Вы здесь

«Красный поп» — Василий Островидов

Кроме священников награжденных офицерскими орденами св. Георгия Победоносца, был еще один полковой священник, которого наградили солдатским Георгиевским крестом. Судьба этого полкового священника необыкновенна и удивительна, а потому вполне заслуживает внимание читателей, чтобы о ней рассказать.

Островидов Василий Андреевич родился 10 июля 1864 года в семье сельского дьячка с. Копены Аткарского уезда Саратовской губернии.

По окончании Камышинского духовного училища стал послушником в монастыре, но вскоре откуда сбежал. Вначале работал конторщиком на пристани и певчим в хоре, а затем стал учителем в одном из сел Саратовской губернии. Великолепный бас, которым владел юный Василий Островидов не мог не привлечь к нему внимание и вскоре ему поступило предложение от Саратовского архиерея стать дьяконом кафедрального собора.

Долго Островидова в сане диакона не прослужил и уже в двадцать три года принимает решение оставить церковную карьеру ради артистичной. Для этого он в 1887 году уезжает из Саратова в Первопрестольную, для обучения пению в Московском музыкально-драматическом училище. Одновременно с учебой он поет в хоре Архангельского собора Московскогокремля и в оперетте М. Лентовского.

Василий был замечен в театральных кругах Москвы. А на выпускном экзамене в 1892 году его бархатный тембр зазвучал в Большом Театре в партии Руслана. В том же году он дебютировал в партии Сусанина в опере М. Глинки Глинки «Жизнь за царя». Вообще со времени окончания училища и по 1897 год Островидов с большим успехом выступает во многих во многих городах России под сценическим псевдонимом — Тассин. Его талант высоко ценили Шаляпин и Римский-Корсаков. Последний подарил Островидову свой портрет с надписью: «Единственному Деду Морозу от автора «Снегурочки».

В 1897 году Василий Островидов уезжает в Милан совершенствовать свое вокальное искусство у самого Эрносто Росси. Одновременно он успешно выступает в Риме, Турине и других городах Италии в партиях Дона Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини) и Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно). Исполнение Островидовым оперных партий отличалось простотой, отсутствием аффектации, но его густой, «бархатный» тембр голоса просто завораживал слушателей и приносил всегда неизменный успех всем выступлениям русского певца в Италии, как когда и в России.

Что случилось со знаменитым на всю Россию басом, автору доподлинно неизвестно, но факт остается фактом. После 17 лет столь блестящей артистической карьеры, Островидов неожиданно для всех оставляет театральную сцену и возвращается для служения в Церковь, в качестве протодиакона кафедрального собора города Владивостока. Здесь его за активную патриотическую деятельность избирают председателем Владивостокского отдела Русского народного союза имени Михаила Архангела.

В 1914 году вместе со своей семьей отец Василий переезжает в Одессу. Идет война и протодиакон, как истинный патриот не может остаться в стороне, он просится на германский фронт. В 1917 году его рукополагают в сан иерея и направляют в действующую армию, полковым священником 245-го Бердянского полка. На фронте отца Василия за проявленную храбрость и отвагу награждают Георгиевским солдатским крестом.

Отец Василий пользуется необыкновенной популярность у солдат, а потому после Октябрьской революции его избирают в полковой комитет.

В 1918 году отец Василий возвращается с фронта к своей семье в Одессу и сразу же включается в активную общественно-политическую жизнь. Его избирают членом лекторской коллегии и сотрудником губисполкома и в том качестве, он неустанно колесит по всей губернии с лекциями и концертами. Разъезжая по городам и весям он страстно выступает на митингах, организует народный театр. В народе отца Василия Островидова прозывают «Красным попом», но на его выступления идут с удовольствием, так как свои речи он подкрепляет чудным исполнением песен.

Конечно, отец Василий, как человек сугубо религиозный, не стал большевиком, он просто искренне сочувствовал революции, в которой видел проявление Божественной справедливости по отношению к бедным и обездоленным. В апреле 1921 года отец Василий прибывает в Балту для выступлений в селах уезда. Послушать прославленного певца в селе Обжила собрались жители из двух крупных сел — свыше трех тысяч человек. После выступления перед сельчанами отец Василий остался в селе. В этом уезде действовал повстанческий отряд атамана Заболотного. Его люди выследили «Красного попа» и в ночь с 4 на 5 апреля убили прямо в том доме, где отец Василий остановился на ночлег.

Похоронили на Островидова на Первом христианском кладбище Одессы,1 и хотя место захоронения отца Василия к настоящему времени утеряно, но память о нем в Одессе еще живет. С 1923 года, улица, на которой он жил, носила его имя. В настоящее время улице хотя и вернули прежнее название, но в Одесском историко-краеведческом музее вам могут показать сборник статей «Красный венок на могилу священника-революционера», посвященный воспоминания об отце Василии Островидове.

Комментарии

Елена Гаазе

  Очень люблю колоритных людей! Они такие живые, настоящие, многое им можно простить за это. Моя прабабушка родом из села Малые Копены Аткарского уезда, там еще есть (или были) Большие Копены...

Ирина Богданова

Необыкновенная судьба, и очень интересная тема, о священниках -георгиевских кавалерах. 

О батюшке, награждённом солдатским георгиевским крестом слышу в первый раз. Обычно священников награждали наперсным золотым крестом на георгиевской ленте от кабинета Его императорского величества. 

Жалко, что о батюшках-кавалерах немногие знают. 

Спасибо, отец Николай. 

Дорогая Ирина!
Как раз над книгой о таких героях-священниках и я тружусь в настоящее время. Книга будет называться "Ратные подвиги православного духовенства". Начинается она с рассказа о подвиге схимонахов Пересвета и Ослябя и заканчивается рассказами о героях священниках Великой Отечественной войны. В этой книге вы узнаете о всех священниках награжденных офицеркими орденами св. Георгия Победоносца
4-й степени. Таковых было всего восемнадцать человек. А награжденных наперсным крестом на Георгиевской ленте было гораздо больше. Замете что священник о котором Вы прочитали здесь награжден не орденом, а солдатским крестом, это случилось всего два раза, так как полковой священник приравнивался к офицерскому чину.
с уважением ваш почитатель и поклонник прот. Н. Агафонов

Ирина Богданова

Дорогой отец Николай, неверооятно рада, что нашёлся отважный человек, пожелавший поднять такую очень важную и нужную тему, тем более что она будет касаться войн, забытых почти всеми. А Вы в художественной форме, хоть сколько-то возродите народную память. Даже если один человек заинтересуется - уже победа, а у Вас море читателей.

Будем ждать книгу, не сомневаюсь, что она будет замечательная, как и все Ваши литературные труды. 

Наталья Юрина

Будучи студенткой, чуть не ежедневно ходила по улице Островидова (ныне Новосельского) - и никогда не задумывалась, что это за человек-то был. Оказывается, вот оно как! Очень интересно.

Ярчайшая личность. Видно, что человек был очень увлекающийся, темпераментный...я бы сказала - страстный (хотя с известного рода оговорками). Конечно, священнослужители, ушедшие в артисты (и обратно) бывали и до него (тот же М.Д. Михайлов, хотя бы). Да и священнослужители, уходившие в революцию, тоже. Но здесь поистине редкие по размаху душевные метания. Счастье этому человеку, что его вовремя убили. Возможно - мученическая смерть - искупление за его заблуждения. Или - Бог спас его от чего-то худшего. Например, от мученической смерти от руки тех, к кем он примкнул и кому помогал делать зло, "не ведая, что творя". Или от еще более худшего - окончательного превращения в им подобных. Спасибо, уважаемый батюшка - век бы не знала о таком человеке, кабы Вы не рассказали. Е.