На девятый день после Пасхи Церковь особо вспоминает почивших христиан и предлагает в память о них помолиться, сделать что-то доброе, в том числе посетить и привести в порядок могилы.
Такая традиция, хоть и привычна, но далеко не всегда понятна нашим соотечественникам, которые даже не представляют, зачем всё это нужно и что даёт почитание умерших.
Смерть — пустота или встреча с Богом?
Библия говорит о смерти двояко. С одной стороны, Бог смерти не сотворил, смерть — это трагедия и беда. Но, с другой стороны, Христос победил смерть, и, значит, для Его последователей, как бы это ни звучало парадоксально, смерть может стать началом новой жизни — жизни вечной.
Всем памятна история отпадения первых людей от Бога. Поддавшись искушению сатаны, Адам и Ева решили стать как Бог, стать равными Ему, стать независимыми от Него. Мы знаем, что первые люди нарушили заповедь Божью, вкусили плодов от «древа познания добра и зла» и вместо ожидаемой полноты жизни обрели смерть. Произошло примерно то же, что бывает с взбунтовавшейся командой на корабле. Захватив судно, моряки радуются своей независимости и пускаются в самостоятельное плавание. Но без связи с большой землёй, без дополнительной помощи их путешествие будет длиться до тех пор, пока не кончатся горючее и еда. Отказ от источника жизни автоматически приводит к тому, что существовать приходится за счёт ресурсов, содержащихся в самом себе, а они неизбежно иссякнут. Любой человек, проходя через период своего расцвета, достигает увядания и смерти.
Но самое страшное в истории грехопадения то, что после разрыва отношений с Богом жизнь людей перестала быть путём к Богу, она стала дорогой в никуда, в пустоту. Человек обрёл не просто телесную смертность, он обрёл безбожие, приводящее его в конечном итоге к кромешной мгле и одиночеству. Те книги Библии, что составляют Ветхий Завет (повествования, составленные до рождества Христова), ничего хорошего о смерти не говорят. До пришествия Спасителя Бог не дал древнему израильскому народу откровения о смерти, не открыл ее тайну, ибо открывать было нечего: смерть — это путь во тьму, в богооставленность. Те языческие фантазии о смерти, что царили в мире, — про астральные миры, про переселения душ умерших, про царство мёртвых и т.д. — всегда были чужды Библии, как и сама идея заманивания людей в хорошие посмертные условия, условно именуемые раем. Библия говорит, что человеку хорошо там, где Бог, и плохо там, где Бога нет. Рай, открытый нам в библейском откровении, — это не пир среди неописуемых красот, а встреча с Богом. Как младенцу важно только одно — чтоб мама его прижала к своей груди, обняла его, приласкала его, так и человеку по своему призванию надо только одно — иметь личное живое общение со своим Творцом. С точки зрения Библии, ад и самые страшные мучения там, где Бога нет, где пустота.
Евангелия (жизнеописания Иисуса Христа, составленные очевидцами) открывают нам, что Спаситель ценой своей жизни и смерти в Своем воскресении восстановил потерянную связь человека и Бога. Вопрос этот не простой, и объяснить его тут невозможно; но важно понять, что в этом и кроется одна из тайн христианской веры — Христос дал возможность Своим последователям, тем, кто идёт Его путём, ещё при жизни встретить Бога лицом к лицу и после смерти обрести полноту общения с Ним. Смерть теперь не запечатывает автономию человека, его безбожие, как это было до Христа, а становится переходом к жизни вечной в Боге и с Богом. Это трудно понять, ещё труднее в это поверить, но такова вера христиан.
Коротко можно сказать так: человек, поддавшись искушению, отпал от Бога и потерял возможность общения с Творцом. Смерть стала трагедией и горем, ибо за ней ничего не стояло, кроме страданий от безбожия и бессмысленности. Но Сын Божий, став человеком, пройдя этим путём и воскреснув, победил смерть, преобразовав ее в путь к Богу.
Православное учение о загробной жизни
Важно понимать, что под понятием «православное учение о загробной жизни» скрываются разные и достаточно разрозненные взгляды и мнения. Строгого и развёрнутого учения о посмертии и загробной жизни у Православной церкви нет. Это понятно. Христианство — единственная в мире религия, которая предлагает своим последователям — ученикам Христа — вступить с Богом в такие земные отношения, которые не прервутся со смертью, но даже и обретут полноту.
У христианского взгляда на смерть и загробную жизнь несколько ключевых положений. Человек сотворён Богом как бессмертная богоподобная личность, способная к теснейшему общению с Творцом и проявляющая себя в телесной, душевной и духовной областях. С древних времён такое понимание выражалось в воспринятии человека как составного существа, имеющего тело, душу и дух — как бы высшую часть души. Однако человек только тогда человек, когда он являет собой полноту и единство этих составляющих. Дух — сердцевина человеческой личности, он — орган богообщения, который животворит душу и тело. Но человек по призванию тот, кому в удел дан наш тварный мир. Люди созданы для жизни в мире, и поэтому не могут быть рассмотрены вне своих тел, которые, хоть и инструментальны по назначению, но все же являются частью человеческой природы. Душа без тела с христианской точки зрения — это неполный человек. Апостол Павел напоминал первым христианам: «Тела ваши — суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога».
В смерти человек распадается: тело гибнет, душа идёт к Богу. Если при жизни человек доверял Богу, был верен Ему, следовал заповедям Христа, то встреча души человеческой с Творцом будет исполнением долгожданной радости. Если в сердце человека веры не было, то может так статься, что после смерти он и сам не пожелает встречи, она будет для него мучительна.
Как бы то ни было, но окончательное определение участи умерших может произойти только после так называемого всеобщего воскресения. Из последней книги Библии — Апокалипсиса — мы знаем, что настанет день, когда Христос придёт судить мир, но перед этим Он всех умерших воскресит. Каждый умерший вновь станет полноценным человеком со своим телом. Суд может быть совершён только над человеком в его целостности.
О поминовении усопших
Все это и есть основа православного отношения к умершим и православной традиции молитвенного поминовения усопших христиан. Останки почивших благоговейно и даже с почестями хоронятся, над телами усопших совершается так называемое отпевание — прощание и молитвенное напутствие.
Православная церковь уделяет очень много внимания умершим христианам. На каждом богослужении так или иначе вспоминаются усопшие, о них молятся ежедневно и дома, в память и о них тоже совершается Таинство Причастия. С точки богословской, что и отражено в богослужебной практике, отношение к почившим то же, что и к живым: их имена в молитвах перечисляются, можно сказать, подряд. Для христиан такая традиция совершенно естественна, более того, она являет собой прямое следствие из библейского откровения, которое можно выразить словами: у Бога все живы.
Поминовение усопших, молитвы за них ярко свидетельствуют о Церкви как о единой большой семье, возглавляемой Богом, куда входят и ныне живущие христиане, и умершие, и ангелы. Семейность отношений является одним из оснований для молитв за умерших. Если нами кто-то любим, если нам кто-то дорог, то как же можно не вспомнить этого человека в молитвах и не испросить у Бога милости и прощения грехов?