Вы здесь

Отражающая способность (Виталий Каплан)

Виталий Каплан

или Должен ли писатель быть проповедником

В церковной среде нередко возникают споры о том, каким следует быть православному писателю: на какие темы ему нужно писать, а на какие ни в коем случае нельзя, как ему относиться к своему творческому дару, какие жанры для него допустимы, а какие нет. У меня тоже есть опыт подобных дискуссий. Причем у меня тут интерес и практический — я ведь тоже писатель, и все такие споры затрагивают, в частности, и меня. Иногда затрагивают весьма болезненно.

К примеру, в 2004 году у меня вышла повесть «Иной среди Иных», где главный герой — всерьез верующий воцерковленный человек, подвергшийся тяжелым искушениям, но устоявший в своей вере. Это своего рода литературный спор с фантастическим циклом о «Дозорах» моего друга Сергея Лукьяненко.

Каково же было мое изумление, когда некоторые читатели восприняли повесть как обличение «этих заскорузлых тупых церковников», а кое-кто из православных, отталкиваясь от подобных отзывов, осудил саму мою попытку сыграть на чужом поле. Понятно, что на каждый чих не наздравствуешься, что среди многих тысяч читателей непременно найдутся люди, мягко скажем, странные… И всё же, всё же, всё же…

Но это лишь частность, а есть и общая проблема — проблема бесплодности таких споров. Ведь полемика вынуждает ее участников противостоять неблизкой им точке зрения. Мы кидаемся в спор, мы опровергаем аргументацию оппонентов и порой одерживаем победу. Но итог этой победы — в том, что остаемся «при своих», отстояв перед молчаливыми наблюдателями обсуждения свою правду. А ведь хотелось-то большего: хотелось самим разобраться по-настоящему, нырнуть на глубину, сделать какие-то практические выводы для себя. Всему этому формат полемики — а тем более ожесточенной полемики — мешает.

Вот, к примеру, несколько лет назад часто спорили, позволительно ли писателю-христианину писать фантастику. Многие считали, что непозволительно, что сам метод фантастики несовместим с православным мировоззрением. Опровергать такой подход было несложно: оппоненты ведь и откровенно передергивали, и показывали свою некомпетентность в литературе (а шире — и вообще в гуманитарной сфере), и демонстрировали весьма узколобое понимание Православия (которое ими субъективно воспринималось как идеология вроде марксизма-ленинизма). Но, отстаивая право христианина писать фантастику, я ни на шаг не приблизился к осознанию того, зачем я сам ее пишу. Воспринимать ли мне свое творчество как форму христианского служения, или как способ удовлетворить свои художественные притязания, или просто как свойственный мне метод высказывания на волнующие темы? А может, это всего лишь банальное тщеславие?

Дело, понятно, не только во мне и не только в фантастике — те же самые вопросы могли бы адресовать себе многие верующие писатели, независимо от жанра, в котором предпочитают работать. Но мало вопросы ставить — на них надо отвечать. Или хотя бы пытаться ответить.
Так что же, для меня литературное творчество — форма христианского служения? Я не уверен, что могу безоговорочно ответить «да».
Во-первых, христианское служение — это, если уж расставлять точки над «i», церковное служение, а значит, на него необходимо получить церковное же благословение. Кстати, в самом начале моего писательства один знакомый сурово выговаривал мне: да как я смею что-либо сочинять, не взяв благословение духовника на каждое написанное произведение? Духовнику своему я об этом рассказал, и тот ответил, что считает себя не вправе цензурировать мое творчество, но хотел бы почитать — не в качестве духовника, властного что-то запрещать или разрешать, но просто в качестве друга. Вот и получается, что в строгом смысле слова у меня нет ни благословения, ни запрета. Мое писательство, по мнению духовника, это сфера моей личной ответственности перед Богом и людьми. Для служения — как-то маловато, пожалуй.

Во-вторых, будь это христианским служением, то главной целью писательства для меня стала бы проповедь Православия: именно по такому критерию я бы в первую очередь оценивал свои стихи и прозу. Стиль, сюжет, конфликт, интрига, характеры героев — все это воспринималось бы только как инструменты, необходимые для проповеди. Но ведь для меня это не так! Я не воспринимаю себя в литературе как проповедника и миссионера! Может, это кого-то шокирует, но я пишу не для того, чтобы кого-то обратить в Православие. Если такое случится, то окажется приятным побочным эффектом. Приятным — но побочным.
При этом я вовсе не отрицаю саму идею проповеди посредством художественного слова. Таким христианским проповедником был, к примеру, Клайв Стейплз Льюис. Проповедник в нем командовал писателем — не в том смысле, что как писатель Льюис был слаб, а в смысле внутренней мотивации. Льюис писал, чтобы звать людей ко Христу, а не просто потому, что писал. В отличие от Дж. Р. Р. Толкина, который был не менее верующим и церковным человеком, но все-таки не ставил перед собой миссионерских целей. Христианское мировосприятие, конечно, присутствует в его творчестве, но оно туда само просочилось — из души автора, без каких-либо сознательных усилий с его стороны. «Как он дышит, так и пишет», — точно подметил Булат Окуджава о сути творчества. И ведь нельзя сказать, что писатель-христианин Льюис хуже, чем писатель-христианин Толкин. Каждый из них нам нужен — и каждый нужен по-своему.

С другой стороны, я не могу и сказать, что никаких элементов христианского служения в моей литературной деятельности нет. В той мере, в какой я действительно христианин, — в такой же я и проповедник. Причем это можно сказать о любом христианине, и неважно, занимается он творчеством или нет. Сама жизнь всерьез верующего человека становится проповедью, свидетельством о Христе. Пишет ли он программы, лечит ли людей, выращивает ли свеклу, торгует ли сковородками — вся его деятельность вбирает и отражает свет его веры. Конечно, у каждого из нас эта отражающая способность своя. У святых — близка к ста процентам, но гораздо чаще она близка к нулю. Близка — а все же не равна.

Я прекрасно понимаю, что я плохой христианин, но, однако же, какая-то вера во мне есть — и потому отражается в моих книгах. Отражается независимо от моего желания, и я об этом знаю. Потому и ощущаю ответственность перед читателями — ведь и в самом деле, нам не дано предугадать, как наше слово отзовется. Иногда отзывается очень неожиданно. Порой так, как получилось у меня с «Иным среди Иных», а порой — как с моим романом «Круги в пустоте», где явной христианской составляющей совсем немного, но который почему-то кое-кем был воспринят как «православная пропаганда».
Тем не менее, для меня мое писательство — это все-таки не проповедь и не учительство. Скорее, это способ разобраться в каких-то очень интересных, важных для меня вещах. Конструируя какую-то человеческую историю, я тем самым ставлю мысленный эксперимент, пытаюсь обозначить, воплотить в ткани повествования те мои мысли и ощущения, которые обычно бывают эфемерны, расплывчаты, которые сами по себе редко удается «поймать за хвост». Вот я их и ловлю, сочиняя какую-то историю. Но не для одного лишь себя, а, скорее, для мысленного собеседника-читателя, которому интересно то же, что и мне, который меня поймет, в чем-то согласится, а о чем-то поспорит.

При этом в моих книгах явной христианской атрибутики не слишком много. За исключением пока еще неопубликованного романа «Чужеземец», повести «Иной среди Иных» и рассказа «Лампочка», я не делал главными героями воцерковленных людей. Здесь нет какого-то сознательного принципа — просто так сложилось. Такие придумались истории. Другой уже вопрос — а есть ли место духовным вопросам в произведении, где не присутствуют священники, монастыри, храмы, колокольный звон и проч. Думаю, есть. По-моему, любую книгу нужно оценивать по тому итоговому вектору, который она дает читателю. Ведет ли она к Богу — или наоборот? Я верю, что мои произведения — независимо от того, в каком жанре они написаны, какая у них тематика, каков в них «процент церковности», — все-таки ведут к Богу. А как оно на самом деле получается, судить не мне.

Фома

Комментарии

дорогие, елена, светлана и иван,
спасибо вам за отзывы.
Я понял совю ошибку, простите.

с уважением
юрий

Елена Гаазе

Мне кажется, что любой художественный текст ведет к Богу или от Него. Третьего не дано. Причем неважно, говорится ли в нем от вере, Господе или нет. Если прочитанное наполняет душу радостью, восхищением миром или желанием покаяния, очищения - то какое для читателя имеет значение, верует автор текста или нет, Господь с ним сам разберется. Не так давно открыла для себя и своих детей Юрия Коваля. Читали мы его "Полынные сказки" и так радовались, зачитывали некоторые рассказы знакомым и родственникам. А ведь он, кажется, верующим человеком не был. Но через него Господь так много детям открывает - сколько там нежности к простецам, детям, старикам. Какая любовь к каждому Божьему творению! Какой блестящий, добрый юмор! А "Чук и Гек" Гайдара! Простите, если кому-то это покажется "уж слишком"..  А что может быть тягостнее, когда неталантливый, но очень православный человек пытается  писать что-нибудь православное. Кого он к Богу приведет?                       

Не думаю, что КАЖДЫЙ худ.текст ведет к Богу или от Него. Есть и нейтральные, служащие, например, для отдохновения или развлечения.

И еще один момент. Вы пишете:

А что может быть тягостнее, когда неталантливый, но очень православный человек пытается  писать что-нибудь православное. Кого он к Богу приведет?   

А ведь такой человек себя может привести к Богу, может развить в себе самом талант (Бог может отозваться на его настойчивые просьбы ). Нередки случаи, когда автор, которого все считали графоманом, со временем начинает писать хорошие стихи. Только в том и дело, что не надо писать ПРАВОСЛАВНО. Надо просто писать от преизбытка сердца своего. А чтобы православно было, надо сердце свое оправославливать. Но если душа требует творческого делания, если есть жажда - пусть пишет человек! В творчестве есть некая целительная сила (вспомним моего Карлика Карла, к примеру). Лишь бы не рядился, не кривлялся человек, не притворялся тем, кем не является. В рассматриваемой ситуации только фальш способна убить душу. И гордость, конечно, если человек силится писать из гордости...

Вообще, в данном вопросе считаю неверным сводить все к Богу. Даже во Христе Божественное не поглотило человеческое. Тем более, в нас....         

Елена Гаазе

когда написала "..к Богу или от Него". Я имела ввиду, что любой, написанный талантливым или просто одаренным человеком текст, запечатлеват нечто в душе читающего. "Безделицы" Пушкина или Чехова, написанные просто  ради шутки и развлечения, заряжают нас бодростью, эти авторы как бы "заражают" нас своим духовным аристократизмом, душевным здоровьем,  внутренней свободой, мы начинаем смотреть на мир более великодушно, доброжелательно, любовно. А это, пусть маленький, но шаг к Господу. А сколько детей сейчас растет в семьях, где всю мировую литературу поделили на православную и неправославную. "Чуковский? У него же простыня летает! Муми Тролли? Что за Тролли? Мери Поппинс - ну это же смешно!"  Хорошо, конечно, что они каждый день жития святых читают. Кто с этим поспорит? Но как же без "Трех мушкетеров" и "Шерлока Холмса" можно детство прожить? А чтобы дети не заражались "страстностью" некоторых, все равно прекрасных,  книг, мы и воспитываем   в них внутренний стержень, сами стараемся быть действительно православными, учим их анализировать, рассуждать.

Дорогая Елена, мне думается, что успех авторов, которые, как Вы говорите, были, возможно, даже неверующими в Бога, объясняется тем, что они не были в глубинном смысле неверующими, что их, как теперь говорят, генетическая память  имеет христианские корни. Огромное количество таких примеров  мы имели  во Время Великой Отечественной войны, когда коммунисты и комсомольцы совершали по сути евангельские поступки. И действительно, как Вы говорите:"Господь с ними Сам разберется.

добрый день,
наверное, эта статья для очень узкого круга посвященных специалистов.
Цитаты из статьи:
...среди многих тысяч читателей непременно найдутся люди, мягко скажем, странные...

...оппоненты ведь и откровенно передергивали, и показывали свою некомпетентность в литературе (а шире — и вообще в гуманитарной сфере),

... демонстрировали весьма узколобое понимание Православия (которое ими субъективно воспринималось как идеология вроде марксизма-ленинизма)....

с уважением
Юрий

Смотря что, Юрий,  Вы имеете в виду под узким кругом. На мой взгляд, это размышление вслух созвучно множеству пишущих людей, которые хотят осмыслить, что именно с ними происходит, в чем суть их творческого делания....

Кроме того, иногда встречается мнение, что литература должна приводить к Богу, а значит, православный  автор видится катехизатором и только. Однако, это заблуждение. Литератор пропускает мир через свое сердце, отражает его в себе, а затем пишет из своих глубин. Само собой разумеется, что, если эти глубины освещены и просвещены православием, это отразиться на конечном продукте. Не более...

Иван Нечипорук

* * *

Не в блеске жёлтого кумира,
А в жажде истины простой,
Жить, познавая Душу Мира,
Идти по знакам за мечтой.

В своём величии убогом,
Быть стойким, словно самосев…
И следовать своей стезе,
Которая приводит к Богу.