Вы здесь

Забытая трагедия русинов: уроки Талергофа (Денис Ахременко)

Талергоф

18 октября в московском Музее современной истории России состоялась презентация сборника документов «Забытая трагедия русинов: национальная политика Габсбургов в годы Первой мировой войны» (авторы книги — председатель Брянской общественной организации «Историческое сознание» Д.А. Ахременко, профессор Минского филиала РГСУ К.В. Шевченко и харьковский историк Е.Л. Кривочуприн). Одна из самых трагических страниц Первой мировой войны связана с появлением в Австро-Венгрии концентрационного лагеря «Талергоф», предназначенного для жителей Буковины и Галиции, которые высказывали симпатию Российской империи. После присоединения Западной Украины к СССР тема Талергофа была под запретом. В настоящее время власти Украины также замалчивают эту трагедию. Авторы книги предприняли попытку изложить историю событий тех лет с опорой на документальные источники. О том, какое значение имеет для современной России трагедия русской Галиции, рассказывает Кавказскому геополитическому клубу Денис Ахременко.

— От лица Кавказского геополитического клуба поздравляю Вас с выходом этой очень своевременной (подобные работы всегда своевременны) книги! К сожалению, и сейчас о русофилах Галиции мало кому известно. Зачем современному россиянину трагедия столетней (и более) давности, разыгравшаяся на границах империи (на тот момент — даже не Российской)? Почему необходимо знать и помнить о ней?

— Спасибо за поздравления! Современному жителю Россию как никогда нужно помнить о своих корнях, помнить о национальном самосознании. События на Донбассе, в Крыму и на Украине подтверждают это. А события столетней давности — это хороший урок для России. Урок, который позволяет избежать повторения ошибок правительства Российской империи и не допустить уничтожения русского народа, русского мира и России как его оплота. И каждый самый обычный россиянин, зная корень проблемы, знакомый с историей вопроса, с историей своей Родины и историей близкого народа сможет привнести свой вклад в развитие и укрепление своей страны. Тем самым мы сможем противостоять и «оранжевым революциям», и провокациям со стороны определенных лиц и стран.

Крепкая власть с опорой на народ, знающий и уважающий свою историю — основа любого государства. Поэтому трагедия столетней давности для любого россиянина — это не чужая беда далеких от нас жителей Закарпатской области, это величайшая трагедия близкого, родственного нам народа, который долгое время самоидентифицировал себя с русским народом. И если мы не будем воспринимать боль этого народа как свою собственную, мы не сможем противостоять внедрению в умы и сердца населения России чуждой нам идеологии, которая приведет к вымиранию русских как нации.   

— Насколько актуальна история галицкого русского движения — и русофильского, и современного, девяностых-двухтысячных годов — для нынешнего российского общества?

— Как я уже говорил, долгое время русины идентифицировали себя с великороссами. Поэтому и мы должны четко осознавать, что не просто живем в соседних странах, но и имеем общие корни, являемся, по сути, братьями. Поэтому их боль должна восприниматься нами как наша собственная. Мы должны приложить максимум усилий, чтобы «русинский вопрос» на современном этапе был разрешен на самом высоком уровне — в ООН, и русины получили бы если не суверенную государственность, то хотя бы широкую автономию.

А актуальность галицкого движения для россиян заключается в том, что сегодня Россию загоняют в изгои, пытаются отдалить от нее не только «цивилизованный мир», но и бывших союзников и, прежде всего, страны СНГ — Украину, Беларусь и другие. Будучи замкнутой в кольце недружественных стран, Российская Федерация окажется изолированной, и ей придется в одиночку бороться за выживание, за возможность самой распоряжаться своей судьбой и жить на своей земле так, как этого хочет её народ, а не колонизаторы с Запада. Чтобы окончательно не сформировалось это кольцо из недружественных государств, нужно знать историю (и прежде всего — своих ближайших соседей и сородичей) и извлекать из нее определенные уроки.

— Готово ли наше общество извлечь необходимые уроки (кстати, каковы они, «уроки Талергофа»?). Создается впечатление, что зачастую все сводится к агрессивному неприятию «этих львовских националистов» и примитивному желанию «отдать Галицию Польше» (в духе аналогичного лозунга «хватит кормить Кавказ»), то есть предельному упрощению темы. От незнания или от равнодушия?

— Наше общество, к сожалению, сейчас находится в довольно пассивном состоянии. Его может разбудить только сильный толчок. Такой толчок, что опомниться от него можно очень нескоро (а можно и не опомниться вовсе). Поэтому наша задача — и историков, и политологов, и всех гуманитариев — заключается в активной пропаганде истории, своего прошлого, массовом его изучении. Только тогда мы сможем возродиться как сильная нация.

Что касается «уроков Талергофа», то, на мой взгляд, самый главный урок — это не быть безразличными, откликаться на беду близкого, братского народа. Если бы в 1914 — 1917 гг. российское общество активнее реагировало на действия Габсбургов против русинов, если бы оно хотя бы взывало к основным мировым игрокам на политической арене того времени с требованием осудить политику Австро-Венгрии, если бы активнее давило на правительство Российской империи, то два братских народа могли сегодня занимать территорию одной великой страны — России.

Что касается желания «отдать Галицию Польше», то это полнейший бред и надо избавлять людей от таких мыслей в их головах. Галиция сто лет назад — это территория, на которой проживали люди, идентифицирующие себя с русскими. Надо всеми доступными способами, в рамках международного права, добиваться того, чтобы русскость вернулась в эти края, и россияне идентифицировались не с «проклятыми москалями», а с братьями.

— Как по-Вашему, Львов — по-прежнему русский город? Закарпатье — русская земля?

— Львов, к сожалению, сейчас город, жители которого по отношению к россиянам настроены враждебно, но задача и российского правительства, и народной дипломатии в том, чтобы коренным образом изменить ситуацию.

— В каком состоянии русинский вопрос на современном этапе? Каков его «русский» потенциал, в особенности после трагедии ДНР-ЛНР-Новороссии? Может ли Россия в настоящее время оказывать влияние на ситуацию в Галиции и на Закарпатье?

— На современном этапе русинский вопрос так и не решен. Да современные украинские власти и не собираются его решать. В 1991 г. прошел референдум русинов, по результатам которого им была обещана автономия, но все эти обещания остались на бумаге и спустя 25 лет. Русский потенциал этого вопроса пока, к сожалению, не очень велик по причине того, что правительство России занимает достаточно пассивную позицию, а ведь именно оно, на мой взгляд, не только может, но и должно оказывать влияние на ситуацию в Галиции и Закарпатье. Сегодня очень подходящий момент для того, чтобы направить в эти места свой десант пропагандистов и рассказывать русинам о нашем общем прошлом и о том, как русинскому населению будет хорошо если не в составе России, то в зоне её влияния. Но пока — это только мои мечты.

Беседовала Яна Амелина,
секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба