась великолепнейшим чертогом.

Праведная Эмилия, по традиции своего времени, была вынуждена прибегнуть к помощи кормилицы. Но когда её дочь отказалась принимать молоко чужой женщины, она посчитала это счастливой возможностью снова самой кормит своё дитя. И уже больше никогда не обращалась к кормилицам.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ, НОВОРОЖДЕННОМ ДИТЯ И СЕМЬЕ

Царица Александра Феодоровна для многих современных православных людей стала воплощением идеала матери и жены. Сохранились некоторые записи из её дневника, где она пишет о материнской любви и воспитании. Ими мне бы хотелось закончить это повествование:

Материнская любовь как бы воплощает любовь Бога, и она окружает жизнь ребенка нежностью. Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей. Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Для нас их невинность — очищающая сила. Когда в доме новорожденный, брак как бы рождается заново. Ребенок сближает семейную пару так, как никогда прежде. В сердцах оживают молчавшие до этого струны. Перед молодыми родителями встают новые цели, появляются новые желания. Жизнь приобретает сразу новый и глубокий смысл. На их руки возложена святая ноша, бессмертная жизнь, которую им надо сохранить, и это вселяет в родителей чувство ответственности, заставляет их задуматься. „Я“ — больше не центр мироздания. У них есть новая цель, для которой надо жить, — цель достаточно великая, чтобы заполнить всю их жизнь… Конечно, с детьми у нас появляется масса забот и хлопот, и поэтому есть люди, которые смотрят на появление детей как на несчастье. Но так смотрят на детей только холодные эгоисты».

«Самые прочные узы — это узы, которыми сердце человека связано с настоящим домом. В настоящем доме даже маленький ребенок имеет свой голос. А появление младенца влияет на весь семейный уклад. Дом, каким бы он ни был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что в каких бы краях человек потом ни странствовал, сколько бы лет ни прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом — убежище для души. Дом — это место тепла и нежности. Говорить о доме надо с любовью… В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сделать наш дом светлым, добрым, чистым. Жизненно важно значение среды. Мы еще не вполне понимаем, как много значит атмосфера в доме, где растут дети для становления их характера. Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви, — это наш дом — самое родное место для нас в мире».

Комментарии

Инна Сапега

Спасибо Вам больше, Алла и Юлия, за добрые отклики.

Рада, что Вас трогает эта тема. Выдет ли когда-нибудь книга - не ведаю. Но собирать материал и читать о святых женах мне очень интересно самой. Читаешь и думаешь - ну надо же, и я ведь так могла бы...а вот не делаю...А порой задаюсь вопросом - а честно - могла бы? не знаю. Такой подвиг тихий у многих, но сколько мужества и смирения.

Радости!

Инна 

Алла Немцова

 Замечательная идея, Инночка! Какую можно было бы прекрасную книгу издать! И дарить будущим мамам.

Рада была прочитать о праведной Монике. Вообще-то, "Исповедь" блаж.Августина - моя настольная книга. Благоговейно, красиво и с большой любовью пишет он о матери.

С Божией помощью пусть труды Ваши принесут Радость!

Храни Вас Господь!

Алла

Инна Сапега

Этот материал, как я надеюсь, является началом. Мне бы хотелось собрать воедино жития святых праведных жен и матерях. Если Вы кого-то еще знаете с интересной историей, пожалуйста, поделитесь со мною. Рада любым замечаниям и дополнениям.

Инна