Вы здесь

Время собирать камни

Крым – это непередаваемая синева неба и моря, отделенных
друг от друга только ослепительно белым пунктиром взбитых
в воздушную пену облаков. А горы стремительно уходят ввысь
ликующими восклицательными знаками. Удивительно ли, что
именно в крымских горах, на тонкой, местами едва уловимой
грани между землей и небом, и строились монастыри?
Но поблескивающая синевой стали под первыми лучами
утреннего солнца дорога приводит нас вниз, в долину. Словно
чашу, до краев наполненную хрустально чистым, прозрачным
воздухом, окаймленную кромкой лесов, бережно опустили между
темными остриями гор. Наш автобус въезжает на территорию
Топловского Троице-Параскевинского женского монастыря.
Взмывает ввысь, смывая дорожную усталость, молитвенное
пение в храме. Мы успели как раз к началу Литургии. Сердце
замирает от столько раз слышанных и все равно как бы впервые
воспринимаемых слов. «Придите, поклонимся Цареви нашему
Богу»… Те, кто готовился к исповеди, подходят по очереди к ана-
лойному столику, на котором лежат крест и Евангелие. Пытливый
взгляд священника, кажется, проникает прямо в душу. И вот
в конце Литургии еще одна долгожданная милость. «Причаща-
ется раба Божия во оставление грехов и в жизнь вечную...»
Каждый год, 27 октября и 8 августа, в дни памяти преподобномученицы
Параскевы, монастырь отмечает престольный праздник.
После Литургии – трапеза, а по-мирскому – завтрак. И, нако-
нец, чудотворный источник святой Параскевы. Его прохладное
дыхание ощущается еще за несколько метров. Температура воды
в источнике весь год одинаковая – восемь градусов. Несколько
женщин в длинных белых сорочках, перекрестившись, спокойно
входят, окунаются с головой. «Не будь ненормальной, – шепчет
мне проклюнувшийся вдруг червячок сомнения. – Они, может,
моржи, а ты куда? После такого купания в больнице бы не очу-
титься...».
Женщины уже искупались, переодеваются, разговаривают.
… Каждый год сюда приезжаю, – рассказывает та, что помоложе.
Шесть лет с мужем жили, а детей не было. Обследовалась, лечи-
лась, только все напрасно. Потом соседка надоумила съездить
сюда. А на следующий год и сыночка родила. Сейчас ему уже
три года. В прошлом году всей семьей приезжали...»
– А я под машину попала, – вздыхает другая. – Кости поломан-
ные срослись, но боли не проходили. Теперь только благодаря
источнику и чувствую себя теперь человеком.
– Я после гриппа плохо видеть стала, – включается в беседу
третья. – Глазной врач говорит: выписываю вам капли и таблетки.
Но, скорее всего, нужна будет операция. Я еще к одному врачу
пошла, а та оказалась верующей. Говорит: «Лечение назначено
правильно, но есть еще одно лекарство – Параскевинский ис-
точник в К рыму! Съездите, водички попейте, покупайтесь». Вот
и приехала...
Собравшись с духом, вхожу в воду и я. Святая мученица
Параскева, помоги! Холодная вода обжигает. А окунуться надо –
три раза с головой. Забегая вперед, скажу, что ни простуды,
ни даже насморка потом не было. Наоборот – такая бодрость
и легкость во всем теле! Да еще слегка окрашивала щеки краска
стыда за свои недавние сомнения. Столько исцелений помнят
воды источника – не перечесть...
В монастыре ведется специальная тетрадь, в которой палом-
ники могут оставить письменные свидетельства происшедшего
с ними. За каждой из записей – история чьей-то беды, веры, по-
следней надежды на Бога, когда не смогли помочь люди.
«Сентябрь 2000 г. Несколько лет назад в семье моих знакомых
тяжело заболел отец. Его дочь взмолилась к Господу: «Господи,
не забирай отца, отдай его болезнь мне». И тут же ей стало
плохо. Положили в больницу. Диагноз – рассеянный склероз.
Шесть лет она была прикована к постели. Высохла, остались
одни косточки. На праздник иконы «Всех скорбящих радость»
я, недостойная Василиса, привезла ее Топловский монастырь –
Господь меня сподобил. После окунания в святой купели больная
Елена встала на ноги и пошла! Также к ней вернулся дар речи.
Благодарим Господа и М атерь Божию за чудесное исцеление.
Адамовы. Севастополь».
«Три года назад я получил ранения ножевые и огнестрель-
ные. После операции у меня было запавшее легкое и болели
раны. Однажды случайно проезжал мимо и увидел указатель
на монастырь. Поднялся в монастырь и по подсказке матушки
и святой Параскевы искупался в купели. Купель подняла меня,
я почувствовал легкость в теле, легкие задышали полностью.
Снимки показали резкое улучшение. Раны очень быстро затяну-
лись и перестали болеть. Благодарю Господа и Матерь Божию
за исцеление. Владимир Бондаренко, г. Днепропетровск».
«Май 2001 года. Я побывала здесь вместе с группой палом-
ников из Евпатории. После омовения в святой купели исчез без
следа ожог второй степени размером с ладонь. Романшина,
г. Евпатория».
Чудотворному роднику – без малого две тысячи лет. Ровно
столько, сколько прошло после казни здесь удивительной девуш-
ки по имени Параскева. Поздний, вымоленный ребенок, она была
светом и радостью для своих немолодых родителей. Так отец
и мать ждали, хотели ее появления, что даже день, в который
родилась малышка, решили увековечить. Параскева – в пере-
воде значит пятница.
Девочку воспитывали в христианской вере. А когда родители
умерли, Параскева раздала бедным свое имущество и пошла
проповедовать христианство, делиться с другими радостным
знанием Бога. Происходило это во втором веке нашей эры, когда
за веру в Христа можно было и головой поплатиться.
Вскоре ее арестовали и привели к правящему императору
Антонину. Пораженный необыкновенной красотой Параскевы,
он стал уговаривать девушку не губить себя, принести жертву
языческим богам. Но заставить Параскеву сделать это не смогли
ни ласковые уговоры, ни угрозы физической расправы.
Сильные мира сего не любят, когда им отказывают. Император
почувствовал себя глубоко оскорбленным. В гневе он приказал
пытать несговорчивую христианку. На голову мученицы надели
раскаленный медный шлем. Невероятно, но он не причинил ей
вреда, словно это был обычный головной убор. Император не
верил своим глазам. Последовал приказ бросить девушку в котел
с кипящим маслом, но и здесь Параскева осталась невредимой.
Император усомнился: действительно ли масло горячее? И ве-
лел плеснуть в него из котла.
Параскева зачерпнула масло, как прохладную воду, и плес-
нула в императора. Сильный ожог и слепота были наказанием
жестокому правителю. Мучаясь от невыносимой боли, он стал
просить ту, против которой бессильны оказались пытки, помочь
ему.
Казалось бы, Параскева имела полное право воскликнуть:
«Поделом тебе!». Наверное, мало кто на ее месте удержался
бы от подобного возгласа. Но в том и состоят сила и непобеди-
мость христианства, что для его исповедников невозможными
становятся злорадство, месть, обиды. Так было в первые века,
так и сейчас. Ситуации могут быть разными, но критерии оста-
ются те же.
Параскева поблагодарила Бога за то, что он послал ей
встречу, которая поможет обратить в истинную веру самого им-
ператора. В горячей молитве она просил Христа даровать ему
исцеление. И ожоги на лице ее мучителя исчезли, боль в глазах
прошла, вернулось зрение. Кстати, и сегодня к святой Параскеве
обращаются с просьбами об исцелении глазных болезней. Есть
греческая икона, на которой святая держит чашу, а в ней – ис-
целенные ею глаза.
После случившегося мог ли Антонин не поверить в Христа?
Он принял христианство вместе со своими приближенными.
А Параскеву отпустил с почестями, и она ушла дальше, в дру-
гие края, и много еще чудес сотворила именем Бога. Наконец,
святая пришла в Крым, где правителем был некий Тарасий,
яростный язычник, ненавидевший и искоренявший все, что имело
отношение к христианству. Он велел отсечь Параскеве голову.
Произошло это в глухом урочище Топлу. И когда первые капли
крови упали на землю, оттуда забил родник. Это и есть тот ис-
точник, что находится на территории Топловского монастыря.
Его целебную силу люди обнаружили сразу же. И многие века
идут и едут сюда как за лекарством от всех болезней.
Наверное, кому-то из тех, кто будет читать эти строки, расска-
занное покажется красивой легендой. Как можно не свариться
заживо в кипящем котле? Не испытывать боли под пытками?
Я хочу ответить словами нашего современника, иерея Михаила
Овчинникова. Несколько лет назад он был настоятелем Свято-
Успенского храма в г. Верхнеднепровске. Случилось так, что отец
Михаил попал в серьезную автокатастрофу. После реанимации
и длительного лечения его привезли восстанавливаться сюда,
на источник святой Параскевы. Пережив до этого клиническую
смерть, он на собственном опыте познал невидимый для обыч-
ного человека потусторонний мир. И уже с позиций такого опыта
священник позже напишет в своей книге «Между жизнью и смер-
тью»: «…я вдруг ясно понял, что все мы, земные люди, живем как-
то не так, зачастую, по нашей греховности, не попадаем в этот
радостный ритм течения жизни, в это невидимое вселенское
дыхание, созданное Богом. А вот великие христианские под-
вижники, на мой взгляд, своей неусыпной, длительной молитвой
поднимали себя до этих высот ощущения ритма Божьего Света.
Вспомним примеры из жизни преподобных отцов Серафима
Саровского, Сергия Радонежского, целителя Пантелеймона,
Оптинских старцев, великомученицы Параскевы, современных
страстотерпцев, мучеников за веру Христову...
Этот список можно продолжать бесконечно... Многие люди
свидетельствовали: в моменты усиленной молитвы, высокого
духовного напряжения от лиц этих людей исходил свет, от тел –
сияние, в зимнем, снежном лесу открывались цветы и травы,
в промерзшем карцере страшного лагеря согревала дивная
молитвенная ночь... Исчезало восприятие боли, не обжигало
кипящее в котле масло... Изменялась даже окружающая при-
рода: трава, листья на деревьях, появлялись нежданные цветы
в снегу, необычные свечения и прочее...
Люди ощущали эти необычные явления, потому что на их
глазах в молитвенной силе подвижников наглядно проявлялась
безграничная сила Божия, которую мы, грешные земные люди,
просто никогда не видим»…
Отец Михаил так и остался на несколько лет в Топловском
монастыре, служил тут и проповедовал.
Почему сегодня мы бываем так холодны и недоверчивы
к единственному, ради чего стоит жить – ради Бога? Неужели
только потому, что после Его прихода прошло два тысячелетия?
Да, в первые века нашей эры еще живы были если не те, кто
слышал Христа, то их близкие потомки. И вера христиан была
горяча и непоколебима, а ненависть к ней язычников – яростна
и безжалостна. А сейчас мы, иссуетившиеся и теплохладные,
живем в христианском мире, среди множества конфессий – и не
всегда ценим его. И, бывает, ближний наш восклицает гордо:
«Не все ли равно, как верить? Бог один, просто дороги к нему
разные!».
Быть христианами в христианском мире не опасно. Оттого,
может, и конфессий много. Когда голод, главное блюдо на сто-
ле – хлеб. Когда наступает пресыщение, каких только кушаний
не изобретают. Не так ли и в вере?
Первые христиане знали, что путь к Богу может лежать через
мученичество. Они умирали на крестах, подвергались пыткам.
Их бросали на арены амфитеатров, на потеху зрителям и на
съедение хищным зверям. Их обливали смолой и поджигали,
превращая живых людей в факелы, бегущие по ночным улицам
Рима.
Какая все же пропасть между ними и нами, чуть что, вопроша-
ющими: «За что, Боже? Почему болею, почему муж пьет, дети не
слушаются, на работе проблемы, денег нет? Не убиваю, не краду,
грехи только мелкие, как у всех. Так ведь все не святые…»
Ну, а если не святые, так и не видать нам того духовного
подъема, не творить чудес, подобных тем, что доступны были
Параскеве или Серафиму Саровскому. Но зачем же тогда от-
рицать, считать легендой то, что самим недоступно? Препо-
добный Серафим Саровский когда-то заметил, что разница
между святым и обычным человеком заключается всего лишь...
в решимости. В решимости никогда не отступать от заповедей
Божьих и не делать себе поблажек даже в малом. Так просто.
И так сложно.
Еще двух Параскев глубоко чтут в Топловском женском мона-
стыре. Одна из них, болгарка Константина, приняла имя Параскевы
при постриге. Она посвятила жизнь строительству возле
источника маленькой часовни, в которой и жила, и молилась
своими словами о здравии и упокоении людском, по запискам,
которые приносили ей местные жители. Была малограмотной,
но знание Бога заменило ей все премудрости мира. Она стала
первой настоятельницей монастыря и умерла в глубокой старо-
сти в 1874 году, через десять лет после его основания.
Вторая Параскева – в миру Ольга Ивановна Родимцева – душа
монастыря, его игуменья в течение многих лет. При ней мона-
стырь достиг наибольшего рассвета, сюда стремились, стать
монахиней Топловской обители считалось большой честью.
Вместо девяти монахинь, населявших его вначале, к моменту
прихода новой, безбожной власти в нем жили 244 монахини
и послушницы. Здесь рос потрясающий, даже за границей из-
вестный яблоневый сад, строились храмы, хранилось множество
реликвий, большинство из которых бесследно пропали после
революции. Матушка Параскева скончалась от сердечного при-
ступа в день окончательной ликвидации монастыря. Пока была
жива, как могла, старалась уберечь обитель. Уже официально
монастыря вроде бы и не существовало, вместо него появилась
артель «Женский труд», а монастырская жизнь продолжалась.
Но в феврале 1928 года в монастырь явилась комиссия, которая
с неудовольствием констатировала:
«Уклад всей жизни артели строится по монастырскому уставу.
Во внутренней жизни артели сохранился прежний монастырский
устав и традиции. В артели отсутствует политико-воспитательная
работа. Фактическое руководство артелью находится в руках
лиц, ранее возглавлявших монастырь и ныне лишенных изби-
рательных прав».
«Нет никаких оснований надеяться на устранение всех от-
меченных выше недостатков, – сделали вывод проверяющие, –
ввиду упорного нежелания членов артели». И рекомендовали:
«Признать сельхозартель «Женский труд» как использующую
коллективную организацию не для ведения хозяйства, а для
сохранения бывшего монастыря, – лжекооперативной органи-
зацией». Тотчас вслед за этим ЦИК Крыма постановил – «Сель-
хозартель «Женский труд» как лжекооперативную – ликвидиро-
вать»!
Монахинь разогнали, на территории бывшего монастыря
организовали совхоз с интересным названием: «Безбожник».
К счастью, матушка Параскева этого уже не увидела.
Она похоронена на тихом, похожем на сельское, монастыр-
ском кладбище. Вмонтированное в крест изображение: строгий
монашеский убор, усталое, строгое и вместе с тем очень доброе
выражение лица. И монахини, и паломники твердо убеждены,
что молитвы, произнесенные у могилы матушки Параскевы, ис-
полняются. Подтверждений этому, утверждают, много. И еще
на могиле игуменьи иногда сами собой загораются свечи. Дей-
ствительно, мы как раз невольно оказались свидетелями такого
явления: одна из нас держала в руках пучок зажженных свечей.
Три раза порывы ветра задували огонь, и так же трижды свечи
упорно вспыхивали снова. На могиле игуменьи паломники часто
оставляют записки с молитвенными просьбами. Ответ, говорят,
приходит очень скоро – в виде исполнения этих просьб.
Летом 2010 года, в Топловском монастыре произошло боль-
шое событие. Митрополит Киевский и всея Украины Владимир
совершил здесь чин прославления в лике святых игуменьи Па-
раскевы (Родимцевой) и первое молитвенное поклонение перед
образом святой преподобной Параскевы. Прославлена еще одна
угодница Божия, просиявшая на благословенной земле Таври-
ды. Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь сказал
по этому поводу: «Минули десятилетия, и эпоха атеистического
разрушения сменилась временем «собирания камней», созида-
ния вертограда духовного».
А нынешнюю настоятельницу Топловского монастыря зовут
тоже – Параскева! В миру – Нина Ивановна Тищенко, преподава-
тель иностранных языков в учебном учреждении, она приехала
сюда однажды, как паломница, и… вдруг почувствовала, что ей
здесь все родное, что это ее место в жизни. Осталась послушни-
цей, выполняла любую работу, затем приняла постриг и вскоре
была возведена в сан игуменьи. И снова под руководством игу-
меньи Параскевы живет и возрождается сегодня обитель.
Приезжайте в Топловский монастырь, и вы убедитесь, что
безграничная сила Божия действительно существует. Она так
же реальна, как мы с вами, как эти храмы с мерцающими в них
огоньками свечей и строгими ликами святых, как этот незамут-
ненный источник с чистой целебной водой…

Комментарии

Инна Сапега

Да, очень интересно Вы пишите, Надежда. А мне захотелось иллюстраций к Вашим очеркам - фотографий монастыря, иконы Параскевы. Удивительные люди, о которых Вы пишите. Матушка игуменья... Наверное, правда, только те, кто так искренне и твердо откликаются на глас Божий, могут стать и для других живым примером веры.

если Бог приведет в Крым обязательно загляну в этот монастырь.

Надежда Ефременко

Обязательно загляните, Инна! Монастырь удивительный. Вообще монастыри -это уже как переходной мостик между земным и небесным. Наверное, потому в них и происходит столько чудес Божиих. Знаете, Инна, я эти дни скорблю - из-за боевых действий полностью сгорел женский монастырь Иверской иконы Божьей Матери в Донецке, в районе аэропорта. Там была необыкновенной красоты Иверская икона, ее с Афона привезли. Но вот какое чудо Божие - здание храма полностью разрушено, от осколков живого места нет, а иконы ... чудным образом не пострадали, остались целы и невредимы.. Часть из них уже вывезли, часть должны забрать в ближайшее время.

Марина Алёшина

Надежда, Вы очень интересно рассказали, спасибо!
Особо ценны рассказы современников.
Может быть, поместить над текстом подзаголовок? Чтобы ищущему было легче набрести в сети на рассказ о монастыре?

Господи!
Я не знаю, как так происходит:
Что в душе Ты помещаешь мир?
В міре она мира не находит,
Потому что «мир в сей жизни» — миф!
Мир по плоти, видимый для глаза,
Он чрез время краткое пройдёт...
Божий мир все замечают сразу!
Внешних всех он к Истине влечёт.
2
Для начальных в вере мир приходит
И уходит, если вера спит.
Если кто-то с верой в церковь ходит,
Сам Бог душу миром наградит.
Господи, да будет Твоя воля
В моей жизни до последних дней.
Хорошо бы жить, ни с кем не споря,
Пребывая в Истине Твоей!
3.
Литургия — Твой душе подарок!
В ней она живёт, имеет всё.
Господи! Лишь Ты душе отрада!
Все моё — Твоё, Твоё — моё!
И не важно сколько каждый «знает»,
Может и не знает ничего.
Верой человек все получает:
«Да приидет Царствие Твоё!»
4.
В храме, души Духом посещая,
Бог нам все потребное даёт.
Мир Свой чудный чувствам открывает
И особо, в жизни сей, ведёт...
Будь, душа, внимательной, послушной,
Чтобы все испытывать могла!
Бог всех любит! Он не равнодушный!
Веру проявляй в своих делах!
5
Он тебя так нежно призывает,
Помогает скорби все нести.
В горе, в испытаньях укрепляет!
Чтобы мог ты в вере возрасти!
Честь Христу и слава! Аллилуйя!
Пой Ему всем сердцем и душой!
С Богом все по силам! С Ним смогу я,
Не сгорев, нести Огонь святой.
14