Вы здесь

«Неправильный» старец

Поселился как-то в Скиту один египтянин. Встав на путь монашеской жизни, он хотел учиться у самого строгого подвижника, которого можно найти во всей пустыне.
— Тогда тебе нужно к авве Римлянину, — сказал настоятель, выслушав просьбу египтянина. — Этот старец живет в отдельной келье за стенами нашего монастыря, ступай-ка ты к нему.
Египтянин пришел в келью аввы Римлянина и был ужасно разочарован. Он думал встретить босого, изможденного старца в рваном рубище, а увидел человека в чистой одежде, и к тому же обутого в сандалии.
«Должно быть, настоятель посмеялся надо мной, — подумал египтянин. — Сразу видно, что это — неправильный старец, потому-то его и поселили за стенами монастыря».

Но так как уже стемнело, египтянину все же пришлось остаться ночевать у аввы Римлянина. Оказалось, что у старца даже был свой чернокожий слуга, который принес им на ужин вареных овощей и немного вина, а постели застелил теплыми рогожами.
— Помолись обо мне, отче, — сказал рано утром авве египтянин и чуть ли не бегом отправился обратно в монастырь.
Но авва Римлянин, умеющий читать в душах людей, послал вслед за гостем своего раба, чтобы тот вернул его с полпути.
— Разве я что-то забыл у тебя? — с досадой спросил египтянин, снова переступая порог кельи.
— Ты просил, чтобы я за тебя молился, но ничего не сказал о себе, — промолвил авва Римлянин. — Скажи, брат, из какого города ты пришел в монастырь?
— Я не городской житель, всю свою жизнь прожил в деревне, работал сторожем на поле, — без особой охоты ответил египтянин.
— Это благое дело, — кивнул авва Римлянин. — А я, смиренный, прибыл в пустыню из великого города Рима, где был вельможей при царском дворе. Послушай, но где же ты спал, когда сторожил поле? Какая у тебя была постель?

— Какая постель в поле? — пожал плечами египтянин. — Я всю жизнь спал на земле под деревом. Что и говорить, в монастырской келье мне куда лучше.
— Вот как! Скажи, а какая в поле у тебя была пища, и какое ты пил вино?
— Да какое там вино, — вздохнул египтянин. — Почти каждый день я ел сухой хлеб с солью и пил воду. Лишь в монастыре я впервые распробовал вкус многих овощей.
— А была ли в твоей деревне баня, где ты мог бы мыться? — продолжал допытываться старец.
— Нет, отче, я жил в бедном селе, где не было ни одной бани, мы все купались в реке. Но зачем ты меня об этом спрашиваешь?
— А у меня когда-то было множество драгоценных одеяний, — помолчав, сказал авва Римлянин. — Вместо них я теперь ношу это одно простое платье. В прежнее время в моем доме ежедневно устраивались пиры, и много золота тратилось на изысканные кушания. Теперь же Бог дает мне немного овощей и малую чашу вина. Вместо бассейнов и бань с благовониями, я лью на свои ноги немного воды, и по немощи своей ношу сандалии, а вместо музыки и песен прочитываю на ночь двенадцать псалмов. Когда-то у меня были кровати с пуховыми покрывалами, а теперь вместо них Бог дал мне вот эту рогожку. Прошу тебя, брат, не осуждай меня за мою жизнь! Когда двадцать лет назад я пришел из Рима и поселился в пустыне рядом с церковью, настоятель монастыря сам приставил ко мне раба и велел каждый день присылать пищу из монастырской трапезной, узнав, как я жил прежде…
Услышав это, египтянин воскликнул:
— Прости меня, авва, за то, что я согрешил против тебя в своих мыслях. Как же я сразу не понял? От сильной нужды пришел я в монастырь, и здесь имею многое из того, чего не имел в прежней жизни. Ты же от великого богатства добровольно выбрал бедность и лишения. Воистину, на такое способен только святой человек!
С этого дня египтянин стал учеником аввы Римлянина и ни разу не усомнился, что его наставник был величайшим подвижником.
 

Комментарии

Хочу пару слов в защиту Ольгиных патериков сказать. Чувствуется, что все они написаны по вдохновению, то есть на уровне междустрочья идет хороший заряд любви и позитива. А ведь это очень важно для понимания и вразумления.

Мне кажется, что не надо, чтобы для детей  все было пережевано, им тоже можно давать материал разный по твердости (это же чтение не для самых маленьких). И в этом смысле, если взглянуть на все истории вместе, получается некий целостный продукт. Может быть все эти истории надо было опубликовать вместе, как рассказы Марины. Хотя,  ляпы так виднее, конечно. Но ускользает продуманная автором целостная картина.

Надеюсь, дойдет время и до «славянских» историй. Однажды Бог вразумит и все получится.

Сейчас конечно Вам не до этого. Тема над которой Вы работаете очень важная, требует много времени и усилий. То что медленно – неважно, главное, чтобы качественно получилось. Опасайтесь исторических ляп, их очень легко можно понаделать.

Благослови Вас Господь успешно завершить этот труд.
 

Думаю, что рассказ «Просто сон» будет легче понятен детям.

Здесь же нравственный смысл скрыт более тонко. Детям его будет уловить гораздо сложнее.

Скажите Ольга, а как Вы отбираете истории для последующего переложения для детей? И, насколько богат арсенал Ваших патериков?

Мне кажется имеет смысл попробовать переложить на «современный детский язык» подобные истории из многочисленных русских патериков. Возможно они будут ближе русскому читателю, нежели древневосточные истории. Многое здесь, безусловно, зависит от автора.

Помощи Божией Вам, и творческих успехов.

Ольга Клюкина

 Была такая мысль, насчет Киево-Печерского патерика, и других. Но... не пошло. То есть, мне самой не понравилось, что получилось, и пока я это дело оставила. Сейчас пытаюсь написать историческую книгу времен Константина и Елены - после поездки на Святую землю в прошлом году. Трудная тема: Рим, ранняя Византия, первые христиане... Ни на что другое не хватает времени: как выяснилось, могу заниматься только одной темой, да и то очень медленно.

 СпасиБо за Ваше неизменное внимание!   

Марина Алёшина

Оля, обе истории понравились.

Но (можно побурчать?) я бы, если честно, поубирала лишние слова. Было бы обёмнее. А вообще - дело нужное, только трудное!

Ольга Клюкина

 Спасибо, дорогая Марина! Я уже и сама вижу, сколько в каждом уголке накопилось мелкого сора. И это учитывая, что только недавно все снова перечитывала и поправляла. Да, все же беспокойное у нас хозяйство. Как только закончу большую работу (если), снова пора приниматься прежнее перетряхивать... К сожалению, я многое вижу лишь задним числом - через месяц, год, три года... Или же вот так, со стороны на сайте, когда смотришь на текст посторонним взглядом. А Вы, случайно, не работаете редактором в издательстве или на каком-то сайте?    

Марина Алёшина

Нет, я не редактор. Регент и дизайнер в издательстве. К текстам отношения не имею. Просто свои тексты помногу правлю, и еще так делаю: откладываю недели на две, чтобы не заглядывать совсем, держу себя в руках. После такого перерыва как глянешь... Кстати, чем дольше перерыв, тем лучше.

А тексты для детей вообще такие: в них надо отсекать лишнее. Так что у меня взгляд собрата.

Ольга Клюкина

 Да, Ира, иногда как в каменоломнях - когда уже все написано.  Поэтому я очень люблю редакторов: они видят сразу, а я - через год, и то в лучшем случае.

Успехов Вам на нашей общей непростой стезе! 

Ирина Богданова

 Я, конечно, к редакторам отношусь положительно, но те, с которыми я сталкивалась такие ляпы допускают... 

Например в книге моей подруги редактор недрогнувшей рукой исправила слова "поединок Пересвета с Челубеем" на "поединок Пересвета с КУДЕЯРОМ" !!!

и книга так и вышла. Представь, что было с автором!