Вы здесь

Цивилизованность и духовность современного человека

Человек является высшим творением Божьим. Он включает в свою природу все нижестоящие формы бытия: неорганическую, растительную и животную. Но подлинное величие человека не в том, что его объединяет с тварью, а в том, что его роднит с Богом. Согласно Библии, подлинное величие, слава и честь человека состоит в том, что он создан по образу и подобию Божьему.
По замыслу Создателя человек при самом его сотворении был причастен ко всякому благу. Он не имел каких-либо изъянов в своей природе. Его душевные силы были здоровы и крепки. Человек был наделен проницательным и ясным умом, способным глубоко и быстро понимать все явления, происходящие в окружающем мире. Воля человека в согласии с чистотой природы устремлялась только к добру. Она не знала никакой внутренней борьбы между добром и злом. Чувства первых людей были свободными от беспорядочных желаний и страстей.
Тело человека было крепким и сильным. Оно не было подвержено усталости, болезням и страданиям. Однако ни мир, ни человек не представляли собой полное совершенство. В задачу человека входило привести мир к еще большей гармонии, слаженности и единству.
Бог, создав человека, поместил его в раю, который Сам насадил, произрастив всякое дерево, «приятное на вид и хорошее для пищи» [Быт. 2, 8-9]. Райское окружение производило на дух человека живительное и благотворное действие, невольно пробуждая в нем высокое чувство прекрасного и заставляя его мысленно с благоговением устремляться к Совершенному Творцу мира.
Для укрепления воли человека и для его нравственного развития Бог дал ему заповедь о невкушении плодов от одного из райских деревьев – древа познания добра и зла [Быт. 2, 17]. Эта простая и легкая заповедь содержала в себе вкратце весь Закон: почитание Бога, послушание Его воле, воздержание.
Нужно было, чтобы, достигнув совершенства через испытание, состоящее в исполнении заповеди, человек получил бессмертие как награду за добродетель.
Преступление прародителями данной им заповеди было грехом дьявольской гордыни, внушившей им разорвать свой союз с Богом, чтобы жить своей независимой жизнью, грехом возмутительного неповиновения и противления воле Божьей. Грехопадение глубоко принизило природу человека, подавив в душе ее высшие духовные стремления, и вовлекло ее в стремления плотские.
Человек добровольно подчинился всем страстям, которые, как говорит Апостол, действуют в мире, - «похоти плоти, похоти очей и гордости житейской» [1Ин. 2, 16].
Он привязался к удовольствиям, как к чему-то необходимому для жизни, а тех, которые пытались лишить его этих удовольствий, стал ненавидеть. Его любовь вместо Бога избрала для себя нечто вещественное, а его гнев вместо подлинного врага своего спасения (дьявола) – подобных себе людей.
По воле человека зло становится силой, заражающей творение. Грех внедряется туда, где должна была царствовать благодать.
Для удовлетворения все возрастающих телесных потребностей человек использует всю силу своего разума.
Успехи в покорении природы развивают в людях гордость, приводят к переоценке своих сил. Высвобождающееся в результате научно-технического прогресса свободное время тратится ими не на общение с Творцом, а на телесные удовольствия, что неизбежно приводит к удалению от Бога и оскудению духовной жизни.
Утрата людьми чувства меры в удовлетворении своих телесных потребностей приводит уже в древности к появлению экологических проблем (опустыниванию территорий, эрозии почв и т.п.), а в двадцать первом веке по Р.Х. ставит человечество на грань экологической катастрофы.
Из простых пользователей природой люди очень быстро превращаются в ее безжалостных эксплуататоров. Они, вопреки словам Творца, что мир, созданный Им, весьма хорош, присваивают себе право решать, что в природе полезно и неполезно, и за короткий период времени в одно или два столетия с лица земли безвозвратно исчезают тысячи видов растений и животных.
Для вразумления развратившихся и отвернувшихся от Бога людей Создатель посылает на землю потоп, однако, как показывает дальнейшее развитие истории, человечество не только не сделало должных для себя выводов, но продолжило идти по пути, ведущему его к самоуничтожению. Тогда Господь дает падающему в бездну миру последний шанс. Всемогущий Бог приходит на землю в образе человека, воплотившись от Пречистой Девы Марии.
Всякий, кто уверует в Иисуса Христа как Истинного Бога и пойдет по пути выполнения Его заповеди Любви, будет спасен. Он получит возможность через таинство Крещения, то есть духовное рождение, начать новую, достойную человека жизнь, чтобы продолжить ее в вечном царстве Христовой любви.
Однако вера и энтузиазм первых христиан постепенно слабеют, и человечество, усыпляемое дьяволом, вновь начинает бесперспективный путь развития.
Современное общество живет в условиях небывалого за всю историю комфорта тела. Технические средства значительно облегчили повседневный труд людей. У большинства из них появилось гарантированное свободное время, но вместо посвящения одного дня Богу, как Он заповедал [Лев.23, 3], люди стали тратить его на всевозможные плотские удовольствия. К развлечениям, возникшим еще в древности, таким, как театр, спортивные состязания и прочим, в 19 – 20 веках добавились так называемые «экстремальные», то есть подвергающие жизнь реальной опасности.
Сначала это были альпинизм, спелеология и водный туризм, затем -воздушная акробатика парашютистов, теперь – прыгание с мостов и вышек со страховочным тросом вниз головой, завтра появится что-то новое и непременно еще более рискованное.
С экранов телевизоров и мониторов компьютеров людям постоянно навязывается так называемая «мужская психология». Им пытаются внушить, что экстремальные виды спорта и развлечений укрепляют волю, развивают смелость. «Дьявольским старанием люди, - как говорит священник Андрей Овчинников, - перестают понимать, что такое настоящее мужество» [4, 3 ].
Воспитание детей и обеспечение жены, честный заработок и терпеливое преодоление жизненных трудностей, что требует проявления подлинного мужества, все чаще подменяется бесполезными переживаниями экстремальных видов спорта.
Современное человечество все больше и больше «идет за четырьмя великими», в сущности, богоотрицающими силами: за наукой чувственного опыта, за религиозно-безразличной государственной политикой, за самодовлеющей промышленностью …и за модернистским искусством, которое отвергло любовь, растеряло волю и не ведает ни духа, ни разума» [3, 207]. И если «19 век был веком развития индивидуализма, и богатство личности делало научные открытия, создавало философию, искусство, музыку, поэзию, то 20 век стал веком коллективизма, эпохой массового человека» [1, 240].
Пошлость, имевшая место во все времена и оказывавшая негативное влияние на духовное состояние людей, в 21 веке стала превращаться в образ жизни значительной части общества. Эротические писатели, художники, композиторы и режиссеры сделали пошлым высшее чувство, роднящее человека с Самим Богом, - любовь. Искусство стало жертвой безответственных, льстивых, жадных и недуховных людей, и даже религия, зачастую, – «орудием земной власти, наживы и обмана» [3, 210].
Незаметно для самого себя современный цивилизованный человек все больше теряет свободу духа и становится орудием воплощения в жизнь не творческих замыслов Создателя, а разрушительных действий дьявола.
Массовое распространение мощных компьютеров «поставило вопрос о загрязнении человеческой души. Мир, представляемый компьютером, формален и односторонен…, он легко предсказуем, поэтому так легко …в нем пребывать. Мир Божий призывает нас к личной ответственности, он подлинен и неповторим» [2, 348].
Вместо молитвы и участия в церковных таинствах, люди все чаще прибегают к магическим ритуалам, лишая себя общения с Богом и делаясь Ему мерзкими.
Вера в Бога требует от человека усилий над собой, заставляет бороться с грехами, ограничивать телесную жизнь и развивать в себе духовное начало. Магия же, напротив, формирует эгоистическое начало, уводит людей от ответственности перед Творцом.
В современном цивилизованном обществе все с большей силой встает проблема противления злу. Нельзя «предоставлять малолетних и взрослых «детей духа» на злое произволение беззастенчивых, властолюбцев или ожесточенных слепцов». Недопустимо «толковать свободу совести, как свободу от совести» [3, 440].
Вера во Христа способна не только восстановить, но бесконечно развить в человеке образ и подобие Совершенного Бога, сделать его помощником Творца в осуществлении грандиозных планов по развитию вселенной. Стать же или не стать помощником Бога зависит от человека.

Литература.
1.Вышеславский Б.П. Человек и индустриальная культура. / Православие и экология. Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.- 1999.- 447 с.
2.Зайцев С.А. Виртуальная действительность и загрязнение души.
/ Православие и экология. Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.- 1999.- 447 с.
3.Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. / В 2-х томах. М.: ТОО «Рарогъ», 1993.- 448 с.
4.Овчинников Андрей, священник. Нужно ли мужество для занятий экстремальными видами спорта? / Газ. Мир.- №18.- 2003.- С.3.

 

 

Комментарии

Юлия Санникова

Отец Василий, прочитала Вашу проповедь, спасибо за Ваш труд! Хотела поделиться и своими мыслями, звучащими в унисон с Вашими. Очень больно оттого, что сейчас искусство низвело любовь до некоего бездушного начала, давлеющего над всем. Современное искусство мне представляется неким калекой, которого втиснули в рамки утилитарного образа жизни, обрезав прекрасную форму и глубокое содержание. И это отражение чувств, навязываемых человеку современной цивилизацией. И что самое ужасное, эти чувства принимаются и примеряются человеком как некий эталон жизни. И тем ценнее в наше время становится творчество православного писателя...

Спаси Господи!

Многое из того, что было не оформлено однозначно, до конца в понимании, встало на свое место, благодаря Вашей проповеди, отец Василий!

Благодарю от души! Сложность еще и том, что даже, захотев перемен, часто близкие люди идут по пути познания, совершенствования в духовной жизни с разной "скоростью". Здесь сложность и для отстающего, и (еще больше, по-моему, из-за опасности возрастания самолюбия, тщеславия) для опережающего. Много вопросов возникает, подвохов. Но Бог милостив!