Вы здесь

Ради нескольких гривен в газете (субъективные заметки ко Дню украинского журналиста)

Девять лет назад дочь осторожно призналась, что думает поступать на журфак. Моя реакция была однозначной: только не журналистом.
Сегодня 6-е июня. День украинских журналистов. Праздник весьма грустный. Почему? Попробую ответить, а заодно пояснить, что напрягло отца киевской абитуриентки тогда, девять лет назад.

Заметки мои — не аналитика. В них нет и тени «объективности». Да и сам я не журналист, скорее сочувствующий. Но так уж сложилось: последние двадцать лет пришлось сотрудничать с ведущими столичными изданиями и среди журналистов я знаю и по-человечески люблю многих.

Почти не назову имён. Во-первых, не хочется никого обижать, а во-вторых, имена не принципиальны. Судьбы людей, о которых пойдет речь, типичны для Украины.

Мой покойный друг Сергей Киселев (это будет единственное реальное имя, которое я произнесу) был собкором «Литературной газеты» в её лучшие «звездные» годы. Сережа, человек ироничный и не склонный к пафосу, однажды сказал: «В сущности, журналистика — это милость к падшим». И он горестно вздохнул. За окном шумел Киев начала третьего тысячелетия.

Так вот о грусти праздника и замечании моего друга. Никакой «милости к падшим», никакой борьбы за правду и страданий ради неё и «ради нескольких строчек в газете» (помнит ли кто-нибудь эту песню?) в современной украинской журналистике практически не наблюдается. Не слышны восхищенные шепоты: «Вы читали, как они написали! Как они обличили и защитили! Ведь теперь этому обличённому никто не подаст руки!» Фантастика.

Роль защитников добра, справедливости и нравственной чистоты журналистами Украины утрачена. Осталась трудная жизнь с попытками (или уже без таковых) хоть как-то сохранить свою совесть, достоинство и при этом кормить семью и не потерять работу. Вот почему украинский журналист — фигура трагическая (независимо от того, понимает он это или холодно рассмеётся вам в лицо, если вы ему об этом скажете).

Сегодняшний украинский журналист, прежде всего, человек зависимый, подневольный. Зависимый материально.

Вспоминаю большую и вначале своего поприща успешную киевскую газету. В первые годы независимости здесь были собраны лучшие по тем временам силы. Большие тиражи, резонансные публикации, влиятельность. Но вот под давлением власти меняются акционеры. Приходят люди, мягко говоря, «лояльные к президенту». И далее разыгрывается печальное действо под названием «блеск и нищета украинской журналистики». Из гордой и респектабельной газета становится жалкой. Вечные задержки зарплаты превращают уверенных профессионалов в издёрганных безденежьем озлобленных людей. Постепенно на страницах газеты появляются материалы, от которых за версту разит примитивным заказом. Но и этого мало. Падение продолжается. Готовности писать под диктовку уже недостаточно. Сама необходимость платить постылым журналистам раздражает хозяев. Они не любят и презирают газету, ими же «соблазнённую и покинутую». Сотрудники платят им скрытой ненавистью. Многие уходят в другие издания, где ситуация, как выясняется, не намного лучше. Остальные еще несколько лет корчатся в неясных надеждах, утираются после барственных плевков (невозможно воспроизвести криминально-матерные оскорбления, которые слышал в свой адрес от одного из «владельцев» не кто-нибудь, а шеф-редактор, пожилой, уважаемый человек). И, в конце концов, газета закрывается. Повторюсь, эта картина типична, и любой украинский журналист может рассказать нечто подобное из собственного опыта.

Но материальная зависимость — проблема далеко не единственная. Есть и другие «проклятые вопросы».

Как сохранить к себе уважение? Как не деградировать и не превратиться в духовно отупевшего циника, способного жить по принципу «за ваши деньги напишем, что хотите в лучшем виде»? Как сохранить право дать по роже любому, кто посмеет сравнить твою профессию с пресловутой «древнейшей»?

Часть украинских журналистов пытается спасти свое лицо, ударившись в сухую информационность (так, будто подбор фактов не может быть тенденциозным, даже если речь идёт о действительных событиях). Идеологию этих людей сформулировал для меня заместитель главного редактора одного журнала: «Пойми, журналист — это охотник за информацией. Никого не интересует, что ты лично думаешь. Это вчерашний день. Дай картину событий, а читатель сам разберётся».

Говоря так, он, вероятно, думал, что излагает самые передовые принципы — нечто американское, лихо-репортёрское. Словно не было столетней истории русской журналистики, проникнутой болью за маленького человека и основанной как раз на чётком понимании, где добро и где зло. Конечно, при таком «информационном успокоении совести» уже не до милости к падшим. Устарело.

Ещё одна категория журналистов пошла дальше. Нет, не в профессии. В самообмане. Это те, кто нашёл работу в массовых изданиях «облегченного содержания». Немного политики (депутат на курорте), немного «культуры» (президент посмотрел «Рембо-5»), немного экономики (курсы валют и стоимость номера в Анталии). Плюс погода и скандинавский кроссворд.

Таких изданий хватает не только в Киеве. Они есть в Харькове, Одессе, Львове. Набор стандартный и только по тому, на кого рисуют карикатуру на первой полосе, можно догадаться, кто НЕ является хозяином печатного органа и кто им, скорее всего, является.

Припоминаю, в одну такую финансово окупаемую газету я позвонил совсем недавно. Пригласил к телефону давнего приятеля, одного из популярных в 90-е годы журналистов-криминалистов. Моя просьба была помочь священнику, у которого отобрали храм, а потом выгнали из палатки, где он служил. Просто об этом написать. Пусть даже «информационно». Реакция приятеля была немного раздражённой: «Какие священники, старик, у нас жёлтая газета. Кто это будет читать?».

Ещё одно лживое самооправдание. Мол, народ пошл, туп и ему, кроме шоу-бизнеса и гороскопа, ничего не нужно. А раз так, его можно кормить «попсовой тухлятиной». Не умирать же с голоду.

Кстати, любые попытки не принять условия игры «глянцевых империй» приводят не только к плачевным, но и подчас комичным последствиям.

Рассказывает знакомый. Идёт заседание редколлегии массовой развлекательной газеты (кинозвезды, гламур, светские новости). Тема заседания: нужны свежие идеи. Берёт слово молодая журналистка. Говорит о том, что у неё есть проект, в основе которого духовность. Для реализации проекта она предлагает следующие новшества. Главный редактор одобрительно кивает, слушая перечень новшеств, а потом говорит символическую фразу: «Ну, что ж неплохо. Мы всё это берем. Только духовность в…» И тут он называет часть человеческого тела, куда по его мнению предлагаемую духовность надо отправить.

Однако пусть не сложится у читателя представление, что все украинские журналисты работают, скрипя зубами, в разладе с собой. Есть и такие, кто считают себя идейными борцами и демонстрируют полное удовлетворение своим положением, поскольку лгать не нужно — мнение хозяина это и их мнение. Да, такой феномен существует. Чаще всего он характерен для того сектора «украинских медий», которые активно поддерживают НАТО, ЕС, УПА и Оранжевый Майдан. Речь идёт об изданиях прозападной или националистической ориентации (что почти всегда одно и то же). Тут вроде бы царит покой и белозубые улыбки: у нас всё о’кей, мы патриоты Украины. Правда, обязательным условием существования в этом сообществе является профессиональное оплёвывание России (потенциального агрессора, империи зла и вечного угнетателя).

Среди журналистов подобного направления есть откровенные «грантоеды» и «грантосодержанки». Есть умелые имитаторы преданности идеям хозяина. Но есть также те, кто искренне верит в свою общественную миссию.

Последний случай гораздо более сложный. Здесь встречаются некогда талантливые и много обещавшие журналисты. Однако, поставив своей целью утверждение «украинской Украины», они как заведенные, с монотонностью заевшей пластинки и с пионерским блеском в глазах из года в год пишут о российской угрозе, о ядерном зонтике НАТО, о том, что целью президента Ющенко была демократия. Да, и непременно о том, что украинский язык должен вытеснить русский из всех сфер жизни и что в этом логика истории.

Печальную пикантность ситуации придает то, что пишут эти талантливые господа, как правило, по-русски, а если переходят на украинский, то говорят не намного лучше нынешнего премьера. Но им это прощается. За ненависть к России многое прощается.

В рядах этих «евроатлантистов» пребывают симпатичные некогда люди. Хотя при встрече теперь они смотрят как-то оловянно, в сторону, и ты понимаешь — люди сделали свой выбор.

В той же когорте есть лица состояние, которых иначе как помрачением и не назовёшь.

Знаю одного — русская фамилия, учился в Москве в приличном вузе. Но нет ни дня, чтобы этот человек не написал какую-нибудь гадость о канонической церкви, о России и не хвалил бы в упоении бандеровцев и лжепатриарха. Зачем он это делает? Думаю, здесь можно говорить о духовной болезни.

Еще одна категория украинской журналистики — молодое поколение. Те, кто пришел в профессию уже в годы независимости. О них скажу коротко. В массе своей они крепко усвоили ценности старших товарищей, описанные выше. У одних молодежь взяла принцип «чего изволите, мы напишем за ваши деньги» (только уже без рефлексии, и самокопаний). У других — вечный поиск «руки Москвы» и «приколы над Януковичем». Пишут ребята легко, но с дикими орфографическими ошибками.

Почему «прикалываются» больше над Януковичем, чем над Тимошенко? Не потому, что «любят Юлю». Просто дяди, которые платят денежку, больше дают, если «мочить Фёдоровича». Ведь медиаресурсы по-прежнему в руках недавних оранжевых либо их деловых партнеров. А ещё молодые любят крутые названия. Помню, одной юной журналистке поручили написать о безжалостном уничтожении птички кеклик. Она выдала материал, который назвала «Кеклику пришёл кердык». На планерке её хвалили.

И всё же сказать, такова сегодня украинская журналистика, будет неправдой. Есть ли серьёзные и принципиальные люди? Есть. Их немного. Но это они с огромным трудом поддерживают престиж профессии. Они пишут то, что думают, и вызывают бесконечное уважение. Однако изданий, где им дают слово, бесконечно мало

Впрочем, не мне судить украинских журналистов. Положение всей нашей пишущей братии ой, как нелегко. И потому глубоко сочувствую и настаиваю: нынешний праздник грустный.

Кстати, я тут ничего не написал о тележурналистах (а ведь приходилось работать и с «Интером», и с «1+1», и Первым Национальным). Но поверьте, ситуация там такая же. Формула существования сходная: олигарх — реклама — власть — зарплата. А между этими суровыми жерновами, похожий на тоскующего и раненого душой Гамлета, украинский журналист.

Что может изменить его судьбу? Только перемены в обществе. Пока у власти будут сменяться торгаши, в стране, а значит и в журналистике, будет господствовать торгашеский закон. А духовность, честь будут выставляться на посмешище теми, кто уже привык без них обходиться.

Лишь изменения в обществе и во власти могут вызвать к жизни новые чистые и здоровые силы в журналистике. Они придут. Они не могут не прийти. Потому что всегда будут рождаться сердца, способные миловать слабых и ненавидеть жестоких и самодовольных. Эти сердца стучат и сегодня. Им трудно. Держитесь, мои дорогие. С праздником вас!

Комментарии

Комментирую, как краевед и непонятно-кто-еще. И "в русском стиле". Ибо, как справедливо заметил кто-то ниже, это проблема не только украинской, но и россйской журналистики, да и вообще, подлость, продажность и прочая национальности не имеет..."негодяй - из страны негодяев". Покойный Н. Карамзин полагал, что историю России должно изучать в том числе и потому, что она учит стойкости перед современными невзгодами: "что-то подобное уже было прежде". Было! Еще как было! Достаточно вспомнить школьный курс русской литературы. Хотя бы стихотворение Лермонтова "Поэт", где говорится как раз о том же, о чем говорите Вы. Ну, понятно, 19-й век... А проблема та же! А еще более забавное и злободневное написал...вот не помню, Курочкин или Минаев... как раз в школьном советском учебнике литературы была эта цитата: "вновь пишет он, призванью верен. Пиши, но будь благонамерен. И больше не рискуй попасть на гауптвахту или в часть!" Суть - написал поэт нечто актуальное, и угодил в лапки "лазоревого полковника"... Ну, еще Некрасов - "будешь помнить здание у Цепного мОста". В сущности о том же - "Художники" Гаршина - рисуешь гламурных кисок - станешь богатым! Было! О, как же было! И торговля совестью, даром была, надо думать, всегда. И проблема эта - не только в отдельно взятой стране. Навскидку не скажу, но у Марка Твена это тоже есть, и у Честертона... "пиши, но будь благонамерен". А что делать? Все равно, где-то правда вылезет - шила в мешке не утаишь. Кстати, колоритно написали. Иначе хотелось бы просто идти на улицу и дать кому-то в зубы - "вот-те, гад, за нашу правду-матку". А так "кеклику кердык"! Именно, что кердык! Аффтар жжот! Смеюсь и пишу свое. И хлопаю Вам! Е.

Ян Таксюр

Спасибо, матушка, за Ваше терпение и снисходительность к моему опусу. Я Ваш вечный заинтересованный читатель. (А кто скажет, мол, кукушка хвалит и т.п., тот глубоко-глубоко неправ).

К слову, поделюсь свежим впечатлением. Сегодня встречался с неким православным фондом или союзом, уж не помню. Кстати, никогда с такими товарищами не встречался. Дорогой офис, полно сотрудников, чем таким православным занимаются, неясно. Главный в руках четки перебирает во время встречи. Итог: приди работай на нас, разумеется, Христа ради (ты же православный) а мы потом покажем каким-то толстосумам и сдерем с них на благое дело миллионов 5-10. Правда, не сказали, сколько себе оставят, а сколько Богу и нам грешным работникам. Четки перебирает, а покупает пишущего так же, как и прочие. Так мне с прочими милее. Там хоть все без лукавства. Это я к тому, что и в правосланой журналистике тот, кто возле денег, уже предъявляет права на твое перо и твою совесть. Что уж про мирских говорить, невоцерковленных. Поздравляю Вас с днем памяти Святителя Луки архиепископа и врача. Завтра у нас храмовый праздник в его честь.

Ответно - с Духовым Днем! А Лука...о-о, он же у нас в ссылке был. Правда, мало кто об этом из местных знает... То, о чем Вы пишете - правда. Но, увы, разные поколения верующих...да что там верующих!...хотя бы революционеров...и заметная деградация от "дум высоких устремлений" и квазиевангельской патетики - к банальному "хватай власть" и "грабь награбленное". Большевик начала 30-х годов, трагично воющий "Вы жертвою пали в борьбе роковой" - нонсенс (простите, просто вчера пришлось вспоминать и петь эту песню). Нынешние верующие уже не "борцы за идею". Опять же - каждый приходящий в Православие тащит туда "хвост" прежних своих заблу...убеждений. Кстати, помянутое Вам тоже было. Есть у Островского в "Волках и овцах", есть у Лескова ("гробы серебрить, а людей морить - это бесчеловечно"). Даже у Леси Украинки в пьесе "В катакомбах" - подобное - потому раб-неофит и недоволен, что ему дают копеечные подачки - а он не хочет продавать за них душу и совесть, вернее, не понимает, что христианство - не в этом, и среди этих христиан истинная - одна Анцилодея. Но, наверное, потому проблемы и вечные, что они больны для людей любых поколений. Но - "больно, значит, живой". И это отрадно... Е.

По сути, реквием по журналистике, той, что была - или пыталась быть - защитницей добра и справедливости. Печально, но правдиво. Все так и есть. Но... существует еще одна, не знаю уж, субъективная или объективная причина нынешнему упадку журналистики. А именно: мы пишем так, какие мы есть. Где бы мы ни работали и какие зарплаты бы не получали, мы пишем так, какие мы есть.

Ян Таксюр

Будущее нам неведомо. Я и в анализ тенденций не верю. Сколько читал аналитиков (в том числе, и православных) мол, анализ нам говорит о стойкой тенденции...а потом все не так и по-другому. Совсем! Так что прогнозам не верю. Только Богу верю.

Евгений Боровой

 Милостивый уважаемый Ян! Нельзя не согласиться с Вашим "опублицистиченным" вскриком души. Но почему словосочетание "украинский журналист"?  Разве есть "украинская совесть", "украинская любовь"?.. Похоже, Вас впечатлила "украинская церковь". Простите за невольную аналогию. Однако то, о чем Вы с болью пишете, действительно больно, трагично и, увы, неизлечимо... У власти УЖЕ "будут сменяться торгаши" - джинн выпущен из бутылки; у них есть главные орудия закабаления - деньги и средства информации. МАССОВОЙ. А "сожительство" первой и четвертой властей - посмертно. Для совестливых. Утешает лишь, что совесть не имеет национальности... Хотя сегодня и о понятии "совесть" можно дискутировать бесконечно. Разве не "совестливые журналисты" привели торгашей к власти? Разве они запамятовали, что революции делают романтики, а у кормила становятся подонки? Разве среди профессиональных политиков встречалась Вам приличная публика? Не будем об "исключениях", создаваемых для видимости. Алексеи Стахановы, Паши Ангелины и для политиков обязательны (классика!)... А "лишь изменения в обществе и во власти", как Вы пишете... 

На коне сегодня белом
Скачет зло ─ ему почёт
При аллюре оголтелом…
Зло на зло не восстаёт.
 

 Славно, если Вы убедили свою дочь не увязнуть в журналистике... Искренне солидарный с Вами - Евгений.

Ян Таксюр

Спасибо, Евгений, за Ваш сочувственный отклик на мой «вскрик».

Объяснюсь насчет «украинского журналиста». Так же, как и в случае с Украинской Церковью, речь идет о местности, о крае, о географии. Украинская Цековь — это благодатное сообщество, которое исповедует Христа своим Богом и Спасителем на земле Украины. В этом смысле христиан Японии мы называем Японской Церковью (спасибо святому Николаю Японскому), а журналистов Японии — соответственно, «японскими журналистами». У нас на Украине много спекулируют на теме поместности церкви. Но потому она и называется «по-местной». Искать, кроме географии, еще что-то — прямой путь к ереси этнофелитизма или еще куда-нибудь, где опасно и нехорошо (помню, много лет назад мне никак не удавалось объяснить одной несчастной сектантке из «харизматов», что апостол Павел называет церквями Коринфскую, Эфесскую, Римскую церкви только по местности, и что Вселенская Церковь одна).

Относительно Вашего мнения о том, что «процесс необратим». Глобально это, конечно, так. Христиане знают, что этот мир, эта цивилизация обречена на погибель. Но как и когда это будет, нам неведомо. И мы не должны оставлять надежды на данном историческом отрезке спасти хоть сколько-нибудь душ рядом с нами. Иначе наши молитвы и наши дела теряют смысл. Ведь Сам Господь являет нам пример отношения к падшему миру. Он всё видит, но терпит и медлит. И так, видимо, будет до тех пор, пока есть надежда на спасение хотя бы еще одной души.

А дочь в журналисты не пошла. Отдал её в экономисты да с иностранными языками впридачу. Только вот, теперь, спустя годы, заговорила о смене профессии, поёт на клиросе, думает, заочно учиться на регентском отделении. Ну, это уже совсем другая история.

Всего Вам доброго, и еще раз спасибо.

Евгений Боровой

 В нашем "диалоге", Ян, самое замечательное, кажется, "совсем другая история" - выбор Вашей дочери! Значит, и мы с Вами еще "подышим" Православием. Слава Богу... Вы меня, кажется, не совсем верно поняли: я имел в виду ваш "отколовшийся" кусочек Церкви; у нас ведь тоже есть Белорусская Православная Церковь - аналог Украинской Православной Церкви; а понятие "журналист" я ассоциировал с понятием "совесть", потому и "придрался" к словосочетанию "украинский журналист". А совесть, повторюсь, национальности не имеет. Благодати Вам, Ян!