Вы здесь

Религиозный фактор как действующая составляющая в процессе формирования ключевых поселений Центральной Руси на примере с. Парское

Село Парское — один из древнейших населенных пунктов Ивановского края. Первое упоминание о нем относится к 1399 г., когда здесь, на берегу реки Парши, была найдена явленная икона св. Иоанна Предтечи, ставшая известнейшей храмовой иконой на территории, простиравшейся от Шуи до берегов Волги. Тогда же у места явления иконы был выстроен деревянный Предтеченский храм, при строительстве которого открылся родник, до нынешних времен почитаемый как чудотворный источник.

К месту, отмеченному такими чудесными явлениями, потянулись люди, оседали близ его, строили дома. Поселение разрасталось. С XIV по XVII в. Парское принадлежало князьям Шуйским. Здесь был их дворец, пруды и соколиные питомники. В начале XVII столетия село стало любимым местом пребывания царя Василия Шуйского, сюда он приезжал на соколиную охоту к брату Ивану, основному владельцу имения. По некоторым данным, в 1552 г. царь Иван Грозный останавливался в селе Парском при походе на Казань, отметил здесь свой день Ангела, сделав богатый вклад в местный Иоанно-Предтеченский храм, подарив селу икону Св. Иоанна Предтечи и трофеи, взятые в Казани.

В годы собирания русских земель вокруг Москвы через Парское проходила одна из известнейших русских дорог — Стромынинский тракт, или Стромынка. Она шла от Москвы через Сергиев Посад, Александров, Юрьев-Польской, Суздаль, Гаврилов-Посад, Шую и заканчивалась у берегов Волги (возможно, у Пучежа). Здесь же пролегала дорога, связывавшая Шую и Кострому. Пересекались у Парской переправы пути между торговыми селами Ивановом (ныне г. Иваново), Дуниловом и Палехом. Такое расположение села делало его удобным и для проезда торговых людей, и для странников, желающих посетить святыни.

Местные жители в Парском занимались традиционным для этих мест текстильным ремеслом, а также открыли и производство по изготовлению гребней, пекарни, поставляющие собственного рецепта калачи, на промышленном уровне заготавливались рыжики. Рыжики и парские калачи доставлялись даже в Москву. Существовали в Парском и знаменитые соколиные питомники. Село крепло.

Но только ли экономические успехи способствовали этому?

В Смутное время, в 1616 г., в Парском пытался укрепиться польский воевода пан Лисовский, гонимый из Москвы с остатками своих отрядов. Об этом, в частности, говорится в письме дьяка Григорьева: «В нынешнем 7124 году (1616 г.) декабря, 1 дня, пришел в Шую поганый вор Лисовский с литовские и русские воры и загнанные в село Парское... а крестьян многих секли и мучали, и дворян их разоряли, и животы их статки имели...» Но, несмотря на повсеместное разорение городов и сел польскими войсками, Парское бурно развивалось. Напротив, в эти годы село становится широко известным в России благодаря местным ярмаркам, приуроченным к престольному празднику села — дню Усекновения главы Иоанна Предтечи. Разумеется, такой день был наиболее благоприятен для торговли, ведь на престольный праздник собирались, как это и сейчас соблюдается, все уроженцы этой местности и многочисленные «торговые гости» всей центральной части России. Старожилы вспоминают, что старики строго следили за приходом своих домочадцев к обедне и в этот день побывать в храме считалось обязательным. Сами прихожане «тыкали пальцем» в тех, кто на Предтечу в храме не был.

К 1800–1835 гг. Ивановские ярмарки достигли своего наибольшего расцвета. Их обороты исчислялись 10 млн. руб. ассигнациями. Это был один из наивысших показателей по России. В годы расцвета на торговой площади села насчитывалось более 450 магазинов и лавок, не говоря уже о торговле с возов и лотков. Торговали в Парском в ярмарочные дни, кроме текстиля, огурцами, капустой, рыбой, пивом, медовухой, солеными и сушеными грибами. В селе работали небольшие кирпичные заводы, хлебопекарни, калачные и крендельные заведения. Жители Парского продолжали и торговую деятельность, открыв несколько бакалейных лавок.

Парское являлось волостным центром Юрьевецкого уезда Костромской губернии. Здесь находилось волостное правление, действовали земская больница и училище, попечителем которого стал князь С.А. Трубецкой, работало общество трезвости. При открытой в Парском народной чайной с недорогими обедами была организована библиотека с читальней.

Рост богатства села не ослабил религиозного рвения сельчан. В середине XVIII в. от удара молнии сгорел старый деревянный Предтеченский храм. В 1773 г. на его месте возводится большая каменная церковь с тем же названием, возвышающаяся над торговой площадью села. Позднее, в 1816–1822 гг., ансамбль торговой площади был дополнен строительством Вознесенского храма, сильно перестроенного в 1863 г., в котором сейчас преимущественно и совершаются богослужения. В «Ведомостях о церквях Юрьевецкого уезда, села Парского, за 1874 год говорилось, что церковь построена «тщанием прихожан и добровольных дателей» что в строительстве «принимали участие жители села и окрестных деревень обоего пола — крестьяне князя Трубецкого и княгини Долгоруковой», что строилась она преимущественно ночью, «чтобы не было видно, кто приносит свой труд, а иногда и жизнь, в пользу храма Божьего».

Само местоположение храма показывает значимость культового строения в селе — оно является ближайшим зданием к переправе через реку Паршу по старинному Стромынинскому тракту, у перекрестка с дорогой, соединявшей Дунилово и Палех.
С подробным описанием архитектуры и особенностей росписей храмового комплекса села Парское можно ознакомиться в издании «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». М., Наука, 2000, с. 181–188, в рамках же заявленной темы доклада отметим: даже по скромным остаткам былого украшения храма — кованым решеткам иконостаса, изразцам, сохранившейся росписи — можно и сейчас увидеть, как трепетно относились жители с. Парское к месту своих молитв.

XIX век был отмечен в истории с. Парское чудотворениями. Образ Корсуньской Божьей Матери, перевезенный в Москву для реставрации, был прославлен множеством исцелений, происходящих от него, так что он был возвращен в Парское, а вместе с ней были даны 3494 рубля, серебро, каменья и другие ценные приношения святыне её новыми поклонниками.

Москвич Николай Александрович Пономарев напоминал о вкладе в церковь своего прадеда, бурмистра села Парское Якова Петровича Пономарева, который одно время содержал в Парском и небольшую текстильную фабрику. В те времена украшение церквей самими ее прихожанами считалось делом богоугодным и обычным. Яков же Пономарев на свои пожертвования приобрел второй по величине колокол, весивший 292 пуда.

В. В. Пастухов, парский краевед, приводил рассказы о большом парском колоколе, весившем 550 пудов, от людей, слышавших «медленный тревожный благовест» большого колокола, звучание которого считалось «благозвучнее всех колоколов округи». Один из потомков помещиков Поливановых уверял, что «парский колокол был отлит в 1827 году местными мастерами Иваном Ольховиновым и Степаном Зайцевым — крепостными крестьянами князей Трубецких».

В публикациях в районной газете учитель В. В. Пастухов в 1998 году рассказывал о праздновании 500-летнего юбилея села Парское в 1899 году. Организацию проведения юбилейных торжеств, по словам В. В. Пастухова, тогда взяли на себя местные священники во главе с Николаем Осиповичем Веселовским. Была проведена большая подготовительная работа с приглашением гостей из многих сел Юрьевецкого и Шуйского уездов. Особого внимания удостоились прихожане церквей сел Сосновец и Чечкино-Богородское, считавшихся породненными как церкви-дочери, в XIX веке выделившиеся из Парского прихода. Праздничную обстановку в селе оживляли гости и торговцы, приехавшие на традиционную ярмарку. Особое значение придавалось приносу в Парское из Свято-Николо-Тихонова монастыря большой иконы преподобного Тихона Лухского — чудотворца и покровителя здешних мест. Икона пребывала в Парском целую неделю.

Церковные торжества начались с вечера в празднично украшенном храме, освещенном и украшенном на приношения родниковских фабрикантов А. М. и Е. И. Красильщиковых. На самых видных местах были размещены парские святыни — «Богоявленный» образ Иоанна Крестителя, одноименный образ, считавшийся подарком Государя Ивана IV, Евангелия 1688 и 1736 годов в серебряных окладах, принесенных в прошлом князьями Голицыными и Трубецкими, много других реликвий, коими так гордились прихожане. В праздничных богослужениях принимали участие 9 священнослужителей и 3 дьякона. По завершении торжественных церемоний ликующие богомольцы при выходе из церкви получили по калачу и кружке кваса, а священнослужители, именитые и почетные гости отправились в дом фабриканта С. И. Лобанова.

Более 500 лет неразрывна была связь села Парское с его храмами и святынями. Но в веке 20-м изменился плавный ход истории. В 1918 году декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» все имущество церквей было объявлено «общенародным достоянием», а точнее сказать — перешло к государству. Так наш православный народ лишился принадлежащих ему ценностей. Церкви передавались верующим «в арендное» пользование с обложением церковных приходов большими налогами. Все церковнослужители, наряду с мелкими торговцами, предпринимателями-кустарями и зажиточными крестьянами-кулаками, лишались гражданских прав, а вместе с тем и имущества.
В списках репрессированных оказались священник С. И. Троицкий, дьяконы И. И. Волков, В. А. Лебедев и В. М. Журов.
Устранив от общественной жизни активную часть населения, большевики без особого труда приступили к окончательному разорению церквей. В Родниковском районе Предтеченская церковь в Парском была закрыта одной из первых.
В советские времена Парское еще поддерживалось властями, улучшались условия труда и быта сельчан, религиозная составляющая была заменена коммунистической идеологией, но эта подмена не могла стать духовным стержнем, поддерживающим жизнь села. Прекратилась духовная жизнь села, которое из ключевых мест религиозной, экономической и политической жизни превратилось в заурядное поселение, в настоящее время, в связи с дальнейшей дегарадацией, не имеющее ни собственных производств, ни трудовых вакансий для населения.

На примере с. Парское мы видим, что становление населенных пунктов в центральной части России было неразрывно связано с религиозной составляющей быта жителей этих территорий. С явления иконы началась история села, храм был построен в центре поселения, имел большое значение как для рядовых жителей, устраивавших ярмарки именно в храмовый праздник и восстановивших сгоревший храм, так и для властей, делавших большие вклады на благоустройство храмового комплекса. Религиозные гонения прервали экономический подъем села, разрушили тот стержень, вокруг которого держалось и финансовое благополучие Центральной России.

Благочинный Родниковского округа Кинешемской епархии протоиерей
Андрей Ефанов
Катехизатор Родниковского благочиния Сергей Пухов

Список использованной литературы:

  • Игорь Антонов. «Жив ли дух в Отечестве моём?» «Хранители истории», «Ивановская газета», 1995.
  • В.Д. Сафронов. «Родники истории». — Иваново, ЛИСТОС, 2012
  • Поливанов, 1836; Беляев, 1863, с. 213; Веселовский И.О., 1899; ИАК, 1909, с. 236; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 172, 226-27; Галашевич, Шередега, 1982, с. 243-246; РНБ. Хмыровская коллекция, Костромская губерния, т. 5, № 51, с. 16-17 (Церковь Иоанна Предтечи в селе Парском).
  • «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». М. Наука. 2000, с. 181-188
  • «Молитва в камне», [Электронный ресурс]
  • Н. Ильина, гл. библиотекарь отдела краеведения Ивановской ОБДЮ. «Проселки: Село Парское», [Электронный ресурс]
  • «Святые источники Руси», [Электронный ресурс]

Комментарии

сердце сжимается от прочитанного. больно видеть упадок былого величия.только верой православной, молитвами, делами богоугодными поднимем русь нашу. Господи дай нам сил и веры пройти этот эемной путь во славу твою.

СпасиБо, батюшка! Много нового узнала. А у нас краеведы говорят, что церкви строили возле базаров. Базары - важнее.

Проочитал с большим удовольствием. Я раньше никогда не слышал об этом селе. А ведь из таких сел когда-то слагалась великая Россия. И Православная вера была залогом духвоного здравия и процветания нашего народа.

Искренне желаю Вам мислости и щедрот Господних на пути пастырского служения, дорогой отец Андрей.