Вы здесь

О расторжении церковного брака

Здравствуйте, батюшка! Хочу задать вам такой вопрос.

По инициативе супруги, которую я поддержал, мы венчались. Я пошёл на это с целью укрепить наш брак духовно, мы оба православные, ходили в церковь, на службы. Вы знаете, Господь нас не покидал своей милостью, когда у жены была необходимость срочной гинекологической операции, он нам помог и все завершилось благополучно.

С подачи её родственников она перестала относиться к нашему браку с благоговением, ей внушили мысль, что развод — это нормально, надо только найти кого побогаче и помоложе, и в этой ситуации она отыскала себе виртуального друга в интернете, который зарабатывает больше меня, и собралась к нему сбежать. Этот бизнесмен оказался фантомом, но эту даже виртуальную измену я ей не простил.

Если несуществующий человек за 4 дня виртуального общения «сносит мозги» моей ветреной жене, то при наличии ухажёра реального это случится в 2 раза быстрее.

Мы подали на развод и договорились, что проживём месяц до развода спокойно, потом получим признание церковного брака недействительным, потому как ей надо будет налаживать новую, в том числе интимную жизнь, а не жить в фактическом блуде, неся на себе смертный грех, тем более причина по канону есть — крайне слабое здоровье жены и очевидная неспособность к деторождению, т. е. забеременеть она сможет, но вынашивание плода сопряжено с огромным риском для жизни.

Но ей, чтоб вышибить клин клином, срочно нужно мужское плечо, чтоб меня поскорее забыть, надо срочно завести нового любовника. Она не ведает что творит — даже не разведясь со мной в загсе, уже вывесилась на сайте знакомств под своим фото, указала в анкете «не замужем», очевидно, фактически готова, извините, дать первому встречному. Мне её не вразумить, я ей не судья.

Вопрос такой — когда она после развода подаст прошение в епархию о признании церковного брака недействительным, будет ли оно удовлетворено? Если отринет Бога в душе и этим вопросом не озаботится вовсе (даже подавать не станет), неужели её ждёт наказание господне? И если так, как мне вразумить её, ей 23 года, у неё вся жизнь впереди, неужели нельзя полтора-два месяца выждать вести себя скромно и спокойно?

Я с ней ещё поддерживаю переписку по е-майлу, и ваш ответ переправлю ей, пока она окончательно не погубила свою душу.

Господи, вразуми её душу! Помолитесь за неё, батюшка, рабу божью Татьяну.

С уважением, Геннадий. Буду ждать ответа!

Ответ

Здравствуйте, Геннадий!

Начну сразу с заданного Вами вопроса: «Когда она (жена) после развода подаст прошение в епархию о признании церковного брака недействительным, будет ли оно удовлетворено?» Здесь не вполне корректна сама формулировка: недействительным церковный брак может быть признан в том случае, если изначально были канонические препятствия к его совершению. Например, вступали в брак близкие родственники; или одна из сторон была принуждаема к браку против воли; или венчал не священник, а самозванец — и т. д. Если же все необходимые условия были соблюдены, то брак не может быть признан недействительным.

Другое дело, что брак (в том числе венчанный) может быть расторгнут. В Российской империи Церковь выполняла функцию государственного регистрирующего органа, поэтому церковным инстанциям приходилось заниматься и бракоразводными процессами. В настоящее время ситуация принципиально изменилась, Церковь более не обременена несвойственными ей функциями, поэтому вопрос о расторжении брака и о вступлении в новый брак может решаться на основании собственно церковных канонов.

В идеале христианский брак нерасторжим, и прекращается лишь со смертью одного из супругов. Далее цитирую Основы социальной концепции РПЦ:

«Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. <…>

В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в „Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью“ признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

Расторжение брака по одной из вышеуказанных причин, как можно заключить из общего смысла документа, позволяет невиновной стороне вступить в новый брак — т. е. заново обвенчаться.

Между тем сплошь и рядом известны случаи, когда христианский брак распадается без достаточных на то оснований. Соответственно, «узаконить» подобные разводы с церковной точки зрения не представляется возможным.

Другое дело, что часто после развода в загсе одна из сторон вступает в новый брак (в том же загсе). Поскольку прежний брак фактически распался, а новый фактически состоялся (но об этом можно говорить по прошествии некоторого времени), есть основания просить церковного благословения для этого нового брака. Церковь, снисходя к немощи современных христиан, нередко позволяет венчание в подобных случаях. Однако это именно снисхождение, которое не является общим правилом. Поэтому не следует удивляться, если в каком-то случае на прошение о повторном венчании последует отказ.

Перейдём к Вашему случаю. Насколько можно понять из Вашего письма, никаких формальных оснований для развода нет. Ваша супруга, по милости Божией, не согрешила — по крайней мере, на тот момент, когда вы решили развестись. Что касается бесплодия, то, как видно из приведённой выше цитаты, оно не может считаться основанием для развода. Бесплодие, если только оно не представляет собой явное последствие греха (аборты, венерические инфекции как следствие развратного образа жизни и т. д.) — это болезнь. И бросать человека из-за его болезни — это по меньшей мере не по-христиански. Легко представить себе и такую ситуацию: молодая женщина заболела раком. Беременность если и возможна, то крайне нежелательна. Неужели на этих основаниях муж с лёгким сердцем может бросить больную жену и вступить в новый брак? Странно и спрашивать.

Таким образом, Ваша забота о душе жены, на мой взгляд, проявилась не в том аспекте и не в то время, как и когда это следовало бы делать. Если Вы существенно старше Вашей молодой жены, то, очевидно, не следовало становиться в позу и «не прощать», а постараться вразумить её в самом начале. Разумеется, это может оказаться неисполнимым. Тем не менее, до тех пор, пока она не изменила Вам на деле, оснований для развода нет. Но и прелюбодеяние одного из супругов лишь даёт право, но не вовсе не обязывает другого супруга к разводу. Любой грех может быть прощён. И если Вы любите свою супругу, Вы могли бы простить ей и прелюбодеяние. Это в Вашей власти.

Подводя итог, скажу следующее. Может быть, я не вполне прав, но я основываюсь на Вашем изложении. Вам, уважаемый Геннадий, не следовало бы ощущать себя оскорблённым праведником. В той ситуации, которая сложилась в Вашей семье, есть, насколько я могу судить, немалая доля и Вашей вины. Поэтому будет хорошо, если Вы позаботитесь не только о душе своей жены, но и о своей душе, принеся Богу покаяние в том, что не приложили достаточных усилий к сохранению семьи и даже, если я правильно понял, стали инициатором развода. Плодом же покаяния может явиться стремление к восстановлению семьи, если это пока ещё возможно.

Прошу прощения, если что-либо понял не совсем верно. Божией помощи Вам и Вашей супруге!