Вы здесь

Столкновение

Людмила Есипенко

Впервые за многие десятилетия православная христианка может не исполнить постановления суда из-за своих религиозных убеждений.

26 июня инициативная группа православных христиан Москвы провела акцию по сбору подписей под письмом мэру столицы Сергею Собянину. Активисты и подписанты (около 60 человек) просят главу города отозвать гражданский иск московского правительства в отношении Людмилы Есипенко об уплате 1 миллиона 169 тысяч 802 рублей 82 копеек за реставрацию линогравюр Вадима Сидура «с кощунственными изображениями Господа Иисуса Христа, святых евангельских событий».

Особенностью дела является то обстоятельство, что в случае, если суд сочтет необходимым удовлетворить иск мэрии, Людмила Есипенко может вердикт сознательно не выполнить. Обвиняемая попала в ситуацию, когда ей придется выбирать — смириться с возможным судебным определением и заплатить за реставрацию богохульных работ либо отказаться это делать, поскольку в таком случае она совершит грех хулы на Бога и сделает то, против чего сознательно действовала. При этом Есипенко не отказывается от возможного уголовного наказания, то есть готова заплатить штраф непосредственно государству или, если решит суд, отправиться на «принудительные работы на срок до одного года», либо лишиться свободы на тот же срок. Эти санкции предусмотрены частью первой статьи 148 Уголовного кодекса РФ. Уголовное дело против Есипенко и гражданский иск мэрии объединены в одно судебное производство. В настоящее время обвиняемая, она же и ответчик, находится под домашним арестом.

Напомним, летом 2015 года в Манеже проходила выставка «Скульптуры, которых мы не видим» под кураторством Веры Трахтенберг. 14 августа лидер движения «Божья воля» Дмитрий Цорионов, известный как Энтео, вместе со своими единомышленниками, среди которых была Людмила Есипенко, пришли на выставку. РП подробно писала об этом событии. Энтео и его спутники охарактеризовали представленные работы как «богохульные» и заявили, что они оскорбляют их чувства. Судя по видеозаписи, Энтео разбил тарелку, как он утверждает, из «ИКЕИ». На ней находился действительно кощунственный муляж, изображающий главу Иоанна Крестителя, про которого Спаситель сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». (Мф; 11:11). Людмила Есипенко же сбросила на пол линогравюры Вадима Сидура: православных возмутила фиксация автора на половых органах персонажей.

Созданная по настоянию Энтео экспертная комиссия, которую возглавили Игорь Слободчиков, доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования, и Игорь Понкин, член экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте, дала следующее заключение: «Налицо откровенное издевательство над образом религиозно почитаемого Иисуса Христа. Публичная демонстрация указанного изображения направлена на унижение человеческого достоинства (верующих христиан) и оскорбление их религиозных чувств».

Сам Дмитрий Цорионов на своей странице в Facebook высказался в том смысле, что в России закон работает в одну сторону, всегда обвиняя православных. Он обратил внимание на то, что совсем не работает часть 1 статьи 148 Уголовного кодекса. В этой статье черным по белому написано: «Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок».

Далее события развивались своеобразным образом. Бывший в ту пору председателем Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин прокомментировал происшедшее так: «Если Цорионов закон нарушил, пусть отвечает по всей строгости. Но закон должны соблюдать и те, кто устраивает выставки». Компетентные органы заметили лишь первую часть высказывания церковного деятеля.

Несколько участников движения «Божия воля», и в том числе их лидер Дмитрий Цорионов, были приговорены к административному наказанию. Против же Людмилы Есипенко было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 243 («Умышленное повреждение культурных ценностей»), максимальное наказание по которой предусматривает лишение свободы на срок до трех лет. Тридцатилетняя женщина стала первой и, по словам ее адвоката, единственной обвиняемой по данному уголовному делу. Ни Энтео, ни его сподвижники в материалах уголовного процесса не фигурируют.

Дальше — больше. Весной 2016 года в правоохранительные органы поступило около 30 писем от граждан, которые просили привлечь организаторов выставки к ответственности за оскорбление чувств верующих и разжигание вражды и ненависти по отношению к православным. Но до сих пор никакого ответа по этим заявлениям не получено, и, по словам Оксаны Михалкиной, адвоката обвиняемой, «в полиции гражданам и вовсе говорят, что заявлений у них нет, где они, не знают».

А 27 апреля к уголовному обвинению против Есипенко добавился и гражданский иск московского правительства. Мэрия хочет, чтобы обвиняемая своими деньгами оплатила реставрацию. В письме православных активистов на имя Сергея Собянина отмечается: «Для православных христиан Российской Федерации обязательным к исполнению является документ "Основы социальной концепции Русской православной церкви", где в главе IV сказано: "Неповиновение светским законам и формально законным решениям судов обязательно для православных христиан в соответствии с Основами социальной концепции Церкви для всех случаев, когда послушание угрожает вечному спасению, предполагает акт вероотступничества или совершение иного несомненного греха в отношении Бога"».

Для Людмилы Есипенко заплатить за реставрацию работ Сидура — это предать Бога. Она оказывается в крайне трудном положении нравственного выбора. Инициаторы письма в поддержку Людмилы отмечают то же: «Таким образом, иск об оплате реставрации кощунственных линогравюр Вадима Сидура нарушает конституционное право Есипенко на свободу совести и вероисповедания и противоречит Основам социальной концепции Русской православной церкви. Мы полагаем, что для православного человека является возможным оплатить некий штраф в случае нарушения общественного порядка, но направить хотя бы один рубль на реставрацию того, что, по сути, есть кощунство, для православного человека является неприемлемым».

Православные активисты просят Собянина отозвать гражданский иск правительства Москвы, тем более что он имеет все полномочия так поступить. В конце письма авторы делают весьма концептуальное замечание, не обратить внимание на которое невозможно: «Надеемся, что Вы не допустите первого в постсоветской России столкновения церковного права и гражданских законов».

Григорий Шугаев (текст приведён в сокращении)
Полная версия: Русская планета

 

Протоиерей Валентин Асмус: Дело Людмилы Есипенко — дело христианской совести

Изображения работы Сидура, в повреждении которых обвиняют  Л.А. Есипенко, несомненно подпадают под понятие богохульства и кощунства. Они оскорбляют религиозные чувства христиан и разжигают религиозную рознь.

Чтобы ни имели в виду лица, допустившие экспонирование этих работ в Манеже, объективно они совершили акт кощунства и провокации.

Непонятно, как в России может быть заведено уголовное дело на того, кто защищал Христа от поругания. Но еще менее понятно, как могли предъявить Л.А.Есипенко гражданский иск об оплате реставрации богохульных изображений.

Христианка по совести не может финансировать восстановление кощунственных картин, как в древности, при Юлиане Отступнике христиане предпочитали смерть восстановлению разрушенных ими капищ.

Религиозным преступлением было бы для христианина также оплатить реставрацию символической, ничтожной суммой или попросить об оплате ее иноверцев или атеистов.

Здесь имеет место коллизия между долгом гражданского повиновения и долгом послушания Богу: «справедливо ли перед Богом слушать вас больше, нежели Бога?» (Деян. 4:19). Христианин оказывается вынужденным проявить гражданское неповиновение в отношении судебного постановления, пусть даже Суд считает свое постановление правильным истолкованием и исполнением закона.

При этом христианин может, дабы избежать гражданского неповиновения, попробовать прибегнуть к иным средствам законного разрешения конфликта. Например, можно призвать истца отозвать гражданский иск.

Если за повреждение богохульных изображений христианин приговорен к штрафу, не связанному с реставрацией богомерзких работ, он может выплатить штраф в казну Государства или Города.

radonezh.ru

Комментарии

Выступление Людмилы Есипенко:

Уважаемые господа! Я не понимаю, в чем меня обвиняют. То, что я сделала на выставке, было всего лишь пресечением преступления, происходившего на моих глазах. Я не прошла мимо, а как сознательный гражданин, как православная христианка, попыталась воспрепятствовать преступной деятельности, оскорбившей мои чувства.

Я защитила святыню от поругания. Это самое правильное, что я сделала в моей жизни.  Тогда, в Манеже я ощутила оскорбление самого дорогого, и до сих пор не представляю, как могла бы поступить иначе.

Во время трехнедельной экспертизы в больнице имени Алексеева врачи много раз просили вспомнить увиденные мною кощунства на Господа Иисуса Христа, на Пресвятую Богородицу, Иоанна Крестителя. Спустя месяцы эти воспоминания снова и снова заставляли меня рыдать.

Я готова к любому отношению. Но я не понимаю и не принимаю того, как можно спокойно пройти мимо недопустимого и непереносимого.   Можно ли сделать вид, что ничего не происходит, если рядом с вами убивают ребенка, насилуют женщину или издеваются над беспомощным?

Надругательство над тем, что свято, что веками освящало жизнь многих поколений – это еще хуже.  Безразличие к кощунству – знак солидарности с глумлением над изображением Христа.

Тогда я не рассуждала о том, что подменяю собою работу правоохранительных органов, которые, будучи стражами закона,  призваны пресекать оскорбление чувств верующих. Это потом я узнала, что компетентные органы так и не думали защищать наши чувства, которые грубо попираются подобной антикультурой. Да, антикультурой,  дьявольской культурой, которая, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, «разрушает человека — … превращает в животное, в зверя». А в кого же еще превращает человека изображение “выпотрошенного” Бога?!

Следственный комитет России  ТРИЖДЫ  отказал в возбуждении уголовного дела против Манежа! Трижды демонстрация кощунственных изображений Господа Иисуса Христа с открытыми половыми органами, уродливой маской вместо Лика и выпотрошенным телом Следственным комитетом  не была признана оскорблением наших религиозных чувств.

Мне вменяют в вину то, что я повредила рисунки  на кусках линолеума, воспринимая  - цитирую обвинительный акт - “указанные экспонаты как демонстративно неуважительное изображение фигуры Иисуса Христа, оскорбляющее мои религиозные чувства”. Именно так нечто, выставленное в Манеже в день начала Успенского поста воспринимают все христиане.  Чтобы убедиться в этом, достаточно  задать этот вопрос любому прихожанину в церкви.

Следственный комитет рассматривал это дело трижды. И никакого оскорбления  религиозных чувств не нашел.  Более того, в каждом из трех постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела приводятся слова заместителя директора Манежа Елены Мидзяновской о том, что демонстрация богохульных изображений и грязных пародий на великих святых, состоялась, по ее мнению, в соответствии с державной волей Президента России Владимира Владимировича Путина:

“....организаторы выставки не имеют цели  либо умысла глумиться или, тем более, оскорбить чьи-либо религиозные убеждения, так как действуют в строгом соответствии с государственной культурной политикой Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации”

Разумеется, это компрометация Президента, рукой которого был подписан поистине эпохальный закон о защите чувств верующих. Закон, который навсегда отделил безбожный советский режим от исторической России, чтущей святыню.

Я горячо приветствовала принятие данного закона. Считала, что с ним навсегда уйдут в прошлое темные годы советской власти, ведь религиозные репрессии тех лет коснулись и моей семьи: дед моего двоюродного дяди, священник Николай Агафонников, был расстрелян на Бутовском полигоне в ноябре 1937 года. Но правда историческая и Божия восторжествовали: в 1994 году отец Николай был посмертно реабилитирован прокуратурой Московской области, а в 2000 г. на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых.

Быть может, не все в Следственном комитете прочитали и осознали этот закон  должным образом. И в Министерстве культуры, вероятно, есть еще люди, которые, признавая подобные изображения “культурной ценностью”, полностью потеряли связь с собственным народом, почитающим святыню.

Меня судят за протест против экспозиции, которая стала возможной только в результате именно такого издевательского и вызывающе презрительного отношения ряда государственных органов к религиозным ценностям нашего народа.

При другом отношении никто бы и не осмелился устраивать такие выставки, а я бы не сидела сегодня на скамье подсудимых.

И не  надо разговоров  о том, что Россия-де “светское государство”, в котором все верующие должны стоически выносить “творческие поиски” тех, кто возомнил себя вправе издеваться над тем, что свято для окружающих их людей.  Сегодня мы живем в условиях мифа о том, что свобода творчества безгранична.

Однако примем во внимание, что  Европейский суд по правам человека занял совсем иную позицию. Это показывает его решение  по делу “Отто Премингер против Австрии”, когда   так называемые “свободные художники” жаловались на то, что арест богохульного фильма “Любовный собор” якобы нарушает их права.

“Наложив арест на фильм, австрийские власти действовали в интересах обеспечения религиозного мира в этом регионе.  Также и  для того, чтобы у отдельных людей не сложилось ощущение, что их религиозные представления стали объектом необоснованных и оскорбительных нападок” - вот что говорится в решении авторитетнейшего правозащитного учреждения, практика которого, между прочим, имеет значения и для российских судов. И я призываю представителей российского Следственного Комитета поучиться у их австрийских коллег.

Я получала и получаю десятки писем в свою поддержку от христиан со всего мира. Особенно горячо меня поддерживают американские христиане. Они поражены до глубины души и шокированы тем, что в российском государственном учреждении культуры совершенно свободно и безнаказанно прошла немыслимо богохульная выставка, на которой Господь Иисус Христос был изображен в порнографическом и совершенно непристойном Его божественному достоинству виде. Недавно американские христиане приветствовали ввод  Президентом Владимиром Путиным российских войск в Сирию для защиты гонимого христианского меньшинства этой страны от исламских террористов ИГИЛ.  Эти изверги всячески издевались над сирийскими христианами, унижали их человеческое достоинство, пытали и умерщвляли их за веру во Христа. А сегодня христиане Америки   столкнулись с фактом, что выступая гарантом защиты прав христиан на Ближнем Востоке, Владимир Путин не защищает права христиан внутри своей собственной страны. И они очень раздосадованы этим.

Немного о Вадиме Сидуре, в повреждении работ  которого меня обвиняют.

Много пришлось выслушать и прочитать упреков, как можно замахнуться на так называемые творения участника и  инвалида Великой Отечественной войны.

С войны пришли десятки миллионов людей. От тяжелых ран, от увечий не страдали только  те, кто с войны не вернулся вообще.   Мой дед, кубанский казак Иван Кузьмич Есипенко, кавалер ордена Великой Отечественной войны II степени, был тяжело ранен и пришел  с фронта одноногим.

Я не судья Сидуру.  Но не может Троица Андрея Рублева   защищаться законом наравне с изображением выпотрошенного Христа авторства Сидура. Это немыслимо.

Уважаемые участники процесса, подумайте о том, что произведения Сидура, среди которых есть композиции, состоящие практически только из половых органов, будут изучать в школе ваши дети и внуки. Изучать как сокровища русской культуры.

Суд над собой я считаю несправедливыми и в соответствии с формальным правом.

По Конституции нельзя два раза судить за  одно и то же.

А я  по административному решению этого же, замечу, Тверского суда уже выплатила в сентябре прошлого года штраф за уничтожение имущества в Манеже, и органы дознания признали именно то  судебное решение правильным. 

За  эти девять  месяцев не нашли ни одного другого  якобы уничтоженного или поврежденного мною предмета, кроме тех кусков линолеума, в покушении на которые меня обвиняют.

Впрочем, каким бы несправедливым ни было решение судебной системы, принять его для меня не грех. Государство не смогло защитить меня и других православных христиан от издевательства над нашим достоинством верующих. Я защитила себя сама и готова заплатить за свое право поступать по совести.

Но вот чему я не буду повиноваться ни при каких обстоятельствах - так это вчиненному мне правительством Москвы гражданскому иску на реставрацию изображений, оскорбляющих Господа Иисуса Христа.

При том, что в отличие от антиконституционного характера моего уголовного преследования данный гражданский иск формально по существующему светскому  праву России может быть подан, и букве Конституции не противоречит.

Дело, конечно,  не в запредельной сумме в 1 миллион 169 тысяч рублей за “починку” четырех кусков линолеума.   Для христианки тяжкий грех оплачивать реставрацию  богохульства даже одной символической копейкой.

Даже если бы богохульные изображения были повреждены, оплачивать восстановление кощунственных изображений в их первозданном виде для меня бы значило перестать быть христианкой.   Я никогда не сделаю этого.

Если суд хотя бы частично удовлетворит гражданский иск правительства Москвы,  у меня не будет иного выбора, кроме как оказать гражданское неповиновение. Так мне повелевают поступить  «Основы социальной доктрины Русской Православной Церкви».

Этот документ  прямо предписывает  оказывать гражданское неповиновение во всех случаях, когда  послушание  государственным законам, а значит - формально законным требованиям светских судов  “угрожает вечному спасению, предполагает акт вероотступничества или совершение иного несомненного греха в отношении Бога”.

Оплачивать воссоздание богохульных,  кощунственных изображений для меня - значит отказаться по решению суда от своей веры.  Этого я не сделаю никогда.

При этом все священнослужители, с которыми я советовалась, сказали мне в один голос, что мой христианский долг  - прежде гражданского неповиновения исчерпать достойные средства упредить  возможный  конфликт между требованиями Веры и светского закона.

Поэтому я призываю правительство Москвы отозвать поданный на меня гражданский иск об оплате реставрации богохульства. Проведением выставки я была поставлена в ситуацию, когда я не могла поступить иначе, как выступить против поругания святыни. Удовлетворение имущественных требований вновь поставит меня в ситуацию выбора между моей верой и требованиями закона.  Верой своей я не поступлюсь никогда.

Поэтому прошу официально присутствующего здесь представителя правительства Москвы донести мою просьбу об отзыве иска до столичных властей и лично до мэра  Сергея Семеновича Собянина.

Для меня не станет грехом вместо иска заплатить  штраф, хотя бы и несправедливый. Если - разумеется - этот штраф  пойдет не на починку богомерзких работ, а в казну государства или города.

У меня все.

закон, что дышло............
вот не надо думать, что мир крутится вокруг вас и что законы принимаются ради удовлетворения ваших желаний. верующий сатанист тоже имеет право за защиту. закон может быть принят и для этого тоже.
жаль девчонку, но ведь сама виновата, специально поперлась на эту выставку, чтобы оскорбиться.

Тридцатилетняя женщина стала первой и, по словам ее адвоката, единственной обвиняемой по данному уголовному делу. Ни Энтео, ни его сподвижники в материалах уголовного процесса не фигурируют.

Красноречивое свидетельство. Энтео сработал как провокатор и катализатор процессов, его задача - радикализации общества. Не могу отделаться от мысли о заказухе. Чего стоит название его организации - воля Божья. Пастух цел, он может ещё понадобиться, а вот его овечку показательно наказывают. Срежиссированная ситуация - кому-то всё это ОЧЕНЬ нужно.

Юлия Санникова

Светлана, полностью с Вами согласна! У меня сразу возникло ощущение банальной провокации со стороны Энтео (имя, кстати, какой-нибудь акроним), но в рамках театрализованной общественно-социальной постановки. И женщину, увы, использовали вслепую. 

А вообще дело создано специально под ярлык «православный фундаментализм», который вероятно будут пришивать всякому христианину, мешающему установлению нового мирового порядка. Истинное православие будет заклеймено, как фундаментализм и объявлено ересью. Похоже,  т.н. Всеправославный собор созывался Константинополем как раз для подготовки этого.