Вы здесь

Унылая пора! Очей очарованье!

Осень… Для кого-то из людей это «волшебная, романтичная пора ярких красок», для других всего лишь дожди, грязь и уныние. Чем отличаются первые от вторых? Чувственностью, тонкой организацией души, или же просто всё дело в возрасте? Мне кажется, что, скорее всего, здесь следует упомянуть о таком феномене, как «простота души». Что такое вообще «простота» в нашей жизни? Удивительным образом это слово приобрело какой-то характерный оттенок именно в наше время. «Ты такой простой!» - восклицаем мы, когда хотим укорить человека в недальновидности и скудоумии. «По-простецки так одет», - говорим мы с пренебрежением о человеке, отличающемся от нас только тем, что он не носит дорогую, модную одежду. «Нельзя же быть таким простым», - наставляем мы человека, поверившего или же доверившегося незнакомым людям. «Не так уж просто простить!» - самовлюбленно восклицаем мы, взращивая свою гордость. Слово «простачок» удивительным образом порождает в нашей голове мысли о неумном вовсе человеке, очень похожем на персонажа из известной сказки. Но стоит только нам прийти в православный храм, как услышим совершенно другие слова о простоте. И если мы будем слушать эти слова не только ушами, но и всей своей душой, то мы узнаем из Евангелия: о простоте - идеальной форме человеческого существования на земле (вспомните жизнь нашего Спасителя на земле и данные нам заповеди блаженства); о детской простоте – средстве для достижения Царства Небесного (вспомните слова о детях, которые Христом сказаны для нас); о простоте – непременном условии для совершения чуда (вспомните кровоточивую женщину, ухватившуюся за край ризы Божественного Учителя); и наконец, о простоте, соединенной с прощением ближнего, – залоге прощения Богом наших грехов (мы несколько раз в день обращаемся к Нему с молитвой «Отче наш»). Христианские добродетели любви, прощения и простоты подчас воспринимаются нами как красивая аллегория, встречающаяся лишь в Евангелии и житиях святых. На деле же мы придумываем себе любые изощренные оправдания, чтобы и возникающие порой в нашем сердце доброту, любовь и простоту скрыть за плотной «одеждой гордости». Потому, наверное, что все эти чувства нами воспринимаются как некая слабость, неспособность противостоять. Мы забыли и не помним слова «побеждайте зло добром» и на зло, причиняемое нам, отвечаем ещё более страшным и ужасным злом. Господь, как мы знаем, неизменен и прощает «запросто» любого грешника, обращающегося к Нему в простоте с покаянием. Вместо того чтобы подражать Богу, мы, если и прощаем обидевших нас, то не сразу, придумывая им какие-либо «искупительные испытания». «Ты вот, мол, меня обидел, а теперь хочешь, чтобы я тебя просто так простил? Нет уж, помучайся, подумай!» - жалея себя, с некоторым, прямо скажем, дурно пахнущим налетом возвышенности то и дело восклицаем мы. А время идёт, и Тот, который, в общем то, и создал время, прощает каждую минуту и секунду, всех, кто приходит к Нему с покаянием. Мы же не можем простить, потому что нет в нас простоты. необходимой для прощения. Помните, как быстро дети прощают друг друга и нас, взрослых? От того это происходит, что в их детских сердцах ярко светит ещё огонек христианской любви, дающей способность просто простить, не потребовав ничего взамен и не поставив никаких условий. Где же теперь нам, расплескавшим и растерявшим добродетели, искать эту простоту? «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного», - говорил преподобный Амвросий, старец Оптиной пустыни. Но не читаем мы, к сожалению, святых отцов и Евангелия! И что же, значит, доступ к простоте совершенно для нас недостижим и закрыт? Нет, к нашему счастью, всё не так плохо. Остались ещё на земле те люди, которые способны увидеть и доступно показать нам, своим современникам, как близка, необходима и спасительна, существующая до сих пор в человеческих сердцах – ПРОСТОТА. Обратившись к Богу и покаявшись в своих согрешениях, можно вернуть себе не только человеческий облик, спокойную, размеренную и полную радости жизнь, но и вернуть себе самое дорогое – своих близких. А началом всего этого пути должна быть простая, искренняя вера в «простое» прощение Богом и людьми наших грехов! Всё дело лишь в том, что, сами отвыкнув от простоты, мы не верим в её действительность и действенность! Всепрощающий и милосердный Господь ждет от нас не оправданий, не «смягчающих обстоятельств», а искреннего покаяния, приносимого в простоте сердечной. И, конечно, простив нас, Он даст нам не только душевный покой, но и радость, соединенную с любовью к Нему и Его творению.
И в простоте своей осень (как, впрочем, и любое другое время года) покажется нам прекрасной и удивительной!