Вы здесь

Преподавание Закона Божия детям 4-6 лет в частном детском саду

В современной церковной педагогической практике используются различные внелитургические формы ознакомления детей четырех-шести лет с христианством, верой, церковной жизнью, православной культурой. Такие занятия проводятся в семьях, в детских садах, на воскресных школах, в домах творчества. Предмет занятий иногда имеет определенные названия, к примеру, «основы православной культуры», «христианская этика», «Закон Божий», «воскресная школа», нередко занятия попросту называются занятиями, беседами, встречами.

В частном детском саду уроки христианства могут обрести законные основания в виде факультативных занятий в той или иной форме, например, как «беседы о христианстве», «основы православной культуры», «этические уроки». Залогом успеха таких уроков в длительной перспективе станет положительное к ним отношение со стороны директора, воспитателей и родителей, а также благодетелей, если последнее требуется. В случае, если одно из звеньев «выпадает», уроки могут встретить препятствия, привести к неуспеху, а то и вовсе прекратиться. В нашем случае, в украинском детсаде г. N., все «инстанции» выражали поддержку либо относились к урокам снисходительно, не усматривая в них ни вреда, ни особой пользы. Впрочем, безразличное отношение выражали лишь некоторые родители, а на первых порах и некоторые воспитатели.

Первый год бесед о христианстве в частном детсаде г. N. стал годом проб и ошибок, применения различных методик проведения урока, вместе с тем, он оказался наиболее содержательным и насыщенным. Основы годового цикла сложились в последующие годы. Мы разбили год на три-четыре периода, учитывая годовой литургический цикл. Первый, самый продолжительный, с конца сентября – начала октября, когда заканчивалось формирование подготовительной группы детсада, завершался в конце декабря или в конце января темой Рождества Христова. Второй период продолжался до начала Великого поста или до Страстной седмицы. Третий завершался в конце мая – начале июня. Третий период мог быть разбит на два периода – от Пасхи до Троицы и от Троицы до летних каникул. Постепенно определились особенности каждого периода как в соответствии с циклом литургического года, так и с процессом усвоения материала.

Содержательная часть бесед включила, во-первых, тематику праздников и дней памяти Архангела Михаила, святителя Николая Чудотворца, Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Благовещения, Воскресения Христова, Троицы и некоторых других праздников, во-вторых, тематику ряда евангельских чтений, прежде всего, притчи о блудном сыне (непослушном сыне), о милосердном самарянине (добром дяде-самарянине), в-третьих, ветхозаветные истории об Адаме и Еве, Ное и его сыновьях, о пророке Данииле, а также, в-четвертых, одну-две истории из предания Церкви. Центральной на протяжении трех с половиной лет занятий была история афонской иконы Божией Матери Парамифия («Отрада и Утешение»).

В занятиях использованы рекомендации церковных педагогов С.С. Куломзиной, Т.В. Скляровой («Возрастная психология и педагогика»), священника Анатолия Гармаева («Тихий разговор с совестью»), С.Ю. Дивногорцевой («Теоретическая педагогика») и некоторых других авторов. Особое внимание обращалось на близость для ребенка всего, связанного с семьей. К примеру, в свободном пересказе притчи о непослушном (блудном) сыне акцентировалось внимание на отношениях отца и сына (заметим, окончание притчи, где в действие включается старший брат, дети уже, как правило, не воспринимают, так как их сознание перегружено основной линией притчи). В рассказе о помощи Богородицы при нападении пиратов (история иконы Божией Матери «Парамифия») дети с особенным вниманием слушают не подробности о приготовлении пиратов к бою, а диалог Богомладенца и Божией Матери. И в других рассказах, о святом Николае, Рождестве, Ное, особое внимание уделяется также семейным отношениям.

Рассказы даются для малышей на доступном им языке, абстрактные понятия опускаются, рассказчик избегает излишней географической и исторической информации, внимание переносится на личности, в центр повествования ставится отец, мать, ребенок, взрослый человек. Бог показывается Творцом мира; в целом уроки имеют христоцентрический характер, Господь Иисус Христос предстает и Младенцем, и взрослым Человеком (об Иисусе Христе как истинном Боге и истинном Человеке говорится только в том случае, если дети достаточно подготовлены для формулирования соответствующих вопросов). Рассказы о животных вкрапляются редко, прежде всего, в библейских повествованиях о Ное, пророке Данииле, и картинки в этом случае приходятся очень кстати.

В первый год практиковались словесные и иные игры на темы, включающие церковные элементы. В первый и второй год дети рисовали и одновременно слушали. От всего этого пришлось отказаться. Игры создавали иной настрой, игривое настроение, рисование попросту отвлекало. Другое дело – наглядные пособия: рисунки, иконки, фотографии. Внимание не распылялось, пауза «работала» на переключение, личный контакт, дети получали возможность выговориться. Особое внимание уделялось речи: дети предлагали вопросы, пытались давать краткие и развернутые ответы, рассказывали. Часто выясняли смысл того или иного слова или явления. Поскольку в последний год уроки велись не только на русском, но и на украинском языке, приходилось много переводить с украинского на русский и с русского на украинский.

Если в первый год наших занятий мы пытались равной мерой и учить, и воспитывать, то на втором и третьем году занятий акцент сместился в сторону воспитания. Дети в детсаде были собраны из различных семей, церковных и нецерковных, потому нашей главной задачей было зародить «искорку веры», дать нравственное воспитание по преимуществу. Иногда представлялась возможность и индивидуально беседовать. Вспоминается такой эпизод: способный мальчик, каких вундеркиндами называют, что-то рисует, явно не в настроении. Спрашиваю, что он нарисовал. Как оказалось, нарисовал он целый завод конвейеров, вырабатывающий отравленное мороженое для девочки Д. Такому мальчику можно сколько угодно объяснять подробности Священного Писания, но цена таким занятиям будет невысока, если его завод будет по-прежнему вырабатывать отравленное мороженое для его одногруппницы.

Особый вызов – проблемные дети. Такие с неизбежностью встречаются в каждой группе, попытки вразумить таких деток требуют чуть не половину внимания на протяжении урока с момента встречи до прощания. Выделим три группы «трудных» детей: 1) гиперактивные; 2) обидчивые; 3) вундеркинды. В каждой из трех категорий могут оказаться дети из церковных семей, следовательно, еще одна группа – дети, родители которых прохладно относятся к православной вере. Тем не менее, поскольку в целом родители дают согласие на пребывание ребенка в детсаде, преподавателю Закона Божия приходится снижать степень насыщенности уроков специфически православно-христианским содержанием. При этом нацеленность на добро, на заповеди Божии не умаляется.

А в целом преподавание Закона Божия маленьким детям можно свести к двум словам: на доступном для детей языке рассказывать священную историю с любовью к детям и своему предмету.