Вы здесь

«…Рано утром, на рассвете…»

Община Покровского храма была известна своей благотворительностью. По благословению настоятеля, молодого и деятельного о. Илии, его прихожанки ухаживали за тяжелобольными в городской больнице, к праздникам регулярно посылали в детские дома собранные сладости и игрушки, а также кормили нищих и бездомных, которые к назначенному часу стекались со всех концов города к крыльцу столовой, построенной для этой цели возле храма. Поэтому не только в городе Н., где находилась Покровская церковь, но и во всей Н-ской епархии знали — в этом храме любой страждущий непременно получит помощь и утешение в скорби.

Однако не зря говорится — людское горе, что бездонное море. И каждую неделю в Покровский храм на имя отца Илии приходило множество писем с просьбами о помощи. Поскольку же батюшка был очень занят, он благословлял отвечать на них своих прихожанок, дабы они смогли обрести душевную пользу, помогая ближним. Вот так одной из них, Нине, и досталось письмо, присланное, как говорится, из «мест лишения свободы».

С первых же строк Нина поняла, что перед нею — исповедь великого, но кающегося грешника. Автор письма, называвший себя «многогрешным рабом Божиим Павлом», писал, что по милости Господа, восхотевшего не смерти грешника, но его обращения, он был осужден на длительный срок. За что именно — он не сообщал, лишь упомянув, что совершил это «по диавольскому внушению, в помрачении душевном». Но после того, как недавно ему впервые в жизни попала в руки христианская литература, он обратился к Богу. И уповает на то, что милостивый Господь сподобит его выйти на свободу до окончания определенного ему срока, ради того, чтобы он смог поступить в святую обитель, дабы тяжкими трудами и великими подвигами загладить грехи, совершенные им по незнанию света истины… В конце письма содержалась смиренная просьба о духовной и материальной помощи: прислать нательный крестик, иконки, молитвослов и православные газеты, чтобы он смог побольше узнать о святой Православной вере. А также — чай, печенье, бумагу, конверты, шариковую ручку, носки и кипятильник. Кончалось письмо обещанием непрестанно молиться Господу Христу, Пречистой Матери Его и святым угодникам Божиим за того, кто поможет ему, недостойному и грешному.

Надо сказать, что Нина была женщиной еще молодой, но уже успевшей, как говорится, хлебнуть в жизни лиха. И Православная вера, которую она приняла совсем недавно, стала единственной отрадой в ее, прежде одинокой и безрадостной, жизни. Поэтому Нина верила, что если все люди, как она, познают Бога, то непременно будут счастливы. И оттого-то со всей горячностью новообращенной она стремилась поведать о Нем каждому — соседям, знакомым, а то и просто первым встречным. Однако, к великому горю Нины, соседи и знакомые не только не спешили внять ее словам, но стали избегать ее. Но теперь ей наконец-то представился случай приобщить к вере не просто неверующего человека, а еще и великого грешника. На память Нине пришла картинка из недавно прочитанной книжки про современные православные чудеса — в камере на коленях перед иконой стоит заключенный и истово осеняет себя крестным знамением. А за ним — Сам Христос, Который благословляет его… Какого же счастья сподобил ее Господь — помочь заблудшему человеку встать на путь покаяния!

Разумеется, Нина послала «многогрешному рабу Божию Павлу» все, о чем он просил — от иконок и молитвослова до носок и кипятильника. И радовалась, что теперь его желание — побольше узнать о Православной вере — осуществится.

Однако вскоре ей снова пришло письмо. В нем «раб Божий Павел» сообщал, что получил посылку и благодарит Господа, Пречистую Деву и всех Святых за то, что они услышали его молитвы. А также молит Господа воздать сторицею той милосердной рабе Божией, которая помогла ему. Письмо опять завершалось смиренной просьбой о помощи ради Христа. Правда, новый список просимого был куда объемистее прежнего и включал в себя, помимо конфет, печенья и чаю, также витамины и таблетки от изжоги, полотенце, зимние ботинки 43 размера, шапку и черный шерстяной свитер. На сей раз, чтобы купить все, о чем просил ее «раб Божий Павел», Нине пришлось во многом урезать собственный бюджет. Ведь ее заработка хватало лишь на то, что можно было бы назвать не жизнью, а существованием… Но, помня о том, что поданное ради Христа незримо принимает Сам Христос, Нина была готова на любые лишения. Даже на то, чтобы, по примеру первых христиан, отдать неимущим братьям все, что у нее было. Вернее, то что у нее еще оставалось…
Шло время. Нина по-прежнему продолжала посылать посылки и получать ответные письма с очередными просьбами купить-прислать. Правда, теперь, вместо смиренно-просительных, эти письма становились все более требовательными. И завершались многозначительными назидательными цитатами из Писания, типа: «Продавайте имения ваши и творите милостыню. Приготовляйте себе сокровище неоскудевающее на небесах…» (Лк. 12. 33) или «…кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9. 6) или «собирайте себе духовный капитал в ломбард небесный». Как видно, «раб Божий Павел» хорошо ознакомился с содержанием душеполезных брошюр, которые Нина аккуратно вкладывала в каждую посылку… Впрочем, теперь он уже запросто подписывался: «Павлик» и писал, что молит Господа о том, чтобы, когда он выйдет на свободу, Бог послал ему благочестивую христианку, которая бы помогла ему начать новую жизнь… Что до Нины, то она, радуясь, что благодаря ей кающийся брат во Христе все больше обращается ко благочестию, нередко даже просыпалась ночью, думая, как бы получше собрать для него очередную посылочку. Тем более, что списки просимого раз от разу увеличивались, а ее средства, как уже говорилось, были весьма скромными...

Тем временем настала Пасха, а за нею — и Радоница. Подражая подвижникам, имевшим обычай являться в церковь первыми, а уходить оттуда последними, Нина спозаранку поспешила в храм. Но поскольку оказалось, что его еще не открыли, она решила пройтись вокруг него по кладбищу. Тем более, что утро выдалось на редкость теплым и солнечным, а с деревьев, усыпанных зеленым бисером только-только проклюнувшихся листочков, слышалось щебетание птиц. И хотя Нина уверяла себя, что будет не бесцельно пялиться по сторонам, а читать Иисусову молитву, и даже достала из кармана уже изрядно затертые четки, ей все-таки не удалось сосредоточиться на молитве — уж слишком по-весеннему ясным и радостным было это утро. И она шла, глядя на голубое небо, на облака, на видневшийся из-за зеленеющих ветвей свежевыбеленный храм с позолоченным крестом на куполе, на теснившиеся вокруг него памятники и кресты… Почему-то ей вдруг вспомнился духовный стих, который они обычно пели в Радоницу, когда после Литургии собирались на церковной кухне попить чаю с принесенными «на канун» булками, конфетами и печеньем:

«Рано утром, на рассвете
Светила ясная заря…
…Кто-то бродит по могиле:
«-Встань, дытыночка моя…»

Возможно, он вспомнился Нине именно потому, что, несмотря на столь ранний час, возле одной из могил, сгорбившись и низко склонив голову, так что лица ее не было видно, уже сидела какая-то женщина. Приглядевшись, Нина увидела, что на могиле стоит деревянный крест. А под ним — фотография улыбающегося белокурого мальчика, на вид лет шести, в пластмассовой рамке. Возле нее на земле лежало несколько карамелек и горела свеча в красном стаканчике.
Из всего этого наблюдательная Нина заключила, что женщина далека от веры. Ведь всем известно, что класть на могилу конфеты — это языческий пережиток. Вдобавок, и свеча явно была не церковная, а сувенирная китайская. Значит, двери храма не случайно оказались закрытыми. Это устроил Господь. И это Он внушил Нине мысль пройтись по кладбищу, чтобы через нее обратить и призвать к Себе эту женщину. И она непременно сделает это! Подойдя к незнакомке, Нина громко произнесла:
-Вы неправильно делаете. Не по-православному. Лучше пойдите в храм, купите там свечу и поставьте за упокой.
Но женщина у креста оставалась безмолвной и неподвижной, словно не слышала ее. Тогда раздосадованная этим Нина обратилась к ней с удвоенной горячностью:

-Наверное, Вы не знаете, что больше всего нужно умершим? Им нужны наши молитвы! Особенно, когда их поминают в церкви. Этот мальчик — он, наверное, был Ваш внук, да? Так неужели же Вы, его бабушка, откажете его душе в самом главном — в молитве за нее?
Женщина вздрогнула. Потом, не поднимая головы, заговорила глухим голосом, так, словно каждое слово давалось ей с болью:
-Это мой сын. Он был очень добрый и доверчивый мальчик. Мы с ним часто ходили в эту церковь. А потом Сашеньку убили... Тогда я пошла сюда, чтобы его отпеть. А мне сказали — отпев стоит... (тут она назвала сумму). А у меня не было таких денег… Потом батюшка все-таки согласился отпеть Сашеньку бесплатно. Но он сказал, что я должна простить убийцу, как Христос простил Своих убийц. И всегда молиться за него… Его звали Павел… Но как же я могу молиться за того, кто убил моего Сашеньку?..
-Но ведь Господь сказал, что мы должны любить своих врагов, — не унималась Нина. — Батюшка прав. Ведь иначе Бог не простит и нас…
Тогда женщина подняла голову. Она была еще молода. Но ее лицо — изможденное, с потухшим взглядом, казалось неживым.
-Благодарю Вас, — произнесла она. — А теперь — уходите.

Чуть позже звонарь, поднявшийся на колокольню, чтобы возвестить о начале Литургии, по обыкновению окинув взглядом простиравшееся внизу кладбище, увидел, как оттуда, одна за другой, вышли две женщины. Одна из них зашагала к храму. Другая медленно побрела от него прочь.

Комментарии

Наталья Трясцина

 Вы мой любимый православный писатель. В Вас нет слащавости и фальши, лживости и лицемерия. Вы поднимаете проблемы почти "достоевстовского масштаба". Спасибо Вам за это. Ваши рассказы действительно правдиво отражают православную среду. Может быть вы, как врач, поможете мне понять, почему за два с половиной года общения с "православными" людьми я перестала вообще доверять людям, верю только в Бога и на Него уповаю.

сокровище и не всем нужно открывать в него дверь. Но сердце наше - золото неочищенное и в нем может присутствовать гордость. Причем, гордость лежащую на поверхности мы видим и стараемся от нее очиститься, но гордость, находящуюся внутри, без опытного духовника можем и не разглядеть, а она может этим воспользоваться и породить множество проблем. Незаметно в сердце могут прорасти обида, недоверие, печаль, которые могут дать плод недооцененности, посеяв семена превосходства.

Да ущедрит Вас, Наталия, Всеблагой Господь даром внутреннего духовного зрения, чтобы Вы могли различать в себе полезное и неполезное для Вашей души.

Наталья Трясцина

 Вы так хорошо всегда поддерживаете! Но у меня нет обиды на тех, кто меня гнал из храма. Я так людям и сказала: за меня Господь заступится. Один вот стихи мои с амвона читал и ругал, и духовника моего оскорблял - чем меня в самое сердце ранил, сейчас, через полгода этот несчастный - в сумасшедшем доме. А мне всегда его было жалко, даже когда он у нас настоятелем был.
А сейчас в моем сердце нет ни печали, ни обиды - а только благодарность Господу за все, за скорби и радости. А людям я и правда, больше не верю, в любого может вселиться бес - если Господь попустит. Мы все в этой жизни сосуды для души, которая готовится к встрече с Богом - разве это гордость. А те, кто пишут - без Бога ничего сделать не могут - просто это надо всегда помнить.

Ну, это не полный реализм. Я щажу своих, потому что они - мои единоверцы. Да и видела я мало, так, сижу в своей мурье. А ответ на Ваш вопрос прост: читайте мои триллера - ответ там. Ну вот - "До последнего Суда", "День утраченных надежд", "Он между нами жил", "Материнская любовь", "Юлиан", "Записки нуменорского врача" (там как раз мой нравственный облик... герой подл "по полной"). Все они тут висят, что раньше, что позже. Герои их во многом схожи с нами. Не знаю, встреть я своего двойника, могла ли бы ему доверять? Сомнительно зело... Своих "негодяев" я пишу с себя. А насчет доверия - как-никак каждую Литургию слышим из Псалтири: "не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нижхе несть спасения..." Правда! Но - живем дальше, что еще остается? Е. 

Не на всех с равной силой нужно изливать любовь. Ибо, если явить много любви тому, кто любит Бога и людей, он может умножить свою любовь, но, если явить много любви тому, кто ненавидит Бога и людей, он может умножить свою ненависть.

Так, уважаемый батюшка! И, как бы я негативно не относилась к героине этой сказки, не ее вина, а ее беда, что она, искренне желая делать добро, не смогла его сделать. О таком свойстве людей говорил еще Апостол Павел: и хочу сделать добро, но сил для совершения оного не нахожу... Ссылку на Послание не даю: Вы и так это место знаете. Но спасибо, что Вы прочли мой "проблемник"...я такие вещи пишу не без страха - проблема-то проблемой, но, чтобы не перегнуть палку. С уважением - м. Е.

СпасиБо, матушка, за очередной рассказ - всегда радуюсь им. Но, признаюсь, я не прочла, что убица Сашеньки и тот заключенный Павел - одно лицо. Если бы не комментарий Ваш, не догадалась бы. Быть может стоит как-то подчеркнуть это? Мне кажется, что надо. В общем, лично я  надеюсь, что Вы еще доработаете этот рассказ - он может стать намного сильнее.

А тема поднятая в нем, действительно, актуальна. Мнимая добродетель, мнимая миссия, мнимое доброделание далеко нас уводят от Христа, нас и тех, кому мы их преподносим.

Скорее всего, оставлю его так. Это я считаю, что зэк Павел и убийца Сашеньки - одно и то же лицо. А, может, и нет. Тема все равно остается. Пусть думает читатель. Есть у меня еще такие рассказы... Вот, просят продолжение "Лилофеи" написать. Или "Сброшенного венца". Мне там все ясно. Вот и объясняю - будет еще страшней. Вы поняли, что там "мнимая добродетель". А я понимаю малость иначе: "спасая" других, можно потерять своих. И главное - не сделать этого. Кто что видит. И хорошо, что так. Е.

"Человеку нужно, чтобы ты с ним был в его боли, на дне этого горя вместе с ним. И не убеждал бы его, что он не прав, что горюет. И дать время благодати и внутреннему опыту человека что- то над ним сделать."

Хорошие слова. И по делу. Чай, Владыка Антоний был моим коллегой, медиком. А откуда берутся такие рассказы - я подробно написала в комментарии ниже. Этот Павел - как раз тот, кто убил Сашеньку. Что ж, просто один из моих "проблемных" рассказов. Вовсе не о том, что зэкам не надо помогать. Как раз беда, если кто-то решит, что автор так думает. Автор не думает, а просто говорит, как Г. Бергстед (помните, это автор книги "Праздник святого Йоргена"...думаю, фильм Я. Протазанова на сюжет оной мы все смотрели...и я тоже - к чему лгать...) - "поразмыслите о сем"... И вот размышляют... В "Кифе" сейчас обсуждают мою "Лилофею, дочь короля". Ой-ой. Где-то на сайтах дискутируют "День утраченных надежд". Слава Господу! Для того и стряпала... А Вам - спасибо! Е.

Мария Коробова

 Ах, матушка Евфимия, тяжело было читать Ваш рассказ. Ваше творчество нельзя назвать предсказуемым, как, впрочем, и всю нашу жизнь, а уж праволславную жизнь - и подавно. Оставя за скобками литературные достоинства, скажу о фабуле. В дом причта (и соответственно в воскресную школу) собора тоже стекаются такие письма. Один родитель (кстати, лучший актер нашей театральной студии - император Константин, царь Ирод, Лев пустынный - его коронные роли) занимается этим  - люди приносят, кто что может - брошюры, носки, чай и т.п., а он отсылает. И я приносила в разное время. Люди делают это по долгу христианскому. Но, матушка, грешный я человек - не верю я авторам писем с казенным  штампом на конвертах. В начале списков - душеспасительное - а затем именно перечень нужных в заточении вещей. Да, надо им помогать; да, - кто-то и воцерковится или о душе подумает хотя бы. Но романтизировать их, наивничать, расшибаться на их требования  не стоит - тем более, в ущерб своей семье. Финал Вашего рассказа хорошо показывает, почему. Я (как и вы?) не на стороне героини. Люди сами должны прийти в храм или к праволсавному ближнему со своими бедами. Ломать и торопить нельзя. А то, что стоят денег иные церковные обряды  - что ж, храм - не воздушный замок. Его нужно топить, содержать, учить детей при соборе ит.д. и т.п. Смотрю на это нормально, хотя пришла к такому пониманию не сразу. Убитой горем матери в рассказе Вашем можно простить любые "бзыки". Она обязательно вернется в церковь, это ясно. А Нина? Такие порывы часто подразумевают откат,отступ, неровность. Ваш рассказ учит не только разумению, но и смирению? А может. я вообще поняла Вас не  так. как Вы видите? 

До свиданья! Спасибо за интересные и душеполезные размышления. 

Олег Карпенко

Должен с Вами не согласиться, уважаемая Мария. Крещение - это не обряд, а таинство, за совершение которого деньги взымать нельзя. Об этом говорил еще покойный патриарх Алексий II - http://www.newsru.com/arch/religy/15dec2004/alexij.html. Но это совсем не означает, что люди, которые получают благодать в Церкви посредством таинств, не должны жертвовать на содержание храма и священника.

А рассказ матушки Евфимии очень понравился.   

Мария Коробова

 Это вопиющая небрежность в терминологических определениях. Я еще очень невежественный во многих отношениях человек - почему и учусь на курсах катехизаторов. Мы это еще не проходили...

А рассказ и мне очень понравился.

Рассказ "проблемный", уважаемый Олег. Удивительно, что ряд читателей "зациклился" на этом: "отпев стоит..." Наверное, для них это актуально... Как раз это я меньше всего имела в виду. И для меня "норма" и стоимость Крещения, и стоимость отпева, и тарелочка для денег на столике священника, ведущего исповедь (правильнее, совершающего оное Таинство). Ну, как говорится, "у нас так". Проблема-то в другом. Не в деньгах она - ну их! Проблема в духовной слепоте таких, как мы. В том, что человек, искренне хотящий сделать добро, иногда делает совсем не то. И не тому делает добро, кому надо. Это не значит, что Павел не заслуживает сострадания. Успаси Боже, если кто-то поймет так, что я - против помощи заключенным. Здесь видно, что этот Павел лукавит. Но...кто помог матери Сашеньки? И стоит ли осуждать ее за то, что она не может молиться за его убийцу? И стоит ли читать ей морали? Там не случаен "финальный кадр". Человек ушел из Церкви. А ведь был в ней. Потеряли душу человека. А что взамен? Сомнительно, что Павел пришел к Богу. Впрочем, тем и интересны такие "проблемники", что можно ду-умать. Вот,сейчас в "Кифе" опубликовали "Лилофею, дочь короля" (она тут раньше висит), и народ стал дискутировать по этому поводу. И, кстати, по делу. И правильно, что героиня им не нравится. На сайте "Православная этика" обсуждают "Сброшенный венец" и "День утраченных надежд". Слава Богу! Автор, компьютерный неумеха, вылез из своей мурьи (за что спасибо "Омилии"). А люди...удивительно - оказывается, это кому-то нужно! Вот ведь чудеса в решете! Е.

восполнить можно "погребением с набедренником".
Пора прекратить крестить всех подряд. Царство Небесное подобно неводу...Мф13:47-48.

На странице одного прихода:

Вопрос: "Вы крестите?"
Ответ: "Да!"

Вопрос: "Сколько стоит Крещение?"

Ответ: "Нисколько. Это Таинство, его происхождение божественное, установленное Господом Иисусом Христом (Мф 28:19), Который заповедал нам также: "даром получили, даром давайте. (Мф 10:8). Но вы можете, если пожелаете, поддержать наш приход добровольным пожертвованием, так как источник дохода у нас только от пожертвований христиан.
Вопрос: "Что для этого нужно?"

Ответ: "Пройти трехчасовой курс катехизации крещающимся взрослым или крестным родителям крещаемых детей, т.е. ознакомиться с основами православной веры (это можно сделать и самостоятельно, по ссылке: http://azbyka.ru/dictionary/10/drozdov_katehizis_1g_01_all.shtml ,на момент крещения желательно посещать наш приход от трех месяцев до полугода (для взрослых крещающихся), выбрать крестного отца (мальчику) или мать (девочке) из числа православных христиан.

Вопрос: "Православных- значит крещенных в православии и носящих нательный крестик?"

Ответ: "Нет, желательно тех, кто регулярно посещает богослужения (возможно и другого православного прихода, это будет легко установить, сделав запрос), исповедается и причащается, не допускает добровольных пропусков воскресного богослужения более двух раз (по древним уставам Церкви, кто не был на Воскресном богослужении три раза подряд, лишался общения). Если же крестные родители вашего ребенка не воцерковлены, т.е. не посещают никакой храм, катехизация тем более необходима (беседы проводятся по телефону: ****** ******

Вопрос: "Нам очень трудно будет найти подходящую кандидатуру, среди нашего окружения таких людей нет, у нас же самих нет навыка посещать богослужения.
Ответ: "Так давайте положим благое начало вашему спасению, добро пожаловать в семью! Приходите и приводите Ваших друзей: "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов,- и получите дар Святого Духа" (Деян 2:38)

Ой-ой, лучше спрячусь! Экая дискуссия поднимается! Вот уж точно- маленький камешек вызвал маленький обвал! Задали задачку! Что и ответить? Я-то ведь без всякой катехизации крестилась. Но у нас в городе есть храмы, где ее проводят. Свои "за" и "против" есть. Но пока воздержусь от комментариев. И спокойной ночи! Е.

Видите ли, уважаемая Мария, тут мы с Вами сходимся. Я вижу также, как Вы. И этим письмам не верю тоже. Потому что авторы их - лгут, играют на жалости. Но можно ли жалеть зверя? Помните, басню Михалкова о посаженном на цепь бешеном псе, коего все-то жалеют? Кстати, рассказ появился так: я купила в церковной лавке книжку о современных православных чудесах, с изображением белого голубка на голубой обложке...автор женщина, не помню кто (книгу перепродала). Очень интересно - издано без благословения священноначалия, она ссылается на то, что благословил-де ее - старец Николай Гурьянов. И вот там эти письма, и умиление, что, как вот каются...несчастненькие...ночи не сплю, думаю, что б еще послать... И описание иллюстрации - она там как раз - ПОТОК СВЕТА ИЗ РУК Христа (этим уже ВСЕ СКАЗАНО). Я просто заострила тему - фанатичная неофитка (у меня такой типаж обычно зовется Ниной, как в "Материнском сердце"...сама не знаю, почему, в детективах Нина более "хорошая"). И лукавый эзк-убийца. Там понятно, что скорее всего, именно он убил Сашеньку. И вот убийцу жалеют, ему помогают, а до несчастной его матери никому нет дела. Ну, и "финальный кадр" - кто в храм, кто оттуда... Я сомневаюсь, что женщина эта вернется к Богу. В раннем варианте она проклинала Бога (я читала такую эпитафию мальчику, сбитому машиной). Но мне подсказали лучший ход - она МОЛЧИТ. А откуда берутся такие сюжеты - ну, автору больно, вот он и забавляется... Спасибо Вам! Живая Вы душа! Е.

Страницы