Вы здесь

О рассказе В.Г. Распутина «Василий и Василиса»

В эти дни, когда мы прощаемся с большим русским писателем Валентином Григорьевичем Распутиным, я решил познакомить омилиевцев со статьёй, которую года два назад подготовил к научной конференции по творчеству В.Г. Распутина, которая проходила в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского

ВО ВЛАСТИ ГОРДЫНИ
О рассказе В.Г. Распутина «Василий и Василиса»

Рассказ Валентина Григорьевича Распутина «Василий и Василиса» стоит наособицу среди произведений писателя. О нём практически не встречал статей литературоведов. Не сравнить с «Уроками французского», рассказа прекрасного, но всё же на тему, к которой обращались многие писатели — послевоенное детство. Об «Уроках французского» немало написано, он дважды экранизирован. Я уже не говорю о заслуженно счастливой жизни повестей Распутина. По ним снимали фильмы, ставили спектакли по всей стране. В омской драме долго шёл замечательный спектакль «Последний срок». Поистине работа, претендующая на место в золотом фонде театра.

Рассказ «Василий и Василиса» живёт тихой жизнью. Правда, и ему повезло в кино. В 1981 году снят хороший фильм «Василий и Василиса» режиссёра Ирины Поплавской с Михаилом Кононовым и Ольгой Остроумовой в главных ролях, в фильме также снималась Майя Булгакова, Татьяна Догилева, Наталья Бондарчук. Но и фильм, это по моим ощущениям, а я пристально следил, как читатель и почитатель Распутина, за всем, что было связано с именем писателя, фильм тоже прошёл не первым экраном. Не «громко».

Рассказ «Василий и Василиса» написан молодым писателем в 1966 году. Валентину Григорьевичу было всего 29 лет. Ещё не опубликованы «Деньги для Марии», не написаны повести «Последний срок», «Прощание с Матёрой». Молодой писатель лишь входил в литературу. Однако рассказ заслуживает самого серьёзного внимания. Он не о частном случае в сибирской семье, ссоре супругов, как может показаться кому-то, он о гордыне, первейшем смертном грехе.

Есть притча. Диавол решил продать все инструменты своего ремесла. Аккуратно выставил их в стеклянной витрине на всеобщее обозрение. Что это была за коллекция! Здесь был блестящий кинжал Зависти, а рядом с ним красовался молот Гнева. На другой полке лежал лук Страсти, поодаль живописно разместились отравленные стрелы Чревоугодия, Вожделения и Ревности. На отдельном стенде был выставлен огромный набор сетей лжи. Ещё имелись орудия Уныния, Сребролюбия и Ненависти. Все они были снабжены ярлыками с названием и ценой.

А на самой красивой полке, отдельно от всех остальных инструментов, лежал маленький довольно потрёпанный на вид деревянный клинышек, на котором висел ярлык «Гордость». На удивление, цена этого инструмента была выше, чем всех остальных, вместе взятых. Один прохожий спросил диавола, почему он так ценит странный неказистый клинышек. В ответ прозвучало:

— Я действительно ценю его выше всех, потому что это единственный инструмент в моём арсенале, на который я могу положиться, если все остальные окажутся бессильными.

И он с нежностью погладил деревянный клинышек.

— Если мне удастся вбить этот клинышек в голову человека, — продолжал диавол, — он открывает двери и для всех остальных инструментов.

«Гордость — поглотитель всех добродетелей», — говорила блаженная Екатерина послушницам женского монастыря в Пюхтицах.

Браки совершаются на небесах. Каждому человеку Богом определена вторая половинка. Не случайно автор назвал героев рассказа Василием и Василисой, подчёркивая тем самым — они не ошиблись в выборе, они предназначены друг для друга.

Ошиблись в другом. Много-много лет утром (единственный раз на дню) заходит Василий в избу. Жена Василиса, ни слова не говоря, наливает ему стакан крепкого чая и ставит на средину стола. Василий молча выпивает. «Они молчат, — гласит рассказ, — и это не натянутое молчание, это даже вовсе не молчание, а обычное физическое состояние без слов, когда слов никто не ждёт и они не нужны».

Позволю себе в нескольких словах напомнить сюжет рассказа. Двадцать лет прожили Василий и Василиса, но в один период (было у них уже семеро детей) Василий, что называется, слетел с катушек, загулял и даже в один из таких загулов надумал побить супругу. Загнал на печь, но она поначалу столкнула его ухватом, а потом, изловчившись, этим же ухватом, как рогатиной, пришпилила мужа за шею к полу. Да ещё и потребовала дать слово, что больше не будет драться. Унизила мужское достоинство, пусть и пьяное. Василий (гордыня взыграла) не мог смириться с этим позором, пьяный снова и снова лез в драку, да бойцом в подпитии был слабым, Василиса запросто справлялась с мужем. Лукавый ловко подтолкнул Василия, однажды в пьяном гневе он схватил топор и замахнулся на жену. Василиса была на сносях, и случился выкидыш. После чего Василиса бесповоротно указала мужу на дверь. И с тех пор жил он в амбаре. Семейная жизнь на тридцать лет приобрела самую что ни на есть уродливую форму.

Не простила Василиса. Думаю, Валентин Распутин где-то искусственно усилил ситуацию, сделав героиню беременной на момент конфликта. Будь она не в положении, итог, на мой взгляд, в соответствии с характером Василисы, был бы тот же.

Распутин пишет рассказ скупыми, даже очень скупыми красками. Он не показывает душевные переживания героев, многое даётся выразительными деталями. Всего несколько предложений об отношении детей к конфликту родителей. Сын Пётр назвал своего первенца Васей. Красноречивый факт. Ещё картинка. Перед уходом на войну Василий зашёл в избу попрощаться. Встал перед женой. «Ребята смотрели на них и мучительно ждали. Василиса первая подала ему руку...» Так и попрощались.

А перед этим, когда в деревню пришла весть о начале войны. «Сразу же пришел Василий, — гласит рассказ, — и Василиса не стала его выгонять, не до того было. Он сел на лавку у двери, положил руки на колени и молчал — видно, одному в амбаре молчать было невмоготу».

Василисе была дана возможность простить мужа после страшных лет войны. Но нет. Она не вышла к столу, когда муж вернулся домой и вместе с мужиками отмечал Победу. Возилась в подполье, что-то делала по дому, а потом послала старшую дочь постелить отцу в амбаре. И оборвала её: «Не твоё дело», — когда дочь попыталась возразить. Места для мужа в доме по-прежнему не оказалось. Пронзительное место в рассказе.

Василиса утверждает, что у неё всё перегорело внутри. Но нет, когда лет через 17 после их разрыва привёл Василий к себе в амбар новую хозяйку, Василиса пусть и не прогнала её со двора, но тяжело терпела соперницу.

Ни в коем случае не осуждаю Василису. Кто-то из святых отцов сказал: надо осуждать не человека, а грех, который в нём. Василиса достойна жалости, она своими руками ломает свою жизнь. Не может выбросить мужа из души и до последнего не может смирить гордыню, лелеет свою страсть, находится в её власти.

Гордыня неистового патриарха Никона привела к расколу церкви. Он начал преобразования из благих побуждений, привести в порядок тексты церковных книг, но начал делать это неуклюже. Вовремя не смог признать свои ошибки. Гордыня застила глаза, в стремлении сделать по-своему патриарх не слышал голос разума, не прислушивался к оппонентам. Грех раскола на несколько веков нанес рану Православию, привел ко многим бедам церкви и России.

Семья — это малая церковь. Гордыня Василисы приводит к расколу их малой церкви. Семья приобретает уродливую форму. И рядом супруги, всего-то двор перейти, и страшно далеки друг от друга, и не могут иначе. Один и другой пытались уехать. Василий отправлялся на прииски — вернулся. В один момент Василиса запросилась к сыну в город. Тот обрадовался, мать будет рядом, поможет с детьми. Но Василиса, подумав, отказалась. Бремя их греха, раскола семьи, несут и дети. Стоит представить маленькое село, где всё на виду, и вдруг — многие годы хозяин живёт изгоем. Не забулдыга, не бомж, не пропадающий, махнувший на себя рукой, которому одно место — в амбаре. Вовсе нет, Василий крепкий таёжник, охотник, который набивает пушнины больше других в селе. С любовью пишет о нём Распутин: «Без тайги Василий жить не может. Он знает и любит ее так, будто сам ее сотворил, сам разместил и наполнил всеми богатствами, какие в ней есть». Напрашивается аналогия с Адамом в раю, которому подвластны все звери и птицы, он понимает их, никто другой как он наделил их именами. В селе уважают Василия за знание тайги, мастерство охотника.

Василиса всю жизнь в трудах, подняла семерых детей, сын погиб на фронте. Но мучается она в своей гордыне, на всю жизнь остаётся сердечная рана у детей. И кто знает, как отразится на внуках Василисы и Василия грех раскола семьи.

Верующая или нет Василиса? В рассказе есть сцена, в ней Василиса напутствует Александру, женщину с которой жил какое-то время Василий в своём амбаре, на поиски сына, которого та потеряла в войну. «С Богом, — благословила её Василиса. — Иди, Александра, иди. Земля у нас одна, так и иди по ней. А я за тебя молиться буду».

И всё же, будь Василиса верующей, она бы осознала, что находится во власти гордыни. Конечно, осознать грех и побороть его — разные вещи. Однако понимание греха — уже шажок к покаянию. Святое Писание гласит, нельзя нести жертву Богу, если не помирился с братом своим. Такая жертва неугодна Создателю. Нельзя идти к причастию не примирившись с ближним. Епископ Василий Родзянко в одной из проповедей говорит, что человек, не прощающий ближнего, убивает его в своём сердце.

Василиса и в смертный час мужа не может, простить его.

— Плохо мы с тобой жили, Василиса, — шепчет Василий. — Это я во всем виноватый.

— Совсем не плохо, — качает головой Василиса. — Дети выросли, работают.

— Плохо, Василиса. Стыдно перед смертью.

Так и не повернулся язык у Василисы попросить прощения у мужа. Надо понимать, она искренне считает: вовсе не в чем ей каяться.

И всё же Василий радуется за мгновение до смерти.

— На меня твои слезы капают,— обрадованно шепчет Василий. — Вот опять.

Он закрывает глаза и улыбается.

В девятнадцатом веке в споре западников и славянофилов, западники утверждали — в неустроенности России виновато православие. И, значит, следует переходить на западные рельсы. Большинство ратовало даже не за католицизм, а за просвещение и атеизм. Славянофилы не видели Россию без православия. Причиной всех бед считали отступление от православия, его истин. А что делать? Смирить гордыню. Она причина всех бед. И в падении любимца Бога ангела Денницы, и в падении человека. Необходимо смириться в своей гордыне, осознать факт отступления от истины. Только тогда можно будет переустроить русскую жизнь.

Распутин страстно своей публицистикой, да и всем своим творчеством противостоял нашим западникам конца двадцатого века. В конце перестроечных восьмидесятых, когда Валентин Григорьевич «ходил во власть», он мог апеллировать и сладко поющим, и крайне агрессивным западникам и либералам с самых высоких трибун. Правда, с горечью позже признавался, что хождение во власть было ненужным. Наверное, не совсем так. Он был одним из немногих патриотов, кого допускали до этих самых высоких трибун, кто мог авторитетно высказать на всю страну то, о чём думали миллионы и миллионы русских, болеющих за своё Отечество. Статьи Распутина перестроечного времени, речи в чём-то, возможно, утратили былую остроту, актуальность, тогда как его повести будут жить и жить, будут тревожить нашу совесть. И, конечно, будет стучаться в сердце внимательного читателя рассказ «Василий и Василиса».

Роман Толстого «Анна Каренина» художественными средствами описывает трагедию человека, пренебрегающего заповедью «не прелюбодействуй». «Преступление и наказание» Достоевского показывает, что происходит с человеком, преступившим заповедь «не убий». Рассказ «Василий и Василиса» Распутина предупреждает нас о разрушительной силе гордыни, когда она встаёт между двумя самыми близкими людьми.

Комментарии

Галина Пысина

Спасибо, Сергей, за этот литературный труд и важные философские выводы по рассказу писателя. Порой и тот, кто написал на каком-то шестом чувстве и внутреннем дыхании, не сформулирует, как выводы, исключительные моменты человеческого общения, супружества в данном случае,  затронутые его произведением. Вот Вы написали об этом самом исключительным - и совсем по-другому светится рассказ.  

Сергей Прокопьев

Спасибо, Галина, за добрые слова. Вы, на мой взгяд, правы, говоря о шестом чувстве. Распутин и крещёным-то не был, когда писал рассказ, но как человек мудрый понимал, интуитивно или разумом, пагубность гордыни. В меня, прочитавшего рассказ в юности, он вошёл занозкой. Через много лет вдруг осознал - вот же пример того, как может гордыня переломать всю жизнь человека и его близких. Хорошего человека по своей сути. Это пример для меня, как важно читать в молодости хорошую литературу, она работает исподволь, воспитывает тебя, что-то формирует в тебе, ты и сам не осознаёшь это, а преображение в душе происходит.
Спасибо, Галина. Самого Вам ХОРОШЕГО!

Галина Минеева

С какой радостью прочитала, Сережа, твою статью о рассказе Валентина Григорьевича. Да, ты прав, с позиций верующего православного человека этот рассказ никем не рассматривался, сознаюсь честно, и мне невдомек было увидеть то, что лежало на поверхности. Он был совсем молодым, а сумел заглянуть за... - что же делается там, где грех ослепляет душу человека. Сам, Сережа, знаешь, какое это было безбожное время, но Бог всегда в сердце избранных Своих, тех, кого наделил более, чем десятью талантами, потому Распутин и был всегда  Распутиным.

СпасиБо тебе, друже, за твой замечательный труд, за слово, сказанное в память о величайшем писателе нашего времени. Как горько, не передать, как горько, что Валентина Григорьевича нет с нами. Его сегодня отпевает Святейший Патриарх. Царствие Небесное нашему незабвеннейшему сибиряку, новопреставленному рабу Божию Валентину!

Сергей Прокопьев

Царствие Небесное новопреставленному рабу Божию Валентину!
Без Валентина Григорьевича русская литература ушедшего века была бы, конечно, неполной.  Открыл для себя Распутина году в 1974-м.  Открыл, что называется, навсегда. Читал, перечитывал. Тогда в 70-х запал в душу рассказ "Василий и Василиса".  Наверное, всю его глубину не  понял. Но нерв повествования задел.. И когда Валера Хомяков предложил выступить на конференции, сразу подумал об этом рассказе. Тогда и обратил внимание, что написал он совсем молодым Распутиным. Но Мастер есть Мастер.

Спасибо, Галя, за тёплые слова. Ты молодец, подключаешь ОК к материалам "Омилии".
Храни тебя Господь.
 

Галина Минеева

Была на похоронах В.Г. Распутина в Иркутске. Полетела туда - на самолете, обратно - поездом, только сегодня вернулась. Знаешь, очень хорошо, что побывала, хоть попросила у него прощения - у меня была перед ним одна вина. Сережа! Сколько было народу! КАК люди шли!  А сколько любви! Настроение - скорби и праздника! Подошла к Крупину, говорю: "Владимир Николаевич, вроде и плакать надо сегодня, а не плачется, может, потому что раньше слезы выплакались?" А он поднял голову к куполу церковному (это все проходило в монастырском Знаменском храме ), и восторженно говорит: "Какие сегодня могут быть слезы, Небеса ликуют... это мы, земные здесь..." Приложиться ко лбу Валентина Григорьевича не сумела - постамент высок и широк, так, только к его левому уху ткнуться носом сумела... Как милостив Господь, Сережа, что Он сподобил меня там побывать, вот такой еще один комментарий на твою статью о рассказе Валентина Григорьевича.

Сергей Прокопьев

Видишь, Галя, как хорошо. Слава Богу за всё.

Когда-то сказал я на собрании в СП после всеросийского писательского поенума, который проходил в Омске (гости уже разъехались), что для Омска посещение  города Распутиным созвучно с пребываением в нём в своё время Иоанна Кроншдатского. Может и дерзновенно это покажется иному верующему человеку (мол, сравнил), в чём-то пафосно, но ведь и верно. Валентин Григорьевич преображал нас, настраивал на свет, на красоту, звал к высотам духа. Да и продолжает преображать. Каждый раз немного по-новому читаешь его. Недавно перечитал "Живи и помни". Всё, казалось бы просто, а как проникновенно и берёт за душу, хватает за сердце. Говорит на примере судьбы Андрея Гуськова, стоит дать волю страсти, пойти за ней, как начинает нарастать ком грехов. Вот он уже подминает и тебя, и окружающих...

Слава Богу, Галя, что простилась с Валентином Григорьевичем. можно сказать, за всех нас простилась.

Галина Минеева

можно сказать, за всех нас простилась.

Думаю, что так. Ты прав, так и ощущалось - не только за себя, но и за всех нас эта горсточка песка из ладони на его могилу. И еще тебе хочу сказать, это вовсе не кощунство - Валентин Григорьевич на такую нравственную высоту поднимал каждого из нас, что заслужил такое сравнение. И еще - простые иркутяне говорят: да, его похоронили в монастыре, у церковной стены, а дальше - покоится Хабаров. Такие люди, а разве они не могут быть святыми?.. Из житий святых, Сережа, мы знаем много примеров, когда за праведную и подвижническую жизнь некоторые, Богом избранные, почитались святыми. Валентин Григорьевич - последний из праведников не только в литературе, но и в подвиге собирания национальной силы и характеров нашего народа, который в Сибири утвердил свой новый тип. Сам знаешь, что сибирский человек отличается от людей средней полосы и юга. Это я заметила,  когда невольно сравнивала менталитет беженцев, которых забросила к нам злая военная доля.

Распутин писал просто, но и язык святых отцов для нас всегда образец мудрой простоты. Пишу тебе и вдруг поняла - как мне повезло в жизни, что я знала его, Валентина Григорьевича, и имею от него за последние четыре года 13 писем, тринадцать его коротких и драгоценных писем. Я не сумела стать ему помощницей, за то и просила у него прощения. Дивны Твои дела, Господи! Поистине так.